Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Определение права на государственные пособия гражданам, имеющим детей и расчет их размеров




 

Решение ситуационных задач

Порядок расчета пособий по беременности и родам установлен Федеральным законом N 255-ФЗ. Декретные рассчитываются в порядке, аналогичном тому, что применяется при определении размера пособия по временной нетрудоспособности.

Расчетный период для определения суммы пособия составляет двенадцать календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности. А если сотрудница работает в фирме менее года - период фактической работы до месяца, в котором она пойдет в декрет.

После того как определен средний дневной заработок, рассчитывают максимальное дневное пособие по беременности и родам. Для этого 25 390 руб. надо разделить на число календарных дней в каждом месяце декретного отпуска. Полученная сумма и есть максимальное дневное пособие по беременности и родам в каждом месяце. Его сравнивают его со средним дневным заработком сотрудницы.

Если средний заработок сотрудницы превышает максимальный размер пособия, то за каждый полный месяц отпуска она получит только 25 390 руб. (или 25 390 руб., умноженные на районный коэффициент). Неполные же месяцы отпуска оплачивают, проведя расчет по такой формуле:

П = 25 390 руб.: Р x О,

где П - сумма пособия;

Р - число календарных дней в месяце;

О - календарные дни отпуска, которые приходятся на данный месяц.

Если средний заработок сотрудницы меньше максимального размера пособия, декретные определяют исходя из суммы среднего заработка. Такой расчет делают в каждом месяце отпуска по беременности и родам. Пособие выплачивается за рабочие дни, которые приходятся на отпуск по беременности и родам.

Задача 1. Сотрудница, которая была принята на работу в организацию в декабре 2014 г., уходит в отпуск по беременности и родам 2 июля 2015 г. В бухгалтерию она представила листок нетрудоспособности на отпуск сроком 140 календарных дней (со 2 июля по 20 ноября 2015 г. включительно).

В расчетном периоде (с 5 декабря 2014 г. по 30 июня 2015 г. включительно) сотрудница отработала 212 календарных дней. Всего за расчетный период сотрудница заработала 134 000 руб. Поэтому среднедневной заработок сотрудницы равен:

134 000 руб.: 212 дн. = 632,08 руб.

Теперь надо определить размер дневного пособия, которое предприятие может выплатить за счет ФСС РФ. Максимальный размер пособия во время отпуска по беременности и родам составляет:

- в июле - 819,03 руб. (25 390 руб.: 31 дн.);

- в августе - 819,03 руб. (25 390 руб.: 31 дн.);

- в сентябре - 846,33 руб. (25 390 руб.: 30 дн.);

- в октябре - 819,03 руб. (25 390 руб.: 31 дн.);

- в ноябре - 846,33 руб. (25 390 руб.: 30 дн.).

Среднедневной заработок сотрудницы превышает максимальный размер пособия в каждом месяце отпуска по беременности и родам. Следовательно, фирма выплачивает пособие исходя из максимального размера пособия. То есть размер пособия будет таким:

(25 390 руб.: 31 дн. x 30) + 25 390 руб. + 25 390 руб. + 25 390 руб. + (25 390 руб.: 30 дн. x 20 дн.) = 117 667,5 руб.

Всю эту сумму предприятие выплатило за счет ФСС РФ.

Если страховой стаж работницы на момент обращения за декретными составляет меньше 6 месяцев, то она может рассчитывать только на пособие, которое не превышает за каждый полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Сейчас сумма МРОТ составляет 6 204руб.

 

Задача 2. Сотрудница была принята на работу 18 августа 2014 г. А в январе 2015 г. она ушла в декрет и затем сразу взяла отпуск по уходу за ребенком. В бухгалтерию сотрудница представила листок нетрудоспособности на отпуск сроком 140 календарных дней (с 16 января по 4 июня 2015 г. включительно). На момент обращения за пособием ее страховой стаж составлял меньше шести месяцев.

В расчетном периоде сотрудница не отработала ни дня. В этом случае декретное пособие ей надо рассчитывать исходя изМРОТ за полный календарный месяц отпуска по беременности и родам.

Средний дневной заработок равен в январе и июне 2015 г. 200,13 руб. (6 204руб.: 31 дн.).

Организация выдала сотруднице:

200,13 x 16 дн. + 6204 + 6204 + 6204 + 6204 + 200,13 x 4 дн. = 28 818,6 руб.

