Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности организации музыкальной деятельности в семье




 

Работа по музыкальному семейному воспитанию может осуществляться посредством следующих форм организации музыкальной деятельности.

Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах, как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослых активна - это совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, игры с музыкой). К менее активным формам руководства взрослыми относятся следующие: слушание грамзаписей, музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.

Более свободная форма музыкальной деятельности - слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для занятий. Но и такое восприятие полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений детей, накопление слухового опыта.

Музыка может звучать и во время утренней гимнастики. Многолетний опыт музыкального воспитания показывает, что начинать занятия с детьми следует в самом раннем детском возрасте - в 3,4,5 лет. Память детства - самая драгоценная память: то, что ребенок узнал в детстве, остается на всю жизнь. Если бы можно было проанализировать многие свершения человеческой жизни, то, вероятно, был бы получен такой результат: это в какой-то степени разматывание клубочков от впечатлений и опытов, вынесенных из детства.

Первое и самое важное, что требуется от семьи, - это создать атмосферу предельного уважения к инструментальной, симфонической, оперной балетной, джазовой - любой хорошей музыке. Обязательно уважение, так как нельзя говорить о ней небрежно, тем более вносить элемент тяжкой необходимости или скуки. Минуты общения с музыкой должны даваться детям как радость, как награда. И радостным трудом для самих родителей должно быть то время, которое они будут отдавать этим занятиям.

Семья может и должна быть первой ступенью художественного воспитания. Родители, сознательно воспитывающие и развивающие музыкальные наклонности ребенка, должны делать это по возможности систематически, независимо от того, может ли стать и будет ли ребенок музыкантом-профессионалом или музыка просто сделается его другом на всю жизнь.

Некоторые родители совершенно равнодушны к музыке. К музыке, которая способна обогатить и украсить жизнь! Порой музыка звучит в большом количестве, но при этом почти не замечаемая. Такое непрерывное звучание музыки, например, по радио может привести к полной атрофии музыкального воздействия, ибо, привыкнув в быту к постоянному звуковому раздражителю, дети перестают замечать и воспринимать звуки как музыкальное целое.

Музыку надо научить слушать. Начиная музыкальное воспитание ребенка, необходимо помнить, что мир музыкальных звуков - это особая стихия, в которую погружать ребенка надо незаметно и радостно, а не вталкивать его насильно, называя это «учить музыке». И только лучшее, самое лучшее надо вкладывать в детское сознание.

Есть разные проявления одаренности. Одни любят музыку, тянутся к ней, любят слушать, петь, танцевать, но не обладают музыкальным слухом, чувством ритма, музыкальной памятью. Другие награждены всеми этими природными качествами, но не слишком реагируют на музыку – таких надо суметь заинтересовать. Часто бывает, что не хватает координации голосовых связок с тем, что слышал и запомнил внутренним слухом. Это еще не значит, что у него нет музыкальных данных.

Широкое музыкальное образование можно дать всем, потому что нет или почти нет абсолютно неодаренных детей. Если есть физиологическая одаренность (слух, ритм, музыкальная память, «удобные» руки), ребенку не может не доставлять удовольствие то, что ему по самой своей природе дается легко; если же малыша удалось заинтересовать хоть немного песнями, ритмичными танцами и т.п., не бывает случаев, чтобы в ребенке не проснулась настойчивость к преодолению того, чего в нем не хватает от природы. Он просто может начать любить музыку - это уже немало. Часто даже опытному педагогу трудно предсказать, как разовьются в человеке его способности и его отношение к музыке.

В 4 года ребенок вполне может начинать свое музыкальное образование. Надо только помнить, что легче всего обучать ребенка с помощью игрового метода, стремиться все время держать его в заинтересованном состоянии, будить его воображение всеми доступными способами. Например, рассказывая сказки, просто играя, разговаривая, надо «колдовать» и понемногу вливать в него необходимые знания, которые станут ключом, открывающим ворота в настоящую, большую музыку.

А когда впервые в 5-6 лет для ребенка «заговорит» нотный текст - тогда зазвучат тысячи вещей, казавшиеся ему до этого не интересными. Мир откроется пред ним по-новому, все получит свой голос: книги, картинки, даже игрушки.

