Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Который сотворил тебя, и выравнял тебя и наделил тебя соразмерностью,




придав тебе такой образ, какой пожелал?" [414]

Аллах Всевышний, слава Ему, также сказал:

"Затем обязательно будете вы спрошены в тот День о наслаждении." [415]

Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал :"Здесь под "наслаждением" подразумеваются здоровье тел и хорошие слух и зрение. Аллах спросит Своих рабов и о том, для чего они использовали это, хотя Он будет заранее знать об этом лучше их, и об этом говорит Аллах Всевышний:

"...поистине, слух, зрение и сердце, все они будут об этом спрошены!" [416]

Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал: "Наслаждение это безопасность и здоровье ".

Пророк же, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"Поистине, прежде всего в день Воскресения (Аллах) задаст (Своему рабу) вопрос, сказав: "Разве не сделали Мы для тебя здоровым твоё тело и разве не поили Мы тебя холодной водой." [417]

Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: "Здоровье есть развитие тела ".

И несмотря на всё вышеупомянутое, многие люди не обращают внимания на эти великие милости, забывают о том, что они наслаждаются безопасностью, здоровьем и благополучием, и не считают нужным размышлять о самих себе, в результате чего они недостаточно благодарят своего Творца.

3. Виды благодарности

Выражение благодарности Аллаху Всевышнему за Его дары и благодеяния приводит к увеличению этих благодеяний и делает их постоянными.

Аллах Всевышний сказал:

"И вот возвестил Господь ваш: "Поистине, если вы будете благодарить, то Я обязательно добавлю вам..." [418]

При этом будет недостаточно, если человек станет выражать благодарность только своим языком, так как наряду со словами необходимы и дела, а необходимая благодарность бывает как обязательной, так и желательной.

è - а - Обязательная благодарность.

Суть её состоит в выполнении всех обязанностей и отказе от всего запретного, чего будет достаточно для выражения благодарности за такие милости как здоровье различных частей тела и тому подобные вещи. Указанием на это является сообщение Абу-ль-Асвада ад-Дайли, приводимое Абу Даудом. Абу-ль-Ас-вад сказал: "(Однажды когда) мы были у Абу Зарра, он сказал:

"Каждый день каждый сустав любого из вас должен (давать свою) садаку: за каждую молитву ему (записывается такая же награда, как и за) садаку, и пост - садака, и хаджж - садака, и прославление Аллаха - садака и возвеличивание Его - садака... "

Передают со слов Абу Мусы аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"...а если он не делает (этого), пусть воздерживается от (совершения) зла, и, поистине, это станет для него садакой". [419]

Слова пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), указывают на то, что для выражения своей благодарности рабу достаточно не совершать ничего дурного. Однако это удастся ему лишь в том случае, если он будет выполнять обязательное и избегать запретного, так как величайшим злом является отказ от выполнения религиозных обязанностей.

Вот почему некоторые из наших предшественников говорили: "Благодарность есть отказ от прегрешений ".

Другие же говорили так: "Благодарность выражается в том, чтобы не использовать ни одну из милостей (Аллаха) для Его ослушания ".

è - б - Желательная благодарность.

Суть её состоит в том, чтобы наряду с выполнением обязаностей и отказом от запретного раб совершал и что-нибудь сверх этогo. Подобная благодарность является такой ступенью выражения благодарности Всемогущему и Великому Творцу, которой достигают опередившие приближенные, на что указывает большинство хадисов, побуждающих к совершению различныx дел, которые приближают человека к Аллаху. Именно так всегда поступал пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), совершавший по ночам добровольные молитвы столь долго, что его ступни покрывались трещинами, а когда Аиша, да будет доволен ей Аллах, спросила (егo):

"Зачем ты делаешь это, ведь Аллах уже простил тебе и прошлые и будущие грехи?",

- он сказал:

"Разве не следует мне быть благодарным рабом?!" [420]

4. Виды садаки, упомянутые в этом хадисе, и суждение о них

Дополнительным проявлением доброты и милости Аллаха Всевышнего по отношению к Его рабам является то, что обязательная и желательная для них благодарность была названа сaдакой. И Аллах Всевышний, слава Ему, увеличил Свою милость, даровав им возможность выражать благодарность и приравнивать её для них к садаке.

