Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по выполнению эссе.

Методические указания по подготовке доклада

В процессе изучения студентами курса психологии они готовят доклады.

 

Доклад представляет собой развернутое устное сообщение на какую-либо тему,сделанное публично. Доклад – это устное выступление на заданную тему. Он часто применяется в учебном процессе, главным образом на семинарских занятиях.

В учебных заведениях время доклада, как правило, составляет 7-20 минут.

Цели доклада:

 

1. Научиться убедительно и кратко излагать свои мысли в устной форме. (Эффективно продавать свой интеллектуальный продукт).

 

2. Донести информацию до слушателя, установить контакт с аудиторией и получить обратную связь.

 

В качестве тем для докладов предлагается материал учебного курса, который не освещается в лекциях, а выносится на самостоятельное изучение студентами. Поэтому доклады, сделанные студентами на семинарских занятиях, с одной стороны, позволяют дополнить лекционный материал, а с другой - дают преподавателю возможность оценить умение студентов самостоятельно работать с учебной и научной литературой.

 

Подготовка доклада требует от студента большой самостоятельной и серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшую пользу, если будет включать в себя следующие этапы:

 

- изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает сам преподаватель;

 

- анализ изученного материала, выделение наиболее значимых с точки зрения раскрытия темы доклада фактов, мнений разных ученых и научных положений;

 

- обобщение и логическое построение материала доклада.

 

Построение доклада, как и любой другой научной работы, традиционно включает три части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается его логическая связь с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема и т. п. Основное содержание выступления должно отражать суть, главные итоги: новизну и значимость материала. Свое выступление докладчик строит на основе чтения (лучше пересказа) заранее подготовленного текста. Докладчик должен понимать, что за определенное время он должен изложить информацию, способную расширить существующие границы представлений учащихся по соответствующей теме.

 

В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы. Основная часть также должна иметь четкое логическое построение. Изложение материала должно быть связным, последовательным, доказательным, лишенным ненужных отступлений и повто-рений. Выступающий должен поставить себе задачу подготовить содержание доклада и аргументировать ответы на вопросы так, чтобы они были поняты слушателям, что будет способствовать благоприятному впечатлению и расположению к докладчику со стороны присутствующих.

 

Таким образом, работа над докладом не только позволяет студенту приобрести новые знания, но и способствует формированию важных научно-исследовательских умений, освоению методов научного познания, приобретению навыков публичного выступления.

 

Примерный план выступления:

1. Приветствие

«Добрый день!» «Уважаемый «(имя и отчество преподавателя)

«Уважаемые присутствующие!»

2. Цель выступления

«Цель моего выступления – дать новую информацию по теме.


3. Название темы

«Название темы….»

4. Актуальность

 

«Актуальность и выбор темы определены следующими факторами: во-первых,..., во-вторых,...»

 

5. Кратко о поставленной цели и способах ее достижения

 

«Цель моего выступления –... основные задачи и способы их решения: 1..., 2..., 3...» получены новые знания следующего характера:..., выдвинуты новые гипотезы и идеи:..., определены новые проблемы (задачи)»

 

6. Благодарность за внимание

«Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению»

7. Ответы на вопросы

 

«Спасибо (благодарю) за вопрос...

А) Мой ответ...

 

Б) У меня, к сожалению, нет ответа, т.к. рассмотрение данного вопроса не входило в задачи моего исследования.

 

8. Благодарность за интерес и вопросы по теме

 

«Благодарю за интерес и вопросы по подготовленной теме. Всего доброго» Успех выступления учащегося во многом зависит от формы. Докладчик должен

 

осознавать, что восприятие и понимание слушателями предлагаемой новой информации во многом определяется формой контакта с аудиторией и формой подачи материала.

 

До, во время и после выступления на семинаре докладчику необходимо учесть существенные факторы, непосредственно связанные с формой выступления - это внешний вид и речь докладчика, используемый демонстрационный материал, а также формы ответов на вопросы в ходе выступления. Темп речи– медленный – в значимых зонах информации, средний – в основном изложении, быстрый – во вспомогательной информации.

 

Методические рекомендации по выполнению эссе.

 

Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" - взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета

 

Эссе (essay, англ. очерк,попытка,проба)представляет собой сжатое изложениекакого-либо вопроса, отражающее индивидуальную позицию автора.

 

Цели эссе:

4. Развитие навыков самостоятельного творческого мышления.

5. Выработка навыков аргументирования, противопоставления при анализе ситуаций.

6. Обучение краткости и последовательности изложения своих мыслей.

 

В эссе студент выражает индивидуальную позицию по рассматриваемой проблеме, излагает собственное мнение по выбранной теме. Наличие авторской позиции, собственного отношения к проблематике обязательно. Эссе может иметь или не иметь обзора точек зрения других авторов. Оно призвано показать скорее общий подход к проблеме, чем проанализировать ее детали. Важно понимать при этом, что особо ценится свежий взгляд на проблему, выделяющий какие-либо ее новые стороны.

 

Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна


быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

 

Эссе позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

 

Формы эссе могут варьироваться от сравнительного анализа до анализастатистических данных по изучаемой проблеме, включать примеры, иллюстрирующие решение исследуемой проблемы, анализ материалов с использованием изучаемых моделей.

