Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тарифные ставки и тарифные схемы грузового АТП




 

Все сказанное выше в отношении «определения уровня тарифа» или «установления цен» относится прежде всего, к так называемым тарифным ставкам.

В теории тарифные ставки принято связывать с различными группами издержек предприятия. Разделяют, например, ставку за движенческую операцию (она соответствует издержкам, которые могут быть прямо отнесены на один километр пробега автомобиля), ставку за начально-конечную операцию (соответствует издержкам, условно относимым на один час простоя автомобиля под погрузкой или разгрузкой) и т.д.

В практике тарифной ставкой обычно называется установление предприятием для удобства расчетов с потребителем стоимость условной «единичной услуги».

Например, говорят о тарифной ставке за выполнения одного тонно-километра перевозки груза (руб./т км), за погрузку или выгрузку одной тонны груза (руб./т), за один автомобиле-час нахождения автомобиля у потребителя (руб./а-час) и т.д.

Общая стоимость обслуживания потребителя (тарифная плата) определяется в результате применения той или иной тарифной схемы.

Тарифной схемой мы будем называть установленный для определенной ситуации порядок расчета тарифной платы. Тарифные схемы разрабатываются в соответствии с характером предоставляемых услуг и учитывают коммерческие и технологические условия предоставления конкретных услуг.

В некоторых случаях тарифная схема вырабатывается по соглашению сторон при заключении договора. Однако большинство предприятий – и это следует считать хорошей практикой – имеет несколько стандартных тарифных схем для различных ситуаций.

Тарифные схемы, как правило, определяют порядок расчета цен отдельных «элементарных» услуг, которые входят в состав той или иной предоставляемой потребителю реальной услуги. В зависимости от количества учитываемых схемой «элементарных» услуг говорят о двухставочной, трехставочной и т.д. тарифной схеме.

Рассмотрим три тарифные схемы, которые достаточно часто используются на практике.

Схема с оплатой перевозки груза (схема сдельного тарифа). Она используется перевозчиком обычно в том случае, если эксплуатационные условия обеспечивают необходимую для рентабельной эксплуатации степень загрузки подвижного состава.

В наиболее общем случае при использовании данной схемы с потребителя взимается отдельная плата за заказ подвижного состава, плата за время пребывания автотранспортного средства под погрузкой и разгрузкой у потребителя и плата за собственную перевозку определенного количества груза.

Роль платы за заказ (взимается в момент оформления заказа) заключается в гарантированном возмещении прямых затрат АТП на подачу автомобиля под погрузку в случае, если отправитель по тем или иным причинам откажется от его использования.

Оплата пребывания под погрузкой или разгрузкой компенсирует потери, связанные с простоями автомобиля у отправителя.

Наконец плата за перевозки покрывает издержки, связанные с выполнением необходимой клиенту транспортной работы.

Таким образом, данная тарифная схема является трехставочной.

При этом формула расчета тарифной платы за услугу имеет вид:

 

Т= Сз + В Св + Р Сткм, (1)

 

где Сз – тарифная ставка платы за заказ,

В – время пребывания автомобиля у клиента,

Св – тарифная ставка платы за один час пребывания под погрузкой или разгрузкой,

Р – объем выполненной транспортной работы,

Сткм – тарифная ставка платы за один тонно-километр для груза данного класса.

Если предприятие работает с надежным потребителем и нет сомнений в загрузке поданного под погрузку автомобиля, то отдельная плата заказа из тарифной платы может быть исключена. Точно также, если есть уверенность в выполнении заказчиком согласованных норм времени простоя под погрузкой и разгрузкой, отдельная плата времени пребывания под погрузкой может не взиматься.

Схема, таким образом, превращается в двухставочную или даже в одноставочную, а применяется в этом случае тарифная ставка за один тонно-километр должна обеспечивать покрытие всех видов затрат предприятия и получение расчетной прибыли.

Схема с оплатой использования подвижного состава. Данная схема фактически предусматривает оплату автомобиле-часов работы у потребителя и применяется в тех случаях, когда условия эксплуатации не обеспечивают достаточной коммерческой загрузки подвижного состава.

В зависимости от эксплуатационных условий тарифная плата может предусматривать также отдельную оплату заказа и оплату подвижного состава, превышающую расчетный пробег.

