Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История Татарстана (среднего поволжья и приуралья)




 

Гатин А. А.

 

ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА (СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ)

с древнейших времен

 

«Нельзя научить, можно только научиться»

(Всеволод Мейерхольд)

«Я не создаю, но лишь повторяю изученное»

(Конфуций)

 

В 2016 году среди татарской интеллигенции и учёных вспыхнул вопрос о происхождении татар, вызванный появлением публикаций о генетических особенностях татар разных этнических групп. В одной стороны, часть историков пыталась закрепить мысль о единстве происхождения татарского народа, его общности корней в названии. Другие основывают мнение, что данные генетики опровергают общие корни разных этнотерриториальных групп татарского народа. К этому следует прибавить и тот факт, что источники и дореволюционные публикации доказывают значительное влияние местного финно-угорского населения, которое подвергалось длительной исламизации и татаризации, что и привело к появлению общих генетических типов в составе русского, татарского народов и народов финно-угорской языковой группы, проживающих в восточной части Восточной Европы. Эти дискуссии в конечном итоге завели в тупик вопрос о происхождении татар и формировании единой татарской общности.

Для объяснения этого феномена следует изменить подход к пониманию процесса этногенеза у народов, прошедших сложных социально-политический путь развития (т. е. имевших в прошлом или имеющих государственность). Формирование татарской общности происходило на базе определенного этнического ядра, который использовал определенный язык, имел некоторые культурные особенности, религиозную традицию. Оно и определяло базовые особенности татар. Но в течение длительного времени в ходе взаимодействия и взаимовлияния на другие народы и этнические общности происходило включение (ассимиляция) части инородных групп в состав общности, которая сохраняла некоторые базовые черты, но генетически оказывалась более разнообразной, нежели первоначальное этническое ядро.

 

ВВЕДЕНИЕ

История, историческая наука, исторический процесс.

Исторический факт и его структура. Значение интерпретации в исторической науке.

Формы организации общественной жизни (родо-племенной строй, государство)

 

 

Хунну (сюнну) в Центральной Азии

 

По мнению большинства тюркологов, предками племен, давших начало тюркскоя языковой общности, были хунну. О них мы узнаем главным образом из китайских письменных источников, описывающих наряду с историями древних китайских династий взаимоотношения китайских царств и удельных государств с северными соседями. Самые ранние сведения о кочевых народах севернее Китая относятся к событиям, происходившим в VIII – VII вв. до н. э. В китайских летописях они названы как жуны и дунху. Ученые определяют территорию их проживания центральной и восточной частями современной Монголии, а также российского Забайкалья до Алтайских гор.

Северные племена периодически вторгались в пределы близлежащих китайских царств, причиняя ущерб не только крестьянам, но и подрывая благополучие правящих слоёв. С целью защиты от беспокойных соседей, которых китайцы воспринимали как варваров с IV в. до н. э. на границе царств Янь, Чжао и Цинь возводятся стены с дозорными башнями, которые однако не были соединены в единую систему обороны. Новый этап борьбы Китая с кочевниками пришелся на период правления в царстве Цинь властного правителя Ин Чжэна, ставшего первым императором объединенного Китая под именем Цинь Шихуанди (246 – 210 гг. до н. э. ). он объединил под своей властью разрозненные китайские царства, а затем повел борьбу с северо-западными племенами, оттесняя их от границ империи. Кроме того он поставил цель соединить разрозненные пограничные укрепления в единую систему для предотвращения неожиданных набегов с севера, для чего отправил армию Мын Тяня (300 тыс. воинов), военнопленных и преступников на строительство укреплений, вошедших в историю как Великая китайская стена. В общей сложности на строительстве работало до 2 млн. человек в течение 10 лет, и общая протяженность укреплений составила почти 4 000 км по пересеченной и гористой местности с дозорными башнями через 60 – 100 метров. Специальные ворота позволяли выходить за пределы стены и вести торговлю с народами «севера». Впрочем гораздо большее значение имели сами укрепления, символизировавшие мощь и величие китайской империи.

