Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примеры типовых информационных систем




Классы систем Примеры систем (разработчики) Соотношение за­трат: лицензия, внедрение/ обо­рудование Стоимость, долл. Время вне­дрения, мес.
Локаль­ные 1С:Бухгалтерия (1С) БЭСТ (Интеллект-Сервис) Альт-Финансы (Альт) Альт-Инвест (Альт) Project Expert (PRO-Invest) Система бюджети­рования «Красный директор» (Бизнес-Микро) 1/0.5/2 5–50 3-4
Малые интегри­рован­ные сис­темы Бизнес Про Галактика (Галак­тика) БОСС-корпорация (Ай Ти) Бизнес Про (PBS) 1/1/1 50–30 4.9
Средние интегри­рован­ные сис­темы Axapta (Microsoft) 1C:Предприятие (1С) SyteLine (Symix) 1/2/1 200–500 9-12
Крупные интегри­рован­ные сис­темы SAP/R3 (SAPAG) Baan (Baan) Oracle application (Oracle) 4/1–5/1 500 000–1 000 000 12 и более

Дадим краткую характеристику нескольких информационных систем, представляющих различные классы типовых систем.

 

5.4.1. Типовая корпоративная информационная система
«Бизнес Про»

 

Типовая КИС «Бизнес Про» (разработчик «Professional Business Systems» Ltd, Санкт-Петербург) обладает достаточно широкой функциональностью для комплексной автоматизации задач управ­ления. Схема функциональной части КИС «Бизнес Про» представлена на рис. 5.9.

 

Рис. 5.9. Структура функциональной части КИС «Бизнес Про»

Как следует из этой схемы, функциональная часть системы содержит модули управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM) и управления цепочками поставок (Supply Chain Management, SCM) и поэтому может быть отнесена к классу систем ERP II.

Система предназначена как для управления оптовой, так и розничной торговлей, а также производством продукции с даль­нейшей поставкой «на заказ» и «на склад».

В качестве СУБД в системе используется SQL-сервер Borland Interbase.

Встроенным языком является язык типа Borland Delphi Lan­guage.

Обеспечивающая часть КИС «Бизнес Про» характеризуется масштабируемостью, универсальностью и открытостью.

Масштабируемость системы обеспечивает возможность ее исполь­зования на предприятии с разветвленной компьютерной сетью от нескольких десятков до сотен рабочих мест. «Бизнес Про» позволяет формировать единую распределенную базу данных предприятия, имеющего подразделения, не связанные друг с другом локальной компьютерной сетью.

Автоматизация предприятий, имеющих территориально уда­ленные подразделения – это очень сильная сторона «Бизнес Про».

Адаптивность системы позволяет осуществлять ее настройку в соответствии с требованиями конкретного предприятия. Бизнес Про поставляется с открытым серверным кодом. Используя модуль «Конструктор», Вы можете легко модифицировать базовые окна или создать новые, добавляя нужную вам функциональность. На­ряду со встроенными средствами программирования «Бизнес Про» имеет собственные средства для разработки приложений (интер­фейс API BusinessPro), что позволяет создавать новые модули для реализации функций, не включенных в базовую конфигурацию.

 

5.4.2. Типовая корпоративная информационная
система «Галактика»

 

К числу типовых систем, которые разработаны за последнее время отечественными специалистами, относится система «Галак­тика» (корпорация «Галактика»).

Система представляет собой многопользовательский сетевой комплекс полной автоматизации фирмы. Обеспечение гибкой на­стройки на специфику конкретной фирмы позволяет использовать систему на различных производственных предприятиях, в торговых фирмах и в сфере государственной службы. «Галактика» предна­значена для малых и средних по численности предприятий (рис. 5.10). Наиболее разработаны в системе модули бухгалтерского учета, управления финансами и кадрами, оперативного управления материально-техническим снабжением и сбытом. Управление про­изводством, связанное с технологическими особенностями кон­крет­ного производства, может быть типизировано лишь в общих чертах. В системе оно представлено модулями технико-эконо­ми­че­ского планирования, учета затрат на производство, технической подго-товки производства и оперативного управления производст­вом.

 

Рис. 5.10. Структура функциональной части корпоративной информационной системы «Галактика»

5.4.3. Типовая корпоративная информационная система «Axapta»

 

Система предназначена для управления средними предпри­ятиями. Структура организационной части представлена на рис. 5.11.

