Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По организации самостоятельной работы студентов




 

Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, а также углубленное изучение ряда учебных задач и проблем, осваиваются студентами в ходе самостоятельной работы.

Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется посредством сформированной преподавателем системы контроля, а также в ходе семинарских занятий методом устного опроса или посредством тестирования.

Следует особо подчеркнуть, что учебным планом для студентов очной и очно-заочной формы обучения предусмотрено выделять для самостоятельной работы около 25-80% часов от объёма учебных занятий. Это свидетельствует о высокой значимости этой формы учебной работы для успешного освоения студентами изучаемого курса.

В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, проработать конспекты лекций и их дополнить недостающим материалом. Выделить непонятные для него положения в конспекте и обратиться к словарям. Если этого будет недостаточно, то следует потом найти им объяснение вместе с преподавателем на семинарских занятиях.

Студент должен готовиться к предстоящему семинару по всем, обозначенным в методическом пособии, вопросам.

Не прояснённые в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать в конспект лекций и впоследствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с ведущим преподавателем.

Опыт показывает, что желательно вести конспект лекций и варианты подготовки к семинарским и практическим занятиям, а также словарь основных понятий изучаемой дисциплины в одной тетради. Это позволяет студентам более полно и всесторонне запоминать учебный материал, развивать методологические культуру мышления и практического действия.

Каждый студент очной и очно-заочной формы обучения может, для лучшего усвоения учебного материала и осмысления положений учебной дисциплины написать реферат. Темы рефератов представлены в учебно-методическом комплексе и они распределяются между студентами самим преподавателем. Он также выполняет контрольное задание, контрольные работы.

Перечень и содержание контрольных заданий выдаются студенту после освоения им определённого модуля учебной дисциплины. Ему указываются сроки выполнения контрольного задания и формы отчётности о его выполнении.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Тема 1.

1) Дайте полную логическую характеристику понятиям: Судья; Прокурор; Адвокат; Социальная справедливость; Наказуемость.

2) Определите вид отношения между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью «кругов Эйлера»: 1. «Правоохранительные органы»; «Суды»; «Прокуратура»; «Адвокатура». 2. «Социальный институт»; «Институт семьи и брака»; «Образовательный институт»; «Российская академия правосудия».

3) Проверьте правильность деления понятий. В неправильном делении определите, какие правила нарушены: 1. Государственная власть в Росси включает в себя: а) законодательную власть; б) исполнительную власть; в) судебную власть; г) президентскую власть. 2. Россия, как федеративное государство включает в себя: а) республики; б) области; в) края; г) автономные области; г) города федерального значения; д) Калининградскую область как самостоятельную область (анклав).

Тема 2.

1. Установите структуру следующих суждений и укажите их вид согласно принятой классификации: а) Служба в Вооружённых силах России – священный долг каждого гражданина РФ; б) Катя Иванова – студентка РАП; в) Некоторые студенты активно участвуют в НИРС академии.

2. Установите структуру и определите виды суждений по следующим основаниям: а) по объему субъект а: Некоторые студенты РАП активно изучают Иностранный язык; Все граждане РФ имеют право на труд; б) по содержанию предиката: Международный право – мощный регулятор межгосударственных отношений; Успехи в учёбе зависят от способностей человека, а также от средств, используемых им для достижения цели.

3. Произведите логическую операцию обращения с предложенными суждениями: а) Все граждане РФ являются представителями рода человеческого; б) Ни одно правовое государство не может быть тоталитарным.

4. К каким видам модальности относятся следующие суждения: а) Ночное время устанавливается органами власти в зависимости от часового пояса, где находится субъект РФ; б) Разрешение соблюдать норму морали эквивалентно обязанности не нарушать то, что запрещено; в) Судья обязан информировать присяжных заседателей об их правах и обязанностях.

Тема 3.

1. Сохранят ли тождество суждения, если выделенное понятие заменить понятием в скобках? а) Преступник, скрываясь от преследования, свернул в глухой переулок (тупиковый, неосвещённый, закрытый); б) В деревне Теняково преступник был арестован (блокирован, помещен в изолятор временного задержания); в) Виновность гражданки Ивановой Кати обосновывалась путём демонстрации фактов, выявленных в процессе расследования противоправного деяния (логических обобщений, аргументов, свидетельских показаний).

2. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными оба суждения: а) Участником нападения на Катю Иванову был гражданин А. Петров. Участником нападения на Катю Иванову был гражданин С. Сидоров; б) Все государственные органы имеют право на управление; Некоторые государственные органы не имеют права на управление; в) Студенты прошли в аудиторию через парадную дверь; Студенты проникли в аудиторию через парадный вход.

