Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ЭТАП 1. Вступительная часть




Задание 2. Подготовка, проведение и самоанализ игрового часа во внеклассное время

Предварительно пояснение

Перед проведением контрольного игрового часа нами было решено, что наиболее интересным и актуальным для учащихся будет мероприятие, организованное с учетом их индивидуальных особенностей, мнений и пожеланий.

С целью первичного сближения с классным коллективом, ознакомления с интересами и предпочтениями учащихся нами был проведен пробный игровой сеанс.

Изначально планировалось провести в рамках игрового часа только одну игру – «Акулы».

Традиционный вариант данной игры предполагает разделение классного коллектива – «экипажа корабля, потерпевшего крушение» – на несколько равных команд, каждая из которых занимает свой собственный «островок». «Островки» постепенно уменьшаются. Задача каждой команды – удержаться на «островке», сохранив как можно больше своих членов «до прибытия помощи».

Роли акул в этом варианте не предусмотрены – за соблюдением правил игры и выбыванием из игры определенных участников следят ведущие.

После организации рефлексивного обсуждения пробного игрового сеанса мы сочли необходимым отредактировать концепцию игры, несколько видоизменив ее правила, а также переработать сценарий и усовершенствовать реквизит с учетом пожеланий учащихся и преподавателя.

В итоге в первоначальный вариант игры были внесены некоторые изменения, отраженные ниже в плане обоснования игрового часа (см. пункты «Идея игрового часа», «Игровая задача», «Игровые роли, команды» и «Правила игры»).

Реквизит, изначально включающий в себя только 4 газетных листа, символизирующие «островки», был усовершенствован и значительно дополнен в целях устранения выявленных в процессе пробного игрового сеанса недостатков, а также в связи с изменением правил игры. Изменения также отражены в плане обоснования мероприятия (см. пункт «Реквизит»).

В пункте «Подготовка к проведению игрового часа» мы сочли необходимым перечислить все этапы подготовки с учетом пробного игрового сеанса.

Кроме того, нами было решено включить в игровой час короткую разминку – упражнение «Квадрат»

Так как проведение разминки не занимает много времени и играет скорее второстепенную, подготовительную роль в общей содержательной структуре игрового часа, обоснование упражнения мы сочли рациональным дать отдельно (см. Приложение 1). Тем не менее, сам процесс проведения разминки выделен нами как отдельный этап мероприятия и подробно описан в конспекте игрового часа.

Также мы считаем необходимым отметить, что при организации контрольного игрового часа нами не были поставлены конкретные образовательные цели, так как они были достигнуты при проведении пробного игрового мероприятия. Ввиду того, что реализация образовательных целей обычно предполагает наличие определенного теоретического материала, мы не сочли необходимым включать повторное теоретическое вступление в структуру контрольного мероприятия, так как это могло бы привести к снижению мотивации и концентрации внимания учащихся, а также значительному падению уровня их заинтересованности в мероприятии. Все это создавало риск уменьшения психолого-педагогической эффективности и актуальности проводимого нами игрового часа.

Перечень образовательных целей, а также описание способа их достижения представлено в Приложении 2.

 

 

План обоснования игрового часа

1. Название игрового часа:игра «Акулы».

 

2. Авторы сценария:

· Труханова Ульяна Вячеславовна (ВГПУ, ФСРПиП, 3 курс, группа «Б», 2012 год);

· Алябьев Тимур Александрович (ВГПУ, ФСРПиП, 3 курс, группа «Б», 2012 год).

 

3. Педагогические цели:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: не ставились при проведении контрольного игрового часа, так как были реализованы в течение пробного игрового сеанса (см. Приложение 2).

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:

а)формирование у учащихся опыта общения и сотрудничества в целях достижения необходимого общего результата;

б) формирование у учащихся ценностного отношения к коллективу;

в) сплочение классного коллектива через организацию совместной игровой деятельности.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

а) развитие логического мышления и воображения учащихся;

б) развитие внимания и наблюдательности учащихся;

в) формирование коммуникативных навыков учащихся;

г) развитие у учащихся скорости реакции;

д) формирование у учащихся навыков скоординированного командного взаимодействия;

е) развитие дисциплинированности и организованности учащихся.

4. Характеристика участников:

Игровой час проводится двумя ведущими с учебной группой-классом во внеурочное время. Возраст учащихся – 8-9 лет (2 класс). Соотношение мальчиков и девочек для проведения игрового часа значения не имеет.

