Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

18. Государственная власть в РФ.




18. Государственная власть в РФ.

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, ФС (СФ и ГД), Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

19. Конституционное регулирование деятельности политических партий и общественных объединений.

Конституционное регулирование деятельности общественных объединений

Важное место в политической системе как механизме реализации суверенитета народа занимают общественные организации. В соответствии со ст. 30 Конституции каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо общественное объединение или пребыванию в нем.

Основы правового статуса общественных объединений закреплены в ст. 13 Конституции, которая устанавливает принцип идеологического многообразия, подчеркивая, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». В этой статье Конституции закрепляется принцип политического многообразия и многопартийности, а также положение о том, что «общественные объединения равны перед законом».

В соответствии с общепризнанными нормами международного права Конституция РФ устанавливает ограничения на создание и деятельность общественных объединений. «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (ч. 5 ст. 13).

 

20. Конституционные основы гражданского общества (понятие и структура).

Гражданское общество — понятие, охватывающее совокупность неполитических организаций в обществе, т. е. отношения в сфере экономики, духовной жизни, образа жизни и т. п. Гражданское общество — это сфера реализации экономических, социальных и культурных прав человека и гражданина, его личных свобод и интересов

Структура гражданского общества — это система различных общественных образований и общественных институтов, обеспечивающих условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов. коллективов, способных влиять на государственную власть с тем, чтобы заставить ее служить обществу.

21. Суверенитет народа и формы его осуществления.

Демократическое государство - основная форма реализации полновластия народа

Как отмечалось в предыдущей главе, в содержание основ конституционного строя включена норма, устанавливающая, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, органы местного самоуправления, политические партии и общественные организации, что в совокупности составляет политическую систему.

Особое место в данной системе занимает государство. Государство — это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и население, располагает для этого специальным аппаратом и издает обязательные для всех веления в форме нормативно-правовых актов.

Государство является основной формой реализации суверенитета народа, потому что оно:

  • — единственная полновластная организация в масштабе страны;
  • - представляет весь многонациональный народ России, выражает его совокупную волю;
  • - является собственником значительной доли средств производства, земли, природных богатств, материальных ценностей, охватываемых государственной собственностью;
  • - является официальным представителем внутри страны и во взаимоотношениях с другими государствами;

может применять меры юридического принуждения в целях обеспечения исполнения правовых актов.

 

22. Представительная и непосредственная демократия.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и другое ее название — непосредственная, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.

Ряд этих институтов — выборы, референдумы — четко регламентированы соответствующими нормативными актами (конституциями, законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие носят консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.

К сильным сторонам прямой демократии можно отнести следующие: она дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе, в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти, контроль за политической элитой и т. п.

К недостаткам относят отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизну проводимых прямых демократических мероприятий, низкую эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правителей» и т. д.

При представительной демократии власть осуществляется представителями народа — депутатами, другими выборными органами исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

К сильным сторонам представительной демократии можно отнести то, что она дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему, позволяя каждому заниматься своим делом, и т. п.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...