Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модуль 3. Законы мышления




Тема 3.1.Основные формально-логические законы

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Будут ли нарушены требования закона тождества при отождествлении понятий в приведенных ниже примерах?

- Конституция. Основной закон государства.

- Нравоучение. Проповедь*.

- Прибыльность. Рентабельность.

- Ложь. Неправда.

- Адвокат. Адвокатишка*.

- Эффектный. Эффективный*.

- Неправовая норма. Моральная норма.

- Персона. Персонаж. Персоналия.

- Дельный. Деловой. Деловитый*.

- Героика. Героизм. Геройство.

2. Будут ли нарушены требования закона тождества при отождествлении содержания суждений в приведенных ниже парах?

- Это решение суда необоснованно. Это решение суда не является обоснованным.

- Водитель автомобиля совершил аварию. Причина аварии заключается в действиях водителя автомобиля.

- Некоторые правонарушители несовершеннолетние. Некоторые правонарушители не являются несовершеннолетними*.

- Некоторые юристы – преподаватели правовых дисциплин в вузах. Некоторые преподаватели правовых дисциплин в вузах – юристы*.

- Ни один невиновный не должен быть осужден. Ни один осужденный не должен быть виновным*.

- Все следователи – юристы. Ни один не юрист не является следователем.

- Не все студенты сдали зачеты. Некоторые студенты не сдали зачеты.

- Некоторые студенты сдали зачеты. Многие студенты сдали зачеты.

- Все студенты сдали зачеты. Каждый из студентов сдал зачеты*.

3. Объясните, почему данные суждения являются неопределенными:

- В настоящее время работники следственного отдела стали больше заниматься поджогами.

- Федор Федорович очень гордился этой операцией.

- Правые колеса автомобиля вследствие опьянения сошли с дороги, и он опрокинулся*.

- Утром все получили новые наряды.

- Кислов причинил ему укус зубами пальцев правой руки.

- Категорически отвергаю обвинение, что я будто мелкий хулиган, поскольку я человек с высшим образованием*.

- Выделить в отдельное производство материалы по факту угона неустановленной личности потерпевшего*.

- Планировать приходилось в трудных условиях*.

- С начала нашей супружеской жизни муж лишился свободы*.

- Я помню его, когда был еще ребенком.

- Она спрятала в карман записку от мужа*.

- Муж ушел на станцию, чтобы взять водки и еще что-нибудь для детей*.

4. Опираясь на закон противоречия, установите, могут ли быть одновременно истинными или одновременно ложными данные пары суждений:

- В некоторых государствах существует монархическая форма правления. В некоторых государствах нет монархической формы правления.

- Все студенты первой группы подготовились к зачету по логике. Некоторые студенты первой группы не подготовились к зачету по логике.*

- Не каждый орган государства имеет полномочия на издание нормативных актов. Все органы государства имеют полномочия на издание нормативных актов.

- Окна во всех этажах дома были ярко освещены. Окна были ярко освещены во многих этажах дома.*

- Большая часть машин находилась в парке. В парке не было ни одной машины.*

- К. похитила государственные средства. Никаких государственных средств К. не похищала.*

5. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений:

- Некоторые студенты 1-го курса сдали зачет по иностранному языку досрочно. Ни один студент 1-го курса зачет по иностранному языку досрочно не сдавал.

- Всякая наука имеет свой предмет исследования. Ни одна наука своего предмета исследования не имеет.

- Всякое нарушение права является общественно-опасным. Ни одно нарушение права не является общественно-опасным.*

- Каждая юридическая норма относится к определенному институту права. Ни одна юридическая норма не относится к определенному институту права.*

- Преступник не может не оставлять следов. Преступник может не оставлять следов.*

6. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания:

- Поляков изучает высшую математику, так как он студент технического вуза, а в технических вузах все студенты изучают высшую математику.

- Семенов – студент, ведь он сдает экзамены.

- Правый глаз чешется – радоваться, левый – плакать.*

- Это сложное разделительное суждение, потому что к условным его отнести нельзя.*

- Студенту Н. следует поставить зачет, так как он уезжает в командировку.

- Данное умозаключение построено правильно, так как его посылки – истинные суждения.