И Он как будто сказал:

"Выражай благодарность за Мою милость, оказанную (различным) частям тела, окaзывая помощь Моим рабам и подавая им милостыню". Однако следует отметить, что садака не сводится только к расходованию материальных средств, поскольку садакой является всё тo что приносит пользу другим, например, примирение людей между собой или оказание человеку помощи в том, что касается его верхового животного, а также и то, что полезно лишь делающему это, например, когда человек направляется в мечеть. В данном хадисе упоминаются следующие виды садаки:

1 - Проявление справедливости по отношению к тем, кто конфликтует между собой и избегает друг друга

Это должно найти своё выражение в вынесении справедливoго решения и таком примирении людей между собой, которое будет дозволенным и не потребует объявления запретного дозволенным, а дозволенного - запретным. Это является наилучшим средством приближения к Аллаху и наиболее совершенным видом поклонения, ведь Аллах Всевышний сказал:

"Верующие - не кто иные как братья, а поэтому примиряйте между собой двух (враждующих) братьев ваших..." [421]

Аллах Всевышний также сказал:

"Нет блага во многих из их тайных бесед, если только кто-нибудь не призывает раздавать милостыню, совершать одобряемое или примерять людей между собой." [422]

Что же касается пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), то сообщается, что однажды он сказал (своим сподвижникам):

"Не сообщить ли вам о том, что лучше ступени молитвы, поста и садаки?"

Они сказали: "Конечно!"

Он сказал: "Улаживание разногласий".

Примирение между собой тех, у кого возникли разногласия и кто избегает друг друга, равносильно для них милостыне, поскольку это защищает их от отвратительных слов и поступков, которые становятся следствием разногласий. Вот почему подобные действия являются обязательными по способности /фaрду кифайа/, а ислам так стремится к поддержанию согласия между мусульманами, что ради этого разрешает даже прибегать ко лжи.

2 - Оказание человеку помощи в том, что касается его верхового животного.

Речь идёт об оказании помощи, связанной с погрузкой, например, если ты подсадишь кого-нибудь, или подвезёшь человека или подашь человеку его поклажу. Эти гуманные действа являются садакой и выражением благодарности, так как имеют отношение к взаимопомощи и великодушию.

3 - Доброе слово.

Такими добрыми словами являются благопожелания чихнувшему, обращение со словами приветствия первым, ответ на приветствие и вечные праведные дела.

Аллах Всевышний сказал:

"К Нему восходит благое слово, а возносит его праведное дело." [423]

И к числу таких слов относятся ответы на просьбы. Аллах Всевышний сказал:

"Доброе слово и прошение лучше милостыни, за которой следует обида, а Аллах - Богатый, Кроткий." [424]

И к числу таких слов относятся благие разговоры с людьми, поскольку это радует сердце верующего, за что полагается одна из наибольших наград. И к числу добрых слов относится свидетельство единобожия.

Аллах Всевышний сказал:

"Разве ты не видишь, как Аллах в качестве притчи приводит благое слово, подобное благому дереву, корень которого прочен, а ветви (достигают) неба?" [425]

Таким образом, к числу добрых слов относятся поминание Аллаха, обращения к Нему с мольбами, заслуженные похвалы мусульманину, ходатайства за мусульманина перед правителем, добрые советы и указание правильного пути, а также всё то, что радует слушающего и приводит к объединению и согласию сердец.