Помимо традиционных задач управления отдельными сфе­рами производственно-хозяйственной деятельности предприятия, используется логистический подход к управлению материальными ресурсами (SCM), OLAP – технология бизнес-анализа и концепция взаи­моотношения с клиентами (CRM).

 

Рис. 5.11. Структура функциональной части корпоративной информационной системы «Axapta»

 

Система поддерживает стандарт управления MRPII.

Возможность использования 2-х и 3-х уровневой архитектуры «клиент-сервер».

В 3-уровневой архитектуре имеется соединение только с сервером приложений AOS (Axapta Object Server), на котором уста­навливаются серверы ODBC для связи с базами данных MS SQL Server, Oracle и др.

Для настроек и написания приложений используется собст­венный язык Х++.

Взаимодействие Microsoft Axapta с внешними приложениями осуществляется с помощью механизма COM.

Доступ к функциональности системы может быть осуществ­лен пользователем Интернета с помощью стандарта XML. Осуществ­ляемые этой технологией web-сервисы являются важной отличи­тельной чертой системы.

 

5.4.4. Типовая корпоративная
информационная система SAP/R3

 

Из зарубежных систем следует отметить систему управления пред приятием R3 (производитель – немецкая фирма SАР). В мире установлено более 7 000 таких систем. Фирма имеет представитель­ство в Москве.

Система предназначена для управления крупными предпри­ятиями.

Система SAP/R3 – это система стандартного организацион­но-экономического управления, имеющая самую полную на сего­дняшнем мировом рынке функциональность, и одна из самых со­вершенных с технологической точки зрения.

Интегрированная корпоративная информационная система R3 позволяет решать вопросы финансового управления предприятием, управления материальными потоками, управления персоналом и управления информационными потоками (рис. 5.12).

В системе принят потоковый принцип управления, который предусматривает представление деятельности предприятия в виде четырех основных потоков.

1. Финансовый поток охватывает бухгалтерию (внешнюю фи­нансовую отчетность), контроллинг, управление основными сред­ствами и инвестиционную деятельность (управление проектами).

 

Рис. 5.12. Структура функциональной части корпоративной информационной системы SАР/RЗ

 

2. Материальный поток включает в себя управление сбытом, скла­дами, закупками, планирование производства, управление качест­вом, обслуживание оборудования, управление транспортом.

3. Поток людских ресурсов предусматривает управление пер­сона лом, т. е. составление штатного расписания, учет кадров в расчет заработной платы.

4. Информационный поток представляет собой поток доку­ментов, сопровождающих все виды деятельность предприятия. Мо­дуль управления информационным потоком интегрирован со всеми остальными модулями системы.

SAP/R3 принадлежит к верхнему классу ERP-систем. В ее ос­нове лежит принцип процессного управления. Система поддержи­вает все современные стандарты и концепции управления.

SAP/R3 это платформонезависимая система, которая работает на AIX, Digital Unix, HP-UX, SINIX, Solaris, Windows NT, Alpha, OS/400 и других операционных системах, поддерживает СУБД – ADABAS, DB2, Informix, Oracle 7.1, MS SQL Server и др. Для на­строек и написания приложений R3 использует собственный язык ABAP/4. Конфигурирование системы основывается на модельно-ориентированном подходе.

 

5.4.5. Типовая корпоративная
информационная система BAAN IV

Система относится к классу крупных интегрированных сис­тем, соответствующих стандарту ERP.

Основные модули КИС BAAN IV представлены на рис. 5.13.

Модуль «Моделирование предприятия» используется при внедрении системы и обеспечивает корректировку референтной модели BAAN IV с учетом требований заказчика.

Модуль «Производство» обеспечивает тактическое и опера­тив­ное планирование производства, планирование потребностей, раздетализацию продукции, управление проектом, управление се­рий­ным производством и производством по отдельным заказам, управление цепочкой поставок на уровне корпоративного произ­водства.

Модуль «Процесс» разработан для управления непрерывными производством.

Модуль «Финансы» представляет собой систему управленче­ского и финансового учета.

Модуль «Сбыт, Снабжение, Склады» производит управление продажами и закупками, контрактами, материальными запасами и хранением. Кроме этого, модуль предлагает всестороннее управле­ние внешней логистикой и транспортировкой, обеспечивает опти­мизацию маршрутов.

