Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Музыка как средство эмоционального развития ребенка




в пренатальном и постнатальном периоде

Человеческие эмоции не возникают сами по себе, а формируются с первых дней жизни младенца в дородовом периоде под влиянием музыкальной среды, в которой ребенок оказывается.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в раннем детстве. Важно, чтобы в этот период, а желательно и намного раньше рядом находился взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Музыка оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируются все психические процессы, эмоциональная сфера, ребенок становится более чутким к красоте в искусстве и жизни. Чтобы ребенок полюбил музыку, научился ее чувствовать, необходима музыкальная среда, опыт восприятия интонаций. Поэтому важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это, прежде всего классика и народные произведения.

Исследования, проведенные в США, Японии, Франции, России и других странах с применением современной аппаратуры раскрывают понимание сущности влияния музыки на развитие ребенка в онтогенезе, то есть в пренатальном периоде развития. Музыкальное развитие ребенка необходимо начинать очень рано, так как с момента рождения ребенок начинает активно реагировать на окружающие его звуки.

Несмотря на то, что в этой области имеются исследования, остается ряд невыясненных вопросов. Важно научить будущих мам использовать музыкальный добродетель на благо будущему малышу. Этим обуславливается выбор темы доклада - «Музыка как средство эмоционального развития ребенка в пренатальном периоде и периоде младенчества».

Методика «Сонатал» призвана ответить на вопрос: как и на каком материале воспитывать ребенка на ранней ступени его эмоционального развития с использованием музыки.

В конце 20 столетия возникла наука «внутриутробная педагогика». Опираясь на знания закономерностей внутриутробного развития ребенка, она сформировала основные правила поведения беременной женщины. Чтобы следовать этим правилам, мама должна знать, как происходит развитие ее еще не родившегося ребенка. Первые три месяца внутриутробного развития ребенка имеют, по мнению медиков, решающее значение для его будущего.

Именно в этот период, уже на 20 день, в глубине крохотного зародыша (4 мм) начинает мерцать красная точка. С этого времени в организме женщины будут биться два сердца, одновременно начинает формироваться вегетативная нервная система и головной мозг. В конце 1-го месяца формируются все отделы головного мозга. С одной стороны, мозг младенца формируется по наследственной генетической программе, а с другой - благодаря той информации, которая поступит из внешней среды, трансформируясь через тело матери, через ее органы чувств, на органы чувств ребенка. В этот период маме очень важно получать позитивную информацию от общения с природой, музыкой, живописью.

На втором месяце внутриутробного развития происходит дифференциация всех основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и т. д.). Нервная система ребенка начинает функционировать очень рано. Об этом свидетельствуют первые хаотичные движения младенца ручками и ножками, которых мама пока не ощущает. Ребенок может сжимать кулачки, поворачивать головку. Эти первые движения положительно влияют на развитие нервной системы. В это же время у ребенка начинают функционировать органы равновесия - вестибулярный аппарат, который фиксирует не только положение ребенка, но и все движения матери. Мама ходит, ложится, сидит, наклоняется, ускоряет или замедляет движения - все это воспринимается вестибулярном аппаратом и специальными нервными датчиками, расположенными в суставах и мышцах ребенка. Мозг перерабатывает поступающую информацию и подает соответствующую команду мышцам.

На третьем месяце завершается формирование желудочно-кишечного тракта. Формируется голосообразующий аппарат, развивается печень, почки, формируются лимфоузлы. Сердце прослушивается более четко.

На четвертом месяце внутриутробного развития, практически завершается формирование всех основных органов. Далее они будут расти, совершенствоваться. В этот период интенсивно формируется самый сложный и необходимый человеку орган - кора головного мозга, серое вещество которой делает человека человеком.

Кожа ребенка практически готова к приему информации. С этого времени связь по информационному каналу осязание - мозг становится постоянной до конца беременности. Благодаря этой связи ребенок сотни раз в день получает разнообразные осязательные впечатления, которые очень важны для развития мозга. Кожа ребенка обладает температурной чувствительностью.

На пятом месяце ребенок начинает подавать явные признаки своего существования. Мама ощущает первые толчки младенца, движения его перестают быть беспорядочными, хаотичными и все больше и больше становятся реакцией на внутреннее состояние, которое во многом зависит от мамы. Следует помнить, что причины усиления двигательной активности младенца могут быть разными: недостаток кислорода, каких-либо питательных веществ или поступление вредных (алкоголь, никотин), отрицательное эмоциональное состояние мамы.

Причины повышенной двигательной активности могут быть связаны и с положительными эмоциями: радостью, восторгом, которые испытывает мать. Учитывая это, маме следует быть более ровной в своем поведении, избегать крайних эмоциональных состояний. В то же время нельзя забывать, что своими усиленными движениями ребенок как-бы защищает себя от отрицательных воздействий, тем самым, реализуя функцию самосохранения. Стоит маме выйти на прогулку, заняться домашними делами, как ее собственному организму потребуется больше кислорода. Ребенок тоже начинает испытывать недостаток в нем. Это заставляет его активно двигаться, при этом сердце сильнее сокращается, кровь быстрее протекает по сосудам и насыщается кислородом. На помощь сердцу приходит и дыхательная система: грудная клетка расширяется, в ней образуется отрицательное давление, и приток крови повышается. Скелетные мышцы тоже участвуют в восстановлении кислородного равновесия. Напрягаясь, они создают определенную позу ребенка, которая помогает поддерживать кислород на нужном уровне. Как видим, ребенок тесно связан с организмом матери, от него он получает питательные вещества и кислород. Мама должна двигаться в пределах разумного.

