Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Сравнительное правоведение: метод, наука, учебная дисциплина




А.Х. САИДОВ

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

 

 

Учебник

 

Под редакцией

доктора юридических наук,

профессора В.А. Туманова

 

 


 

 

МОСКВА

 

ЮРИСТЪ

 


УДК 340.5(075.8)

ББК 67.0

С14

Рецензенты:

академик АН Республики Узбекистан, доктор юридических наук,

профессор Ш.З. Уразаев;

член-корреспондент Международной академии сравнительного права,

доктор юридических наук, профессор А.И. Ковлер;

профессор Каирского университета Hyp Фарахат

Саидов А.Х.

С14 Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / Под ред. В.А. Туманова. – М.: Юристъ, 2003. - 448 с.

ISBN 5-7975-0334-4 (в пер.)

Автор учебника – доктор юридических наук, профессор сравнительного и международного права. В книге дается понятие сравнительного правоведения как метода, науки и учебной дисциплины, рассматриваются история развития и.предмет сравнительного правоведения, описывается современная юридическая география мира, дается характеристика основных правовых семей: рома-но-германского права, англо-американского общего права, мусульманского права, индусского права, обычного права и др. Специальные разделы посвящены смешанным правовым системам, а также национальным правовым системам России и Узбекистана.

Для студентов, аспирантов, научных и практических работников.

УДК 340.5(075.8) ББК 67.0

ISBN 5-7975-0334-4 © «Юристъ», 2009

© Саидов А.Х., 2000


Содержание

 

Предисловие. 10

Введение. 13

ОБЩАЯ ЧАСТЬ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И ИСТОРИЮ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 17

Тема 1. Сравнительное правоведение: метод, наука, учебная дисциплина 19

1. Определение сравнительного правоведения. 19

2. Возникновение сравнительного правоведения. 21

3. Предмет сравнительного правоведения. 25

4. Значение сравнительного правоведения. 30

5. Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина. 34

Тема 2. Методология сравнительного правоведения. 39

1. Понятие и значение сравнения. 39

2. Сравнительно-правовой метод – частнонаучный метод юридической науки 41

3. Теория сравнительно-правового метода. 43

4. Сравнительное правоведение. Основные виды исследований. 45

Диахронное и синхронное сравнение. 45

Внутреннее и внешнее сравнение. 46

Микро- и макросравнение. 47

Различные уровни сравнения в зависимости от объектов исследования. 47

Нормативное сравнение. 48

Функциональное сравнение. 49

Тема 3. История сравнительного правоведения. 55

1. Историко-философское направление сравнительного правоведения в Германии 55

2. Французская школа сравнительного законодательства. 61

3. Сравнительное правоведение в России. 64

4. Сравнительное правоведение в Англии и США.. 71

5. Сравнительное правоведение в первой половине XX в. 73

6. Сравнительное правоведение во второй половине XX в. 83

7. Развитие советского сравнительного правоведения. 88

Тема 4. Функции сравнительного правоведения. 95

1. Научная функция сравнительного правоведения. 95

2. Образовательная функция сравнительного правоведения. 100

3. Практическая функция сравнительного правоведения. 102

4. Международная унификация права. 107

Тема 5. Классификация основных правовых систем современности 114

1. Правовая карта мира – основной предмет изучения сравнительного правоведения 114