 


Рис. 5.13. Структура функциональной части корпоративной информационной системы BAAN IV

 

Модуль «Проект» предназначен для процедур, связанных с разработкой и выполнением проектов.

Модуль «Администратор деятельности предприятия» предна­значен для мониторинга финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Встроенная в модуль «система раннего предупрежде­ния» дает возможность своевременно вносить необходимые кор­рективы в управление предприятием.

Модуль «Транспорт» предназначен для компаний, занимаю­щихся материально-техническим обеспечением и транспортиров­кой.

Модуль «Сервис» предназначен для организации управления всеми видами сервиса, включая послепродажное и специализиро­ванное обслуживание.

5.4.6. Типовая корпоративная информационная система
1С:Предприятие

 

Система предназначена для управления средним коммерче­ским предприятием или бюджетными организациями.

Система 1C:Предприятие 8.2 поставляется вместе с типовыми конфигурациями, которые реализуют наиболее часто используемые алгоритмы управления. Состав типовых конфигураций системы представлен на рис. 5.14.

 

 

Рис. 5.14. Состав типовых конфигураций КИС

 

Спектр программных продуктов рассматриваемой системы включает в себя однопользовательские и сетевые версии.

1С:Предприятие 8.2 полностью меняет весь стиль работы с ин­терфейсом. Сюда относится и командный интерфейс, и формы, и оконная система. При этом не только меняется модель разработки пользовательского интерфейса в конфигурации, но и предлагается новая архитектура разделения функциональности между клиент­ским приложением и сервером.

В версии 8.2 принципиально переработан механизм уста­новки, запуска и обновления платформы. Предприняты существен­ные усилия для повышения удобства развертывания системы в крупных организациях.

Также выполнено значительное развитие кластера серверов 1С:Предприятия сразу по нескольким направлениям: масштаби­руемость, отказоустйчивость и динамическое распределение на­грузки.

В качестве сервера баз данных система использует MS SQL Server.

Адаптация системы к требованиям конкретного предприятия осуществляется благодаря использованию специальной про­грам­мы – конфигуратора и встроенного языка программирования.

Интеграция с другими системами обеспечивается с использо­ванием форматов данных XML и стандартов OLE.

Обеспечивается доступ к функциональности системы через web-интерфейс для пользователя внутренней сети (интранет-реше­ния), так и для сторонних партнеров (интернет-решения).

 

 

5.5. Обоснование выбора
корпоративной информационной системы

 

Выбор корпоративной информационной системы осуществля­ется из числа представителей информационных систем определен­ного класса.

Основным классификационным признаком информационных систем производственного менеджмента является широта охвата функциональных задач. По этому признаку информационные сис­темы, как указывалось в п. 5.4, подразделяются на локальные и ин­тегрированные.

Локальные информационные системы решают ограниченный перечень функциональных задач в конкретной сфере.

Интегрированная информационная система представляет со­бой объединение информационных систем в различных сферах дея­тельности одного или нескольких хозяйствующих субъектов. Кор­поративная информационная система (КИС) всегда является интег­рированной.

Интегрированные информационные системы подразделяются на малые, средние и крупные.

Малые интегрированные системы используются на малых предприятиях с численностью работающих до 100 человек. Данные системы позволяют осуществлять функции бухгалтерского и управленческого учета, автоматизацию складских операций, кадро­вый учет, управление финансовыми потоками и т. д.

Средние интегрированные системы рассчитаны на средние предприятия, где численность работающих составляет 100–500 че­ловек.

Крупные интегрированные системы отличаются множеством модулей и широкой функциональностью, удовлетворяющей по­требности крупного промышленного предприятия.

Выбор корпоративной информационной системы целесооб­разно осуществлять в три этапа: подготовительный, основной, за­ключительный.

На подготовительном этапе из всего многообразия рассматри­ваемых корпоративных информационных систем отбирается 3–4 представителя данного класса систем для последующего деталь­ного сравнения. В основу этого отбора должно быть положено со­ответствие функциональности информационной системы информа­ционным потребностям управления предприятием в настоящее время и в перспективе. В процессе отбора целесообразным является ознакомление с практикой применения данных систем в родствен­ных организациях.

Процесс выбора подходящей системы заметно облегчается при составлении в развернутой форме списка контрольных вопро­сов по основным аспектам оценки системы. Эти вопросы охваты­вают: поставщиков системы, программный продукт, технические аспекты, степень интеграции с другими системами, соответствие стандартам и качество документации.

