Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ориентация на цели и проблемы




а) В направлении положительного

В направлении, обратном отрицательному

б) Совпадение (ориентация на сходства и подобия)

Несовпадение (ориентация на различия)

в) Стиль мышления

Видение

Действие

Рассуждение (Логика)

Эмоция

д) Иерархия критериев (ценностей)

Сила (управление)

Причастность (взаимоотношения)

Достижение (цели)

 

Ориентация на взаимоотношения

 

а) Сам -- 1-я позиция

Другой -- 2-я позиция

Контекст -- 3-я позиция

б) Внешнее поведение

Внутренняя реакция

 

Ориентация на время

 

а) Прошлое -- воспоминание

Настоящее -- внешнее

Будущее -- сконструированное

б) Во времени (ассоциированная)

Сквозь время (диссоциированная)

 

Ориентация на организацию информации

 

а) Человек -- кто

Информация -- что

Место -- где

Время -- когда

Деятельность -- как

б) Масштаб разбивки

Крупный

Мелкий

 

Приложение 2

ПРЕДИКАТЫ И ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ

В нейро-лингвистическом программировании выявлен ряд вербальных и

невербальных показателей, которые могут использоваться в качестве ключей к

раскрытию отдельных компонентов умственных процессов индивида -- и при его

сознательном участии или без него.

Лингвистические ключи

 

"Предикаты" -- это слова: глаголы, наречия и прилагательные,

указывающие на действия или качества, в противоположность предметам. Данный

тип языка выбирается, как правило, на подсознательном уровне и отображает ту

основополагающую умственную структуру, которая их порождает. Ниже приводится

список наиболее часто употребляемых предикатов, которые указывают на

использование одной из репрезентативных систем.

 

ВИЗУАЛЬНАЯ

 

АУДИАЛЬНАЯ

 

КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ

 

 

Видеть

слышать

хватать

 

глядеть

слушать

касаться

 

Увидеть

звучать

чувствующий

 

Ясный

звучный

твердый

 

Яркий

громкий

тяжелый

 

Изображать

выражать

обращаться

 

Смутный

шумный

шероховатый

 

выносит на свет

звонит в колокол

соединяет

 

показывать

рассказывать

перемещаться

 

 

Движения глаз

 

Автоматические, бессознательные движения глаз часто сопровождают

конкретные мыслительные процессы, указывая на вхождение в одну из

репрезентативных систем. Данные положения глаз

 

также могут стимулировать вхождение в конкретную репрезентативную

систему, как и обеспечивать поддержку с ее стороны. В НЛП данные знаки

сведены в следующую общую схему:

 

 

Приложение 3

НЕЙРОЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ

Логические уровни

Как отмечал Грегори Бэйтсон, в процессах обучения, изменения и общения

существуют естественные иерархии классификации. Функция каждого уровня

заключается в организации информации на предшествующем ему более низком

уровне. При этом правила изменения чего-либо на одном уровне отличается от

правил изменения на более низком уровне. Изменение чего-либо на более низком

уровне может, но не обязательно будет оказывать влияние на более высокие

уровни; изменение же чего-либо на более высоких уровнях неизбежно влияет на

более низкие уровни, призванные содействовать изменению на более высоком

уровне. Бэйтсон отмечал, что именно это смешение логических уровней часто

приводит к возникновению проблем.

Логические уровни в НЛП

 

Работая в НЛП, следует постоянно принимать во внимание следующие

основные и наиболее важные логические уровни:

 

Духовный

 

Трансмиссия

 

 

А. Кто я есть --

идентичность (кто)

Миссия

 

Б. Моя система убеждений --

ценности, критерии (почему)

Дозволение и мотивация

 

В. Мои способности --

состояния, стратегии (как)

Направление

 

Г. Что я делаю --

особые типы поведения (что)

Действия

 

Д. Мое внешнее окружение --

внешний контекст (где, когда)

Реакции

 

 

Нейро-логические уровни

 

Данные уровни каждый в отдельности вызывают более глубокую

вовлеченность неврологической "цепи" в действие.

 

Духовный: голографический -- нервная система в целом

 

А. Идентичность: иммунная система и эндокринная система -- глубинные

функции жизнеобеспечения.

Б. Убеждения: Автономная нервная система (например, частота

сердцебиений, расширение зрачков, и т.д.) -- бессознательные реакции.

В. Способности: корковые системы -- полусознательные действия (движения

глаз, поза, и т.д.).