4 - Постоянное посещение мечетей

Эти слова являются дополнительным побуждением и подтверждением необходимости участия в общей молитве и посещения мечетей для того, чтобы оживлять их молитвами и исполнением других религиозных обязанностей, например, неотлучным пребыванием в мечети в течение определённого времени / и'тикяф /, обходами Каабы / таваф /, присутствием на уроках и выслушиванием увещаний. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"Тому, кто уходит в мечеть или возвращается (оттуда), Аллах готовит угощение в раю каждый раз, как он уходит или возвращается. " [426]

Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: "(В своё время) участки земли вокруг мечети пустовали, и люди из племени бану салима захотели переселиться поближе к мечети. Это дошло до пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), и он сказал им: "Дошло до меня, что вы хотите переселиться поближе к мечети". Они сказали: "Да, о посланник Аллаха, мы хотели сделать это. " (Пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям)) сказал: "О бану салима, (оставайтесь) в своих домах, ведь ваши следы записываются, (оставайтесь) в своих домах, ведь ваши следы записываются!", - и тогда они сказали:"Не принесло бы нам радости наше переселение!" [427]

Муслим приводит сходную версию этого хадиса, в конце кoторого сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"Поистине, (записывается) вам за каждый шаг одна ступень".

И награда увеличивается каждый раз, когда движение к мечети сопряжено с трудностями, что в особой мере касается посещения общих вечерних и утренних молитв. Передают со слов Бурайды, да будет доволен им Аллах, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"Порадуй идуших к мечетям во мраке полным светом в День воскресения". [428]

5 - Устранение с дороги того, что может причинить вред

Имеется в виду удаление с дороги, по которой ходят люди камней, или колючек или всего нечистого, что может повредить им. Награда за этот вид садаки будет меньше, чем за вышеупомянутые виды её, так как в одном из хадисов сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"Вера включает в себя более семидесяти ответвлений, высшим из которых является свидетельство о том, что нет бога кроме Аллаха, а низшим - устранение с дороги (того, что нанoсит людям) вред".

И если бы каждый мусульманин следовал этому наставлениям пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), оставляя мусор и грязь только в специально отведённых для этого местах и убирая с дорог, которыми пользуются люди, всё то, что им вредит, то все места, где они живут стали бы самыми чистыми и красивыми местами на земле.

5. Дополнительная утренняя /духа/ молитва может служить заменой выражению благодарности за здоровье частей тела

Муслим приводит со слов Абу-ль-Асвада ад-Дуали другую версию цитированного выше хадиса, в которой со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"(С наступлением) утра каждый сустав любого из вас должен давать садаку: каждое прославление Аллаха есть садака, и каждое восхваление Аллаха есть садака, и каждое произнесение слов "Нет бога, кроме Аллаха " - садака, и каждое возвеличивание Аллаха -садака, и побуждение к одобряемому (шариатом) - садака и удержание от порицаемого (им) - садака, но всё это могут заменить собой два раката дополнительной утренней молитвы, совершаемые (человеком)".

Наименьшее количество рак'атов такой молитвы равняется двум, а наибольшее - восьми, и в соответствии с сунной после каждых двух ракатов необходимо произносить слова таслима.

Эту молитву можно совершать в любой момент, начиная с того времени, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья, а заканчивается время её совершения незадолго до полудня. Она отличается таким достоинством, поскольку в отличие от других дополнительных молитв, совершаемых по примеру пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), до и после молитв обязательных, она не была узаконена в качестве средства исправления недостатков других обязательных молитв, тогда как прочие дополнительные молитвы являются таким средством. С другой стороны, прочие дополнительные молитвы предназначены не только для выражения благодарности за великие милости Аллаха, а эта молитва предназначена специально для этого. И если выражать благодарность требуется ежедневно с восходом солнца, то наилучшим видом поклонения, делающим мусульманина внимательным и благодарным в это время, является дополнительная утренняя молитва. Однако такой знаток хадисов как аль-Ираки считает, подобная специфика дополнительной утренней молитвы объяняется её особенностями и тем, что известно одному лишь Аллаху Всевышнему.

6. Хвала Аллаху Всевышему за Его милости является благодарностью

Сообщается, что посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"Тот, кто утром скажет: "О Аллах, милости, оказанные этим утром мне или кому-либо иному из Твоих созданий, исходят только от Тебя, и нет у Тебя сотоварища! Тебе хвала и Тебе благодарность!" /Аллахумма, ма асбаха би мин ни матин ау би-ахадин мин халькы-кя фа-мин-кя вахда-кя, ля шарикя ля-кя фа-ля-кя-ль-хамду ва ля-кя-ш-шукру!/, - воздаст благодарность (Аллаху) за этот день, а тот, кто скажет эти слова вечером, воздаст благодарность (Аллаху) за эту ночь." [429]

Сообщается также, что посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"Когда Аллах оказывает (Своему) рабу милость, а он говорит: "Хвала Аллаху''/ 'Аль-хамду ли-Лляхи/ ', - то, что он отдаёт, неизменно оказывается лучше того, что он получает".