При оценке поставщиков систем следует установить:

· как долго данная система продается именно этим поставщи­ком?

· какой годовой оборот и годовая прибыль поставщика?

· предоставляет ли компания on-line поддержку через Интернет?

При оценке программного продукта следует установить:

· отвечает ли функциональность системы требованиям пред­приятия?

· какое количество реальных пользователей системы и до­вольны ли они ей?

· насколько система масштабируема?

· обеспечивает ли система однократный ввод данных?

· обновление транзакций происходит в режиме реального вре­мени или пакетном режиме?

· ориентирована ли система на пользователя?

· могут ли модули функционировать независимо друг от друга?

· как часто выпускаются новые релизы?

· каковы отзывы об информационной системе в прессе и ин­формационных обзорах?

· какова стоимость системы и от чего она зависит?

При оценке технических аспектов следует установить:

· возможна ли работа информационной системы на установ­ленной на нашем предприятии платформе?

· насколько легко конфигурировать систему в соответствии с требованиями предприятия?

При оценке степени интеграции с другими системами следует установить:

· открыта ли структура системы в соответствии с мировыми стандартами?

· может ли выбираемая система взаимодействовать с систе­мами типа SCM, CRM и др.?

· осуществляется ли локализация системы в части поддержки иностранных языков?

Основной этап обоснования выбора корпоративной информа­ционной системы предусматривает многоаспектный сравнительный анализ 3–4 систем, выбранных на подготовительном этапе. При­мерная таблица для сравнительного анализа корпоративных ин­формационных систем приведена ниже (табл. 5.7).

Таблица 5.7

Сравнительная характеристика
корпоративных информационных систем

Характеристика сравнения Наименование информационной системы
Функциональная характеристика (назна­чение, объект применения, состав ос­новных функциональных подсистем)      
Количество рабочих мест (малые, сред­ние, крупные)      
Программно-техническая платформа      
СУБД      
Языки написания      
Возможность распределенной обработки информации      
Интерфейсы и драйверы взаимосвязи с внешними компонентами      
Методы информационной безопасности      
Методы адаптации (параметрически-ориентированные, модельно-ориентиро­ванные и др.)      
Качество документации      
Надежность      
Эргономичность      
Количество инсталляций      
Порядок приобретения и стоимость      
Сопровождение      

 

В табл. 5.7 дается качественная оценка различных характе­ристик информационных систем. Для перехода к количественной оценке необходимо определить рейтинг по каждой характеристике, а также значения весовых коэффициентов характеристик. Для рей­тинговой оценки характеристики используется пятибалльная шкала. Среди сравниваемых систем находится система, у которой данная характеристика представлена наилучшим образом. Этой ха­рактеристике присваивается оценка 5 баллов. Относительно харак­теристики этой системы оценивается данная характеристика других систем по 5-балльной системе:

0 – отсутствует;

1 – неприемлемо;

2 – приемлемо;

3 – посредственно;

4 – хорошо;

5 – отлично.

Весовые коэффициенты могут быть выбраны по следующей примерной шкале:

· жизненно важно – 0,18;

· необходимо – 0,16;

· крайне важно – 0,14;

· очень важно – 0,12;

· важно – 0,11;

· имеет значение – 0,09;

· требуется – 0,07;

· весьма полезно – 0,06;

· желательно – 0,04;

· необязательно – 0,03.

Линейная свертка многофакторной оценки корпоративной информационной системы осуществляется в соответствии с форму­лой, дающей интегральную оценку данной корпоративной инфор­мационной системы:

где – рейтинговая оценка -й характеристики;

– весовой коэффициент -й характеристики, ;

– количество характеристик (аспектов) сравнения корпора­тивных информационных систем.

Заключительный этап обоснования выбора корпоративной информационной системы предусматривает составление отчетов для предоставления руководству или экспертному совету.

Рекомендуемая структура отчета содержит следующее.

o Общие результаты анализа и рекомендации по выбору корпо­ративной информационной системы с основной документа­цией. Материал должен быть изложен в простой форме, ориентиро­ванной на руководителей высшего звена и неспециалистов по КИС.

o Таблица «Сравнительная характеристика корпоративных ин­формационных систем».

o Результаты количественного анализа и интегрированные оцен­ки сравниваемых систем.

o Приложения (исходная информация о системах, метод полу­чения рейтинговых оценок и другие документы, подтвер­ждающие сделанные выводы).