2. Правовая система – основное понятие сравнительного правоведения. 116

3. Правовая семья – специфическая категория сравнительного правоведения. 118

4. Определение правовой карты мира. 119

5. Критерии классификации правовых систем.. 120

6. Учение о правовых семьях. 125

Тема 6. Сравнительное правоведение и международное право. 130

1. Сравнительное правоведение и международное публичное право. 130

2. Сравнительное правоведение и международное частное право. 133

Тема 7. Европейское право и сравнительное правоведение. 137

1. Становление европейского права. 137

2. Содержание европейского права. 139

3. Право Совета Европы.. 140

4. Европейское правовое пространство. 143

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ 151

Раздел первый РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ.. 153

Тема 8. Общая характеристика романо-германской правовой семьи 154

1. Понятие, формирование и распространение романо-германской правовой семьи 154

2. Структура права романо-германской правовой семьи. 157

3. Источники романо-германского права. 162

4. Французская и германская правовые группы.. 170

Тема 9. Правовые системы Скандинавских стран. 177

1. Место скандинавского права на правовой карте мира. 177

2. Историческое развитие правовых систем Скандинавских стран. 179

3. Унификация и гармонизация законодательства Скандинавских стран. 183

4. Особенности правовых систем Скандинавских стран. 185

5. Источники скандинавского права. 188

Тема 10. Правовые системы стран Латинской Америки. 192

1. Формирование правовых систем стран Латинской Америки. 192

2. Кодификация и источники латиноамериканского права. 194

3. Особенности правовых систем стран Латинской Америки. 195

Тема 11. Правовая система Японии. 198

1. Становление правовой системы Японии. Вестернизация японского права. 198

2. Послевоенное развитие японского права. Влияние американского права. 203

3. Особенности правопонимания японцев. «Живое право». 206

Раздел второй СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ.. 211

Тема 12. Социалистическое право как особый исторический тип права 212

1. Возникновение и особенности социалистического права. 212

2. Советская правовая система. 216

3. Европейские социалистические правовые системы.. 224

4. Правовые системы социалистических государств Азии. 230

5. Правовая система Кубы.. 235

6. Перспективы развития социалистического права. 237

Раздел третий ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ ОБЩЕГО ПРАВА.. 241

Тема 13. Правовая система Англии. 242

1. Формирование английского общего права. 242

2. Прецедентное право Англии. 244

3. Структура, источники и основные группы английского общего права. 246

4. Характерные черты английского общего права. 248

5. Правовая система Шотландии. 252

Тема 14. Правовая система США.. 257

1. Формирование американского права. 257

2. Понятие и основные категории правовой системы США.. 263

3. Источники американского права. 267

4. Особенности современного американского права. 271

5. Современные тенденции развития американского права. 272

Тема 15. Правовые системы стран Британского Содружества. 276

1. Географическое распространение английского общего права. 276

2. Классификация национальных правовых систем стран Британского Содружества 279

3. Прецедентное право и общее правовое наследие стран Британского Содружества 281

4. Особенности правовых систем Канады, Австралии и Новой Зеландии. 283

Соотношение английского права и местного обычного права. 283

Источники права. 287

Судебная система. 291

Раздел четвертый РЕЛИГИОЗНЫЕ И ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ 295

Тема 16. Мусульманская правовая семья. 296

1. Понятие и распространение мусульманского права. 296

2. Основные мазхабы и источники мусульманского права. 300

3. Ведущие отрасли мусульманского права. Современное мусульманское право 306

Тема 17. Индусское право. 311

1. Особенности классического индусского права. 311

2. Влияние английского общего права на индусское право. 316

3. Современное индусское право. 317

Тема 18. Правовые системы стран Дальнего Востока. 321

1. Общая характеристика дальневосточного права. 321

2. Древнекитайское право – основа дальневосточного права. 323

3. Дальневосточная концепция права. 328

4. Правовая система КНР. 331

Тема 19. Африканская правовая семья. 334

1. Формирование африканской правовой семьи. 334

2. Традиционное африканское обычное право. 336

3, Влияние основных правовых семей на традиционное африканское обычное право 339

4. Современные правовые системы африканских стран. 341

Раздел пятый СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ И СМЕШАННЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ 345

Тема 20. Смешанные правовые системы.. 346

1. Понятие смешанных правовых систем.. 346

2. Правовые системы канадской провинции Квебек и американского штата Луизиана 347

3. Правовая система Израиля. 349

4. Правовая система ЮАР. 354

5. Другие смешанные правовые системы.. 356

Раздел шестой СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ 359

Тема 21. Российская правовая система. 360

1. История развития российской правовой системы: формирование и особенности 360

2. Особенности и основные этапы эволюции правовой системы РСФСР. 368

3. Правовая система Российской Федерации и романо-германская правовая семья 373

4. Источники российского права. 378

5. Конституция Российской Федерации. 381

6. Тенденции развития современного российского законодательства. 385

Тема 22. Правовая система Узбекистана. 389

1. История узбекского права: плюрализм юридических традиций. 389

2. Современное право Узбекистана и романо-германская правовая семья. 400

3. Традиции шариата и современное право Узбекистана. 404

4. Конституция Республики Узбекистан. 406

5. Становление новой системы законодательства Узбекистана. 409

6. Правовая система Узбекистана и международное право. 413

Заключение. 416

Приложения. 423

1. Программа учебного курса «Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности)». 423

