Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гришковец. Спектакль «Весы». Вспомнить будущую жизнь.




Гришковец. Спектакль «Весы». Вспомнить будущую жизнь.

18 апреля 2020 года.

«Думают люди в Ленинграде и Риме

что смерть – это то, что бывает с другими,

что жизнь так и будет крутить и крутить колесо

Слышишь – на кухне замерли стрелки часов.


Но ничего-ничего, погрустит и забудет

через время появятся новые люди,

едут троллейбусы без габаритных огней

Люди ночами делают новых людей…»

                Александр Васильев «Сплин». «Новые люди».

 

Исследования и открытия продолжаются. Все так же гипертекстно. Друг дал ссылку на «ужин с Гришковцом», а во время ужина, Евгений Валерьевич порекомендовал посмотреть спектакль по его пьесе, где он еще и выступал режиссером. Спектакль «Весы». Тянуть с просмотром не стал. Почему-то был уверен, что спектакль обо мне. Не ошибся. Он о тех, кто рождался под знаком «весы». А это, в том числе, и я.

В приемном отделении роддома собираются будущие и нынешние отцы в ожидании своих… «новых людей». У кого-то первенец. У кого-то третий. У кого-то внук. Все разные. Каждый со своей историей. Каждая постепенно рассказывается в течении всего представления со-бытия. Надо сказать, что практически все спектакли Гришковца начинаются как набор каких-то забавных, смешных приколов. Зритель проникается, втягивается в повествование, чтобы к концу стать свидетелями настоящих исповедей. «Весы», в этом смысле, не исключение.

Но опять же отмечу одну важную отличительную черту пьес Евгения Валерьевича, они все очень по-доброму заканчиваются. Они, как и сам их автор, помогают обрести волю к жизни, у кого она была потеряна и усилить ее тем, у кого она ослабла по тем или иным причинам. А сейчас при всех сложившихся обстоятельствах, таких большинство.

Очень своевременный спектакль Кемеровского драмтеатра, где, однако, сам автор не присутствует на сцене, как к этому привык зритель. Да и тема, как нельзя лучше представлена именно сейчас. «Весы» о рождении новой жизни и об ожидании рождения новой жизни. Что может быть будничнее и одновременно сакральнее? Спектакль рассказывает нам о… правильной и красивой обреченности. Когда все ожидающие, даже те, кто присутствуют при самом факте родов, осознают, что от них уже ничего не зависит. Остается только надеяться и верить. Во что?

Конечно, те из зрителей, кто уже испытал счастье отцовства (а этот спектакль, как мне показалось, скорее для мужчин, это совсем не значит, что женщинам он заказан), а кто-то и рождение внуков (правнуков) не избежат собственных воспоминаний. Непосредственно во время представления или спустя какое-то время после него. В этом я абсолютно уверен. Я лично вспоминаю рождение моего первенца. Жена, учитывая величину плода, легла в роддом заранее. Каждый день до родов я возвращался со стройки, где работал на подсобных работах, навещал ее. Это стало ритуалом. Я приезжал вечером. Передавал записку. Она выходила ко мне, и я начинал ее успокаивать и вытирать ее слезы. Боялась она. Но, вот в один прекрасный день что-то пошло не так. Записку у меня не взяли, а сказали, как отрезали: «Ваша рожает уже…» Конечно, я взвился в радости сердца своего и поехал домой «ожидать». Но, приехав домой, был поражен собственной мыслью: «А чего я могу ожидать ЗДЕСЬ? » Телефоны тогда были только городские и уж конечно они были не доступны роженицам, разрешившимся от бремени. «То есть», в отчаянии подумал я, «она сейчас родит, а я об этом даже не узнаю! » Что делать?!? Тут же пропал аппетит и накрыла паника. Наконец пришло решение, казавшееся тогда единственно правильным. Ехать в роддом (хотя дело шло к глубокому вечеру). И попытаться через обслуживающий персонал наладить связь с женой. Существование мое обрело смысл. Я оделся, собрался и уже буквально открыл входную дверь… как раздался звонок домашнего телефона. Я поднял трубку и услышал хриплый голос жены: «Кирюша… у нас сын…» (жене, как медику, коллеги разрешили воспользоваться рабочим телефоном). Дальше я помню плохо. Что я говорил, долго ли говорил. Всю ночь я пил, убирал детскую комнату, собирал кроватку. И все думал о том, чтобы было, если бы я чуть поторопился и вышел из дома на минуту раньше…

В общем, я, как и автор «Весов», рекомендую этот спектакль вам посмотреть. Он доступен на ЮТюбе. Длится почти два часа, но пролетают они легко и незаметно. А главное, в атмосфере абсолютной доброты и побеждающей витальности. А это нам всем сейчас необходимо, как воздух. И в этом мало литературного преувеличения.

Спасибо, Евгений Валерьевич!
Спасибо актерам Кемеровского драмтеатра!

СпасиБог!     

Евгений Гришковец. Нельзя привыкать к изолированности!

28 апреля 2020 года

«Прежде всего будьте мудры, справедливы и умеренны; тогда эти добродетели достигнут и трона и сделают добрым также государя…» Иммануил Кант

Очередные бдения с Евгением Валерьевичем. Писатель, не имея возможности непосредственно выходить к своему зрителю, объединяя нас общими смыслами, тем не менее продолжает заниматься социально значимой деятельностью, даже находясь на карантине по поводу этого, прости Господи, коронавируса. Он приглашает на свои обеды и ужины.

Мне показалось, что этот ужин от 22 апреля был наиболее цельный драматургически. При том, что были вспомянуты и Владимир Соловьев и Владимир Ильич Ленин и Иммануил Кант, земляк российского сторителлера, а по совместительству именинник, вместе с нашим «альбатросом революции». Но была основная тема. Нельзя привыкать к изолированности.

Чудесный анекдот был рассказан вначале. Об эксклюзивном мероприятии для очень богатых людей в космосе. После чего заказчики высказались следующим образом: «Все было здорово, ярко… Но нам не понравилось… Атмосферы не хватало…» Действительно, есть анекдоты на уровне литературного произведения. Об этой же «атмосфере» (и ее отсутствии) говорили наши программисты, попавшие в карантин в Кремниевой долине (из фильма Юрия Дудя): «Есть магия личного присутствия. И этого не хватает. Моя продуктивность упала…»

Нам не хватает нас. Для общения. Для нахождения общих смыслов. Для со-мыслия. Потенциал этого сомыслия сидит в каждом из нас, стремясь реализоваться в тех или иных формах. И тогда рождаются истории, объединяющие Ленина и Канта в едином пространстве представления (история о том, как собранные цитаты Канта из произведений Ленина спасли от разрушение могилу философа, а заодно и городскую ратушу).

И какие дичайшие, по фактам в них излагаемых, воспоминания Гришковца о посещении заброшенной полярной станции на одном из островов архипелага Земля Франца Иосифа. На ней работали трое полярников. Четвертого загрызла медведица. Эти люди не видели других людей семь месяцев. Но по прибытии к ним экспедиции, дежурный и не очень стремился пустить прибывших на порог: «Натопчите еще мне тут…» А двое других продолжали спать и проспали до того, как все уехали обратно на большую землю.

Нельзя привыкать к изолированности! Изолированность, это что-то вроде сна окутывающего замерзающего в метельном пути человека. Ему становиться хорошо в этом сне, где он готов отдать себя своей смерти. Не попытавшись ее преодолеть. Пережить.

Нельзя привыкать к изолированности!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...