5.5.1. Экспертные методы оценки качества
информационных систем

 

Существует ряд математических методов и соответствующих программных продуктов оценки качества ИС. К их числу отно­сятся:

· экспертная оценка качества ИС, в частности по методу Дельфи;

· оценка качества ИС с использованием нечеткой логики.

Наибольшее распространение получила экспертная оценка ка­чества ИС.

Экспертная оценка качества ИС предусматривает решение ряда задач, к числу которых относятся:

· формирование экспертной группы и оценка компетентности экспертов;

· выбор метода экспертных измерений;

· обработка экспертных оценок и установление степени согла­сованности мнений экспертов;

· повышение согласованности оценок экспертов.

К числу методов экспертных измерений относятся непосред­ственная оценка, ранжирование, парное сравнение и др.

Непосредственная оценка объектов экспертизы (частных или интегральных показателей качества ИС) состоит в присвоении экс­пертами балльной оценки с использованием шкал отношений (рис. 5.15). Шкала отношений – это разновидность интервальной шкалы с нулевой точкой отсчета. В этом случае допустимо исполь­зовать аддитивную свертку частных показателей для получения ин­тегрального показателя качества. Обычно используются 5-, 10- и 100-балльные шкалы. Для обработки результатов экспертных оце­нок используются статистические методы и следующие статисти­ческие показатели:

· медиана – для получения усредненного группового мнения экспертов;

· верхний и нижний квартили – для характеристики разброса экспертных оценок;

· коэффициент конкордации – для характеристики степени со­гласованности мнений экспертов.

 

Рис. 5.15. Оценка показателя качества ИС группой экспертов

 

Верхний и нижний квартили определяют границы значений оценок, за пределами которых расположены 25% оценок экспертов.

Коэффициент конкордации изменяется в диапазоне от 0 до 1, причем 0 – полная несогласованность экспертов, 1 – полное едино­душие.

Одним из наиболее эффективных методов формирования групповой оценки экспертов является метод Дельфи.

Для повышения степени согласованности мнений экспертов в этом методе предусматривается многоэтапная процедура опроса экспертов.

На первом этапе осуществляется изолированное вынесение экспертами своих оценок. На следующих этапах каждый эксперт знакомится с суждениями других экспертов с целью возможной корректировки своей оценки. Многоэтапная процедура опроса экс­пертов продолжается до тех пор, пока величина разброса оценок не будет находиться в заданных пределах.

Особенностями метода Дельфи являются:

· групповой характер экспертизы;

· многоэтапная процедура опроса экспертов;

· изолированность экспертов при вынесении оценок на каж­дом этапе;

· обоснование оценок экспертов в процессе дискуссии после кждого этапа.

Процедура опроса по методу Дельфи заключается в анкетиро­вании экспертов с помощью персональных компьютеров, включен­ных в локальную или глобальную сеть с централизованной обра­боткой информации после каждого тура.

В качестве программных средств обработки экспертных оце­нок могут использоваться статистические программные продукты Statistica (разработчик StatSoft) и SPSS (Statistical Products and Ser­vice Solution – статистические продукты и сервисные решения, раз­работчик SPSS Inc).

Для согласования экспертных оценок путем их «сглаживания» может быть применении аппарат нечеткой логики, рассматривае­мый в п. 5.5.2.

 

5.5.2. Нечетко-множественное моделирование
качества информационных систем

 

Неточность и неполнота исходной информации приводят к необходимости применения специальных методов оценки качества ИС. Перспективным направлением для решения этой задачи явля­ется использование методов нечеткого моделирования, положи­тельно зарекомендовавших себя в ряде социально-экономических исследований.

Важное достоинство методов нечеткого моделирования со­стоит в том, что они не требуют больших затрат времени и средств по сравнению с традиционными методами на получение точных исходных данных, что, может быть, в принципе, невозможно.

Появление целого ряда коммерческих программных средств, ориентированных на решение задач нечеткого моделирования, сви­детельствует об эффективности применения методов нечеткого мо­делирования для решения практических задач.

В основе методов нечеткого моделирования лежит понятие нечеткого множества.

Нечетное множество (fuzzyset) представляет собой совокуп­ность элементов произвольной природы, относительно которых нельзя с полной определенностью утверждать – принадлежит ли тот или иной элемент рассматриваемой совокупности данному множеству или нет.