3.Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными суждения: а) Всякое полезное для общества деяние не является опасным для граждан; Ни одно полезное для общества деяние не является опасным для граждан; б) Каждое противоправное деяние имеет свои особенности. Некоторые противоправные дела никаких особенностей не имеют.

4. Укажите, требование какого закона нарушено в следующем суждении: «Студенту Иванову И. были нанесены жизненно опасные повреждения. Через некоторое время был задержан гражданина Катя Иванова, заподозренная в совершении этого нападения, так как находилась в этом районе. Она была опознана Ивановым И. Следовательно, Катя Иванова виновна в нанесении жизненно опасные повреждений И. Иванову.

Тема 4.

1. Определите вид аналогии, проанализируйте и дайте характеристику следующему умозаключению по аналогии: «Из всех плоских фигур равной площади наименьший периметр имеет круг. Правительство предложило установить фундамент будущего здания на отведенном для застройки участке с наименьшим периметром. Архитектор выбрал в качестве фигуры установления фундамента круг».

Какие ошибки допущены в следующих индуктивных умозаключениях: а) Во время доказательства всегда используются аргументы. Следовательно аргументы есть причина аргументации; б) Всякий раз, когда исследуются какой-то объект, находят «существенные и отличительные признаки», характеризующие природу данного предмета. Значит, если «признаков» нет, то и нет и сущности предмета; в) Прежде, чем что-то изложить в процессе аргументации, человек это что-то создает в своей голове. Следовательно, сознание является первичным.

3. Определите, являются ли приведенные категорические силлогизмы правильными:

а) Прокурор не может участвовать в рассмотрении дела, если он является

родственником потерпевшего;

У прокурора И. Петрова потерпевший - родственник;

Прокурор И. Петров не может участвовать в рассмотрении данного дела.

б) Все студенты - учащиеся;

Учащиеся не занимаются самостоятельно;

Следовательно, учащиеся не студенты

Тема 5.

1. Оформите беседу-дискуссию на заранее выбранную студентами тему.

Например: а) «Принадлежность СМИ финансово-промышленным группам обеспечивает им свободу слова» и т.д.

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Вариант 1.

1. Укажите единичные и общие понятия и выделите собирательные понятия:

1.1 Противозаконное деяние; 1.2 Депутат; 1.3 Организация объединённых наций;.1.4 Радар; 1.5 Участник обороны Одессы.

2. Установите вид сложного суждения и укажите его составные части:

2.1. Если между странами, как договаривающимися сторонами, в конкретных случаях в надлежащей форме достигнуто соглашение по всем известным пунктам, то договор считается заключенным. 2.2. Санкции в международном праве применяются к государству, если зафиксированы нарушения им международных обязательств или норм международного права. 2.3. Действие судьи может быть либо продуманным, либо импульсивным, либо произведенным в состоянии аффекта. 2.4. Мал золотник, да дорог. 2.5. Воины армии и флота обязаны надежно обеспечить мирный созидательный труд граждан стран содружества. 2.6. Кризисы и конфликты - благодатная почва для международного терроризма.

3. Какой является формула p ÙØ q É r Ú s? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной?

4. Средствами таблично построенной логики высказываний установите каким является следующее рассуждение:

«Если это преступление не совершал Иванов, то он не знает место нахождения похищенных вещей. Иванов не знает места нахождения похищен­ных вещей».

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Прекрасное есть закон в его ограниченном временем, простран­ством и конкретной исторической формой проявлении».

 

Вариант 2.

1. Обобщите и ограничьте понятия:

1.1. «Министр»; 1.2. «Судья»; 1.3. «Халатность»; 1.4. «Договор»; 1.5. «Журнал»; 1.6. «Европа»; 1.7. «Форма мышления»; 1.8. «Политическая партия».

2. Дайте объединенную классификацию суждений. Изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера и установите распределенность субъекта и предиката.

2.1. Никакая поддержка диктаторских режимов не может быть оправдана. 2.2. Ни один конформист не может быть истинным ученым. 2.3. Только профессионально подготовленный судья не действует по шаблону. 2.4. Некоторые промышленно развитые страны применяют безотходные технологии. 2.5. Ни один человек не должен страдать из-за правдивых высказываний. 2.6. Каждое суверенное государство - субъект международных отношений.

3. Какой является формула Ø q É (p ÚØ r) Ù q? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной?

4. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение:

Иванова видели на месте преступления примерно в то время, когда было совершено преступление. Следовательно, Иванов совершал это преступление».

