Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала




 

Совершенствование работы по всестороннему развитию детей дошкольного возраста предполагает поиск новых путей во взаимосвязи детского сада и семьи, повышения педагогической культуры родителей. Это в полной мере относится и к обогащению содержания семейного воспитания.

 

Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач.

 

Прежде всего следует направить внимание родителей на осознание необходимости повышения их роли во всестороннем развитии детей в период дошкольного детства в связи с возросшими требованиями школы, осуществлением постепенного перехода к обучению детей в школе с шестилетнего возраста. С этой целью познакомить ребят с разными видами занимательных математических игр и упражнений, их назначением и развивающим влиянием, методикой руководства соответствующей детской деятельностью. Воспитатель знакомит родителей с педагогическими положениями о развивающем воздействии игр с занимательным математическим материалом на детей, раскрывая это на конкретных примерах.

 

Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.

 

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Достижение цели игры - составить фигуру, модель, дать ответ, найти фигуру - приводит к умственной активности, основанной на непосредственной заинтересованности ребенка в получении результата. Все это способствует формированию готовности к школьному обучению.

 

Интерес к конечному результату, правильному ответу стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения качественного результата).

 

Упражнения в решении занимательных задач, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение зрительно и мысленно анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы решения и планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за действиями и соотносить их с поставленными задачами, оценивать полученный результат). Решение практических задач с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать умственные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных наборов "Танграм", "Колумбово яйцо" и др.).

 

Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

 

Работу с родителями следует вести одновременно с включением занимательных упражнений и игр в жизнь детей группы. Этим будет обеспечено разностороннее воздействие на ребят, воспитание у них интереса к играм, занимательным задачам, обучения их способам поиска ответа, решения.

 

Формы и методы работы с родителями по данной проблеме могут быть разнообразными: тематические родительские собрания, беседы и консультации, просмотр занятий и игр детей, оформление уголков для родителей по соответствующей математике, пропаганда знаний о роли занимательного материала.

Примерная тематика родительских собраний (бесед и консультаций)

 

1. Что такое занимательный математический материал?

 

Воспитатель знакомит родителей с общей характеристикой занимательного математического материала, подчеркивая его игровой характер, интерес к нему детей и взрослых, виды занимательных игр, упражнений, доступных детям дошкольного возраста. Здесь же показывает игры с математическим содержанием, дает рекомендации по их изготовлению вместе с детьми или советы, какие игры можно купить в магазинах.

 

2. Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей.

 

Воспитатель раскрывает роль игр в умственном развитии: наглядно-образного и логического мышления, качеств и свойств ума (сообразительность, смекалка, быстрота и подвижность мысли), познавательных интересов, личностных качеств (целенаправленности поисковых практических и умственных действий, настойчивости, самостоятельности).

 

3. Роль занимательного математического материала в подготовке детей к школе.

 

Родителей необходимо ознакомить с показателями готовности детей к школьному обучению с 6 лет. Целесообразно здесь сообщение учителя начальных классов. В разговоре с родителями занимательный материал должен быть представлен (наряду с другими) в качестве одного из средств подготовки детей к обучению в школе. Необходимо показать его воздействие на детей при соответствующем руководстве со стороны взрослого: воспитание умения думать, развитие сосредоточенности, способности к длительному умственному напряжению и других качеств личности старшего дошкольника.

 

4. Руководство играми занимательго характера.

 

Здесь уместно рассказать о том, как учить детей воспринимать умственную задачу, представленную в игре, анализировать условия, исходные данные, обучать поисковым действиям через выдвижение предположения, опробирование разных путей поиска ответа, способам доказательства правильного или ошибочного хода поиска. Обязательно указать при этом на недопустимость сообщения готового ответа, порицаний, недовольства.

 

В руководстве деятельностью детей важна опора на наглядность. Возможны и такие примеры, как частичная подсказка, одобрение правильного пути поиска, поощрение аналогичных ситуаций.

