Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практика сертификации в РФ




 

одна из причин такого отставания связана с упадком отечест­венного производства и слабой ориентацией действующих предприятий на экспорт своих товаров. всего лишь несколько со­тен российских предприятий имеют сертификат на системы ка­чества.

Сертификат на систему качества — весомый аргу­мент в пользу заключения контракта на поставку товара.
Сертифицированная система качества характеризует способ­ность предприятия стабильно выпускать продукцию надлежа­щего качества и вполне может рассматриваться как один из ве­сомых факторов конкурентоспособности фирмы (предприятия) как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

 

Развитие рыночных отношений в России, а также ее внеш­неэкономические задачи стимулировали Госстандарт РФ при­нять в 1995 г. программу работ по развитию сертификации сис­тем качества в РФ. В соответствии с этой программой была раз­работана и принята «Система сертификации систем качества и производств», которая называется «Регистр систем качества» (далее — Регистр). Это система добровольной сертификации, но она составляет часть государственной российской Системы ГОСТ Р.


Основные направления деятельности Регистра: сертификация систем качества; серти­фикация производств; инспекционный контроль за сертифици­рованными системами качества и производствами; междуна­родное сотрудничество в интересах взаимного признания сер­тификатов на системы качества.


В качестве нормативных документов, на соответствие кото­рым проводится сертификация, в Регистре используются госу­дарственные стандарты.

 

28____________________________________________________________________
Процедуры сертификации систем качества относятся к взаимодействию органов по сертифика­ции и заявителей в период, предшествующий сертификации; проведению проверок, принятию решений о сертификации систем качества, оформлению сертификатов соответствия, ин­спекционному контролю за сертифицированными системами качества. Процедуры гармонизованы с европей­скими и международными соответствующими правилами и нормами.

российская система сертификации систем качества включает сертификацию производств. Поскольку сертификация систем качества сложнее, чем про­изводств, то предприятия предпочитают сначала заняться серти­фикацией производств и рассматривают ее как первую ступень на пути к сертификации системы качества.

Разрабатываются государст­венные стандарты, регламентирующие требования к органам по сертификации систем качества и порядок их аккредитации, ко­торые будут в наибольшей степени гармонизованы с соответст­вующими международными правилами. Это прежде всего отно­сится к компетентности органов по сертификации, в штате кото­рых должны состоять обученные и сертифицированные экспер­ты.


Процесс сертификации систем качества проходит в три этапа:


  • заочная оценка системы качества;

  • окончательная проверка и оценка системы качества;

  • инспекционный контроль за сертифицированной систе­мой качества в течение срока действия сертификата.


^ Заочная оценка системы качества — это предварительная оценка, которая нужна для того, чтобы эксперт мог выявить потенциальную возможность сертификации и целесообразность проведения дальнейших работ на данном предприятии. На этом этапе заявитель представляет в орган по сертификации систем качества: заявку; документ о политике по качеству; руководство по качеству; анкету-вопросник с ответами. Если анализ этих мате­риалов имеет положительные результаты, орган по сертифика­ции заключает договор с заявителем о проведении окончатель­ной проверки: состояния и видов деятельности предприятия по управ­лению качеством; состояния производственной системы; качества выпускаемой продукции.
В результате проверки могут быть сделаны следующие вы­воды:


  • система полностью соответствует установленным требо­ваниям;

  • система в целом соответствует требованиям, но обнару­жены отдельные отклонения от стандарта;

  • система не соответствует установленным требованиям.


В первом случае орган по сертификации выдает предпри­ятию сертификат на систему качества после его регистрации в Государственном реестре. Во втором случае предприятию назна­чается срок для устранения обнаруженных несоответствий, после чего по его заявке сертификация продолжается, но по упрощен­ной схеме.

 


Сертификация систем качества на российских предприятиях постепенно развивается, проблема признания отечественных сертификатов также не остается без внимания. Наряду с тем, что для устранения препятствий на пути признания российских сертификатов за рубежом создан Регистр систем качества в структуре системы ГОСТ Р, используются и другие возможно­сти. Одной из них стала совместная сертификация.

Цель этого Соглашения — осуществление добро­вольной совместной сертификации для повышения конкурен­тоспособности российских фирм и их продукции за рубежом.

 


29______________________________________________________________

Инспекционный контроль за сертифицированной системой каче­ства проводится в двух формах: как плановый (не реже одного раза в год) и как внеплановый. Основания для внепланового контроля: поступление в орган по сертификации сведений о претензиях к качеству продукции предприятия; введение сущест­венных изменений в технологический процесс или в конструк­цию (состав) продукции; изменение организационной структу­ры или кадрового состава предприятия.


 

34___________________________________________________________

Отметим некоторые присущие услугам особенности, влияющие на организацию их сертификации:


  • объектом услуги может быть сам человек, а его имущест­венное право определяет невозможность проведения ис­пытаний. Так, владелец отремонтированного автомобиля наверняка откажется от испытаний его автомобиля в до­рожных условиях по всем жестким правилам этой проце­дуры;

  • непосредственный контакт исполнителя и потребителя услуги требует оценки мастерства исполнителя с учетом этики общения и сложившихся местных предпочтений, Зачастую это требует применения социологических мето­дов оценки;

  • эксперт по оценке услуги в ряде случаев должен присут­ствовать при ее оказании, так как предоставление услуги и ее потребление могут совершаться одновременно (к примеру, услуги парикмахерской или косметического кабинета). За рубежом допускается в подобных случаях исполнение экспертом роли потребителя;

  • некоторые характеристики услуг напрямую зависят от особенностей региона, в котором они предлагаются. Так, например, в Москве признано целесообразным ввести в действие региональные системы сертификации услуг в сфере общественного питания и городского транспорта.

36______________________________________________________________

Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов осуществляются в России на основании Закона РФ "О стандартизации" и составляют часть государственной системы стандартизации.

К основным задачам госнадзора можно отнести: предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и Закона "О единстве измерений" всеми субъектами хозяйственной деятельности; предоставление информации органам исполнительной власти и общественным организациям по результатам проверок. Проводят госнадзор должностные лица Госстандарта и подведомственных ему центров стандартизации и метрологии, получивших статус территориальных органов госнадзора, — государственные инспекторы.

Проверкам в процессе госнадзора подвергается продукция (на всех стадиях ее жизненного цикла), в том числе подлежащая обязательной сертификации и импортируемая; услуги населению, виды работ, которые подлежат обязательной сертификации; техническая документация на продукцию; деятельность испытательных центров, лабораторий и органов по сертификации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...