- М. обязан явиться в суд и дать правдивые показания, так как он вызван в качестве свидетеля.*

7. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены и в чем суть этих нарушений:

- Два мальчика перешли речку вброд. На берегу один из них сказал другому: «Ты-то весь мокрый, а я даже брюки не замочил». «Тебе не привыкать, - ехидно заметил тот, - ты всегда сухим из воды выходишь».

- На практических занятиях студент, обращаясь к преподавателю, спросил: «Можно ли наказывать человека за то, что он не сделал?». «Нет, конечно», - ответил преподаватель. «Тогда, пожалуйста, не наказывайте и меня, - говорит слушатель, - я сегодня не сделал домашнего задания».

- 5 – это одно число. 3 и 2 – это 5. Значит, 3 и 2 – одно число.*

- 3 и 2 – это два числа. 3 и 2 – это 5. Значит, 5 – это два числа.*

- Невозможно съесть яйцо натощак: откусив яйцо один раз, будешь уже есть яйцо не натощак.

- Всадник не может сойти с лошади. Если он сойдет с лошади, то это будет уже не всадник. Следовательно, не всадник, а пеший сошел с лошади.*

- Студент покраснел, следовательно, он виноват.

- В этой курсовой работе не раскрыто основное содержание темы, но она все же заслуживает хорошей оценки.*

- Вода тушит огонь, потому что она жидкая и холодная.*

II. План практического занятия

(форма обучения очная)

 

1. Общая характеристика законов мышления.

2. Логический анализ основных формально-логических законов:

- закон тождества;

- закон противоречия;

- закон исключенного третьего;

- закон достаточного основания.

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к практическому занятию

 

Данная тема имеет цель вооружить студентов знанием коренных свойств правильного мышления и сформировать навыки применения этих знаний в реальном мыслительном процессе.

В ходе подготовки к занятию следует уяснить, что правильность мышления означает его способность воспроизводить в структуре мысли объективное строение бытия, соответствовать действительным отношениям предметов и явлений. И наоборот, неправильность мышления означает его способность искажать структурные связи и отношения бытия.

Правильное (логичное) мышление имеет следующие существенные признаки: определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.

Необходимо понять, что указанные существенные признаки правильного мышления не произвольны. Они представляют собой результат взаимодействия человека с внешним миром. Их нельзя ни отождествлять с коренными свойствами самой действительности, ни отрывать от них. Правильность мышления, отражая, прежде всего, объективные законы мира, возникает и существует стихийно, задолго до возникновения каких бы то ни было правил. Сами логические правила – это лишь вехи на пути постижения особенностей правильного мышления, действующих в нем законов, которые неизмеримо богаче любого, пусть самого полного, свода таких правил. Но правила вырабатываются на основе этих законов именно для того, чтобы регулировать последующую мыслительную деятельность, обеспечивать ее правильность уже сознательно.

Логическая правильность рассуждений обусловлена законами абстрактного мышления. Нарушение вытекающих из них требований ведет к логическим ошибкам. Что же такое закон мышления? Разобравшись с этим вопросом важно понять, что данные законы одинаковы для всех людей независимо от их социальной и национальной принадлежности. Логические законы действуют независимо от воли людей, не созданы по их желанию. Они являются отражением связей вещей объективного мира. При этом человек не просто включается в сферу действия oпределенного логического закона, не только пассивно подчиняется его регулирующему влиянию, но и вырабатывает сознательное отношение к объективно протекающим мыслительным процессам. Познание законов логики, определение их объективной основы позволяет выдвинуть и сформулировать ее принципы. Принципы формальной логики, как и принципы любой науки, представляют собой единство объективного и субъективного. С одной стороны, они выражают объективное содержание законов логики, с другой – выступают правилами мыслительной деятельности человека. Именно через осознанное формулирование принципов законы логики становятся регуляторами мыслительной деятельности людей.

В качестве узловых категорий данной темы предлагается занести в собственные логические словарики определения следующих понятий: «закон мышления», «формально-логический закон», «подмена понятия», «подмена тезиса», «логическое противоречие», «логическое основание», «достаточное логическое основание».

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...