Фактически в мероприятии участвовали 23 учащихся (6 мальчиков и 17 девочек).

Также определенную второстепенную роль в игре исполнял учитель.

 

5.Время и место проведения:

· продолжительность: 1 академический час (40 минут).

· подготовка к проведению игрового часа осуществлялась организаторами (ведущими) и включала в себя ряд последовательных этапов.

Ø выбор игр для проведения с классом;

Ø написание пробного сценария игры;

Ø подбор необходимого реквизита;

Ø репетиционное проведение игры «Акулы!» с классом;

Ø организация рефлексивной деятельности учащихся после пробного сеанса игры;

Ø доработка сценария игры и изменение некоторых игровых правил с учетом пожеланий учащихся и преподавателя;

Ø подбор дополнительного упражнения-разминки «Квадрат» и включение его в игровой сценарий;

Ø подбор и создание наглядных материалов;

Ø модификация реквизита с учетом пожеланий учащихся;

Ø оформление доски непосредственно перед мероприятием.

В целом на подготовку к проведению мероприятия организаторами было затрачено восемь с половиной часов.

От учащихся предварительная подготовка не требовалась.

· место проведения: школьный кабинет (класс).

6. Оформление:

· художественное: для участников, играющих роли акул, организаторами были заранее вручную подготовлены маски.

· музыкальное:

· световое:

7. Реквизит:

· листы картона различного размера в количестве 17 штук.

Листы картона в игре представляют собой условные модели островов. 16 из них символизируют «островки», на которых «мореплаватели» могут спастись от «акул». Изначально на полу раскладываются 4 самых больших листа картона. С каждым раундом они сменяются на меньшие по размеру в два раза. Всего количество картонных листов рассчитано на 4 раунда игры.

Семнадцатый лист картона (среднего размера) символизирует особый «Остров невезения», предназначенный для участников, нарушающих дисциплину в процессе игры. Учитель, следящий за соблюдением дисциплины, имеет право «удалить» соответствующих игроков на этот «остров» на 1 раунд игрового сеанса.

· 2 сделанные вручную бумажные маски акул.

Маски акул предназначены для двух учащихся, исполняющих соответствующие роли

· деревянная палочка с флажком.

Деревянная палочка с флажком является своеобразным сигналом. Один из ведущих в ходе каждого раунда игры делает взмах палочкой, сигнализирующий «акулам», что они могут «выйти из убежища и отправиться на охоту».

8. Подведение итогов:

· жюри: ведущие-организаторы игры.

· форма и правила подведения итогов:

Победителями игры становятся те игроки, которым удалось «спастись от акул» и не выбыть из игры до ее окончания. Ведущие произносят определенные реплики, выражающие победителям похвалу за «смелость и крепкий командный дух» (отражено в конспекте игры).

Итоги игры подводятся также с учетом мнения преподавателя, который в процессе игрового часа следил за соблюдением участниками дисциплины. Изначально преподавателю дается право лишить приза того, кто в течение игры слишком часто нарушал дисциплину. Фактически при проведении игрового часа таковых не оказалось.

· награждение:

Победители-«мореплаватели», а также «акулы» в качестве призов получают ручки и конфеты. Остальные участники игры получают конфеты в качестве утешительных призов.

9. Идея игрового часа:

Участникам предлагается воображаемая ситуация, согласно которой все они становятся мореплавателями и отправляются в длительное морское путешествие. Внезапно начинается шторм, и корабль терпит крушение. Став жертвами столь неблагоприятных метеоусловий, мореплаватели оказываются в морских водах и постепенно выплывают к группе неизвестных маленьких островов. Особенность этих островов состоит в том, что они очень неустойчивы и под весом нескольких человек уходят под воду. Таким образом, площадь их надводной поверхности постепенно уменьшается.

Морское же пространство вокруг островов принадлежит популяции акул.

10. Игровая задача:

Задача «мореплавателей»: сохранить свою команду в максимально полном составе до окончания игры («прибытия помощи»). На достижение этой цели должны быть направлены действия каждого из участников (каждый должен помогать членам своей команды удерживаться на островах в промежутки времени, определенные содержанием игры).