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Сущность — это суть вещи, выражающая ее сущность».

 

Вариант 3.

1. Определите вид отношения между несовместимыми понятиями и изобразите его с помощью «кругов Эйлера»:

1.1 «Печать», «радио», «средство массовой информации»; 1.2. «Известность», «неизвестность»; 1.3. «Виновность», «невиновность»; 1.4. «Феодализм», «капитализм», «классовое общество».

2. Является ли правильным следующий силлогизм, если нет, то какие правила фигур или общие правила в ним нарушены? Проил­люстрируйте необходимость следования заключения из посылок (или отсутствие такой необходимости), вычерчивая соотношение между терминами силлогизма в виде круговых схем.

«Некоторые учащиеся являются экстремистами. Все студенты — учащиеся. Следовательно, некоторые студенты являются экстремис­тами».

3. Какой является формула p É q º p ÙØ r É p Ú q? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной?

4. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, в каких отношениях находятся следующие высказывания?

«Если философ является дуалистом, то он не идеалист. Если философ не идеалист, то он диалектик или метафизик. Этот философ не метафизик. Он диалек­тик или не дуалист».

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Проступок – это отклоняющееся поведение личности».

 

Вариант 4.

1. Определите вид отношения между приведенными понятиями и изобразите его с помощью округов Эйлера:

1.1. «Президент, Президент России, глава государства» 1.2. «Литератор, художник, поэт»; 1.3. «Студент», «москвич», «спортсмен», «патриот».

2. В данных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово.

2.1. Некоторые страны не имеют армии и флота. 2.2. Все граждане России имеют право на личную собственность. 2.3. Некоторые страны мира не являются членами ООН. 2.4. Сокровища Оружейной палаты являются государственным достоянием.

3. Какой является формула p Ù q É r º p É (q É r)? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной?

4. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение:

«Если я пойду по лест­нице, то сгорю. Если я выпрыгну из окна, то разобьюсь. Следовательно, я сгорю или разобьюсь».

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Человек - это социально-биологическое живое существо».

 

Вариант 5.

1. Проверьте правильность деления понятий: в неправильном делении определите, какие правила нарушены:

1.1. Суды делятся: на «суды общей юрисдикции; арбитражные суды; конституционные суды; 1.2. "Государство" может быть: «унитарным», «конфедерацией», «феодальным», «федеративным», «капиталистическим», «социалистическим»; 1.3. Образование бывает: «полным», «неполным», «высшим», «средним», «начальным»; 1.4. "Любое общество состоит: из женщин; мужчин; юношей; детей; подростков; пенсионеров; 1.5. Интеллигенция бывает: технической; гуманитарной; рабочей; занимающейся научным трудом;

2. Используя закон непротиворечия, установите, могут ли быть истинными оба суждения:

2.1 Все студенты первой группы подготовились к семинарскому занятию по философии. Ни один студент первой группы не подготовились к семинарскому занятию по философии; 2.2 Все депутаты Государственной Думы России подготовились к обсуждению законопроекта. Ни один депутат Государственной Думы России не подготовились к обсуждению законопроекта; 2.3 Некоторые страны избрали в качестве политической формы правления президентскую республику. Ни одна страна не избрала в качестве политической формы правления президентскую республику.

3. Какой является формула p ÙØ q É r Ú s? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной?

4. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение:

«Если человек говорит правду, то он не заблуждается и сознательно не вводит в заблуждение других. Этот человек говорит неправду. Следовательно, он сознательно вводит в заблуждение других».

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Метагалактика - это совокупность галактик, наблюдаемых нами в видимой части Вселенной».

 

Вариант 6.

1. Укажите смысл (собственный или приданный) и значение следующих имён:

1.1 Человек, живущий на иждивении родителей; 1.2 Тоталитарный режим; 1.3 Луна; 1.4 Ф. Достоевский; 1.5 Председатель правительства.

2. Является ли правильным следующий силлогизм, если нет, то какие правила фигур или общие правила в ним нарушены? Проил­люстрируйте необходимость следования заключения из посылок (или отсутствие такой необходимости), вычерчивая соотношение между терминами силлогизма в виде круговых схем.

«Все интеллигентные люди борются за мир, и все они являются прогрессивными людьми. Следовательно, все прогрессивные люди борются за мир».

3. Какой является формула ØØ p º(r É q)? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной?

4. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, в каких отношениях находятся следующие высказывания?

«Если человек совершил преступление, то он подлежит привлечению к уголовной ответственности. Человек совершил преступление, но он не подлежит привлечению к уголовной ответственности».