Формально нечетное множество определяется как множество упорядоченных пар или кортежей вида

,

– универсальное множество (универсум), содержащее в рам­ках нечеткого множества элемент ;

– функция принадлежности элемента нечеткому мно­жеству , .

Множество представляет собой так называемый носитель не­четкого множества, т. е. обычное (четкое) множество элемен­тов .

Функция принадлежности (membership function) – математиче­ская функция, определяющая степень или уверенность, с которой элемент множества принадлежит заданному нечетному множе­ству . Данная функция ставит в соответствие каждому элементу действительное число из интервала [0,1]. Чем ближе это число к единице, тем больше степень или уверенность, с которой элемент принадлежит нечетному множеству .

Выбор функции принадлежности является творческой задачей эксперта или группы экспертов. В принципе, вид функции принад­лежности может быть выбран любым. Однако для упрощения рас­четов и сокращения объема исходной информации целесообразно использовать те из них, которые допускают аналитическое пред­ставление в виде простой математической функции. Выбор типо­вых функций принадлежности должен быть согласован с возмож­ностями их программной реализации в используемых инструмен­тальных средствах.

Заданные на множестве действительных чисел нечеткие мно­жества называются нечеткими величинами. С точки зрения анали­тической обработки, наиболее удобны простейшие частные случаи нечетких величин с кусочно-линейными функциями принадлежно­сти. В зависимости от вида функции принадлежности различают такие нечеткие величины, как треугольное нечетное число (рис. 5.16, а), трапециевидный нечетный интервал (рис. 5.16, б), нечеткие величины с Z-образной и S -образной кусочно-линейными функ­циями принадлежности (рис. 5.16, в и 5.16, г соответственно).

 

 

Рис. 5.16. Примеры функций принадлежности нечетких величин

 

Треугольное нечеткое число может быть представлено в виде кортежа из трех чисел

,

где – модальное значение треугольного числа, которому соот­ветствует функция принадлежности ;

a и b – левый и правый коэффициенты нечеткости треугольного нечеткого числа .

Для оценки качества ИС, помимо понятия нечеткого числа, требуется использовать понятие лингвис­тической переменной.

Лингвистическая переменная характеризуется наименованием и множеством значений (термов), каждое из которых определяется своей функцией принадлежности. Примером лингвистической пе­ременной является «Уровень показателя качества ИС», а значе­ниями этой лингвистической переменной могут быть: «Средний уровень качества» с функцией принадлежности , «Высокий уро­вень качества» с функцией принадлежности и т. д.

Метод нечеткой оценки качества ИС включает в себя три этапа.

I. Фаззификация системы первичных показателей оценки ка­чества.

II. Вывод итогового показателя оценки качества в виде нечет­кого числа.

III. Дефаззификация показателя оценки качества.

Рассмотрим содержание этих этапов.

I. Под фаззификацией (fuzzification) в рассматриваемом методе понимается процесс получения значений функций принадлежности для термов лингвистических переменных, представляющих пер­вичные показатели системы оценки качества.

Принимая за основу для измерения значений показателя уровня качества 100-балльную шкалу отношений, можно рекомен­довать следующие лингвистические значения показателей уровня качества ИС.

1. Очень низкий уровень качества. Этот уровень ниже мини­мально необходимого в соответствии с отражением в соглашении об уровне сервиса, требованиями к данному показателю качества ИС.

2. Низкий (начальный) уровень качества, соответствующий ми­нимальным сертификационным требованиям.

3. Средний уровень качества, характерный для производите­лей ИС, продолжительно и успешно зарекомендовавших себя на рынке ИС.

4. Высокий уровень качества, характерный для ведущих произ­водителей ИС (вендеров), достигших мирового уровня каче­ства.

Очень высокий уровень качества, выходящий за пределы 100-балльной шкалы и отражающий тот факт, что нет предела в совер­шенствовании качества товара.

На рис. 5.17 изображены графики функций принадлежности термов лингвистической переменной «Значения показателя уровня качества ИС» и интервалы оценки.

Точки пересечения соответствующих функций принадлежно­сти , , , , определяют интервалы оценки качества по интервальной шкале отношений.

Значения показателей оценки уровня качества по шкале от­клонений приведены в табл. 5.8.

Рис. 5.17. Графики функций принадлежности термов
лингвистической пере­менной «Значения показателя уровня качества ИС»
и интервалы оценки

 

Таблица 5.8

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...