Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Авторы теоретических положений




Авторы теоретических положений

Разрабатывал идею такого развития государственной власти Гуго Гроций (мыслитель и правовед Голландии), Ж. Ж. Руссо (французский просветитель), Джон Локк (философ Англии). Идеи теории нашли свое отражение в работах русского писателя А. Н. Радищева. В работах Локка изучается появление в человеческом разуме желания объединиться с себе подобными. Конфликты и непонимания разрешались во время общения, люди учились договариваться, распределять функции и, в итоге, сформировали государства. У Гоббса в истоках лежит вражда и война, борьба за территорию привела к необходимости поддерживать общественный порядок. Так появляется договор и его продукт – объединение людей против врагов.

Суть теории

Представители договорной теории происхождения государства берут за основу понятие «договор», который заключается между людьми. Продуктом общественного договора становится государство. Коллективное начало соединяло человека с другими, но всегда объединение строилось на основе договоренности о каких-то отношениях. Умения индивидов становились достоянием всей системы. Закон, по которым жил определенный коллектив, – итог договора, цель его или задача. Сторонники теории исходят от первобытного человека, развивающегося постепенно, как общество.

7. Материалистическая (марксистская) теория происхождения государства

Суть теории

Марксистская теория происхождения государства и права связывает возникновение государства и права с появлением общественного разделения труда, частной собственности, товарных отношений, с делением общества на антагонистические классы. Основным признаком государства марксизм считает наличие политической власти (в отличие от первобытного строя, где власть имела неполитический характер), выражающей интересы и потребности господствующего класса. В отличие от обычаев первобытного строя, выражающих интересы всего племени и рода и каждого его члена, соблюдающихся в силу привычки и охраняющихся общественным мнением, право, согласно марксистской теории, имеет классовую природу; выражает волю экономически и политически господствующего класса, который навязывает обществу такие нормы поведения, которые обеспечивают его существование и господство над остальным населением, тем самым придает своей воле всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона.

Второй отличительной чертой государства является учреждение публичной власти, которая не совпадает непосредственно с населением и призвана держать в повиновении всех граждан. Эта публичная власть существует в каждом государстве и состоит не только из вооруженных людей, но и из принудительных учреждений разного рода, которые были не известны родовому обществу. Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.

§ Афинская форма — классическая. Государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий формирующихся внутри общества.

§ Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы. Победа последних разрушает родовой строй, на развалинах которого возникает государство.

§ Германская форма — государство возникает как результат завоевания обширных территорий.

К представителям материалистической теории происхождения государства обычно относят К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Они объясняют возникновение государства прежде всего социально-экономическими причинами.

Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена.

8. Теологическая теория происхождения государства

Теологическая теория получила распространение в трудах Аврелия Августина, Тертуллиана, в средневековье - Фомы Аквинского

По мнению представителей данной теории, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть — вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления наместнику Бога на земле. Отказ подчиниться государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Положительным в этой теории является то, что, придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется " посредникам" между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.

Однако вместе с тем данная теория слабо учитывает влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо в основном построена на вере.

Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т. е. это, в конечном счете, вопрос веры.

9. Происхождение государства по «Теории насилия»

Теория насилия государства и права –одна из главных концепций происхождения государства и права и являет собой мысль, что основной причиной возникновения государства является не развитие общества в каких-либо из его сторон, а завоевание одних народов другими. Иными словами, сторонники данной теории полагали, что единственной предпосылкой становления государственности является акт насилия, выражающийся в порабощении более слабого племени более сильным. Результат такого акта выражается в выделении привилегированного, правящего класса, который образуется из представителей племени-поработителя и класс рабочий, управляемый, который образуется из угнетенного народа. При подобном типа возникновения государства, инструментом управления являются законы, которые являют собой право.

Само насилие в рамках данной концепции рассматривается как явление, влияющее на все институты, всеобъемлюще, включая право и государство. Этим процессом, как феноменом, сторонники концепции объясняли возникновения рабства, частной собственности и общественного прогресса, что говорит о том, что насилие было провозглашено главной силой развития общественных отношений и общества в целом. Концепция включает в себя две составляющих: внешнее и внутреннее насилие. Основоположниками данной теории являлись Евгений Дюринг (1833—1921 г. ), Карл Каутский (1854—1938 г. ) и Людвиг Гумплович (1838 – 1909 г. ). Сторонником концепции внутреннего насилия являлся первый из перечисленных авторов. Дюринг утверждал, что государство возникает при попытке преобладать, проявить насилие одной части общества над другой. Когда общество разделяется на эти группы, то это и есть момент образования государственности. Развитие общества, по мнению философа, обуславливают внутренние формы властных отношений, политические отношения порождают собой отношения экономические. Карл Каутский придерживался теории внешнего насилия и видел положительные последствия в результате завоевания одних масс людей другими. Он утверждал, что государство является аппаратом управления племени-победителя, установленного над побежденным, угнетенным племенем. Автор отмечал, что подобный тип образования государства может привести к развитию рабства и что предпосылки к его возникновению необходимо игнорировать или отправлять на второй план. Каутский пытался оправдать данную теорию тезисами о том, что после подобного рода завоеваний, благо получают и завоеватели, и завоеванные, поскольку общество, образованное подобным путем, далее трансформируется и становится более гармоничным. Завоевание одного народа другим ведет к трем путям развития событий: угнетенный народ либо изгоняется, либо истребляется с территории, на которой он обитал, или же находится на прежней территории, но уже в подчинении у народа-завоевателя. Последний тип развития событий возможно достичь только организовав коллективное принуждение народом-завоевателем. Данную теорию в нацистской Германии приняли в качестве государственной доктрины.

