Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Техника «Рационализация страха»




 

Данная методика основана на реалистичной оценке возможных последствий того или иного действия. Необходимо просчитать все возможные варианты развития пугающей ситуации. Скорее всего, вы убедитесь, что вероятность печального исхода не так уж высока. А значит, почувствуете себя более уверенным и защищенным. Попутно вы оцените происходящее и выясните, что вы сможете потерять, а что – приобрести в случае того или иного исхода.

 

Вот еще пара примеров удачного преодоления страха. Один из моих клиентов очень боялся прыгать с модной в то время «тарзанки». Но ему ужасно хотелось показать друзьям на что он способен, доказать своей девушке, что ее возлюбленный – не трус. Несколько раз он порывался сделать прыжок, но никак не мог переступить через свой страх. В конце концов он пришел на мой тренинг. Сначала с ним была отработана программа «Сверхвозможности». Затем мы провели несколько индивидуальных занятий. И, отталкиваясь от основных приемов работы со страхом, выстроили его индивидуальный алгоритм преодоления тревоги.

Уже на следующий день он легко, почти играючи, сделал заветный прыжок. Стоя на вышке, мой клиент включил «Дыхание шариком», после чего воспользовался техникой «Обращение к душе». Надо сказать, что до этого на данном этапе он дважды поворачивал назад: дрожал, потел, и в конце концов, не выдержав, отказывался от прыжка. Но на этот раз он сумел взять свои эмоции под контроль. К тому же прекрасно сработал механизм «Злоба»: мой ученик разозлился на собственную трусость и заставил себя мощным рывком броситься вниз. Что самое интересное, после падения он сказал мне следующее: «Внизу я вдруг понял, что мнение друзей и даже девушки о моей мужественности для меня совершенно несущественно. Главное, я сам сумел победить свой страх!»

Однажды на тренинге ко мне обратилась женщина. Она рассказала, что давно мечтает научиться плавать под водой с аквалангом, но всякий раз ее останавливает жуткий страх. Как‑то в детстве она чуть не утонула, сильно наглоталась воды, и поэтому сейчас ей страшно было даже просто купаться в море или заходить в воду дальше, чем по пояс. Полное же погружение, по ее собственным словам, казалось «равносильным насильственной смерти».

Мы начали с использования техники позитивного будущего: я переключал воображение дамы с негатива на позитив: ведь подводный мир удивительно красив и интересен, в нем таятся настоящие сокровища. К тому же погружение позволяет бросить вызов себе и другим, доказать, чего ты на самом деле стоишь. Я сформировал у дамы четкую установку: «Погружаться надо!» И она решилась.

Занятия наши проходили в Турции. Там удалось найти хорошего тренера, тщательно проинструктировавшего мою ученицу. Свое первое погружение она совершила в бассейне, опустившись всего на метр под воду. При работе с ней я использовал метод «Десенсибилизации страха»: в этом случае человек касается своего страха постепенно, пугающее действие дробится на множество мелких ступеней, постепенно теряя свою власть над воображением. Потренировавшись в бассейне, эта женщина адаптировалась, привыкла к воде, костюму, и уже на следующий день совершила настоящий заплыв с аквалангом: в районе Кемера, настоящем раю дайверов. Невозможно описать всю красоту подводного мира в этих местах: рыбы всех цветов радуги, изумительные кораллы, губки и водоросли, которые больше нигде не увидишь. Это зрелище вызвало у моей ученицы неописуемую радость. Преодолеть свои тревоги и сомнения ей было нелегко. Но зато она как будто побывала на другой планете, увидела настоящие чудеса. А главное, сумела обуздать свой страх.

 

3 КОМПЛЕКСБудь уверен!

 

Уверенность в себе – одно из самых интересных свойств человеческой психики. Но, надо сказать, эта тема еще очень мало разработана в психиатрии, психотерапии или психологии. Разные люди вкладывают в слово «уверенность» совершенно разный смысл. Поэтому на моих тренингах аудитории, прежде всего, предлагают определить, что же все‑таки такое эта пресловутая «уверенность». Можно выделить три ключевых определения.

• «Уверенность в себе – это вера в то, что в нас есть нечто большее, чем мы о себе знаем». У каждого имеется скрытый потенциал. Подумайте, ведь когда‑то вы даже ходить не умели! А теперь? Было время, когда вы не могли читать и писать, не умели плавать или водить машину. Все это вы постепенно освоили. Ведь человек – существо обучаемое. Причем обучаемое достаточно быстро. Если вы чего‑то не способны сделать сейчас, это вовсе не значит, что так будет всю жизнь. Вот почему, прежде чем «накачивать» своих учеников уверенностью, я предлагаю им написать пять доказательств вышеприведенной фразы, опираясь на собственный потенциал.