В конце III в. до н. э. у племен хунну наблюдается процесс формирования ранней государственной власти во главе с наследственными правителями – военными вождями, получившими в китайских летописях титул шаньюя.

 

 

По данным Г. Е. Грум-Гржимайло, «под именем хуньюй хунны были известны китайцам уже в мифические времена Яо (2357 – 2255 до Р. Х. ); во времена династии Чжеу (1122 – 225) это название изменилось в хяньюнь и, наконец, во времена династии Цинь (255 – 206) в хунну» (Грум-Гржимайло Г. Е. Историческое прошлое Бэй-Шаня в связи с историей Средней Азии. – СПб., 1898. – С. 4)

 

Хунны овладели бассейном реки Керулэн, плато Ордосом и нагорьем Бэйшань, в последнем столкнувшись с кочевым народом юэчжи (Г. Е. Грумм-Гржимайло: «Юэчжи Ханской династии были впоследствии известны у китайцев под именем еда или идань (в IV и V веках); персы их называли гайталами, армяне – тhедалами, арабы – кушанами, греки – индо-скифами, византийские псатели – белыми хуннами и эфталитами». См.: Грум-Гржимайло Г. Е. Историческое прошлое Бэй-Шаня в связи с историей Средней Азии. – СПб., 1898. – С. 5). Юэчжи были вынуждены отступить на запад и на юг. Далее хунны победили тангутов (кит. западные цяны) и оттеснили их с Наньшанского нагорья на юг в Амдо.

 

В 201 г. до н. э. Модэ напал на Китай, а в 200 г. до н. э. принудил китайского императора Тай-цзу Гао-ди заключить с ним мирный договор на условиях выплаты дани и выдачи победителю в жены представительницы императорского дома. (Грум-Гржимайло Г. Е. Историческое прошлое Бэй-Шаня в связи с историей Средней Азии. – СПб., 1898. – С. 7) В 177 г. до н. э. Модэ покорил часть территории Средней Азии, значительно расширив свои владения на запад. (Грум-Гржимайло Г. Е. Историческое прошлое Бэй-Шаня в связи с историей Средней Азии. – СПб., 1898. – С. 7)

 

Последующие правители хуннов не сумели противостоять натиску Китая, начавшемуся в 129 г. до н. э., а хуннский правитель Ичисе в 123 г. до н. э. вынужден был отступить и перенести свою ставку из долины Инь-шаня к подножиям Хангая. (Грум-Гржимайло Г. Е. Историческое прошлое Бэй-Шаня в связи с историей Средней Азии. – СПб., 1898. – С. 7) Однако и туда проникли китайские войска, нанесшие в 119 г. до н. э. поражение хуннам Ичисе в двух сражениях, что позволило китайцам в дальнейшем продолжить завоевательную деятельность на запад по направлению к Средней Азии. (Грум-Гржимайло Г. Е. Историческое прошлое Бэй-Шаня в связи с историей Средней Азии. – СПб., 1898. – С. 8) В 121 г. до н. э. китайский полководец Хо-цюй-бин вышел за р. Хуанхэ и достиг р. Тао-лай (Си-хэ), на берегу которой было основано укрепление Цзю-цюань (ставшее позднее г. Сучжоу). В дальнейшем китайским войскам удалось разбить и оттеснить хуннов на север и начать обустройство системы крепостей от Гань-чжоу до Дуньхуана. (Грум-Гржимайло Г. Е. Историческое прошлое Бэй-Шаня в связи с историей Средней Азии. – СПб., 1898. – С. 8)

Дальнейшие взаимоотношения хуннов с Китаем были во многом продиктованы столкновением интересов за обладание землями: если Китай стремился укрепить и расширить свои владения на запад в Фергану, то хуннские шаньюи стремились восстановить свою власть над прежними владениями и получить земли, способные прокормить хуннов и их скот. Вместе с тем в конце II – начале I вв. до н. э. политическое усиление Китая существенно изменило их отношение к северным кочевым народам – действия Китая в это время стали носить все более агрессивный характер и имели целью экспансию государства на запад, в то время как раньше Поднебесная стремилась оградить себя от натиска кочевников с севера и не допустить их частых вторжений вглубь страны, наносивших ущерб хозяйству и подрывавших внутреннюю целостность империи.