Ссылаясь на этот хадис, некоторые улемы утверждали, что хвала Аллаху лучше милостей Аллаха, поскольку здесь речь идёт о мирских благах наподобие благополучия и средств к существованию, хвала же указывает на то, что человеку было оказано благодеяние в сфере религии. И то, и другое является милостью Aллаха Всевышнего, однако милость Аллаха, оказываемая Его рабу и состоящая в том, что Он приводит его к выражению благодарности за милости Аллаха в форме хвалы Ему, лучше, чем мирские блага, даруемые рабу. Если оказание этих милостей не будет сочетаться с выражением благодарности, то они превратятся в бедствие, если же Аллах Всевышний приводит Своего раба к выражению благодарности за эти милости путём воздавания хвалы Аллаху или иным способом, то милость благодарности становится полнее и совершеннее.

7. Искренность намерений по отношению к Аллаху Всевышнему при раздаче любых видов садаки

Совершение любых праведных дел только ради Аллаха и раздача любых видов садаки, упомянутых в этом и других хадисах, также только ради Аллаха, является необходимым условием того, что человек получит за это награду.

Аллах Всевышний сказал:

"Нет блага во многих из их тайных бесед, если только кто-нибудь не призывает раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей между собой, а тому, кто делает это, стремясь (заслужить) благоволение Аллаха, Мы даруем великую награду." [430]

В своём "Сахихе" Ибн Хиббан приводит хадис, в котором cобщается, что однажды посланник Аллаха упомянул o таких делах как садака, произнесение слов, одобряемых (шариатом), оказание помощи слабому и отказ от нанесения обид другим, а потом сказал:

"Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, любого раба, который будет совершать любое из этих дел в стремлении к тому, что есть у Аллаха, в День воскресения (такое дело) обязательно возьмёт за руку (и не отпустит), пока он не войдёт в рай".

Передают, что аль-Хасан аль-Басри и Ибн Сирин говорили, что за совершение одобряемого шариатом человек получит награду даже в том случае, если у него не было соответствующего намерения. Передают со слов Хумайда бин Занджавийа, что как-то раз аль-Хасана спросили, получит ли награду такой человек у которого тот, кого он ненавидит, попросит что-нибудь, и он даст ему это, побуждаемый стыдом?

Он сказал: "Поистине, это относится к одобряемому, а одобряемое обязательно будет вознаграждено".

В "Аль-Хилйа" Абу Ну'айм сообщает, что Ибн Сирина спросили, положена ли награда такому человеку, который принимает участие в похоронной процессии не потому, что надеется на награду Аллаха за это, а по той причине, что он чувствует стыд перед членами семьи покойного? В ответ он сказал: "(Разве только) одна награда? Нет, он получит две награды: одну за участие в заупокойной молитве по своему брату, а другую - за то, что поддерживал связь с близкими покойного!"

8. Цель этого хадиса

состоит не в том, чтобы в наиболее общем виде ограничить виды садаки теми, о которых в нём упоминается, а в том, чтобы обратить внимание на те из них, которые остались неназванными. К ним относится всё то, что приносит пользу человеку или другим созданиям Аллаха, ведь пророк сказал:

"За каждое живое существо (полагается) награда".

И пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"Поистине, Аллах предписал всё делать хорошо." [431]

9. И наконец, в этом хадисе говорится о том, что Аллах Всевышний оказывает благодеяния человеку, даруя здоровье его телу и всем его частям, и человек обязан ежедневно благодарить Аллаха за каждую часть своего тела.