Г. Типы поведения: моторная система (пирамидный отдел и мозжечок) --

сознательные действия.

Д. Внешнее окружение: периферийная нервная система -- чувственные

ощущения и рефлекторные реакции.

 

Примеры утверждений на различных логических уровнях

 

 

Нижеследующие утверждения указывают на различные уровни реакций у

человека, который обнаружил, что болен раком.

А. Идентичность -- я жертва рака.

Б. Убеждение ~ нет никакой надежды, нужно смириться с неотвратимым.

В. Способность -- я не способен поддерживать свое состояние. Г. Особый

тип поведения -- у меня раковая опухоль.

Д. Внешнее окружение -- рак пытается меня одолеть.

 

Следующие утверждения указывают на различные уровни у того, кто

стремится к достижению цели, связанной с сохранением здоровья.

А. Идентичность --я здоровый человек.

Б. Убеждение -- если я здоров, я могу помогать другим.

В. Способность -- я знаю, как сохранить свое здоровье.

Г. Особый тип поведения -- иногда я могу делать что-то полезное для

здоровья.

Д. Внешнее окружение -- это лекарство вылечило меня.

Следующие утверждения указывают на различные уровни у того, кто

злоупотребляет спиртными напитками.

А. Идентичность -- я алкоголик и навсегда им останусь.

Б. Убеждение -- мне нужно пить, чтобы сохранять спокойствие и быть в

порядке.

В. Способность -- похоже, я не могу справиться со своим влечением к

спиртному.

Г. Особый тип поведения -- когда я был в гостях, мне пришлось много

выпить.

Д. Внешнее окружение -- когда я встречаюсь с друзьями, я люблю выпить

пару рюмок.

 

НЛП

 

А. Эволюционные изменения -- изменения на уровне идентичности.

Изменения в миссии и цели.

Б. Генеративные изменения -- изменения на уровнях убеждения и

способности. Изменение в мотивации, дозволении и направлении.

В. Исправляющее изменение -- изменение на уровне поведения и внешнего

окружения. Изменение в действиях и реакциях.

 

Приложение 4

СУБМОДАЛЬНОСТИ

 

ВИЗУАЛЬНЫЕ

 

АУДИАЛЬНЫЕ

 

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ

 

 

ЯРКОСТЬ

(темный - яркий)

ГРОМКОСТЬ

(громкий - тихий)

ИНТЕНСИВНОСТЬ

(сильный - слабый)

 

РАЗМЕР

(большой - маленький)

ТОН

(густой - тонкий)

ПЛОЩАДЬ

(большой - маленький)

 

ЦВЕТ

(черно-белый - цветной)

ВЫСОТА

(высокий - низкий)

ТЕКСТУРА

(неровный - гладкий)

 

ДВИЖЕНИЕ

(быстрый -- медленный -- неподвижный)

ТЕМП

(быстрый -- медленный)

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

(постоянный -- прерывистый)

 

РАССТОЯНИЕ

(близкий -- далекий)

РАССТОЯНИЕ

(близкий -- удаленный)

ТЕМПЕРАТУРА

(горячий -- холодный)

 

ФОКУСИРОВКА

(резкий -- расплывчатый)

РИТМ

ВЕС

(тяжелый -- легкий)

 

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

 

ГЛУБИНА

(объемный -- плоский)

 

 

МЕТАМОДАЛЬНОСТИ

 

 

АССОЦИИРОВАННЫЙ - ДИССОЦИИРОВАННЫЙ

СЛОВА - ТОН

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ - ТАКТИЛЬНЫЙ

 

ВНУТРЕННИЙ -

ВНЕШНИЙ

ВНУТРЕННИЙ - ВНЕШНИЙ

ВНУТРЕННИЙ --

ВНЕШНИЙ

 

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОЛОГИИ НЛП

АУДИАЛЬНЫЙ (AUDITORY) -- имеющий отношение к слуху или восприятию

звуковых колебаний органами слуха. Человек воспринимает звуковые колебания в

диапазоне от 20 Гц до 20 кГц.

ВЕДУЩАЯ РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ СИСТЕМА (REPRESENTATIONAL SYSTEM PRIMACY) --

система (одно из пяти чувств), которую индивид систематически использует для

обработки и организации своего опыта прежде всех остальных. Эта система

может определять как личные качества индивида, так и его способность к

обучению.