На шестом месяце интенсивно развиваются кости и мышцы ребенка. Резко увеличивается потребность ребенка в кальции, поэтому в питании должны быть продукты, богатые кальцием (творог, рыба). В этот период идет дальнейшее развитие мозга. На нем появляются борозды и извилины. Функционируют все внутренние органы ребенка - печень, селезенка, пищеварительная и нервные системы. Не до конца развитыми остаются пока легкие, но именно в этот период ребенок совершает первые «дыхательные упражнения», которые происходят под руководством дыхательного центра в головном мозге. Нормальное формирование этого центра напрямую зависит от образа жизни мамы. Вот почему ей нужно гулять, дышать свежим воздухом и не допускать в свой организм никотин, алкоголь, вредные испарения лаков, красок.

На седьмом месяце органы слуха ребенка воспринимают не только сердцебиение мамы, но и звуки внешнего мира. Спокойное сердцебиение мамы - самая лучшая для него музыка. В качестве эксперимента в палате новорожденных детей включали запись тревожно и спокойно бьющегося сердца человека и обнаружили, что при звуке тревожно бьющегося сердца дети посыпаются, плачут, а спокойно бьющегося - продолжают спать. Это подтверждает, что ребенок еще до своего появления на свет по - разному реагирует на состояние мамы, на ее поведение, поэтому ей следует меньше волноваться, раздражаться. Все это не нравится малышу. Помочь сохранить матери хорошее настроение, оградить ее от стрессов - долг всех окружающих, особенно папы. Малыш слышит не только сердцебиение мамы, но также ее голос, голос папы, звуки музыки. Постараться, как можно больше обращаться с ребенком, говорить ему ласковые слова, петь песни, включать мелодичную музыку. Лучше всего ребенок реагирует, как показывают эксперименты, на классическую музыку, колыбельные песни. Побольше общаться с природой, со всем, что вызывает положительные эмоции.

Устанавливать эмоциональный контакт, общаться с ребенком рекомендуется уже в первые месяцы беременности. Нидерландский ученый, создатель методики общения с младенцем в период внутриутробного развития Форанс Вельдмон считает, что такой ранний эмоциональный контакт помогает установить крепкую эмоциональную связь с ребенком до родов. Это дает возможность младенцу чувствовать себя во чреве матери безопасно и комфортно. Ничего необычного в этом общении нет. Оно должно быть простым и естественным, теплым, желанным и выражаться в простом поглаживании живота, легком ритмичном постукивании по нему, в разговорах с малышом, пении песенок. Хорошо, когда с ребенком общается не только мама, но и папа. В этом случае ребенок быстрее установит с ним эмоциональный контакт после рождения. Ученые подтверждают, что общение с ребенком до рождения (будь это разговор, музыка) улучшает отношения между ним и родителями, делает его более контактным, общительным, уверенным в себе. Важно не упустить время и начать общаться с младенцем с первых недель его существования. Однако нельзя превращать естественное общение в тренинг. Помните: это может привести не пользу, а вред!

В конце беременности (восьмой - девятый месяц) ребенок продолжает расти, совершенствуются все его внутренние системы, органы. Он готовится к появлению на свет. Маме следует соблюдать правильный режим дня: спать не мене восьми - девяти часов, а днем тоже стараться отдохнуть 1,5 - 2 часа. Это полезно также и ребенку.

Итак, чтобы младенец развивался правильно и родился здоровым, советуем мамам:

- позаботиться о своем здоровье, отказаться от вредных привычек, оберегать себя от неблагоприятных воздействий окружающей среды;

- правильно питаться, достаточно двигаться на свежем воздухе;

- обогащаться впечатлениями от природы, живописи, музыки;

- общаться со своим младенцем с первых месяцев беременности, разговаривать с ним, петь песни, слушать вместе с ним музыку.

Психологи, физиологи и медики установили, что психическая жизнь младенца начинается задолго до момента рождения - в пренатальном периоде. Доказано, что во внутриутробном периоде происходит развитие психики, а именно практически всех видов чувствительности.

Программа «Сонатал» - разработчик доктор медицинских наук, профессор Лазарев - представляет собой методику музыкальной стимуляции развития плода и новорожденного ребенка, а также снятие стрессов у беременной женщины с помощью музыки. Эта методика рассчитана на будущих мам, которые настроены на создание оптимальных условий для вынашивания здорового ребенка, кормление его грудью и максимально быстрого роста и развития. Кроме того, «Сонатал» помогает создать внутри семьи, между родителями и еще не родившимся ребенком максимальное взаимодействие. Музыка, влияя на ребенка и маму, рождает положительные эмоции, снимает противоречия, успокаивает и настраивает на любовь. Прослушивание музыки, напевание песенок, разговоры с ребенком нужно поводить не только на занятиях, но и дома. Желательно привлекать и отца к таким занятиям, чтобы ребенок привыкал к голосам родителей, слушая их, чувствовал себя любимым и нужным. Это не только положительно влияет на развитие ребенка, но и гармонирует отношения в семье.