Если же говорить о формах выражения благодарности, то ими могут стать совершение одобряемого шариатом, оказание благодеяний людям, помощь нуждающемуся, поддержание хороших взаимоотношений с людьми, Совершение благодеяний, отвращение вреда и совершение любых видов добрых дел не только каждому человеку, но и каждому живому существу вообще. Всё это относится к видам садаки, приносящей пользу другим.

Если же говорить о видах садаки, которые являются полезными только для тех, кто даёт садаку такого рода, то к ним относятся различные виды поминания, прославление, восхваление и возвеличивание Аллаха, произнесение слов свидетельства, обращение к Аллаху с мольбами о прощении, обращение к Аллаху с мольбами за пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), чтение Корана, посещение мечетей и пребывание в них с целью ожидания молитвы или для восприятия знания и произнесения слов поминания Аллаха. К этому же имеет отношение проявление скромности в одежде и походке, привычка полностью отдаваться работе, приобретение дозволенного и стремление к этому, требование отчёта у своей души за совершённые дела, выражение сожаления в связи с совершением грехов в прошлом и принесение покаяния за них, плач из страха перед Всемогущим и Великим Аллахом, размышления о небесном и земном царствах, а также о делах мира вечного и том, что в нём будет происходить, а именно - о рае и аде и об обещаниях и угрозах Аллаха.

Хадис 26.
Благочестие /бирр/ и греховность /исм/

Передают со слов ан-Навваса бин Сам'ана, да будет доволен им Аллах, что пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал:

"Благочестие есть благонравие, а греховное - это то, что шевелится в твоей душе, но ты не желаешь, чтобы об этом узнали люди". [432]

Сообщается, что Вабиса бин Ма'бад, да будет доволен им Аллах, сказал: "(Однажды) я пришёл к посланнику Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям:

0н спросил (меня):

"Ты пришёл, чтобы спросить о благочестии?"

Я сказал: "Да."

Он сказал:

"Спроси (об этом) своё сердце(, ибо) благочестие есть то, в чём почувствовали уверенность душа и сердце, а греховное - это то, что (продолжает) шевелиться в душе и колебаться в груди, даже если люди{не раз) скажут тебе(, что ты поступил правильно)". [433]

 

 

ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ХАДИСА

Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал: "Этот хадис относится к числу кратких, но ёмких по смыслу слов пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям. Более его, он относится к числу наиболее кратких из них, поскольку слово "благочестие " применимо ко всем благим делам и одобряемым шариатом качествам, а слово "греховное " - ко всем мелким и крупным дурным делам и всем мерзким поступкам. Вот почему пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сопоставил их друг с другом, показав, что они противоположны друг другу ".

ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ХАДИСА И ТОГО, К ЧЕМУ ОН НАПРАВЛЯЕТ

1.Толкование понятия "благочестие"

В хадисе, передаваемом со слов ан-Навваса бин Сам'ана, да будет доволен им Аллах, пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, истолковал благочестие как благонравие, тогда как в хадисе, передаваемом со слов Вабисы, да будет доволен им Аллах, он истолковал благочестие как то, в чём уверены душа и сердце. Причина подобного различия в толковании этого понятия состоит в том, что оно может использоваться в двух определённых смыслах:

è - а - Под благочестием могут подразумеваться такие взаимоотношения с людьми, когда человек оказывает им благодеяния.

Иногда под этим подразумевается проявление почтительности к родителям / бирру-ль-валидайн /, но чаще это слово обозначает оказание благодеяний всем людям вообще. В хадисе, который Бахз бин Хаким передаёт со слов своего отца, сообщается, что в своё время его дед спросил: "О посланник Аллаха, кто достоин проявления почтительности в наибольшей мере?"

Он ответил: «Твоя мать».

Он спросил: "A кто потом?"

(Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Твой отец».

Он спросил: "А кто потом?"

(Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

«Тот, кто ближе (к тебе, и следующий) по степени близости(и так далее)". [434]

В "Муснаде" имама Ахмада сообщается, что (однажды) посланника Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, спросили:

"В чём проявляется благочестие во время хаджжа?",

- на что он ответил: "В угощении (людей) и распространении приветствий».