2. Международные и национальные центры по сравнительному правоведению 431

Международная ассоциация юридических наук (МАЮН) 431

Международная академия сравнительного права (МАСП) 434

Международный факультет сравнительного права (МФСП) 438

Французский центр сравнительного права. 440


Современный мир характеризуется взаимосвязями народов, солидарностью, объединяющей человечество. Мир стал един. Мы не можем отгородиться от людей, которые живут в других государствах, других частях земного шара... Необходимое международное взаимодействие или, во всяком случае, простое существование требуют, чтобы мы открыли наши окна и посмотрели на зарубежное право.

Рене Давид, французский компаративист

Предисловие

Право – весьма сложный объект для изучения, и, чтобы проникнуться им, нужны годы тяжелого труда. К праву вполне можно отнести высказывание Томаса Гоббса о том, что значение философии и морали нужно оценивать не по тем выгодам, которые дает их знание, а по тому ущербу, который наносит их незнание. Только при таком подходе можно сделать обоснованные выводы об основных правовых системах современности.

Сегодня существует около двухсот национальных правовых систем, о которых мы располагаем относительно точными сведениями. Многообразие этих систем вызывает необходимость перед их сравнительным исследованием провести их классификацию. Что касается природы и конечной цели сравнительного правоведения, классификации национальных правовых систем, то здесь существуют различные подходы и школы.

В настоящее время сравнительное правоведение утвердилось как отдельная самостоятельная научная и учебная дисциплина. В системе юридических наук и юридического образования оно занимает свое особое место в ряду таких юридических дисциплин, как теория государства и права, философия права, социология права, история государства и права, юридическая антропология, психология права и др.

Юридические вузы многих стран мира ввели учебный курс «Основные правовые системы современности». Включение такой учебной дисциплины в программы юридического образования высших учебных заведений разных стран мира стало возможным благодаря


фундаментальной книге известного французского юриста Рене Давида «Основные правовые системы современности», которая положила начало одному из важных направлений сравнительного правоведения – комплексному изучению правовой карты современного мира. Эта работа получила широкий резонанс в мировой юридической литературе и переводилась на многие языки, в том числе Трижды на русский1. Книга относится «к числу тех немногих юридических трудов второй половины нашего века, которые с основанием могут быть названы классическими»2.

Уже несколько лет курс сравнительного правоведения читается в ряде юридических учебных заведений России3. Это важно как для повышения уровня и качества общеправовых знаний современного юриста, так и для формирования будущих специалистов-компаративистов в области сравнительного правоведения.

Задача настоящего учебника заключается в том, чтобы ознакомить читателя с основами современного сравнительного правоведения. Его основное назначение – быть своеобразным гидом во множестве правовых систем современности и облегчить задачу тех юристов, которые предпринимают изучение какой-либо системы зарубежного права.

Структурно учебник состоит из двух частей. В Общей части рассматриваются Предмет, методы, функции и история сравнительного правоведения, в Особенной части дается сравнительный обзор основных правовых систем современности с точки зрения их исторического развития, роли законов и судебной системы.

Надо отметить, что данная работа не является монографическим изданием для специалистов, поэтому многие из них останутся не до конца удовлетворенными. Учебник предназначен прежде всего для студентов юридических учебных заведений.

Настоящее издание представляет собой дополненное и переработанное издание книги «Сравнительное правоведение», которая вышла в Ташкенте в 1999 г. в издательстве «Адолат». В отличие от узбекского

1 См: Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное право). М., 1967; Он же. Основные правовые системы современности. М., 1988; Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996.

2 Туманов В.А. Предисловие // Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности С. 5.

3 В частности, курс сравнительного правоведения читается для студентов Академического правового университета при Институте государства и права РАН. См.: Программа по курсу «Сравнительное правоведение» / Сост. А.И. Ковлер и И. Ю. Богдаиовская. М., 1998.


в данном издании добавлены тема «Российская правовая система» и литература к каждой теме, приложения, а также произведены некоторые структурные изменения. Незначительные сокращения касаются в основном библиографических данных.

Хотелось бы надеяться, что публикация предлагаемого вниманию читателя учебника в Москве будет способствовать более тесному сотрудничеству юристов различных стран.