• «Уверенность в себе – это вера в то, что в трудной ситуации на себя можно положиться». У всех нас не раз в жизни бывали сложные моменты. Иногда мы могли рассчитывать только на себя, иногда – еще и на помощь окружающих. И все же нет человека, который хоть раз не был бы вынужден действовать по примеру барона Мюнхгаузена – собственноручно вытягивать себя за волосы из болота. Поэтому на тренингах участников также просят описать пять случаев того, как они сами себе помогали.

• «Уверенность в себе зависит от ответа на вопрос: кто ты в этоммире – эксклюзив или посредственность?» Действительно, кто вы – выскочка или «человек из стада»? Я задаю этот вопрос аудитории всякий раз, как речь заходит об уверенности.

Прежде чем переходить к упражнениям на развитие уверенности, необходимо провести своеобразную диагностику, насколько лично вы уверены в себе. Необходимо разобраться, как часто и какие признаки уверенности или неуверенности у вас присутствуют (табл. 1).

 

Таблица 1

Признаки уверенности и неуверенности в себе

im01

im02

Протестировав себя по этой таблице, попробуйте определить, как долго длятся у вас периоды уверенности или неуверенности: неделями, месяцами, годами? С чем вы живете большую часть времени, с уверенностью или с неуверенностью? Иной раз на тренинге выясняется, что люди понятия не имеют, что это такое – быть уверенным в себе. В этом случае используются два следующих приема.

 

Техника «Лучшие воспоминания»

 

Вспомните моменты, когда вы испытывали чувство максимальной уверенности в себе. Может быть, это был лучший результат на спортивных соревнованиях, выступление на концерте, или вы просто что‑то сумели сделать лучше других. Вспомните момент, когда вы почувствовали себя героем. Еще раз эмоционально, ярко переживите его. Отметьте основные признаки вашей уверенности.

 

Техника «Ваш герой»

 

Постарайтесь войти в роль того человека, которым вы восхищались или восхищаетесь теперь. Можно вспомнить книжных героев или героев кинофильмов. Можно создать сводный образ идеального героя – такого, каким бы вы хотели быть в жизни. Представьте его ярко, вживитесь в его характер, привычки. Наконец, слейтесь с ним воедино! Представьте, что, уснув ночью, вы утром проснулись уже в образе этого, на сто процентов уверенного в себе человека. С этим убеждением следует прожить три следующих дня, на самом деле ощущая себя собственным героем.

 

Неуверенность является причиной самых разных проблем. Именно она мешает, к примеру, проводить презентации, выступать с докладом перед большой аудиторией. Одна из моих учениц, известный политтехнолог, пришла на тренинги, чтобы подготовиться к защите докторской диссертации. Она сказала, что не уверена в себе, боится выступления. Эта женщина была прекрасным практиком, но защищалась на теоретической кафедре, где у нее имелась масса завистников и недоброжелателей. Мне она признавалась, что предстоящего испытания боится до дрожи, даже до обморока.

Я начал с того, что предложил ей представить: выступать будет вовсе... не она. А другой человек, способный в любой ситуации говорить четко, громко и уверенно. Я спросил, кто является для нее подобным эталоном уверенности? Оказалось – Владимир Жириновский! Во время сеанса моя ученица как бы слилась с ним, представив себе, как она ощущает все мысли, образы, картинки, возникающие у него в голове во время выступления, даже его характерные движения и жесты. В таком режиме мы провели с ней три сеанса. Далее еще три занятия были посвящены формированию взгляда на себя со стороны. Ученица четко представляла себе собственное идеальное выступление – громкое, уверенное, аргументированное. Она словно смотрела на себя глазами собственной аудитории. Кстати, нам с ней пришлось поменять и предполагаемый текст выступления. Он был сух, скучен и невыразителен, а мы добавили туда побольше метафор, притч, образов, интересных примеров.

Далее моя ученица стала работать перед зеркалом: уже дома сама старательно пародировала Жириновского. На следующих трех сеансах я собирал небольшую аудиторию, человек двадцать, перед которой ученица выступала в течение десяти‑пятнадцати минут. Все это снималось на видео, а в перерывах мы с ней отрабатывали текст, а также (самое главное!) работали с «корсетом уверенности». Постепенно она научилась контролировать настроение аудитории, общаться с ней. В течение еще трех сеансов я погружал свою ученицу в глубокий транс, внушая ей собственную поддержку, формируя образ успеха.

В итоге выступила дама просто блестяще. Удивленные коллеги подходили и пожимали ей руку:

– Честно говоря, мы думали, ты не вытянешь. Но ты всех поразила! Ты же просто преобразилась!

 

Уже отталкиваясь от полученного таким образом «примера уверенности», можно переходить к тренировке с помощью других, более сложных психотехник.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...