10. Форма государства: понятие и элементы

Форма государства – это внешняя организация, внешнее строение государственной власти, которая показывает, как организованна власть в государстве, кому и на каких началах она принадлежит, как распределяется государственная власть по вертикали (центральные и местные органы власти) и горизонтали.

Таким образом, «форма государства» отвечает на вопрос: кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

Выделяют три элемента формы государства:

1. Форма правления

2. Форма государственного устройства

3. Политический режим

11. Формы правления государства

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.

В узком смысле — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).

В широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству. Монарх не подотчетен обществу.

Абсолютная (неограниченная)- Все ветви власти — судебная, законодательная и исполнительная — находятся в руках одного человека. Власть передается по наследству по праву крови. Не имеет ограничения власти монаха. В наши дни абсолютная монархия сохранилась в ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др.

Конституционная- Власть одного лица ограничена законом государства, чаще всего Конституцией. Такой вид монархии подразделяется на дуалистическую и парламентскую.

Дуалистическая- Монарх стоит во главе исполнительной власти и может влиять на судебные решения и законотворчество. Параллельно с монархией в государстве часто существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко.

Парламентская- Монарх является частично формальным символом государства, данью традициям. Основная власть принадлежит избранным народом органам (парламенту). В государствах с такой формой правления соблюдается принцип разделения властей. Иногда монарх может наложить вето или резолюцию на некоторые законы, но реальной властью он не обладает. Такая форма правления в наши дни представлена в Японии, Дании, Великобритании.

Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, которые избираются населением (или государственными органами) на определенный срок.

Президентская республика — президент наделен очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство. Президента избирают все граждане через прямое голосование (пример — США, страны Латинской Америки).

Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент. Именно парламент формирует правительство, которое обязано перед ним отчитываться (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).

Смешанная республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция). Глава правительства – премьер министр.

12. Формы государственно-территориального устройства: унитарное и федеративное государства, империи, фузия, инкорпорация

Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

 

Теория государства выделяет несколько видов территориального (национально-государственного и административно-территориального) устройства государства. Таковые делятся на две основные группы: традиционные и нетрадиционные. К традиционным относятся унитарные и федеративные государства. К нетрадиционным относятся конфедерации, союзы, сообщества, содружества, унии, фузии, инкорпорации и т. д.

Унитарное государство — единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Признаки унитарного государства:

1) политическое и территориальное единство государства;

2) единое гражданство;

3) единые высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти;

4) централизация государственной власти; единая структура государственного аппарата на всей территории страны;

5) контроль за деятельностью административно-территориальных единиц;

По степени зависимости местных органов власти от центральных различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В первом случае за органами самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначением из центра чиновников. Во втором случае за местными органами осуществляется косвенный контроль и тем самый с учетом национальных особенностей региона допускается определенная автономия.

Федеративное государство – добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Признаки федерации:

1) два уровня государственного аппарата федеральные органы государственной власти и управления и органы власти и управления субъектов федерации;

2) две системы законодательства — федеральная и каждого субъекта федерации;

3) две судебные системы — общефедеральная и субъектов федерации;

4) двухканальная система налогов— федеральная налоговая система и налоговая система субъектов федерации;

5) разделение сфер полномочий федеральных органов и субъектов федерации;

6) «двойное гражданство», то есть гражданин субъекта федерации одновременно является гражданином федерации.

В зависимости от принципа формирования различают три вида федерации: территориальные федерации (США, Мексика), национальные (бывшая Югославия) и национально-территориальные (Россия).

Конфедерация – это объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определенных целей (экономических, политических, социальных и др. ), позволяющая создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер.

Признаки конфедерации:

- как правило, не имеет единых законодательных органов, единой системы налогов, единого бюджета и единого гражданства;

- порядок вступления в конфедерацию основан на принципе добровольности и согласия всех ее членов. Выход из конфедерации может производиться на основе одностороннего волеизъявления;

- в большинстве случаев носит временный характер. Постепенно превращается в федерацию (Швейцарский союз, Германский союз, США), либо распадается (Австро-Венгрия, ОАР)

- субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения;

- только интересующие всех субъектов конфедерации вопросы могут также стать предметом нормоустановительной деятельности конфедеративных органов.

Империя - насильственное объединение государств, осуществленное либо путем завоевания, либо путем создания иного вида давления (экономического, политического и т. п. ). Иногда имеет место добровольное вхождение некоторых государств в состав империи, например, когда народу этого государства грозит уничтожение со стороны «третьего» государства, и в воссоединении с родственными государствами (но религии, языку) народ этого государства видит свое спасение.

