Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия развития современной социальной работы




Введение

Условия развития современной социальной работы

Отечественная практика социальной работы в современных условиях

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Актуальность темы работы состоит в том, что в условиях развития рыночных отношений десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, вынужденных переселенцев, безработных и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите.

В современное время, в России, сфера социальной работы является важным партнером государства и агентом проведения им своих социальных реформ. Вот почему качество социальной деятельности во многом зависит от уровня профессионализма тех, кто выполняет свои функции в рамках данной отрасли. Специалисты по социальной работе могут трудиться в различных организациях и службах социальной защиты населения, в консультационных и реабилитационных службах и центрах, в службах занятости населения, в центрах профориентации, в органах государственного управления, местного самоуправления.

Роль профессиональной компетентности специалиста социальной работы на сегодняшний день имеет особую актуальность. Характер профессиональной деятельности требует от социального работника знакомства с широким кругом вопросов, начиная с организации системы социального обеспечения в целом и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики, и заканчивая конкретными, т. е. предполагающими знание прикладной психологии, приемами социальной работы.

В работе рассматриваются факторы, обусловливающие современное функционирование системы социальной работы.


Условия развития современной социальной работы

 

Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.

Социальная политика в современном мире осуществляется, прежде всего, государством. Государство, является одним из политических социальных институтов как исторически сложившихся устойчивых форм организации совместной жизнедеятельности людей.

Существуют два важных момента:

. На протяжении истории на роль государства высказывались различные точки зрения. Существование различных типов государств, форм правления, устройства, видов политических режимов обусловливает и различие методов воздействия государства на общественные, в том числе и социальные процессы. Для современных государств в одних странах характерно решение проблем социальной защиты населения преимущественно государством, в других странах - иными, в том числе частными, благотворительными и другими институтами.

. Современное российское государство является пока еще государством переходного типа. А это означает, что его основные институты, органы и учреждения характеризуются определенной противоречивостью, а нередко и противостоянием, чему мы, россияне, являемся непосредственными свидетелями.

Особенностью современного российского государства является и то, что оно выступает феноменом процесса, характеризуемого, по большому счету, тем, в каком направлении пойдет дальнейшее развитие российского общества. В нынешнее время, состояние сфер общественной жизни свидетельствуют о трех возможных тенденциях: а) возвращение к социалистическим порядкам (вероятно, в измененных формах); б) окончательный отказ от социалистического пути развития и построение (точнее, воссоздание) капитализма в других условиях и на новой основе; в) развитие, связанное с нестабильностью, неустойчивостью, сочетающее элементы разных типов общественно-политических систем. Как известно, есть сторонники и противники и у первого и у второго путей развития.

Можно высказать и такую мысль: особенность современного этапа российского общества состоит в переходе от более высокой организации социальной жизни к менее высокой, уже пройденной в принципе человеческим обществом (хотя, имеются, как известно, и совершенно противоположные позиции по этому вопросу). Во всяком случае с точки зрения социальной поддержки, социальной защиты большинства населения (что было характерно для советского периода) - это именно так.

Без всякого преувеличения можно утверждать, что социальная политика современного российского государства отражает интересы не большинства, а меньшинства населения. В связи с этим не следует отождествлять социальную политику, социальную деятельность в целом и социальную защиту. Сейчас в последней нуждается действительно большинство и реально она осуществляется в отношении большинства населения, ибо ныне оно представлено наименее защищенными, «слабыми» слоями общества.

Сущность условий функционирования новой системы социальной работы в России может быть понята, исходя из антропологических особенностей, определенного сочетания моделей жизнедеятельности как значимых социальных практик, формирующих, отражающих и выражающих базовые мотивы, предпочтения и вкусы в отношении предметов, ценностей и людей. В основе её находится субъектно-деятельностная концепция образа жизни, принципы которой можно сформулировать следующим образом:

. Различия в жизнедеятельности людей, а не их принадлежность к той или иной во многом формальной социостатусной группе - суть главные критерии дифференциации и типологизации образа жизни. Нетрудно заметить, что здесь меняется логика анализа. Если обычно в социологических исследованиях сначала ставится вопрос «кто действует», а затем - «как, каким образом действует», то мы акцентируем внимание на моделях жизнедеятельности, на анализе распространенности тех или иных способов самоорганизации жизни, которые только потом идентифицируются с социальными носителями. Такой подход позволяет выйти за рамки традиционных стратификционных представлений, учесть как старые, так и новые элементы сознания и поведения людей, интегрирующиеся в особые повседневные социальные практики: способы и стили жизни, представляющие собой социальную структуру.

. В центре субъектно-деятельностного подхода личность, которая относится к тому или иному социальному или социально-психологическому типу, продуцирующему вполне определенный способ или стиль жизни. Согласно же марксистской традиции, социальные качества личности порождаются способами производства своего материального бытия, способами труда, производства предметов существования, которые являются не только и не столько способами воспроизводства физического состояния индивидов, сколько основными способами реализации и выражения жизни, предполагающими определенные особенности личности, соответствующие тому, что, в какой форме, для чего и как она производит. Это общий методологический принцип, применяемый нами для определения личностей определенных типов (социальных и социально-психологических), «производящих» различные способы и стили жизни (в том числе альтернативные).

Идентификация этих типов осуществляется посредством определения того субъективного смысла, который деятель вкладывает в свою деятельность; посредством выделения субъекта деятельности по мотивационно-деятельностным характеристикам, отражающим современные базовые установки личности в процессе производства своего материального бытия, определяющие стратегическое поведение личности в жизни (выбор жизненного пути, характера или сферы деятельности).