Данное издание вряд ли могло бы увидеть свет без доброжелательной и деятельной поддержки со стороны многих моих учителей и коллег. Среди них мне хотелось бы выразить особую признательность прежде всего проф. В.А. Туманову, который направлял меня в моей научной карьере; поблагодарить коллектив Института государства и права РАН, его руководство, академика Б.Н. Топорнина; выразить особую признательность проф. Ю.А. Шульженко и заслуженному юристу Российской Федерации М.М. Славину, поддержавшим идею издания учебника в Москве.

Наконец, хотелось бы поблагодарить тех, кто дал ценные советы в процессе работы над учебником. Это прежде всего академик АН Республики Узбекистан Ш.З. Уразаев, член-корреспондент Международной академии сравнительного права, проф. А.И. Ковлер, проф. Каирского университета (Египет) Hyp Фарахат.

Я выражаю признательность помогавшим мне зарубежным коллегам и университетам, международным организациям, в частности ЮНЕСКО, Международной академии сравнительного права, Международной ассоциации юридических наук, Обществу сравнительного законодательства Франции, а также узбекским и зарубежным студентам, интерес которых к моей работе стал для меня большой поддержкой.

Я благодарен также всем тем, кто оказал мне неоценимую помощь в выявлении имеющихся в учебнике недостатков, что дало возможность обновить и улучшить его.


Сравнительное право зародилось в Париже в 1900 году в период проведения Международного конгресса сравнительного права. Конгресс стал серьезным стимулом для развития науки сравнительного права или по крайней мере метода сравнительного права, и развернувшаяся на нем дискуссия дала толчок для продуктивных исследований в этой новой сфере правоведения.

К. Цвайгерт, X. Кётц, немецкие компаративисты ■

Введение

На пороге XXI столетия во всех странах мира значительное развитие получают сравнительные правовые исследования. Они имеют целью выяснение закономерностей развития правовых систем современности, совершенствование национального законодательства. Значение этих исследований состоит в том, что они позволяют не только подойти под более широким углом зрения к решению многих традиционных вопросов правоведения, но и поставить ряд новых проблем. В целом на базе сравнительного изучения правовых систем сформировалось и завоевывает все большее признание такое научное направление и такая учебная дисциплина, как сравнительное правоведение.

Речь идет о важном направлении развития юридического образования и правовой науки, роль которого в современный период возрастает. Объективными факторами, обусловливающими и подчеркивающими важную роль и необходимость развития сравнительного правоведения, являются:

— многообразие правовых систем современности;

— развитие правовых взаимосвязей и расширение международ ных, экономических, политических, культурных и иных связей между государствами;

— появление на правовой карте мира правовых систем новых не зависимых государств;

— деятельность международных организаций на сравнительной основе.

Развитие сравнительного правоведения определяется настоятельной необходимостью улучшить преподавание и качество подготовки


специалистов-юристов. Разработка проблем сравнительного правоведения особенно важна для преподавания зарубежных правовых дисциплин. Заслуживает внимания и поддержки введение учебного курса «Основные правовые системы современности». Преподавание этого курса неотъемлемо от всей системы юридического образования и призвано играть в нем весьма значительную роль.

Сравнительное правоведение как самостоятельная наука и учебная дисциплина имеет три главные цели: 1) научно-познавательную; 2) практико-прикладную; 3) учебно-воспитательную.

Научно-познавательное значение сравнительного правоведения связано с необходимостью полнее осмысливать новые явления и ведущие тенденции в развитии правовых систем современности, выявлять основные закономерности правового развития, оперировать новейшим зарубежным правовым материалом. Сравнительное правоведение – важный фактор обогащения и развития общей теории права и отраслевых юридических наук, расширения научного кругозора и повышения правовой культуры.

В практико-прикладном отношении сравнительное правоведение весьма значимо в правотворческой и в правоприменительной деятельности, а также в международно-правовой практике (при подготовке и толковании международно-правовых актов). Сравнительное правоведение играет важную роль в изучении как позитивного, так и негативного юридического опыта, накопленного за рубежом.

Сравнительное правоведение охватывает не только вопросы общей теории права, но и проблемы отраслевых правовых наук и тем самым приобретает межотраслевой характер.