В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, также сказал:

"...(в произнесении) благих слов и угощении (людей)." [435]

Сообщается, что Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, часто говорил:

"Благочестие - вещь лёгкая: (это -) приветливость лица и мягкие слова ".

Когда такие понятия как благочестие / бирр / и богобоязненность / таква /, упоминаются вместе, под благочестием могут подразумеваться такие взаимоотношения с людьми, которые предполагают оказание им благодеяний, а под богобоязненностью - такие взаимоотношения с Аллахом, которые предполагают повиновение Ему и отказ от совершения запрещённого Им. Под благочестием может подразумеваться также выполнение религиозных обязанностей, а под богобоязненностью - отстранение от запретного.

Аллах Всевышний сказал:

"И помогайте друг другу в (том, что касается) благочестия и богобоязненности..." [436]

è б - Под благочестием могут подразумеваться все явные и тайные виды поклонения.

Аллах Всевышний сказал:

"...благочестие (состоит в том, чтобы) уверовать в Аллаха, и в Последний день, и в ангелов, и в Писание и в пророков, и в том, чтобы, несмотря на свою любовь к имуществу расходовать его на близких, и сирот, и неимущих, и путников, и просящих подаяние, и на (освобождение) рабов, и совершать молитву и давать закят; (благочестивы) верные заключённому ими договору и проявляющие терпение в нужде, в беде и во время опасности. Это - те, которые правдивы, и это - богобоязненные." [437]

В этом смысле понятие благочестия включает в себя все тайные виды поклонения, например, веру в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников и в Последний день, а также явные его виды наподобие расходования средств на то, что любит Аллах, совершения молитв, выплаты закята, соблюдения договоров и проявления терпения по отношению к таким предопределённым вещам как болезни или бедность. Кроме того, к этому имеют отношение такие виды поклонения как проявление терпения при встрече с врагом.

2. Познание истины благодаря естеству

Слова пророка, салляллаху ‘алейхи уа саллям:

"...благочестие есть то, в чём почувствовали уверенность душа и сердце...", - указывают на то, что Аллах Всевышний, слава Ему, создал Своих рабов, наделив их способностью познания истины, склонностью к ней и способностью воспринимать её, внушив им изначальную любовь к истине.

Сообщается, что пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал:

"Каждый младенец рождается в своём естественном состоянии /фитра/..." [438]

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передавший хадис, сказал:

"Прочтите, если желаете, (аят, в котором сказано):

"(...с) естеством (, что дано тебе) Аллахом, который сотворил людей так..." [439]

И Аллах Всевышний поведал, что сердце верующего успокаивается при поминании Аллаха, расширяясь благодаря свету веры. Вот почему человек возвращается к поминанию в случае возниновения сомнений, и то, что внушит ему спокойствие, послужит свидетельством благочестия, в противном же случае это будет греховным.

Аллах Всевышний сказал:

"Поистине, благодаря поминанию Аллаха успокаиваются сердца!" [440]

3. Два признака греховного

У греховного есть два признака, один из которых является внутренним. Речь идёт о том чувстве беспокойства, тревог отвращения, которые грех оставляет после себя в душе, относительно чего у неё нет уверенности.

Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал:

"...греховное - это то, что (продолжает) шевелиться в душе.."

Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал: "Греховное ранит сердца ".

Внешним признаком греховного является нежелание человека чтобы о каком-либо его поступке узнали достойные люди, которых он стыдится, при том условии, что это нежелание обусловлено религиозными мотивами, а не носит обычного характера.

Когда же в наличии имеются оба этих признака и что-нибудь греховное осуждается самим совершающим грех человеком, как было бы оно подвергнуто осуждению и другими, если бы они об этом узнали, это в наибольшей степени способствует распознаванию греховного в случае возникновения сомнений.

