Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объекты социальной практики




Объектами социальной практики (как и всего соци­ального проектирования) могут являться:

• социальные явления (детская наркомания);

• социальные отношения (отношение к старикам);

• социальные институты и учреждения (орган исполни­тельной власти, больница);

• социальная среда (городской ландшафт).

Специфика социальной практики требует прямого взаимодействия подростка со взрослым, входящим в социальные отношения, являющиеся объектом социальной прак­тики. Поэтому при выборе в качестве объекта социальных отношений, явлений или сред в качестве носителя этих от­ношений и т.д. выступают конкретные люди, которые од­новременно являются членами какой-то социальной структуры. Таким образом, при проведении социальной социальным учреждением или организацией, практика ор­ганизуется на его базе. Для исследования одного и того же социального явления (отношений, сред) могут быть найдены самые разные социальные институты, учреждения. На­пример, в качестве объекта выбрана проблема наркомании, практические шаги осуществляются на базе центра борьбы с наркоманией, инспекции по делам несовершен­нолетних или комитета общественного движения «Матери против наркотиков» и т.д.

Социальная практика — некое непрерывное действо на небольшом отрезке времени — в течение 1—2 недель. Ко­нечно же, этот процесс не может быть включен в учебную деятельность подростка, введен в расписание. Поэтому, с ор­ганизационной точки зрения, социальная практика подро­стка разбивается на две части: организационно-рефлек­сивную и практическую.

В ходе отработки организационно-рефлексивного бло­ка учащиеся решают такие проблемы, как выбор темы прак­тики, разработка плана ее проведения, обсуждение содер­жания предполагаемых шагов, возникающих трудностей.

своих достижений, переживаний и состояний, анализиру­ются полученные результаты. Организационной формой данного этапа является урок, который может быть введен в расписание или вынесен во внеурочное время, но в любом случае это — групповая работа всего класса.

Практическая часть социальной практики предполагает участие подростка в реальной деятельности взрослого и все­гда вынесена во внеурочное время. Продолжительность такой деятельности во многом определяется характером объекта практики и организацией ее прохождения. Не обязательно стремиться к тому, чтобы подросток «практиковался» в тече­ние нескольких дней подряд. Так как целью социальной прак­тики не является получение профессиональных навыков, то одномоментное погружение в реальную социальную ситуа­цию уже позволяет подростку получить опыт социального взаимодействия.

Так, например, если объектом социальной практики из­брано учреждение социального обеспечения граждан, а формой практики — участие в раздаче гуманитарной помо­щи, то практический этап будет заключаться в непосредст­венном участии подростка в раздаче гуманитарной помо­щи. Продолжительность такого участия может быть относительно небольшой — один раз в течение 1,5—2 часов подросток вместе с работником собеса выдает гуманитар­ную помощь или же, если организационно это возможно, — в течение 2—3—5 дней.

Авторам представляется, что продолжительность прак­тического шага не имеет определяющего значения. Эффек­тивность практики будет определяться в первую очередь уровнем, степенью осознанности ее результатов самим подростком. Характер такого осознания зависит от качест­ва подготовительного этапа к практике (в рамках органи­зационно-рефлексивного блока) и качеством рефлексии итогов практики (организационно-рефлексивный блок). Поэтому особенно большое значение имеет подготовлен­ность учителя-руководителя практики к организации и ру­ководству групповой работы класса на этапе рефлексии.

Сроки проведения практики за 1 — 2 недели в большей степени связаны с организационными трудностями обес­печения одномоментного (в течение 1—2 дней) участия всех учеников в практической деятельности.

Позиция учителя

В ходе социальной практики учитель выступает в первую очередь организатором (координатором) вза­имодействия подростка и внешней среды, социума.

На подготовительном этапе к проведению собственно практики может возникнуть потребность в позициях обуче­ния, поддержки и экспертизы.

При позиции обучения предметом взаимодействия учителя и подростков становится содержание понятия «со­циальная практика» и содержание деятельности в рамках социальной практики.

При позиции поддержки общение с подростком строится на основе принятия учителем имеющих право на существование эмоций и переживаний ученика, готовности к сопереживающему обсуждению возникающих проблем.

При позиции экспертизы предметом общения стано­вится вопрос эксперта, который позволяет подростку посмот­реть на проблему и свои действия под новым, ранее недоступ­ным ему углом зрения. Эта позиция может рассматриваться как средство оказания поддержки подростку и как средство проблематизации его деятельности и ее результатов.

Наибольшие трудности при проведении социальной практики могут быть связаны с нежеланием социальных уч­реждений и институтов идти на сотрудничество со школой и «принимать» у себя учащихся. Задачей учителя в этой ситу­ации становится поиск конкретных лиц, реальных людей — работников социальных структур, которые готовы будут по­мочь. В первую очередь, таких людей следует поискать среди родителей учеников. И при определении места проведения практики ориентироваться в первую очередь на те учрежде­ния, организации, в которых у вас «есть свои люди». Другой возможностью, которой обязательно надо воспользоваться учителю, является официальное обращение школы (дирек­тора школы) к руководителю организации, в сотрудничест­ве с которой вы заинтересованы.

На этапе практических действий учитель принимает на себя функции внешнего координатора, которые стано­вятся очень сложными в связи с большим количеством ли­ний взаимодействия подростка и социального окружения.

Под внешним координатором мы понимаем человека, регулирующего взаимодействие группы с «внешней сре­дой» — социумом.

Так как на этапе социальной практики класс разбит не значительное количество микрогрупп и у учащихся посто­янно возникают вопросы относительно своей деятельности в учреждении, то необходимо запланировать ряд консуль­таций с ними во внеурочное время. Желательно, чтобы учи­тель провел первую организационную встречу всего класса с работниками той организации, в которой будут прохо­дить встречи. (Если вы предполагаете сотрудничать с не­сколькими организациями, то встреч, естественно, будет несколько, но приглашать на них можно не только те груп­пы, которые будут работать в этом месте, а всех учеников.) Важно, чтобы учитель имел постоянный доступ к информа­ции о том, как проходят занятия подростков, но сам не при­сутствовал на этих занятиях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...