Всю эту сумму организация выплатит за счет ФСС РФ

 

 

Судебная практика

Дело № 2-670/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2015 года г. Юрга Кемеровской области

Юргинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего Тимофеевой Е.С. при секретаре судебного заседания Фахрутдиновой Е.С. с участием истца Мурашовой А.В., представителей истца и ответчика Мурашова В.Я. и Басалаевой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мурашовой А.В. к Управлению социальной защиты населения Администрации *** о восстановлении срока для обращения за назначением единовременного пособия при рождении ребёнка,

УСТАНОВИЛ:

Мурашова А.В. обратилась к Управлению социальной защиты населения Администрации *** с исковыми требованиями (л.д. 15) о восстановлении срока обращения за единовременным пособием при рождении ребёнка М.А.А.А., родившегося *** и возложении обязанности на Управление социальной защиты населения Администрации *** назначить единовременное пособие в связи с рождением ребёнка – М.А.А.А.. Исковые требования обоснованы тем, что она Мурашова А.В. - ***, переехала к родителям в *** ***, зарегистрировалась с ребёнком *** по адресу: ***. После подготовки всех документов, на основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 г. № 1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" обратилась 26.12.2014 г. с просьбой о выплате единовременного пособия при рождении ребёнка в УСЗН Администрации *** через МАУ "МФЦ". 30.12.2014г. УСЗН Администрации *** после рассмотрения её заявления вынесено решение об отказе Мурашовой А.В. в назначении единовременного пособия при рождении ребёнка из-за обращения за назначением пособия по истечении 6 месяцев с опозданием на 9 дней. Данное опоздание вызвано изменением места проживания и регистрацией по новому месту жительства, что считается одной из уважительных причин.

Истец Мурашова А.В. и её представитель Мурашов В.Я. пояснили, что *** у Мурашовой А.В. родился ребёнок, она проживала в ***, получать пособие не могла. *** Мурашова А.В. переехала к родителям в ***. Для получения пособия при рождении ребёнка ей необходимо было зарегистрироваться по месту жительства и аннулировать запись о браке, что она смогла сделать к моменту обращения *** г.

Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения Администрации города Юрга - Б.В.А. не возражала против иска.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришёл к выводам, изложенным ниже.

Копией паспорта подтверждается личность истицы (л.д. 9-10).

Из решения УСЗН Администрации *** *** от *** (л.д. 3) Мурашовой А.В. отказано в назначении единовременного пособия при рождении ребёнка, так как за пособием Мурашова А.В. обратилась *** г., то есть спустя шесть месяцев со дня рождения ребёнка.

Согласно свидетельству о рождении, справки о рождении (л.д. 4 и 5) М.А.А.А., родившемуся ***, матерью приходится гражданка России – Мурашовой А.В..

Из справки посольства России в *** от *** (л.д. 5) следует, что Мурашова А.В. не получала *** единовременного пособия при рождении ребёнка.

Согласно справке поквартирной карточки (л.д. 6) по адресу: ***, Мурашова А.В. и М.А.А.А. зарегистрировалась ***.

Из копии трудовой книжки Мурашовой А.В. следует, что после *** Мурашова А.В. не трудоустраивалась и не работала (л.д. 7).

Согласно решению по делу *** от *** (л.д. 8) расторгнут брачный союз А.П. и А. Мурашовой.

Единовременное пособие при рождении ребенка является одним из видов государственных пособий (ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей").

Часть 1 статьи 17.2 федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ устанавливает, что пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а также единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет, со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении, или со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (попечительства), или со дня заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - не позднее шести месяцев со дня окончания военнослужащим военной службы по призыву.

При обращении за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом страховщика при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием. Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (Ч. 3 ст. 12 федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").

Из приведённых требований законодательства следует, что указанные федеральные законы непосредственно не регулируют отношения, связанные с восстановлением пропущенного шестимесячного срока обращения за единовременным пособием при рождении ребенка, в том числе и для лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Суд считает возможным восстановить шестимесячный срок, пропущенный истцом Мурашовой А.В. при обращении за назначением единовременного пособия при рождении ребёнка, так как статья 17.2 федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" не содержит каких-либо положений, ограничивающих право лица на обращение в суд с заявлением о восстановлении пропущенных сроков, предусмотренных данной нормой, формальное истечение которых не отменяет право на получение государственных пособий.