Данная схема носит также название повременного тарифа. Формула расчета тарифной платы имеет вид:

 

Т= Сз + Пс Сп + А Сач, (2)

 

где Сз – тарифная ставка за заказ,

Пс – сверхнормативный пробег автомобиля за смену,

Сп – тарифная ставка платы за один километр сверхнормативного пробега,

А – автомобиле-часы работы автомобиля у заказчика;

Сач – тарифная ставка платы за один автомобиле-час.

Как и в случае сдельного тарифа, плата за заказ может не взиматься.

Схема с оплатой условных расчетных единиц транспортной работы. Данная схема предусматривает применение по согласованию с заказчиком укрупненных и упрощенных характерных измерителей транспортных услуг (ездки, заезды, доставленные контейнеры и т.д.), по которым и производится расчет тарифной платы. В основе применения этой схемы лежит учет средних сложившихся издержек перевозчика.

Схема применяется в тех случаях, когда АТП постоянно обслуживает данного грузоотправителя и автомобили используются при этом на постоянных маршрутах в стабильных условиях. Она оказывается весьма удобной и тогда, когда, помимо перевозочных, потребителю постоянно предоставляется одни и те же дополнительные услуги (технологические, информационные и т.д.).

Расчет тарифа производится в этом случае по формуле:

 

Т= С Р, (3)

 

где С - тарифная ставка платы за условную расчетную единицу работы,

Р – количество выполненных за определенный период условных расчетных единиц работы.

Если, например, данная схема применяется при вывозе и завозе с крупного грузообразующего объекта контейнеров, то условной расчётной единицей может служить один вывезенный или завезённый контейнер. Ставка «за один контейнер» учитывает при этом все затраты перевозчика (и его расчетную прибыль), сопряженные с обслуживанием данного потребителя.

Тарифные схемы и тарифные справки могут дифференцироваться перевозчиком по потребителям, по видам грузов, по видам перевозок, по типам и маркам применяемого подвижного состава.

В любом случае при необходимости в тарифную схему дополнительно может включаться оплата предоставляемых потребителю неперевозочных услуг (погрузка и разгрузка, хранение упаковка грузов и т.д.).

 

Надбавки и скидки

Важной составной частью тарифной системы АТП являются надбавки и скидки к тарифной плате. Надбавки и скидки устанавливаются обычно в процентах к рассчитанной по установленной схеме тарифной плате (или к отдельным ставкам) и используются как средство:

Ø учета в цене условий предоставления услуг, существенно отличающихся от средних расчётных, заложенных в применяемые тарифные ставки;

Ø поощрения (имеются в виде скидки) потребителей к приобретению определённых услуг предприятия, к постоянной совместной работе с данным АТП и т.д.

В практике работы АТП наиболее распространёнными являются надбавки, учитывающие:

Ø особенности перевозимых грузов;

Ø применение специализированного подвижного состава;

Ø перевозку опасных грузов;

Ø перевозку грузов, требующих специального оборудования, и приспособлений для раскрепления при перевозке и т.д.

Во многих случаях согласованные с потребителем надбавки являются «цивилизованной» формой компенсации АТП нарушения потребителем требований транспортного законодательства (сверхнормативные простои и т.д.).

Гражданское законодательство, Устав автомобильного транспорта предусматривают для таких случаев определённые штрафные санкции. Однако предъявление претензий или иска в такой ситуации следует рассматривать как коммерческую неудачу предприятия.

Как бы ни завершилось рассмотрение соответствующего дела в арбитраже потребитель, как правило, оказывается для предприятия потерянным, а репутация АТП в глазах других грузоотправителей при этом отнюдь не улучшается. Разумнее предвидеть возможные отклонения от расчётных условий обслуживания по вине потребителя и заранее оговорить соответствующие надбавки к тарифу.

Наиболее распространёнными видами скидок являются:

Ø скидка потребителю, обеспечивающему обратную загрузку автомобиля (при перевозке в междугороднем сообщении);

Ø скидка за заключение с предприятием долгосрочного контракта или за значительный объём заказа;

Ø скидка за обеспечение высокой степени использования грузоподъемности автомобиля (при работе по сдельному тарифу);

Ø скидки за заказ «не в сезон» (т.е. в период общего спада на данном виде перевозок) и т.д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...