4. Отказ от выполнения фетвы и неуклонное её соблюдение

Мусульманину следует отказаться от выполнения фетвы, если её смысл противоречит тому, что он чувствует. Причина состоит в том, что сама по себе фетва не является ни богобоязненностью, ни благочестием, а также в том, что лицо, выносящее фетву, основывается на внешних признаках, тогда как человек знает о самом себе то, что выносящему фетву неизвестно. Причина может быть ещё и в том, что человек, осуждающий свой собственный поступок, может относиться к числу тех людей, сердцам которых Аллах помог воспринять истину, в то время как другой человек может выносить фетву, основываясь исключительно на предположениях или находясь под воздействием своих пристрастий и не опираясь на указания шариата.

Имам ан-Навави сказал:

"Если ты получишь подарок от такого человека, большая часть имущества которого добыта запретным путём, и душа твоя станет колебаться (испытывая сомнения) относительно того, дозволено ли (принимать этот подарок), а муфтий даст тебе фетву о дозволенности употребления этого в пищу, то эта фетва не устранит сомнений. То же самое относится и к такому случаю, когда женщина сообщит человеку о том, что он является молочньм братом такой-то девушки. При этом даже если муфтий вынесет решение о дозволенности брака с ней, это решение не устранит сомнений, а поэтому следует придерживаться благочестия, невзирая на советы, которые будут давать человеку люди".

Однако когда фетва подкрепляется соответствующими укaзаниями шариата, мусульманин должен принять её во внимание и неуклонно следовать ей, даже если он будет и не рад этому.

Примером могут служить те случаи, когда шариат позволяет отказываться от выполнения некоторых религиозных обязанностей или выполнять их в сокращённом виде. Среди прочего это относится к разрешению не соблюдать пост во время болезни или в пути и к сокращению молитвы во время путешествия. Однако если на что-нибудь имеется соответствующее указание в Коране или сунне, верующему остаётся только повиноваться Аллаху и Его посланнику, как сказал об этом Всевышний:

"Ни для верующего, ни для верующей нет выбора ни в каком деле, если Аллах или Его посланник уже приняли решение.." [441]

И ему следует принимать это с радостью и покорностью, ведь Аллах Всевышний сказал:

"Но нет, - клянусь Господом твоим! - не уверуют они до тех пор, пока не сделают тебя судьёй в возникающих между ними (спорах), пока не перестанут твои решения вызывать их недовольство и пока они не подчинятся полностью." [442]

5. Чудо посланника, салляллаху ‘алейхи уа саллям.

В хадисе Вабисы, да будет доволен им Аллах, сообщается о великом чуде, совершённом посланником Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, ведь пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сообщил Вабисе о его намерении, еще до того как Вабиса заговорил об этом! Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал ему:

"Ты пришёл, чтобы спросить о благочестии и греховности?"

В "Аль-Хилйа" Абу Нуайм приводит хадис, передаваемый со слов Вабисы, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается, что он сказал:

"(В своё время) я пришёл к посланику Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, намереваясь спросить его обо всём, что касается благочестия и греховного, не оставив ничего (без внимания). И когда я стал подходить (к нему, люди) сказали:

"О Вабиса, оставь в покое посланника Аллаха!"

(На это) я сказал: "Дайте мне подойти к нему, ибо, поистине, изо всех людей я больше всего хочу подойти именно к нему!"

И тогда (пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям,) сказал:

"Подойди, о Вабиса»,

- и я приблизился к нему настолько, что колени наши соприкоснулись.

После этого он сказал:

"О Вабиса, сказать тебе, о чём ты пришёл спросить?"

Я сказал: "Скажи мне (это), о посланник Аллаха! "

(Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям,) сказал:

"Ты пришёл, чтобы спросить (меня) о благочестии и греховном".

Я сказал: "Да",

- и тогда (пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям,) соединил свои пальцы и стал постукивать ими мне по груди со словами:

"Спрашивай свою душу, спрашивай своё сердце, о Вабиса (, ибо) благочестие есть то, в чём чувствует уверенность душа и в чём чувствует уверенность сердце, греховным же является то, что продолжает шевелиться в душе и колебаться в груди, даже если люди (не раз) скажут тебе (, что ты поступил правильно)".