Следует особо подчеркнуть, что сравнительное правоведение выступает как важная форма развития международных связей.

Учебно-воспитательная роль сравнительного правоведения связана с необходимостью повышения общей культуры студентов. Сравнительное правоведение несёт высокий заряд правовой культуры, активно способствует выработке юридического мышления, дает необходимые юристу знания.

Ни общая теория права, направленная в основном на анализ закономерностей развития правовых институтов и отношений, ни история государства и права, рассматривающая тот же, что и теория, объект в его конкретно-историческом движении, ни история политических и правовых учений как учебная дисциплина не охватывают (и не могут охватить) проблематики сравнительного правоведения. Есть, таким образом, совершенно очевидная необходимость расширить и углубить наши представления о сравнительном правоведении


как научной дисциплине, выступающей в качестве специального и самостоятельного объекта научного познания.

Необходимо прежде всего изучение таких вопросов, как предмет сравнительного правоведения, логика его исследования и изложения, система определенного комплекса идей, взаимосвязь в них истории и современности, особенно в условиях роста социальной значимости правовой теории и появления нового правового мышления. Однако до сего времени в России нет учебника1, дающего анализ важнейших проблем современного сравнительного правоведения с учетом достижений, накопленных в теории юридической компаративистики за время ее существования.

Выбор тем настоящего учебника определяется их ролью, местом и значением в юридической науке, степенью их разработанности в сравнительном правоведении, задачами, поставленными в повестку дня реформой правовой системы.

При этом автор стремился, с одной стороны, сочетать страноведческий подход со сравнительно-обобщенным, а с другой – дополнять проблемный подход к анализу вопросов юридической компаративистики «портретной» характеристикой взглядов ее ведущих представителей. Отбор соответствующих «персонажей» обусловливался прежде всего вкладом каждого из них в разработку проблем сравнительного правоведения, местом его концепции в нем, ее значимостью для современности. Кроме того, учитывалась и необходимость освещения ведущих и наиболее типичных юридических доктрин на различных этапах развития правовой мысли в разных регионах. Все это позволяет выявить главные тенденции развития сравнительного правоведения в целом и его особенности в отдельных странах, показать, как преломляются в юридической компаративистике общие положения и методологические установки правовой науки, и сделать научно-практические выводы, способствующие развитию современного сравнительного правоведения.

Учебник состоит из двух частей (Общей и Особенной) и Приложений.

Общая часть посвящена теории и историческому развитию сравнительного правоведения с момента его возникновения и охватывает хронологически более полутора веков. Исторический подход вызван

1 Первой попыткой в этом направлении является книга известного профессора, члена-корреспондента Международной академии сравнительного права Ю.А. Тихомирова. См.: Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М, 1996.


тем, что ведущие направления и школы юридической компаративистики не являются порождением сегодняшнего дня и имеют, как правило, возраст по меньшей мере в несколько десятилетий, хотя, естественно, ныне они значительно модернизированы применительно к новым условиям. Поэтому изучение современных юридических компаративистских концепций не может сводиться к анализу лишь работ последних лет.

В Особенной части рассматриваются основные правовые системы современности и ведущие тенденции их развития.

В Приложениях дана Программа учебного курса сравнительного правоведения и рассмотрены Международные и национальные центры по сравнительному правоведению.

Данный учебник может использоваться и в зарубежных странах, но с соответствующими поправками. Например, те или иные темы могут быть заменены другими в зависимости от уровня подготовки педагогических кадров или практических потребностей (скажем, в случае необходимости подробнее изучить национальную правовую систему).

Овладение знаниями о сравнительном правоведении и основных правовых системах современности предусматривает не только слушание лекций преподавателя, но и значительную самостоятельную работу студентов, знакомство их с законодательными актами зарубежных государств и рекомендованной литературой. При изучении курса целесообразно провести также семинарские занятия по основным правовым семьям.

Для овладения курсом студенту достаточно хорошо изучить учебник, а также рекомендуемую в нем литературу и законодательные источники. Кроме того, студент должен следить за новеллами в законодательстве, а также за практикой правоприменения в изучаемых правовых системах. Следует также знакомиться с новыми публикациями по вопросам сравнительного правоведения.


 

Когда я размышляю о сравнительном праве, то всегда думаю о чем-то более широком и емком, чем это обозначается соответствующим английским словосочетанием «comparative law». Я думаю не только и даже не столько о сравнительном праве как таковом, сколько о науке сравнительного права.