На первом этапе важнее познакомить его с музыкой, научить слушать, заинтересовать тем, что музыка говорит, развить музыкальное воображение. Это настоящее проявление творческих возможностей, и оно само по себе очень ценно. Эти первые опыты самостоятельного музицирования детей дошкольного возраста в редчайших случаях может нанести непоправимый вред аппарату - руке, А пользы от такого музицирования музыкальному воспитанию гораздо больше. И если есть возможность: если дома есть инструмент, кто-либо играет или хотя бы очень любит музыку и знаком с ней по личному тяготению, не следует откладывать начало занятий и можно начинать уроки с 4-5 лет.

Музыку надо научиться слушать так, чтобы уметь слышать ее язык и захотеть его воспроизвести. Учить слушать и воспроизводить - значит развивать слух. Каждое занятие должно начинаться с накопления музыкальных впечатлений.

Если никто не играет на инструменте, надо пользоваться пластинками с подходящим для детского восприятия репертуаром, надо, чтобы обучающий, если он не профессионал, научился и сам играть несколько песенных примеров. (Играть эти примеры обучающий может одной рукой или даже одним пальцем, как в первые 2-3 недели рекомендуется играть и всем начинающим). Пластинки, радио, магнитофон помогут и в том случае, если ребенок специально не обучается игре на музыкальном инструменте.

Освоение нотной грамоты - длительный процесс. Постепенность, большое терпение, учет индивидуальных особенностей ребенка дадут немалые результаты. Главное, чтобы ему все время было интересно.

Нужно помнить, что вводить человека в мир музыки, заниматься музыкой, хотеть дать ребенку музыкальное воспитание - это значит открыть для него целый мир. Язык музыки - это, может быть, единственный в мире язык, на котором человеческая душа может выразить самое тонкое, самое возвышенное, ничем, кроме звуков музыки невыразимое. Она не терпит на занятиях ею ничего скучного, пошлого, злого, некрасивого.

Осуществляя работу по организации музыкальных занятий в семье, педагогу следует учитывать методы, применяемые в работе с детьми. Основные педагогические методы (словесный, наглядный, практический) применимы и в музыкальном семейном воспитании.

Наглядно-слуховой метод - основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.

Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. В детском саду для работы с детьми используются обычно крупные репродукции картин, иллюстрации, качество которых не всегда высоко. Дома же имеется возможность показать детям книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка, о народных традициях, обрядах. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.

Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослых помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание на смену настроений, на изменения в звучании.

Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

Важно помнить, что любой насильственный метод неприемлим в воспитании, тем более на занятиях искусством. Это часто приводит к тому, что даже одаренные дети теряют интерес к музыкальным занятиям. У ребят надолго закрепляются отрицательные эмоции, получаемые во время учебы, которые порождают затем негативное отношение к музыке.

Таким образом, педагог должен уметь убедить родителей, что только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкальном развитии детей. Нужно широко использовать игровые ситуации, соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы дети не переутомлялись. Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, требуется смена музыкальной деятельности, применение разных ее видов, наглядности.

Условия эффективности музыкального воспитания в семье, определенные Н.В. Карташевым, такие как организационные, психолого-педагогические и педагогические дают основание говорить о целесообразности работы по осуществлению сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах музыкального воспитания, в частности, воспитателей и музыкальных педагогов.

К условиям музыкального развития ребенка относятся следующие: своевременное развитие музыкальных задатков ребенка, музыкальные традиции семьи, ее общая и музыкальная культура. Эти условия обуславливают музыкальные потребности и интересы родителей и детей.

Музыкальное воспитание детей в семье осуществляется в форме занятий, развлечений, самостоятельного музицирования детей, а так же коллективное музицирование детей и родителей посредством применения основных педагогических методов: словесного, практического и наглядного. При этом используются радио, магнитофон, музыкальный центр, телевизор и видеомагнитофон. При организации музыкальных занятий в семье родителям следует учитывать особенности психического развития ребенка.

 

2.4. Модуль психолого-педагогического воздействия

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...