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Либеральный человек - это человек, имеющий либеральные убеждения».

 

Вариант 7.

1. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

1.1 Политика; 1.2 Необходимость; 1.3 Лес; 1.4 Общественные науки;

1.5 Справедливость

2. Дайте объединённую классификацию суждений. Изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера и установите распределённость субъекта и предиката:

2.1 Только профессионально подготовленный судья не действует по шаблону; 2.2 Некоторые промышленно развитые страны применяют безотходные технологии; 2.3 Ни один человек не должен страдать из-за правдивых высказываний.

3. Какой является формула (q Ú s) ÉØ (p Ú r)? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной?

4. Является ли правильным следующий силлогизм, если нет, то какие правила фигур или общие правила в ним нарушены? Проил­люстрируйте необходимость следования заключения из посылок (или отсутствие такой необходимости), вычерчивая соотношение между терминами силлогизма в виде круговых схем.

«Все преступления осуждаются общественностью. Данное дея­ние - не преступление. Следовательно, оно не осуждается обще­ственностью».

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Преступление - предусмотренное уголовным законом общест­венно опасное действие, посягающее на общественный или государ­ственный строй, систему хозяйства, собственность, личность, полити­ческие, трудовые, имущественные и другие права граждан, а равно иное, посягающее на правопорядок общественно опасное действие, предусмотренное уголовным законом».

 

Вариант 8.

1. Обобщите и ограничьте понятия:

1.1 Судья; 1.2 Студент; 1.3 Неосторожность; 1.4 Закон; 1.5 Театр; 1.6 Министерство; 1.7 Азия;

2. Произведите логическую операцию обращения с предложенными суждениями:

2.1 Все люди являются представителями рода человеческого, высших приматов; 2.2 Ни одно буржуазное государство не является подлинно демократическим; 2.3 Некоторые граждане России – юристы; 2.4 Некоторые участники Великой Отечественной войны – ветераны Вооружённых Сил России;

3. Какой является формула Ø (q Ú s) ÉØ (p Ú r)? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной?

2. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение:

«Если философ признает познаваемость мира, то он не является агностиком. Следовательно, если философ является последовательным материалистом, то он не является агностиком».

4. Является ли правильным следующий силлогизм, если нет, то какие правила фигур или общие правила в ним нарушены? Проил­люстрируйте необходимость следования заключения из посылок (или отсутствие такой необходимости), вычерчивая соотношение между терминами силлогизма в виде круговых схем.

Все студенты нашей группы — юристы.

Все студенты нашей группы изучают логику.

Все юристы изучают логику.

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Бразилия — страна неожиданностей».

 

Вариант 9.

1. Определите вид отношений между понятиями и изобразите эти отношения с помощью кругов Эйлера:

1.1 Суждение, понятие, формы мышления;1.2 Юрист, русский, узбек, национальность; 1.3 Виновен, невиновен; 1.4 Милиционер, солдат, инспектор ГАИ, военнослужащий; 1.5 Прогресс, регресс.

2. Сохранят ли тождество суждения, если выделенное понятие заменить понятием в скобках?

2.1 Преступник, скрываясь от преследования, свернул в безлюдный переулок (пустынный, глухой); 2.2 В деревне Комиссарово преступник был задержан (арестован, захвачен, связан); 2.3 Виновность гражданина Иванова была обоснована на суде путем демонстрации фактов совершенного им преступления (оснований, доводов, аргументов, свидетельских показаний).

3. Какой является формула (p ÚØ p) Ù Ø (p Ù Ø p)? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной?

4. Восстановите энтимему в полный силлогизм. Установите, является ли она правильной?

«Получение взятки является посягательством на нормальную работу государственного аппарата, так как получение взятки — должностное преступление».

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Пространство как философская категория обозначает уни­версальную структуру (порядок) взаиморасположения и протяжения материальных объектов в их существовании, движении и развитии».

 

Вариант 10.

1. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

1.1 Социальная политика; 1.2 Судья Конституционного суда России; 1.3 Президент; 1.4 Председатель Правительства России; 1.5 Организация Объединённых Наций;

2. К каким видам модальности относятся следующие суждения:

2.1 Неверно, что Иванов принимал непосредственное участие в совершении преступления, так как он имеет доказанное алиби; 2.2 В случае необходимости следователь может произвести обыск с целью обнаружения похищенных вещей; 2.3 Прокурор осуществляет надзор за законностью возбуждения уголовного дела; 2.4 Граждане должны уважать старших; 2.5 Для успешной сдачи экзамена по логике следует тщательно изучить лекционный материал и решить рекомендованные задачи.