Задача «акул»: в каждом раунде игры покидать «убежище» после соответствующей команды и выявлять «мореплавателей», тем или иным образом вышедших за границы острова. Таких игроков «акулы» должны увести в «убежище», обозначая таким образом их выбывание из игры.

Задача Посейдона: контролировать соблюдение дисциплины участниками в процессе игры и применять к нарушителям определенную правилами игры санкцию.

Подробнее задачи и действия участников описаны в пункте «Правила игры», а также в конспекте игрового часа.

11. Игровые роли, команды:

Классный коллектив, участвующий в игре, представляет собой единую команду «мореплавателей» (за исключением двух учащихся, исполняющих роли «акул»). Функция «акул» заключается в том, чтобы следить за соблюдением правил игры остальными участниками, а также выявлять тех, кто вышел за рамки «островов» и, соответственно, лишается права продолжить игру.

В игру введена роль морского бога Посейдона, которую исполняет учитель. Его функция состоит в том, чтобы следить за соблюдением участниками дисциплины и наказывать нарушителей, отправляя их на «Остров невезения», в результате чего последние лишаются права участвовать в следующем раунде игры.

Таким образом, игра предполагает наличие 3 ролей:

· мореплавателей, попавшие в шторм (роли исполнялись 21 учащимся);

· акул (роли исполнялись двумя учащимися-добровольцами);

· бога морей Посейдона (роль исполнял учитель).

 

12. Правила игры:

Из общего числа учащихся – участников игры – выбираются два добровольца, желающие исполнить роли «акул». Остальные игроки становятся «мореплавателями».

Правила игры для «мореплавателей»:

Игрокам предлагается представить, что они все вместе (отправились в морское путешествие. Внезапно начался шторм, корабль потерпел крушение и весь его экипаж оказался в воде. Перед мореплавателями появляются 4 небольших островка. Участникам разъясняется, что в море водится множество голодных акул, и спастись от них можно только на этих островках. Однако долго на них стоять нельзя, т.к. под определенным весом они начинают уходить под воду.

Услышав команду «Плаваем!», мореплаватели должны сойти с островков и свободно передвигаться по классу. Как только прозвучит команда «Акулы!», игрокам необходимо как можно быстрее вернуться на островки. Каждый островок выдерживает не больше 6 человек, поэтому, если на какой-либо из них забирается седьмой участник, он автоматически выбывает из игры. Также из игры выбывают участники, не сумевшие полностью забраться на островок (например, если одна нога участника оказывается за пределами островка, он выбывает). Игра проводится в 4 раунда, с каждым из которых островки уменьшаются в 2 раза. Задача мореплавателей состоит в том, чтобы спасти как можно больше членов экипажа до прибытия помощи.

Правила игры для акул:

Услышав команду «Акулы!» и получив сигнал от ведущего (взмах палочкой) они должны выбраться из своего убежища и выйти на охоту. В процессе охоты «акулы» выявляют тех, кто должен выбыть из игры. Выбывших «акулы» уводят в свое убежище.

Услышав команду «Плаваем!», акулы возвращаются в убежище и до следующего сигнала не имеют права ловить мореплавателей.

Кроме того, в игре есть дополнительное условие: всем участникам необходимо соблюдать дисциплину. Игрокам разъясняется, что нарушители дисциплины будут наказаны богом морей Посейдоном (роль которого исполняется учителем) и отправлены на Остров невезения, что лишит их права участвовать в следующем раунде игры.

13. Домашнее задание:не предполагается.

14. Работа по рекламе: не проводилась.

15.Использованная литература:

Литература и интернет-ресурсы не использовались. Концепция первоначального варианта игры была взята из конспекта занятия по дисциплине «Психолого-педагогический практикум», после чего игра была доработана и модифицирована организаторами самостоятельно с учетом индивидуальных особенностей, мнений и пожеланий участников, высказанных в процессе рефлексивного обсуждения репетиционного игрового сеанса.


Конспект игрового часа

Игровой час включал в себя 6 последовательных взаимосвязанных этапов:

· Вступительную часть;

· Разминку (упражнение «Квадрат»);

· Объяснение правил игры «Акула» (подготовка учащихся к основному компоненту игрового часа);

· Проведение игры «Акулы»;

· Подведение итогов игры. Награждение;

· Коллективное обсуждение и рефлексивный анализ игрового часа.

ЭТАП 1. Вступительная часть





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.