ВИЗУАЛЬНЫЙ (VISUAL) - относящийся к зрению.

ВКУСОВОЙ (GUSTATORY) -- относящийся к вкусу или вкусовым ощущениям.

ВНЕДРЕНИЕ (INSTALLATION) -- процесс приобретения новой стратегии или

стиля поведения. Новая стратегия может быть внедрена через использование

якорения, ключей доступа, метафор и подстройки к будущему.

ВТОРИЧНАЯ ВЫГОДА (SECONDARY GAIN) - ситуация, когда некоторое на первый

взгляд проблематичное или отрицательное поведение на самом деле выполняет и

положительную функцию.

ГЛУБИННАЯ СТРУКТУРА (DEEP STRUCTURE) - нейрологические карты-отражения

(как сознательные, так и бессознательные), которые человек использует для

организации и направления своего поведения.

ИДЕНТИЧНОСТЬ (IDENTITY) -- то, кем мы являемся, что организует наши

убеждения, способности или поступки в единую систему.

КАЛИБРОВКА (CALIBRATION) -- способность прочтения бессознательных

невербальных реакций другого человека в процессе текущего взаимодействия

путем установления однозначного соответствия между наблюдаемыми

поведенческими признаками и характерным внутренним состоянием.

КАЛИБРОВКИ, ПЕТЛЯ (CALIBRATED LOOP) - бессознательный паттерн

коммуникации, при котором в процессе текуще-

 

го взаимодействия поведенческие признаки одного человека вызывают

характерные реакции другого.

КИНЕСТЕТИКА (KINESTHETIC) -- относится к телесным ощущениям. В НЛП

термин "кинестетика" используется как собирательный для всех видов сенсорных

переживаний, включая тактильные, висцеральные и эмоциональные.

КЛЮЧИ ДОСТУПА (ACCESSING CUES) -- неявно выраженные признаки, способные

одновременно как вызывать действие, так и указывать, какой репрезентативной

системой человек пользуется, когда мыслит. Характерные виды ключей доступа

включают в себя движения глаз, тон и темп голоса, позу, жесты и характер

дыхания.

КОНГРУЭНТНОСТЬ (CONGRUENCE) - состояние, когда все внутренние

убеждения, стратегии и поступки человека полностью согласуются между собой и

ориентированы на получение желаемого результата.

КОНТЕКСТ (CONTEXT) -- обстановка, сложившаяся вокруг конкретного

события. Данная обстановка во многих случаях будет определять истолкование

конкретного опыта или события.

КРИТЕРИИ (CRITERIA) -- ценности или стандарты, которые человек

применяет для принятия решения или суждения.

ЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ (LOGICAL LEVELS) - иерархия внутренней организации, в

которой каждый последующий уровень психологически все более всеохватывающий

и значимый. В порядке убывания значимости эти уровни включают: 1)

идентичность, 2) убеждения, 3) способности, 4) поведение и 5) окружение.

МЕТА МОДЕЛЬ (МЕТА MODEL) -- модель, разработанная Джоном Гриндером и

Ричардом Бэндлером, выявляющая проблематичные или неоднозначные категории

языковых стереотипов.

МЕТА ПРОГРАММА (МЕТА PROGRAM) -- тот уровень ментального

программирования, на котором мы сортируем и дробим наши сенсорные опыты.

Мета программы носят более отвлеченный характер, чем специальные умственные

стратегии, и определяют наш подход к конкретному вопросу в целом, а не

отдельные деталям умственного процесса.

М ЕТАФОРА (METAPHOR) -- процесс размышления о какой-либо ситуации или

явлении как чем-то ином, то есть рассказ, иносказание и аналогия.

М ЕТОД ЧЕТЫРЕХ СИСТЕМ (FOUR TUPLE/4-tuple) - оперативный метод,

применяемый для записи структуры любого кон-

 

кретного опыта. Концепция метода утверждает, что любой сенсорный опыт

состоит из определенной комбинации четырех первичных репрезентативных систем

-- < A,V,K,0 >, где A (auditory) -- ауди-альный, V (visual) -- визуальный,

К (kinesthetic) -- кинестетический, О (olfactory/gustatory) --

обонятельно-вкусовой.

МОДЕЛИРОВАНИЕ (MODELING) - процесс наблюдения, составления и внедрения

модели поведения, мышления и других внутренних процессов людей, добившихся

успеха в определенной области.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...