3. Какой является формула (p Ú q) É Ø p ÙØ q? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной?

4. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, в каких отношениях находятся следующие высказывания?

«Если болезнь запущена, то ее легко распознать, но трудно излечить. Если болезнь не запущена, то ее трудно распознать, но легко излечить».

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Человек — животное, способное к совершению купли и про­дажи».

 

Вариант 11.

1. Укажите смысл (собственный или приданный) и значения следующих имён:

1.1 Председатель Верховного суда Российской Федерации; 1.2 Губернатор области; 1.3 Композитор; 1.4 Потерпевший; 1.5 Преступник;

2. Нарушение каких формально-логических законов допущено в следующих утверждениях:

2.1 Древние римляне видели ворону, которая каркала справа, и проиграли битву. В следующий раз ворона каркала слева, и они выиграли битву. Из этих фактов римляне сделали вывод, что карканье вороны с правой стороны приносит войску поражение, а с левой – победу; 2.2 Правый глаз чешется – радоваться, левый – плакать; 2.3 Все студенты изучают логику. Студент Петров логику не изучает, значит, он не студент; 2.4 Все граждане России имеют права на труд. Гражданин России Иванов И. безработный, значит нарушено его право на труд; 2.5 Участие граждан России в выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации гарантировано Конституцией Российской Федерации. Гражданин России Петров П. не принял участие в выборах, следовательно нарушено его конституционное право.

3. Какой является формула Ø p É q º Ø q É p? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной?

4. Восстановите энтимему в полный силлогизм. Установите, является ли она правильной?

«Иванов непосредственно участвовал в совершении убийства холодным оружием, так как в момент его совершения он находился на месте преступления».

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Ёж - это существо, колючее на ощупь».

 

Вариант 12.

1. Проверьте правильность деления понятий. В неправильном делении определите, какие правила нарушены:

1.1 Правоохранительные органы включают: МВД; Министерство юстиции; Федеральную службу безопасности; Адвокатуру; Налоговую инспекцию, Прокуратуру; 1.2 Государство может быть: феодальным; капиталистическим; социалистическим; коммунистическим; 1.3 Речь бывает: устной; письменной; путаной; заумной; 1.4 Любое общество состоит из: служащих; членов партий; рабочих; крестьян; интеллигенции; 1.5 Языки делятся на: естественные; искусственные; технические; гуманитарные.

2. Восстановите энтимему в полный силлогизм. Установите, является ли она правильной?

«Признаком горения является наличие пламени, поэтому окисление не является горением».

3. Какой является формула (p É q) É (Ø q ÉØ p)? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной?

4. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение:

«Если человек удовлетворен работой, но не счастлив в семейной жизни, то у него есть причины жаловаться на судьбу. У этого человека есть причина жаловаться на судьбу. Значит, он либо удовлетворен работой, и счастлив в семейной жизни, либо счастлив в семейной жизни, но не удовлетворен работой».

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Документ по уголовному или гражданскому делу - это пись­менное доказательство, которое заверено компетентным органом в установленном законом порядке и содержит необходимые реквизиты (дату выдачи, указание организации или органа, выдавшего документ, подпись должностного лица и т.д.)».

 

Вариант 13.

1. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

1.1 Осторожность; 1.2 Честность; 1.3 Добросовестность; 1.4 Ответственность; 1.5 Порядочность;

2. Проверьте, правильно ли произведено противопоставление предикату и там, где допущена логическая ошибка, укажите ее:

2.1 Все, изучающие логику, понимают сущность операции противопоставление предикату. Следовательно, ни один из непонимающих сущности этой операции не относится к числу изучающих логику; 2.2 Ни один нравственно зрелый человек не приемлет национализма. Следовательно, все, не приемлющие национализм, являются нравственно зрелыми; 2.3 Ни одна нравственно зрелая личность не приемлет насилия. Следовательно, все, кто допускает насилие в отношениях между людьми не является нравственно зрелой личностью; 2.4 Все страны члены ООН обязаны соблюдать требования международного права. Несоблюдение норм международного права автоматически требует санкций к стране со стороны ООН; 2.5 Насильственное отторжение части территории от государства является. Следовательно, добровольное присоединение сообщества к другому государству не является.

3. Какой является формула (p É q Ù r)É(p ÙØ r ÉØ q)? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной?

4. Восстановите энтимему в полный силлогизм. Установите, является ли она правильной?

«Данный силлогизм не является правильным, так как в нем не соблюдены правила фигур».

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Ночное время - это время, когда солнце «заходит» за небосвод».