Р. Паунд,

бывший Президент Международной академии сравнительного права

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ


ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И ИСТОРИЮ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ


 


 

Сравнительное право... предстает перед нами как совокупность систематизированных знаний, что и является фундаментальной характеристикой любой науки.

Марк Апсель, французский компаративист

Тема 1. Сравнительное правоведение: метод, наука, учебная дисциплина

1. Определение сравнительного правоведения. 2. Возникновение

сравнительного правоведения. 3. Предмет сравнительного правоведения.

4. Значение сравнительного правоведения. 5. Сравнительное правоведение

как наука и учебная дисциплина.

1. Определение сравнительного правоведения

Что такое сравнительное правоведение? Ответ на этот простой с виду вопрос пыталось дать не одно поколение юристов-компаративистов. Действительно, такой ответ не может быть абсолютно однозначным. Сравнительное правоведение не является, очевидно, школой современной общей теории права в том смысле, в каком мы говорим, например, о неокантианской или экзистенциалистской философии права. Общественно-политическая, практико-прикладная, научно-теоретическая и учебно-педагогическая роль сравнительного правоведения в юридической жизни различных стран показывает, что оно выросло в целое движение и сформировалось как самостоятельное научное направление юридических исследований.

Термин «сравнительное правоведение» имеет троякое значение: метод, наука, учебная дисциплина.

Сравнительное правоведение как метод является одним из важных научных средств изучения правовых явлений. Благодаря применению сравнительного метода становится возможным выявить общее, особенное и единичное в правовых системах современности.

Сравнительное правоведение как наука – это совокупность научных знаний о правовых системах современности, материально представленная множеством книг, брошюр, статей, научных докладов.


Сравнительное правоведение как учебная дисциплина – это предмет преподавания в высших учебных заведениях.

В данном учебнике сравнительное правоведение рассматривается преимущественно как наука и учебная дисциплина; вопросы же применения сравнительного метода для решения конкретных научно-практических правовых проблем, т.е. «сравнительного законодательства», задачи и объекты применения сравнительного метода, т.е. теория сравнительного метода, не являются предметом рассмотрения в данном учебнике. При употреблении термина «сравнительное правоведение» речь идет о науке сравнительного правоведения, о комплексном и сравнительном изучении правовых систем современности, а также об учебной дисциплине.

Сравнительное правоведение как наука и учебный курс в каждой стране имеет свои особенности. В разных странах применяются неодинаковые доктринальные подходы ученых к предмету сравнительного правоведения, даже в одной и той же стране нередко существует несколько школ и направлений.

Само название сравнительное правоведение имеет семантические различия. Наряду с термином «компаративизм» употребляется и традиционное название, но оно в различных странах неодинаково: французы говорят «droit compare»; англичане и американцы – «Comparative Law»; немцы – «Rechtsvergleichung» и т.д. Наблюдаются большие расхождения не только между разными языками, но и внутри одного и того же языка: «Comparative Law – Law Comparison – Comparative Jurisprudence», «Rechtsvergleichung – vergleichende Rechtslehre – vergleichende Rechtswissenschaft» («сравнительное правоведение – сравнительное право – правовое сравнение – сравнение права» и т.д.). Во многих странах мира наиболее употребим термин «сравнительное право».

Противники сравнительного правоведения часто использовали довод, что такого права, как системы норм, не существует, но никто и никогда не утверждал, что есть такая отрасль позитивного права. «Всякие сомнения относительно сравнительного права исчезнут, – подчеркивал английский юрист X. Гаттеридж, – если признать, что это выражение означает метод изучения и исследования и что сравнительное право не есть отрасль или специальный раздел права». «Это – очевидная истина», – писал известный французский компаративист Р. Давид. Лишь некоторые ученые вкладывали в понятие «сравнительное право» тот же смысл, какой они ранее вкладывали в понятие «естественное право», т.е. не существующее в качестве позитивного некое идеальное право. Но в отличие от естественного


права, принципы которого устанавливались априорным путем, принципы образцового сравнительного права, по их мнению, можно было бы вывести путем сравнительного изучения действующих позитивных правовых систем, что затем могло привести к созданию единой правовой системы «цивилизованных1» наций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...