Согласно перечня уважительных причин пропуска срока обращения за пособием, утверждённого Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2007 г. N 74, уважительными причинами являются: непреодолимая сила, то есть чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (землетрясение, ураган, наводнение, пожар и другие); длительная временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев; переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания; вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от работы; повреждение здоровья или смерть близкого родственника; иные причины, признанные уважительными в судебном порядке, при обращении в суд.

Истец Мурашова А.В. не обратилась в установленный законом срок для назначения единовременного пособия при рождении ребёнка в связи со сменой места жительства, что свидетельствует об уважительности причины пропуска срока для обращения, поэтому иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

В полном объёме удовлетворить исковое заявление М.А.А.А. к Управлению социальной защиты населения Администрации *** о восстановлении срока для обращения за назначением единовременного пособия при рождении ребёнка.

Восстановить М.А.А.А. срок для обращения за получением единовременного пособия при рождении ребёнка – М.А.А.А. родившегося ***.

Обязать Управление социальной защиты населения Администрации *** назначить М.А.А.А. единовременное пособие при рождении ребёнка М.А.А.А..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Юргинский городской суд Кемеровской области.

В окончательной форме мотивированное решение принято 20.03.2015 г.

Председательствующий Е.С. Тимофеева

Суд: Юргинский городской суд (Кемеровская область) (подробнее)

Истцы: Мурашова А. В. (подробнее)

Ответчики: Управление социальной защиты населения Администрации г. Юрги (подробнее)

Судьи дела: Тимофеева Елена Сергеевна (судья) (подробнее)


Заключение

 

Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, установленная Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Созданы новые институты, но во многом, созданная система неэффективна, должна дополняться другими средствами поощрения и стимулирования стабилизации демографической ситуации в Российской Федерации.

Установлены следующие виды государственных пособий:

- пособие по беременности и родам;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

- ежемесячное пособие на ребенка;

- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий установлены Правительством Российской Федерации.

Прямая денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей в виде государственных пособий, компенсационных выплат, пенсии на детей по случаю потери кормильца, и других видов выплат Федерального уровня устанавливаются в форме твердых денежных сумм. Размеры их не зависят от реальной потребности семьи в поддержке для конкретного случая нуждаемости, а определяются финансовыми возможностями государства или иных источников финансирования мер социальной поддержки.

Российское государство и общество должны обратить пристальное внимание на поддержку семей с детьми. В основу социальной политики должны быть положены приоритеты семейных ценностей, семейного воспитания детей, включая семейную сферу. Решение проблем семьи - это задача всего общества, объединений граждан, каждой российской семьи. Необходимо повысить роли институтов гражданского общества, в том числе органов местного самоуправления, общественных организаций, самих семей в деле стабилизации и кардинального улучшения положения российских семей.


 

Список источников

 

1. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]: офиц. текст: [принят Ассамблей ООН от 10 декабря 1948 г.]: офиц. сайт компании «КонсультантПлюс». – М.: consultant/ru, 1997. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/
cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=120805. –13.02.2016.

2. Конвениция о правах ребенка [Электронный ресурс]: офиц. сайт компании «КонсультантПлюс». – М.: consultant/ru, 1997. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=9959. – 13.02.2016.

3. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: офиц. текст: [принята всенародным голосованием 12.12.1993, изм. И поправки от 21.07.2014 г.]: офиц. сайт компании «КонсультантПлюс». – М.: consultant/ru, 1997. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/
cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875. – 13.02.2016.

4. Семейный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: офиц. текст: [принят Гос. Думой Федер. собр. РФ 29 ноября 1995 г., ред. от 30.12.2015]: офиц. сайт компании «КонсультантПлюс». – М.: consultant/ru, 1997. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191684. – 13.02.2016.

5. Жилищный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: офиц. текст: [принят Гос. Думой Федер. собр. РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ, с изм. и доп. от 31 января 2016 г.]: офиц. сайт компании «КонсультантПлюс». – М.: consultant/ru, 1997. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=
LAW;n=193170. – 12.02.2016.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: офиц. текст: [принят Гос. Думой Федер. собр. РФ от 30 декабря 2001 N 197-ФЗ, с изм. и доп. от 10 января 2016г.]: офиц. сайт компании «КонсультантПлюс». – М.: consultant/ru,1997.– Режим достпа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?
req=doc;base=LAW;n=191626. – 12.02.2016.

7. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [Электронный ресурс]: офиц. текст: [принят Гос. Думой Федер. собр. РФ от 19 мая 1995 N 81-ФЗ с изм. и доп. от 29 декабря 2015 г.]: офиц. сайт компании «КонсультантПлюс». – М.: consultant/ru, 1997. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191390. – 12.02.2016.

8.Указ президента РФ от 26 февраля 2013 года N 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» [Электронный ресурс]: офиц. текст: [принят Указом Президента РФ от 26 февраля 2013 N 175, с изм. и доп. от 31 декабря 2014 г.]: офиц. сайт компании «КонсультантПлюс». – М.: consultant/ru, 1997. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173398. – 12.02.2016.

9.Российская Федерация. Федеральный Закон «О Дополнительных Мерах Государственной Поддержки Семей, Имеющих Детей»[Электронный ресурс]: офиц. текст: [принят Гос.Думой Федер. собр. РФ от 29 декабря 2006 N 256-ФЗ, с изм. и доп. 01 января 2016.]: офиц. сайт компании «КонсультантПлюс». – М.: consultant/ru, 1997. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/onlin
e.cgi?req=doc;base=LAW;n=189629. 12.02.2016.

10.Российская Федерация. Федеральный Закон «О Федеральном Бюджете На 2016 Год» [Электронный ресурс]: офиц. текст: [принят Гос. Думой Федер. Собр. РФ с изм. и доп. от 14.12.2015 N 359-ФЗ]: офиц. сайт компании «КонсультантПлюс». – М.: consultant/ru, 1997. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/con
s/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=190535. – 11.02.2016.

11. Захаров М.Л. Право социального обеспечения России [Текст] / М.Л. Захаров. – М.: БЕК, 2010. – 510 с.

12. Гусева, Т.С. Российское законодательство о социальном обеспечении семьи, материнства, отцовства и детства: проблемы и перспективы развития [Текст] / Т.С. Гусева // Российская юстиция. – 2012. – N 3. – С. 102.

13. Гусева, Т.С. Правовое регулирование социального обслуживания семей с детьми [Текст] / Т.С. Гусева. – Пенза: ПГПУ, 2012. – 75 с.

14. Гусева Т.С. Проблемы реализации права на социальное обеспечение семьями, имеющими детей в Российской Федерации [Текст] / Т. С. Гусева. // Российский юридический журнал. – 2012. – № 1. – С. 15 – 19.

15. Пенсионный фонд России [Электронный ресурс]: официальный сайт Пенсионного Фонда Российской Федерации. – М.: pfrf.ru, 2008. – Режим доступа: http: http://www.pfrf.ru. – 16.02.2016.


 

 

Приложение

Размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлены ст. 15 Федерального закона N 81-ФЗ.

 

Кто сидит с ребенком Дата начала выплаты пособия В каком размере выплачивается пособие
Матери (отцы и другие родственники, опекуны), которые подлежат соцстрахованию и находятся в отпуске по уходу за ребенком Со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком 40% среднего заработка за последние 12 календарных месяцев перед выходом в отпуск по уходу за ребенком. Минимальный размер пособия составляет: - по уходу за первым ребенком - 1500 руб.; - по уходу за вторым ребенком и последующими детьми - 3000 руб. Максимальный размер пособия за полный календарный месяц - 6000 руб.
Матери (отцы и другие родственники, опекуны), которые были уволены в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией фирмы, прекращением деятельности предпринимателем (нотариусом, адвокатом и другими гражданами, чья профессиональная деятельность подлежит госрегистрации или лицензированию)
Матери, которые были уволены в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией фирмы, прекращением деятельности предпринимателем (нотариусом, адвокатом и другими гражданами, чья профессиональная деятельность подлежит госрегистрации или лицензированию) Со дня рождения ребенка Минимальный размер пособия составляет: - по уходу за первым ребенком - 1500 руб.; - по уходу за вторым ребенком и последующими детьми - 3000 руб.
Матери (отцы, опекуны), которые не подлежат соцстрахованию (в том числе студенты-очники, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком)
Другие родственники, которые не подлежат соцстрахованию (в случае, если мать и (или) отец умерли, лишены, ограничены в родительских правах, по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка и т.д.) Со дня рождения ребенка, но не ранее дня смерти матери (отца) либо дня вынесения соответствующего решения суда (органа опеки и попечительства), заключения учреждения здравоохранения

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...