 

Вариант 14.

1. Обобщите и ограничьте понятия:

1.1 Общественно-политическое движение; 1.2 Социальная роль; 1.3 Студент; 1.4 Ректор; 1.5 Библиотека; 1.6 Реферат; 1.7 Экзамен;

2. Найдите скрытое логическое противоречие в стихотворении А. Фета:

«В дымке – невидимке:

Истерзался песней соловей у розы,

Плачет старый камень в пруд роняя слезы».

3. Какой является формула ((p É q)Ù (Ø q Ù r))Ù s É r? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной?

4. Восстановите энтимему в полный силлогизм. Установите, является ли она правильной?

«Все живые существа производят обмен веществ с окружающей их внешней средой, следовательно, и растения производят обмен веществ с окружающей их внешней средой».

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Возможность - есть абстрактный момент действительности».

 

Вариант 15.

1. Укажите единичные и общие понятия. Выделите собирательные и абстрактные понятия:

1.1 Противоправное деяние; 1.2 Коллектив студентов; 1.3 Время; 1.4 Закон развития; 1.5 Зачёт; 1.6 Добро; 1.7 Зло; 1.8 Красота; 1.9 Прекрасное;

2. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными суждения:

2.1 Всякая наука имеет свой предмет исследования. Ни одна наука не имеет своего предмета исследования; 2.2 Всякое правонарушение является опасным для общества и граждан. Ни одно правонарушение не является общественно опасным; 2.3 Каждое уголовное дело имеет свои особенности. Некоторые уголовные дела никаких особенностей не имеют; 2.4 Все страны, включённые в ООН, соблюдают нормы международного права. Некоторые страны, включённые в ООН, не соблюдают нормы международного права; 2.5 Ни один студент РАП не является гражданином Китая. Некоторые студенты РАП не являются гражданами Китая;

3. Какой является формула ((p É q)Ù (Ø q Ù r))Ú s É p? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной?

4. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, в каких отношениях находятся следующие высказывания?

«Если человек поступил на факультет социологии, то он будет социологом. Если человек поступил на факультет социологии и он много занимается, то он будет социологом. Человек не поступил на факультет социологии, но он будет социологом».

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Общество – это часть природы, форма и способ жизнедеятельности людей».

 

Вариант 16.

1. Обобщите и ограничьте понятия:

1.1 Осторожность; 1.2 Честность; 1.3 Добросовестность; 1.4 Ответственность; 1.5 Порядочность;

2. Произведите логическую операцию противопоставления предикату с предложенными суждениями:

2.1 Все люди являются представителями рода человеческого, высших приматов; 2.2 Ни одно буржуазное государство не есть подлинно демократическое; 2.3 Некоторые граждане РФ – юристы; 2.4 Некоторые участники Великой Отечественной войны – ветераны Вооруженных Сил;

3. Какой является формула Ø q Ù r Ù s É p? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной?

4. Какие ошибки допущены в следующих индуктивных умозаключениях:

Во время грозы всегда после вспышки молнии гремит гром и никогда не бывает наоборот. Следовательно молния есть причина грома; 4.2 Всякий раз, когда исследуются места происшествий, находят «следы» преступлений. Значит, если «следов» нет, то и нет преступления; 4.3 Прежде, чем что-то построить или создать, человек это что-то создает в своей голове. Следовательно, сознание является первичным.

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Притвориться - принять вид, не соответствующий действи­тельности».

 

Вариант 17.

1. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

1.1 Противоправное деяние; 1.2 Коллектив студентов; 1.3 Время; 1.4 Закон развития; 1.5 Зачёт; 1.6 Добро; 1.7 Зло;

2. Укажите, требование каких логических законов нарушено в следующем высказывании:

«На гражданина И. Иванова было совершено разбойное нападение. Через некоторое время был задержан гражданин С. Сидоров, заподозренный в совершении этого нападения, так как находился в этом районе. Он был предъявлен потерпевшему, который опознал в нем лицо, напавшего на него. Следовательно, гражданин С. Сидоров виновен в разбойном нападении на гражданина И. Иванова.

3. Какой является формула (p É q) É(r ÉØ q)? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной?

4. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение:

«Если Д. Дмитриев не встречал этой ночью С. Смирнова, то либо С. Смирнов совершил преступление, либо Д. Дмитриев лжет. Если С. Смирнов не совершил преступление, то Д. Дмитриев не встречал этой ночью С. Смирнова, и преступление имело место после полуночи.

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Глагол - это самая живая часть речи, ибо в нём струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка».

Вариант 18.

