Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение музыки как вид искусства




Чем объяснить силу воздействия музыки на духовный мир человека?

Прежде всего ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Музыка сопровождает человека всю жизнь. '' Она так плавно и органично вошла в жизнь, что ее принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая…. Насколько беднее стал бы мир лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга''. (Д. Шестакович)

Музыка один из видов искусства, который обращен непосредственно к человеческому чувству. Музыка располагает своими специфическими средствами воздействия на состояние человека.

Музыка воздействует на человека с самых первых дней его жизни. В силу того, что звук – один из интенсивнейших средств влияния на психику человека, дети, особенно маленькие, очень живо реагирует на разнообразные звуки (шум, голос, музыка). Услышав нежный напев колыбельной, ребенок сосредотачивается, затихает. Но вот раздается бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения!

Музыка, движение, жест являются непосредственным выражением внутреннего состояния, чувств человека, мало поддаваясь сознательному контролю. Интонации человеческого голоса передает эмоциональное отношение людей к смыслу произносимых им слов. Восприятие жестов, мимики, интонации речи также эмоционально – сначала мы чувствуем, потом осознаем '' значения'' стоящее за ''выражением''.

Известно, что, если речь становится фоном и не выступает как средство общения (включенный приемник, длительный разговор взрослых между собой), у малыша

пропадает ориентировка на понимание смысла слов и его речевое развитие затормаживается. Только осмысленная, обращенная к ребенку речь взрослого вызывает у малыша стремление понять смысл слов. Ситуация с музыкой аналогична. Музыка должна стать еще одним средством общения с детьми.

Музыка дает возможность создания приподнятого, радостного настроения; выражения и разрядки отрицательных эмоций; понижения или повышения активности у детей; привлечения внимания или переключения с одного вида деятельности на другой; решения логопедических задач; развить эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности; формировать эстетический вкус; развивать познавательное отношение к действительности.

С самого рождения ребенок попадает в мир, полный звуков. Это голос матери и отца, поскрипывание кроватки, звон погремушек, шум машины за окном и множество других самых различных голосов и звуков – сердитых, нежных, громких, тихих.

Младенец вслушивается в окружающий мир и пытается понять его. Уже в раннем детстве, еще не улавливая смысла слов, он тонко чувствует интонацию, методику человеческой речи. И это дает возможность решать задачи музыкального развития ребенка.

В возрасте до 6 месяцев они просты:

- побуждать малыша к кратковременному слуховому сосредоточению на музыкальных звуках;

- побуждать ребенка к эмоциональному отклику на благозвучную музыку;

- содействовать элементарной двигательной активности под музыку.

С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.

Музыка непосредственно воздействует на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию.

Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей, общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных.

Занятие музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских инструментах, движения под музыку) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить ее; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.

таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т. е. требуют внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения.

Отвечая на вопросы воспитателя, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер пьес, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами. Эти первые попытки эстетической оценки требуют активной умственной деятельности и направляются педагогом.

Как и другие виды искусства, музыка имеет познавательное значение. В ней выражены жизненные явления, обогащающие дошкольников новыми представлениями. Развивая ребенка эстетически и умственно, необходимо всячески поддерживать пусть еще незначительные творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение.

Когда взрослый ставит перед ребенком творческий задания, то возникает поисковая деятельность, требующая умственной активности.

Например, в пении ребенок импровизирует, создает свой вариант мелодии, старается найти соответствие литературного текста выразительным интонациям.

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменениями кровообращения, дыхания. В. М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П. Н. Анохин, изучавший вопрос влияния мажорного и минорного лада на состояние организма, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает человеку во время работы и отдыха. Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в воспитании ребенка.

Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь (врачи-логопеды используют пение при лечении заикания), способствуют выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание.

Таким образом, занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складываются в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.

Все виды, формы взаимодействия должны соответствовать именно анатомо-физиологическим возможностям ребенка. Нельзя позволить организму перевести вариант нормального развития в патологию. И зависит это именно от нас, взрослых.

 

 

Доклад для родителей

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...