6. Отведение людям подобающего им места

Пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал Вабисе, что то, о чём он спрашивает, ему следует постигать сердцем, зная, что он сумеет постичь это по состоянию своей души, так как постичь (подобное) способен только весьма понятливый и разумный человек с озаренным сердцем. Что же касается человека, грубого по своей природе и обладающего слабой способностью к постижению, то благодаря этому он ответа не получит, подобные методы ни к чему его не приведут и такой человек может получить ответ только благодаря подробным объяснениям относительно необходимых ему велений и запретов шариата. Данный пример свидетельствует о том, как прекрасно воспитывал своих сподвижников посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, который говорил с ними с учётом уровня их интеллекта и повелевал отводить людям подобающие их положению места.

 

7. Наилучший нрав

Поистине, посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, отличался самым лучшим, самым достойным и самым прекрасным нравом, поскольку он являлся олицетворением шариатских нравственных качеств и служил живым примером следования тем наставлениям Аллаха, которые Всевышний даёт Своим рабам в Своей великой Книге. Именно поэтому Аллах и воздал хвалу Своему благородму посланнику, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказав:

"...и, поистине, ты - (человек) великого нрава." [443]

Что же касается Аиши, да будет доволен ею Аллах, то она сказала:

"Нравом его, салляллаху ‘алейхи уа саллям, был Коран".

И пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, следовал наставлениям Корана, выполнял его веления, и избегал того, что было им запрещено, в результате чего следование установлениям Корана на практике стало для него как бы присущим от рождения качеством и его природой.

8. Этот хадис направляет людей к тому, чтобы они воспринимали наилучшие нравственные качества, так как благонравие является одним из важнейших свойств благочестия.

9. В этом хадисе показывается, сколь высоко ценится в исламе сердце, и говорится, что прежде чем делать что-либо, необходимо обратиться за советом к собственному сердцу.

10. Pелигия является внутренним сдерживающим началом и внутренним цензором, тогда как те законы, которые устанавливаются самими людьми, играют роль внешнего сдерживающего начала.

11. Религия удерживает человека от совершения греховного, поскольку она побуждает душу наблюдать за человеком вместе с его Господом в отличие от закона, имеющего возможность судить о человеке только по внешним проявлениям и предполагающего необходимость наблюдения, от которого душа может избавиться, или применить против него какую-нибудь хитрость или cделать что-нибудь ещё.

Хадис 27.
Неуклонно следовать сунне и избегать нововведений

Сообщается, что Абу Наджих аль-'Ирбад бин Сарийа, да будет доволен им Аллах, сказал:

"(Однажды) посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), обратился к нам с увещанием, от которого сердца наши испытали страх, а из глаз потекли слезы, и мы сказали: "О посланник Аллаха, это похоже на увенчание прощающегося, так дай же нам наставление!"

Он сказал:

"Вот моё наставление вам: бойтесь Всемогущего и Великого Аллаха и слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет невольник. Поистине, тот из вас, кто проживёт (достаточно долго), увидит много раздоров, и поэтому вам следует придерживаться моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём, ни в чём не отступая от этогo и полностью избегая новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение'' [444]

ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ХАДИСА

Этот хадис содержит в себе наставление посланника Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), предназначавшееся им как для его сподвижников, так и для всех тех мусульман, которые будут жить после него. Это наставление объединяет в себе наказ бояться Всемогущего и Великого Аллаха, а также слушать мусульманских правителей и повиноваться им, благодаря чему можно обрести счастье в обоих Мирах.

Кроме того, пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), дал своей общине наставление придерживаться того, что обеспечит ей спасение и правильное руководство, если она станет неуклонно следовать сунне, идти правильным путём и удаляться от заблуждений и нововведений.

 

 

ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ХАДИСА И ТОГО, К ЧЕМУ ОН НАПРАВЛЯЕТ

1. Отличительные черты действенного увещания

Увещание является добрым советом и напоминанием о последствиях, и для того, чтобы увещание было действенным, дошло до сердец и оказало влияние на души, оно должно удовлетворять следующим требованиям:

è a - Выбор темы.

Увещать людей, устрашать их и напоминать им следует о том, что может принести им пользу в религиозных и мирских делах, не ограничиваясь при этом то

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...