 

 

Атилла (на монетах, чеканенных от его имени читаем Attila) – сын Мундцука

До Атиллы во главе гуннов стоял его дядя Руа (Ругилас). После смерти дяди на престол были посажены два соправителя Бледа (правил 434 – 445) и Атилла (соправитель 434 – 445, единовластный правитель 445 – 452/453).

В подчинении у Атиллы были остготы, аланы.

В 441 – 449 годах совершал походы на территорию Византии, разграбил и захватил многие города во Фракии. Кроме Адрианополя и Ираклии; угрожал захватом Константинополю и в 447 году принудил императора Феодосия II откупиться от него огромными дарами и отдать ему земли к югу от Дуная.

Сестра римского императора Валентиана III Гонория отправила к Атилле своего доверенного слугу с кольцом и сообщением о намерении стать его женой в случае освобождения ее из-под власти брата. Предложение понравилось Атилле настолько, что он потребовал от Валентиана III отдать за него сестру. Император отказался отдавать свою уже немолодую сестру за грозного предводителя «варваров» и в 440 г. Атилла двинулся в Галлию во главе 500-тысячного войска, в котором наряду с гуннами были и подвластные ему племена. Пройдя Германию и переправившись через Рейн, войска Атиллы стали громить города и в 451 году они подошли и осадили Орлеан. Навстречу гуннской армаде выдвинулись римские войска во главе с Аэцием и королем вестготов Теодорихом. Получив известие о приближении войск римлян и вестготов Атилла снимает осаду с Орлеана и располагается лагерем у г. Труа на Каталаунских полях. Именно там осенью 451 г. Произошло самое крупное сражение эпохи раннего средневековья, в ходе которого обе стороны понесли потери и никто из противников не смог одержать решающую победу, посчитав своего противника довольно опасным и сильным для продолжения сражения. В ходе битвы был убит король вестготов Теодорих. По сообщениям позднеримских историков, на Каталаунских полях осталось примерно 200 000 убитых воинов с обеих сторон. Атилла, опасаясь разгрома, отступил за Рейн, и поход на Рим таким образом был прерван. В следующем 452 году Атилла вновь предпринял поход на Рим, пройдя через восточные Альпы и вторгнувшись в северную Италию. Его войскам удалось взять Аквилею, Падую, Милан и друге города, далее Атилла планировал беспрепятственно вторгнуться вглубь Аппенинского полуострова и дойти до Рима, однако в войсках гуннов неожиданно вспыхнула эпидемия, высокая смертность подкосила боевой дух гуннов и напугала самого предводителя, и в условиях грозящей опасности Риму он останавливает поход и заключает мирный договор с римским папой Львом I, что не только подняло престиж римского папы в глазах римлян, но и было объяснено как чудесное спасение «Вечного города» от неминуемой опасности.

Вскоре после возвращение войск во главе с Атиллой в Паннонию в 453 году он решает сочетаться браком с очередной представительницей покоренного племени – бургундкой Ильдико. После свадебного пира с обильным возлиянием в первую брачную ночь Атилла умирает на ложе рядом с молодой женой. По описаниям современников Атилла при жизни страдал болезнью, сопровождавшейся кровоизлиянием из носа. Свадебное пиршество и возраст могли обострить его болезненное состояние, что и привело к обильному кровоизлиянию и повлекло смерть великого правителя.

Смерть не избавила европейцев от страха перед Атиллой. Еще многие годы о нем рассказывали легенды и сказания, некоторые из которых дошли до наших дней. А в римско-католической истории Атилла получил грозный эпитет «бича Божьего», посланного как кара самим Богом, который сам же чудесным образом избавил Рим от ужасного завоевателя.  

Наследник Атиллы, его сын Эллак, не смог сохранить былое величие и власть над покоренными племенами и в битве на р. Негаде он потерпел поражение от германских племен. Вскоре государство гуннов распадается, а сами гунны оказались рассеяны на большой территории от Центральной Европы до степей Приазовья и Северного Кавказа.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...