 

В ходе бесед, консультаций родителям следует давать конкретные рекомендации по руководству отдельными видами игр: головоломок с палочками, логических упражнений, игрой "Колумбово яйцо" и др. На основе учета индивидуальных возможностей ребенка воспитатель дает советы родителям по организации той или иной игры, преследуя определенную цель: учить последовательным действиям, умению планировать их в уме, приучать ребенка к умственному труду и др.

 

С целью ознакомления родителей с приемами руководства играми с занимательным материалом, методикой их проведения воспитатель организует открытые занятия по математике, в которых занимательный материал используется как часть занятия или включается в упражнения, а также наблюдение за самостоятельными играми детей.

 

При подведении итогов воспитатель подчеркивает своеобразие мыслительной деятельности детей, их индивидуальность, развивающее влияние игр, необходимость организации этой работы в условиях семьи.

 

В уголок для родителей воспитатель помещает информацию (в определенной системе) о значении занимательных игр, приемах руководства ими, описание способов их изготовления. Здесь желательно помещать также чертежи игрового материала, обзор книги, статей по данной проблеме.

 

Пропаганду значимости занимательного математического материала для всестороннего развития детей дошкольного возраста можно осуществлять и путем чтения лекций на промышленных предприятиях, в учреждениях, колхозах и совхозах. В лекциях подчеркивается необходимость повышения уровня развития дошкольников, подготовки их к обучению в школе с учетом требований Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

 

Лектор показывает различные пути реализации задач, поставленных школьной реформой. Знакомит слушателей с одним из методов - использованием занимательных игр и упражнений математической направленности, чтобы обеспечить оптимальный уровень развития детей. Здесь же даются рекомендации о создании домашней игротеки, о том, как важна увлеченность играми такого рода всех членов семьи, о вовлечении детей в творческую деятельность по разработке сценариев вечеров досуга, конкурсов, игр-соревнований, что является одним из условий развития детского интереса к умственному труду.

 

В работе с детьми и с родителями воспитанников занимательный математический материал является одним из многообразных средств всестороннего развития ребенка в условиях семейного и общественного воспитания и подготовки его к обучению по школьной программе начиная с пятилетнего возраста.

 

Использование разных путей и методов работы с родителями будет способствовать претворению в жизнь идеи о единстве воспитания и обучения детей в условиях детского сада и семьи.

 

Система работы воспитателей с родителями по такой форме организации досуга детей, как занимательные игры, способствует педагогическим контактам с семьей, формированию у родителей педагогического творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры.

 

Работа с родителями в этом направлении явится одним из аспектов педагогического всеобуча.

Что читать

 

Генко Ж. Ю. О содержании и структуре дидактической игры. - В сб.: Умственное воспитание детей в детском саду. Л., 1981.

 

Гришин В. Г., Ильин. Е. И. Шахматная азбука. М., 1980.

 

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников/Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд. М., 1978.

 

Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Геометрия для малышей. М., 1975.

 

Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Математическая азбука. М., 1980.

 

Игнатьев Е. И. В царстве смекалки. М., 1984.

 

Линькова Н. П. Игры, игрушки и воспитание способностей. М., 1969.

 

Метлина Л. С. Математика в детском саду. М., 1984.

 

Минский Е. М. От игры к знаниям. М.. 1982.

 

Моро М. И., Вапняр Н. Ф., Степанова С. В. Математика в картинках. М., 1980.

 

Никитин Б. П. Развивающие игры. М., 1981.

 

Соболевский Р. Ф. Логические и математические игры. Минск, 1977.

 

Труднев В. П. Считай, смекай, отгадывай. М., 1980.

 

Статьи из журнала "Дошкольное воспитание"

 

Грачева 3. А. Значение математической игры "Танграм" для умственного развития дошкольников, 1971, № 1.

 

Грачева 3. А. Использование логических задач в умственном развитии дошкольников, 1975, № 11.

 

Михайлова 3. А. Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности, 1984, № 8.

 

Щербинина И. О занимательных задачах в развитии целенаправленности и настойчивости у детей. 1976, № 8.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...