1. Обобщите и ограничьте понятия:

1.1 Противоправное деяние; 1.2 Коллектив студентов; 1.3 Время; 1.4 Закон развития; 1.5 Зачёт; 1.6 Добро; 1.7 Зло;

2. Восстановите энтимему в полный силлогизм. Установите, является ли она правильной?

«Данное решение суда не является оправдательным, так как оно требует увольнения истца с занимаемой должности».

3. Какой является формула (p É q) É(c É r)? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной?

4. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, в каких отношениях находятся следующие высказывания?

«Если философ является дуалистом, то он не идеалист. Если философ не идеалист, то он диалектик или метафизик. Этот философ не метафизик».

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Противоправное деяние - это действие или бездействие, запрещенное законом».

 

 

Вариант 19.

1. Установите, в каких отношениях попарно находятся следующие понятия? Изобразите отношения между их объемами посредством круговых схем.

1.1 Предмет, имеющий какой-либо цвет; 1.2 Белый предмет; 1.3 Черный предмет; 1.4 Красный предмет;

2. Определите вид умозаключения и правильность вывода. Изобразите отношения между суждениями в виде круговых схем:

2.1 Если магазин реализует одни и те же неучтенные вещи, то это реализация

ворованных вещей;

В одном из магазинов обнаружены одни и те же неучтенные вещи;

Значит, в данном магазине реализуются похищенные вещи;

2.2 Преступление может быть совершено путем действия или бездействия;

Это преступление не совершено путем действия;

Значит, это преступление совершено путем бездействия.

3. Какой является формула ((p É q) Ù s É p? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной?

4. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение:

«Если из того, что поскольку я верю в Бога, я попаду в рай, следует, что я не верю в Бога, то из всего сказанного следует, что Бог существует».

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Прибыль - разница между выручкой предприятия за реализо­ванную продукцию и издержками на ее производство».

 

 

Вариант 20.

1. Установите, в каких отношениях попарно находятся следующие понятия? Изобразите отношения между их объемами посредством круговых схем.

1.1 Треугольник; 1.2 Прямоугольный треугольник; 1.3 Непрямоугольный треугольник; 1.4 Геометрическая фигура;

2. Определите, являются ли приведенные категорические силлогизмы правильными. Если они неправильные, то какие ошибки в их построении допущены. Изобразите отношения между приведенными суждениями с помощью круговых схем:

2.1 Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он является

потерпевшим;

Судья Петров – потерпевший;

Судья Петров не может участвовать в рассмотрении данного дела.

2.2 Экономические преступления – общественно опасные деяния;

Подделка финансовых документов – экономическое преступление;

Подделка финансовых документов – общественно опасное деяние.

2.3 Все рыбы дышат жабрами;

Киты не дышат жабрами;

Следовательно, киты не рыбы.

3. Какой является формула ((p ÉØ q) ÉØ r)? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной?

4. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение:

«Если человек удовлетворен работой и счастлив в семейной жизни, то у него нет причин жаловаться на судьбу. У этого человека есть причина жаловаться на судьбу. Значит, он не удовлетворен работой».

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Политика – это деятельность в сфере отношений между большими группами людей».

 

Вариант 21.

1. Установите, в каких отношениях попарно могут находится следующие понятия? Изобразите отношения между их объемами посредством круговых схем:

1.1 Орудие преступления; 1.2 Огнестрельное оружие; 1.3 Пистолет; 1.4

2. Опираясь на закон тождества, установите, могут ли быть одновременно ложными суждения:

2.1 Всякая наука имеет свой предмет исследования. Ни одна наука не имеет своего предмета исследования; 2.2 Всякое правонарушение является опасным для общества и граждан. Ни одно правонарушение не является общественно опасным; 2.3 Каждое уголовное дело имеет свои особенности. Некоторые уголовные дела никаких особенностей не имеют.

3. Какой является формула p Ù(q Ú r) º s? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной?

4. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение:

«Если И. Иванов является участником этого преступления, то он знал потерпевшего. И. Иванов знал жену потерпевшего. Потерпевший знал И Иванова. Следовательно, И. Иванов является участником этого преступления».

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Леность – это отвращение от усилий».

 

Вариант 22.