Уния - добровольное объединение двух государств под властью одного монарха (Норвегия и Швеция в 1815 г).

Фузия - воссоединенные государства, образованные в результате исторически закономерного слияния (ФРГ и ГДР).

Инкорпорация представляет собой " полное поглощение одного государства другим или полное слияние нескольких государств в одно целое, в котором отдельные части совершенно утрачивают государственный характер"

13. Политический режим: понятие и виды. Понятие и признаки демократии

Политический режим — это совокупность средств и методов, с помощью которых осуществляется политическая власть в государстве.

 Существует два вида политических режимов, которые так же делятся на несколько подвидов.

1. Демократический

2. Антидемократический:

 -Тоталитарный

-Авторитарный

Демократия — политический режим, при котором народ или его большинство служит источником и носителем политической, государственной власти.

 Признаки демократии:

1. Народ — источник власти (суверенитет народа)

2. Свободные выборы

3. Наличие независимых средств массовой информации (СМИ)

4. Идеологическое многообразие и плюрализм мнений

5. Многопартийность

6. Широкие и гарантированные права и свободы граждан

7. Принятие политических решений по воле большинства, но с учётом и гарантией прав меньшинства

8. Повышение значимости морали как средства социального регулирования

 14. Механизм государства

  Механизм государства — целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

 Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата:

* Представительство интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата.

* Гласность и открытость в деятельности государственного аппарата.

* Высокий профессионализм и компетентность.

* Законность.

* Субординация и чёткое взаимодействие между центром и государственной властью членов федерации (в федеративных государствах).

В структуре механизма государства выделяется 5 уровней:

* Государственные органы — есть властные полномочия.

* Государственные организации: учреждения и предприятия — нет властных полномочий.

* Служащие — лица, работающие в государственных органах или учреждениях, но полномочиями не обладающие (в отличие от государственных служащих).

* Материальные средства.

* В государственный аппарат входят глава государства, органы законодательной, исполнительной и судебной властей, органы принуждения (МВД, ФСБ, прокуратура), вооружённые силы.

 

15. Государственный орган: понятие и классификации

государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

По характеру функций органы делятся на следующие виды:

· Законодательные - органы, уполномоченные принимать законы

· Исполнительные - органы, осуществляющие преимущественно исполнительно-распорядительные функции.

· Судебные - органы, осуществляющие функции правосудия, разрешения споров между субъектами общества.

В зависимости от территории деятельности государственные органы подразделяются на:

· Центральные - органы, территорией деятельности которых является вся страна.

· Региональные - органы, территорией деятельности которых является крупная часть страны, обычно - формально определенная административно-территориальная единица (провинция, область).

· Местные - органы, территорией деятельности которых является небольшая, часто самая " элементарная" административно-территориальная единица страны (графство, район, коммуна) или даже отдельное поселение (город, поселок).

По характеру (объему) полномочий государственные органы можно подразделить на следующие виды:

· Органы общей компетенции - то есть уполномоченные в принципе рассматривать вопросы в любой сфере.

· Органы специальной компетенции, уполномоченные рассматривать вопросы в определенной сфере.

По порядку принятия решений выделяются:

· Коллегиальные - органы, принятие решений которыми проводится в режиме голосования членов этих органов.

· Единоличные - органы, состоящие из одного человека, который может принимать решения самостоятельно.

По способу возникновения государственные органы подразделяются на:

· Первичные органы – эти органы не создаются никакими другими органами

· Производные органы – эти органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями.

 

16. Теория и практика разделения властей

 

Теория разделение властей это теория и практика, согласно которой государственная власть должна быть разделена на три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения законности и справедливости в государстве, а также предотвращения злоупотребления властью высшими должностными лицами. Большое развитие и обоснование они получили благодаря двум замечательным философам: Джонном Локком, и Шарлем-Луи де Монтескьё. Теория разделения властей была обусловлена борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства.

17. Законодательные органы гос. власти

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами). Основная их функция - осуществление общефедерального или регионального законодательства, принятие законов.

Все органы законодательной власти являются выборными, т. е. формируются на самой демократической основе путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. На общефедеральном уровне орган законодательной власти представляет население всей страны, а законодательные органы субъектов Федерации представляют население только этих субъектов.

Кроме законодательной функции, эти органы осуществляют финансово-бюджетные полномочия на соответствующем уровне, а также контроль за деятельностью исполнительных органов власти; хотя последняя функция на всех уровнях развита явно недостаточно и в большинстве случаев не имеет принципиального значения.

Законодательные органы на всех уровнях являются органами коллегиального характера, которые принимают решения большинством голосов и решения которых носят обязательный характер. Система органов законодательной власти не является иерархически подчиненной, но это не значит, что не должно быть определенной координации законодательства субъектов Федерации и самой Федерации.

Органы законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно законодательная власть устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.

+Главенствующее положение законодательных органов в механизме государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них.

18. исполнительный орган гос. власти

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...