Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этнические и межконфессиональные конфликты.




Общие сведения об учебном курсе.

Дисциплина читается студентам второго курса по направлению «Международные отношения» факультета Мировой экономики и мировой политики. Курс является обязательным и читается во втором полугодии учебного года. Продолжительность курса составляет 190 учебных часа,в том числе: 32 часов лекционных занятий. Рубежный контроль - экзамен.

Требования к студентам:

Освоение курса предполагает предварительное знакомство студентов с содержанием учебных дисциплин: «Национальная идентичность в условиях глобализации», «Политология», «Геополитика», «Новые угрозы глобального развития». «Мировая политика и международные отношения», «Международные политические институты и организации», «Национальные интересы России в мире», «Экономические и политические проблемы стран постсоветского пространства» и базовый блок экономических дисциплин.

 

Цель курса:

За несколько последних десятилетий в мире появился новый феномен – так называемый политический ислам, или исламизм. Сейчас большая часть «горячих точек» планеты находится в мире ислама (Иран, Ирак, Афганистан, Пакистан, Палестина, Йемен, Судан, Сомали). На Большом Ближнем Востоке происходят серьезнейшие конфликты, так или иначе угрожающие мировой безопасности. Мусульманский экстремизм, представленный в первую очередь сетевыми организациями, базирующимися на идеологии исламского фундаментализма и объединенными брендом «Аль–Каиды» породил такое зловещее явление, как транснациональный терроризм. Наиболее опасным стало широкое распространение акций террористов- смертников, чего не удалось избежать и нашей стране.

Настоящий курс имеет своей целью ознакомить студентов с такими проблемами, как суть и особенности мусульманской религии, возросшая роль исламского сообщества в современном мире. Причины возникновения исламского фундаментализма, различие между исламом и исламизмом, роль политики Запада в подъеме мусульманского экстремизма, характер транснационального исламистского терроризма. В курсе также дается анализ причин возникновения арабо-израильского конфликта, сути палестинской проблемы, предпосылок иракского кризиса, результатов американской интервенции в Ираке, международного кризиса вокруг ядерной программы Ирана, «двойной войны» в Афганистане и Пакистане, проблемы «исламизации Европы», «мусульманского вопроса» в России, роли России и США на Большом Ближнем Востоке.

Учебные задачи курса:

В результате изучения дисциплины студент должен:

- Знать: основную проблематику мировой политики и международных отношений, внешнеполитические стратегии основных внешнеполитических игроков на мировой арене, специфику современных мировых политических тенденций.

- Уметь: пользоваться учебной, справочной и научной литературой, статистическими данными по обозначенной теме, анализировать конфликтные ситуации на мировой арене, внешнеполитические инициативы и экономические интересы основных стран.

- Иметь: представление о современных проблемах международных отношений, в том числе о дискуссионных, вызывающих противоречия между основными участниками международных отношений, а также возможных вариантах их решения.

- Обладать: навыками критической оценки аналитических и научных материалов по проблематике мировой политики и международных отношений.

 

 

Тематический план учебной дисциплины

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов по учебной дисциплине Аудиторные часы   Самостояте- льная работа  
лекции Сем. занятия    
  Этнос, нация, национализм.          
  Этнические и межконфессиональные конфликты          
  Межгосударственные конфликты          
  Особенности ислама как религии и цивилизационного ядра          
  Исламский фундаментализм, радикализм, джихадизм          
  Исламистский терроризм          
  Арабо – израильский конфликт          
  Палестинская проблема. Израиль, ООП, " мирный процесс ".          
  Ближневосточные конфликты, " Большой Ближний Восток".          
  Иракский кризис.          
  Иран, " исламская революция " и иранская ядерная проблема.          
  Нефть и Ближний Восток. Россия, США, Западная Европа и ближневосточные конфликты.          
 
  АфПак          
  Всего          

Базовый учебник:

Мировая политика: учебное пособие. М.: ИД ГУ – ВШЭ, 2007.

 

Формы контроля:

а) текущий – написание эссе, опросы студентов в ходе лекций, возвращение к изложенному материалу;

б) итоговый – экзамен (с учетом предыдущих выступлений и комментариев на лекциях, а также оценки за эссе).

 

В самостоятельную работу студента входит: освоение теоретического материала и сведений, полученных в ходе лекционного курса; изучение трудов отечественных и зарубежных авторов по данной проблематике, подготовка эссе по избранной теме.

 

 

Содержание программы

Тема 1.

Этнос, нация, национализм.

 

1. Этнос и нация, различия между ними. От этноса к нации: роль религии, языка, мифов, экономических факторов. Осознание общности исторической судьбы - необходимое условие становления нации. Гражданская (политическая) нация и этническая нация. Многонациональные общества. Русская или российская нация; русские и россияне.

2. Национализм, его становление как предпосылка строительства нации. Связь национализма с развитием рынка. Национализм и патриотизм. Национализм и шовинизм. Ксенофобия.

3. Причины подъема современного национализма. Этнический и государственный национализм.

Основная литература

Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1992. Гл. 1.

Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПБ, 1998 С. 5-24.

Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М,1997. С. 77- 89.

Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997. С. 7-14.

Мирский Г.И. На развалинах империи. Этнические и национальные проблемы в бывшем Советском Союзе. М., 2000. С. 3- 57.

 

Дополнительная литература

Альтермахт Урс. Этнонационализм в Европе. М., 2000. С. 25-68

Развивающиеся страны и Россия: научные доклады. М., МОНФ. С. 153- 166.

Тема 2.

Этнические и межконфессиональные конфликты.

 

1. Почему на передний план в современном мире, после краха биполярной системы, выходит не столько классовые, сколько этнические и религиозные противоречия. Мощный подъем религии и национализма – двух императивов человеческого поведения, игнорировавшихся марксистской теорией. Распространение этноконфессиональных конфликтов. "Национализм меньшинств" после распада империй.

2. Сепаратизм. Противоречие между принципами территориальной целостности государств и правом наций на самоопределение. Примеры: Чехословакия, Югославия, Индия и Пакистан, Шри Ланка, республики бывшего Советского Союза и др.

3. Типология конфликтов.

4. Цивилизация и культура. Этноконфессиональные конфликты и их связь с цивилизационными факторами. Перспектива "столкновения цивилизаций".

 

Основная литература

 

Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1992. Гл. 1.

Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПБ, 1998. С. 5 – 24.

Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.С.77- 89.

Мирский Г.И. На развалинах империи. Этнические и национальные проблемы в бывшем Советском Союзе. М., 2000. С. 3 – 57.

 

Дополнительная литература

Альтермахт Урс. Этнонационализм в Европе. М., 2000. С. 203 – 228.

Развивающиеся страны и Россия: научные доклады. М., МОНФ. С. 153 – 156.

Anderson Benedict. Imagined Communities. London, 1980. (Вся книга)

Anthony D. Smith. The Ethnic Origins of Nations. Oxford, 1986. (Вся книга)

Connor Walker. Ethnonationalism. The Quest for Understanding. Princeton, 1994. Вся книга

 

 

Тема 3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...