1. Установите, в каких отношениях попарно находятся следующие понятия? Изобразите отношения между их объемами посредством круговых схем:

1.1 Преступление против личности; 1.2 Преступление против жизни; 1.3 Преступление против здоровья; 1.4 Преступление против гражданина;

2. Опираясь на закон исключённого третьего, установите, могут ли быть одновременно истинными оба суждения:

2.1 Участником нападения на банк был гражданин П. Петров. Участником нападения на банк был гражданин С. Сидоров; 2.2 Все органы государства имеют полномочия на издание нормативных актов. Некоторые органы государства имеют полномочия на издание нормативных актов; 2.3 Преступники не могли проникнуть в банк через пролом в стене, который был обнаружен при обследовании места преступления. Преступники проникли в банк через отверстие в стене.

3. Какой является формула (p É (q É r))É s? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной?

4. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение:

«Если болезнь запущена, то ее легко распознать, но трудно излечить. Если болезнь не запущена, то ее легко распознать, и не трудно излечить».

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Состав преступления, как и содержание любого понятия, состав­ляют признаки предметов, в данном случае признаки социально-правовых явлений (деяний), отражаемых составом преступления».

 

Вариант 23.

1. Установите, в каких отношениях попарно находятся следующие понятия? Изобразите отношения между их объемами посредством круговых схем:

1.1 Действие или бездействие, квалифицируемое законом в качест­ве уголовно наказуемого; 1.2 Действие, квалифицируемое законом в качестве уголовно наказуемого; 1.3 Бездействие, квалифицируемое законом в качестве уголовно наказуемого;

2. Установите структуру и определите виды суждений по следующим основаниям: а) по объему субъект а; б) по качеству связки; в) по содержанию предиката:

2.1 Некоторые люди являются преступниками; 2.2 Все граждане РФ имеют право на труд; 2.3 Добросовестный труд – источник благосостояния и могущества нашего общества; 2.4 Социальная надежность личности – это прочный симбиоз высокой нравственности личности, правовой культуры, политической зрелости, ее профессионализма и психофизиологического здоровья; 2.5 Международный терроризм – мощное международное образование; 2.6 Успех в достижении поставленной цели зависит от способов деятельности человека, средств, используемых для этого, и от качеств личности;

3. Какой является формула (p É q Ù r) É s? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной?

4. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение:

Если человек поступил в Российскую академию правосудия, то он будет юристом. Человек поступил в Российскую академию правосудия, но не будет юристом».

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Экологический кризис - ситуация, определяющей характеристикой которой является нарушение гармоничных отношений человека и его деятельности с условиями, которые может ему предоставить природа»

 

Вариант 24.

1. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

1.1 Общественно-политическое движение; 1.2 Социальная роль; 1.3 Студент; 1.4 Ректор; 1.5 Библиотека; 1.6 Реферат; 1.7 Экзамен;

2. Произведите логическую операцию превращения с предложенными суждениями: 2.1 Все люди являются представителями рода человеческого, высших приматов; 2.2 Ни одно буржуазное государство не есть подлинно демократическое; 2.3 Некоторые граждане РФ – юристы; 2.4 Некоторые участники Великой Отечественной войны – ветераны Вооруженных Сил;

3. Какой является формула ((p É q) É r) É s? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной?

4. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение:

«Установлено, что преступление могли совершить С. Смирнов, Д. Дмитриев или Б. Большаков. Известно, что Д. Дмитриев не совершает преступления без Б. Большакова. Следовательно, если Б. Большаков не совершал преступления, то его совершил С. Смирнов.

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Личность – это не абстракт, присущий отдельному индивиду, а своей действительности она есть совокупность общественных отношений».

 

Вариант 25.

1. Установите, в каких отношениях попарно находятся следующие понятия? Изобразите отношения между их объемами посредством круговых схем:

1.1 Посягательство на честь и достоинство личности; 1.2 Клевета; 1.3 Оскорбление; 1.4 Противоправное деяние;

2. Проверьте правильность обращения, определив допущенные ошибки, и сами произведите логическую операцию обращения с предложенными суждениями:

2.1 Некоторые люди умеют скрывать свои чувства. Следовательно, некоторые люди не умеют скрывать свои чувства; 2.2 Некоторые философы не исходят из верного, материалистического решения основного вопроса философии. Следовательно, тех, кто не исходит из материалистического решения основного вопроса философии, нельзя называть философами;

3. Какой является формула p ÙØ q É r º p? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой, но не тождественно-истинной?

4. Средствами таблично построенной логики высказываний установите, является ли правильным следующее рассуждение:

«Если Демокрит бежит в пустыню, то он помешанный. Демокрит не бежит в пустыню. Демокрит не помешанный».

5. Является ли правильным следующее определение? Если опреде­ление неправильное, то какая ошибка допущена?

«Под г р а ж д а н а м и понимаются как граждане Российской Федерации, так и граждане любых других государств».

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...