. Образ жизни не есть нечто статичное. Это процесс как сознательный, так и стихийный. Сознательный в том, что люди сами выбирают модели жизнедеятельности. Стихийный в том плане, что результат «борьбы» этих моделей далеко не всегда предсказуем. Взаимодействуя между собой, образуя устойчивые сочетания конкретных типов жизнедеятельности, они формируют вполне определенные доминантные, эмпирически фиксируемые черты личности, семьи, мотивации, труда, образцы самоидентификации, восприятия и отношения к миру, из которых выкристаллизовывается реальный образ жизни общества в целом.

Для описания и объяснения этой логики социального взаимодействия в научный оборот введена система понятий, отражающих интегративные и дезинтегративные процессы в жизнедеятельности людей, ее статику и динамику. Она состоит из узнаваемых, но далеко не тождественных понятий: образ, способ и стиль жизни, которые нередко употребляются как синонимы, хотя таковыми в действительности не являются. Их соотношение практически не освещено в научной литературе, и они никогда и нигде не рассматривались в качестве системной триады, переходящих друг в друга категорий, отражающих диалектику объективного и субъективного, общего, особенного и единичного, позволяющих моделировать образ жизни как изменяющуюся и вместе с тем функционирующую систему.

Образ жизни - устойчивые формы социального бытия, совместной деятельности людей, типичные для исторически конкретных социальных отношений, формирующиеся в соответствии с генерализованными нормами и ценностями, отражающими эти отношения. Он возникает в результате реализации и последующей объективации тех или иных многообразных способов и (или) стилей жизни, появления модальной личности, воспроизводящей определенное отношение к миру, характерное для доминирующих моделей жизнедеятельности и консолидирующее основные сегменты социального пространства.

Наиболее общие черты образа жизни являются типичными чертами общества в целом. Именно они, несмотря на значительную дифференциацию по способам и стилям жизни маркируют отличие одной цивилизации от другой. И именно в этом смысле мы говорили и говорим о социалистическом и буржуазном, христианском и мусульманском, американском и советском образе жизни.

Способ жизни отражает и выражает тип жизнедеятельности, складывающейся как под влиянием объективных условий, так и внутренних побудительных сил. Он показывает, какие именно возможности, заложенные в образе жизни и его объективных условиях, реализуются в жизнедеятельности людей, и в какой форме. Это главное звено превращения социальных возможностей в действительность. Именно поэтому, он всегда соотносим с реальной социальной ситуацией и определяется характером взаимодействия с ней. И в этом смысле, является не только способом поддержания, воспроизводства, но также, изменения социальных отношений; не только способом включения в социальную структуру, но важным фактором ее динамики, поскольку взаимодействие с социальной ситуацией предполагает субъектность, целенаправленную активность: выбор профессии, рода занятий, места жительства и т.п. на основе осознания своих особых интересов и имеющихся альтернатив. Однако способы жизни характеризуют не просто специфические черты жизнедеятельности людей, но определенные системы своеобразных, конкретных, качественно отличных друг от друга, нередко альтернативных жизнепроявлений: типичные пути социального самоопределения, проявляющиеся в повседневной активности людей. Именно в этом плане можно говорить о городском, сельском, предпринимательском, крестьянском, и т.п. способах жизни.

Итак, образ, способ и стиль жизни, различаются как по объему (широте) отражающих ими явлений и процессов, так и по характеру (общественные, социальные, социально-психологические); по своим социальным функциям (социализация, социальное и личностное самоопределение) и субъекту (модальный тип личности, личности определенных социальных и социально-психологических типов). Здесь, надо обратить внимание еще на один аспект анализа: образ и стиль жизни могут выступать и реально выступают в качестве противоположностей. Образ жизни выражает существенную для данного общества связь, проявляющуюся в «доминантной форме интеграции», способах организации и функционирования совместной жизнедеятельности. Стили же жизни в силу своей относительной автономности независимости от социально-экономических и социально-политических условий нередко являются носителями и выразителями другой существенной связи и в этом смысле являются главным источником изменений в образе жизни.

Это разные полюса анализа, которые не должны рассматриваться отдельно или в качестве слабо, не совсем ясно как Связанных компонентов единой системы, а только как диалектически взаимосвязанные, реализующиеся через свое другое (способ жизни) и на его основе. Таким образом, способы жизни выступают не просто в качестве звена, опосредующего отношение образа и стилей жизни, но как их объединяющее начало; а процесс познания сущности образа жизни (от анализа стилей к способам жизни; а от них к складывающейся характеристике образа жизни как единства в многообразии) совпадает с общим направлением процесса познания от изучения единичного, к обнаружению особенного и раскрытию общего.

Поэтому, первое направление сравнительного анализа - выявление элементов устойчивости и динамизма в советском и сегодняшнем образе жизни, а также факторов, определяющих эти тенденции. Второе - рассмотрение образа жизни с точки зрения механизмов интеграции и дезинтеграции. Дезинтегрированные состояния, конгломерат, противостояние различных элементов и моделей образа жизни характеризуют как становление нового, так и распад старого его качества. Третье - отслеживание адаптационно-инновационных тенденций. И, наконец, еще один важный критерий социальных изменений - толерантность и нетерпимость к иным способам жизни.

Далее будут рассмотрены особенности практики социальной работы в России под действием факторов социальной стратификации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...