Проанализировав действие метода «Сонатал» ученые пришли к выводу, что он дает возможность обнаружить элементарные формы эмоциональных реакций и их связь с двигательными, а, следовательно, с дыхательными реакциями не рожденного ребенка. Установлено, что с помощью музыки можно воздействовать на три сферы жизнедеятельности плода - двигательную, эмоциональную, дыхательную - и даже управлять их развитием.

Такое влияние помогает корректировать изменение в формировании плода, направлять развитие в нужную сторону.

И, главное, что музыкальная стимуляция развития будущего ребенка положительно сказывается как на психических, так и на физических его качествах. Занятия по методу «Сонатал» активизируют жизнедеятельность беременной женщины и способствуют формированию ее здоровья.

С 6-7 месяцев плод способен воспринимать звуки и даже отвечать на них движением, наиболее богатой является слуховая среда плода. Этому способствует околоплодная жидкость, которая является хорошим проводником звука. Плод слышит звуки, идущие извне, тоны сердца матери и ее голос. Исследования, поведенные в нашей стране, США, Японии, Франции и других странах с применением современной аппаратуры, позволили вплотную подойти к пониманию сущности влияния музыки в пренатальный период развития.

В настоящее время имеется доказательства того, что ребенок способен до рождения накапливать всю информацию, слышимую извне. Так, во время внутриутробного периода ребенок может запоминать мелодии, он способен выделить из музыкальных произведений, послушанных впервые, то есть которые слушала его мать во время беременности.

Учеными были опубликованы результаты исследования, установивших способность грудных детей узнавать сказку, многократно прочитанную вслух до их рождения.

Шестнадцати женщинам было дано задание в последние шесть недель перед родами читать два раза в день детскую сказку о коте. Когда же новорожденные получили возможность выбирать из двух записей голос матери, в одной из которых она читала сказку о коте, а в другой иную сказку, они выделили знакомый им рассказ изменением режима сосания.

Известен эксперимент с участием 700 будущих матерей, которые пытались общаться со своими еще не родившимися младенцами. Многие из этих детей начали произносить первые слова в 3-4 месяца, а в 7 месяцев - ходить, а в возрасте около 1 года выговаривать некоторые сложные слова.

Французская исследовательница Мари - Аумес Эшер сделала ряд интересных наблюдений в семьях профессиональных певцов, регулярно репетировавших дома. Матери с голосом сопрано рождают детей с развитой верхней половиной тела. У этих детей очень рано отмечалось наличие сенсомоторной координации при хватании. Дети певцов, обладающих густым басом, рождаются с хорошо развитой нижней половиной тела и очень рано начинают ходить. Выяснилось, что упорядоченное звуковое воздействие на организм будущей матери повышает динамичность нервной системы ребенка и впоследствии стимулирует его развитие. Эти факты позволяют обратить внимание на особую значимость жизни ребенка до рождения. Этот период не должен быть пассивным не только для будущей матери, но и для развивающейся в ней жизни.

Если беременная женщина с наслаждением слушает нежную ласковую музыку, то это каким - то пока не совсем понятным образом действует на плод, а после рождения дети активнее реагируют на ту музыку, которую они уже «слышали» до рождения. В Америке подаются специальные кассеты с записями колыбельных Моцарта, Брамса, народной музыки и текстами, рассчитанными на то, чтобы их слушали беременные женщины. Даже, если мать и не слишком большая поклонница классической музыки, все равно музыка Вивальди, Баха, Моцарта вводит ее в состояние, близкое к гипнотическому трансу, во время которого происходит глубинное общение с будущим малышом на уровне подсознания.

В Московском научно - практическом центре пренатального воспитания «Благовест» в течение ряда лет накоплен опыт нелекарственных методов оздоровления и психотерапевтического воздействия на беременную женщину и ее ребенка. Благотворное воздействие звука и цвета на центральную нервную систему, и мозг плода, а также на его мышечный тонус создает одно из главных условий для благополучных родов здорового ребенка. Беременные женщины на психотерапевтических занятиях учатся расслабляться под специально подобранную музыку, в основном классическую медитативную.

Музыка должна всегда присутствовать в жизни малыша, чтобы стать полноценным компонентом духовной культуры. Ведь не обязательно, чтобы ребенок стал композитором, музыкантом, певцом. Если он научится любить и понимать музыку, то вы можете чувствовать себя удовлетворенными. Кроме того, роль данного опыта может выявиться не сразу, а спустя несколько лет, и это вовсе не означает, что никакого его влияния не было. В любом случае лучше постараться создать малышу максимально благоприятные условия для развития, чем не сделать этого заранее, сочтя свои усилия напрасными.

Гармония сфер, описанная великим греческим философом Пифагором, начинается с гармонии души, которая несет в себе музыка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...