 

В эссе допустима полемика с другими авторами (их точкой зрения), поскольку в задачу магистранта входит обязательная демонстрация кругозора по данному предмету. Общая форма изложения должна соответствовать жанру проблемной научной статьи.

 

В форме эссе может быть представлен анализ имеющихся данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из различных источников информации, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми пояснениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих изучаемую проблему и др.

 

Возможные варианты вопросов для эссе

 

Методические приемы Пример
Сравнение Укажите сходство и различие между...
Причина и эффект Каковы главные причины...
  Каков наиболее вероятный эффект...
Оправдание Объясните, почему вы согласны или не согласны с
  утверждением...
Обобщение Сформулируйте принципы, которые могут объяснить
  следующие события...
Создание Что если...?
Применение Опишите ситуацию, которая иллюстрирует принцип...
Анализ Найдите и исправьте ошибки. Обоснуйте свой ответ.
Синтез Предложите доказательство того, что...
Оценка Оцените сильные и слабые стороны...

 

Общий объем работы составляет от 2 до 7 страниц машинописного текста (в зависимости от требований преподавателя).

 

Предлагаемый порядок работы

8. Найти 3-5 источников по теме эссе (в библиотеках, Internet).

9. Прочитать и обобщить изученный материал.

 

10. Выбрать наиболее важные с вашей точки зрения моменты и составить набросок эссе (общие положения, цитаты, графики, схемы и др.).

 

11. Оценить, соответствует ли ваш предварительный вариант теме эссе.

 

12. Сделать акцент на тех положениях, которые отражают ваш индивидуальный подход (представить «изюминку» работы).

 

13. Проконсультироваться при необходимости с преподавателем.

14. Оформить работу и сдать ее.

Структура эссе.

Эссе содержит минимум три части.

 

Введение, в котором в зависимости от темы раскрывается актуальность работы иликратко перечисляются основные моменты, формулируется цель написания работы. Объем введения для эссе составляет 3-5 предложений.

 

Основная часть,в которой непосредственно раскрывается заданная тема.Объемопределяется требованиями преподавателя в рамках 2-4 страниц.

 

При написании текста эссе следует выражать свои мысли кратко, лаконично, логично. Одно предложение должно содержать не более одного нового блока информации.


Желательно, чтобы в одном абзаце обсуждалась или рассматривалась одна тема. Следует избегать длинных предложений, неизвестных слов и понятий. Необходимо обращать внимание на соединительные слова, которые помогают облегчить понимание информации, придают вашей работе слитность и законченность (примерами таких слов могут служить: в

 

дополнение, кроме того, также, помимо этого, более того, другими словами, примером этого, однако, напротив, тем не менее и др.).

 

Использование графического материала, табличных данных, диаграмм должно быть согласовано с преподавателем и отвечать теме эссе. За излишнее количество информации оценка может быть снижена.

 

Цитирование в эссе не запрещается.Объем цитаты не должен превышать двухпредложений. Ссылка на первоисточник обязательна.

 

Заключение, в котором подводится итог проделанной работе.Объем заключениясоставляет 3-4 предложения и может содержать слова: в заключение, таким образом,

 

следовательно, значит, по этой причине, в результате, как показано выше и др.

 

Хорошо написанные эссе должны читаться легко и свободно. Авторы хороших письменных работ выражают свои мысли и знания четко и понятно, что позволяет преподавателям прочитывать их без затруднений. Избегайте вычурных, витиеватых выражений и предложений. Цель эссе – передать, как вы понимаете концепции предмета, а не показать преподавателю, как длинно вы можете писать или что вы умеете переписывать из первоисточника.

 

Внимательно читайте тему эссе. Если сомневаетесь в ее понимании, спросите у преподавателя, так как вы можете блестяще ответить на вопрос, который не был поставлен в задании, но оценка будет снижена за отклонение от темы. Обратите внимание на требования к количеству источников, наличию диаграмм и графиков, использованию конкретных терминов и концепций.

 

Ваши выводы должны быть объективны и аналитичны. Старайтесь избегать фраз: «дела компании улучшились…», «данное изменение негативно повлияет на общество…» и т.д.

 

Хорошая письменная работа представляет собой синтез теории, практики и здравого смысла. Она имеет продуманную, четкую структуру.

 

Прежде чем сдавать эссе на проверку, ответьте на следующие вопросы: соответствует ли моя работа теме (отвечает ли она на поставленный вопрос)? использованы ли мной концепции курса?..

соответствует ли оформление моей работы предъявляемым требованиям?

 

Письменная работа является важным средством закрепления, проверки знаний и выработки навыков экономического мышления. Обязательно прочитайте комментарии преподавателя. Проконсультируйтесь с ним по допущенным вами ошибкам. Постарайтесь учесть замечания в следующей работе.

 

Объем эссе составляет 10-15 страниц машинописного текста. При компьютерном наборе контрольная работа выполняется на листах формата А4 (210х297мм) на одной стороне листа. Размеры полей страницы: левое – 25 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Абзац – 15 мм. Текст работы должен быть отпечатан через полтора межстрочных интервала, 13 шрифтом.

 

Творческая работа должна быть представлена преподавателю не позднее, чем за месяц до окончания аудиторных занятий. Эссе проверяется преподавателем и после краткой письменной рецензии ставится соответствующая оценка.

 

В случае получения студентом неудовлетворительной оценки он обязан исправить отмеченные недостатки и вновь сдать работу преподавателю. Защита эссе происходит на семинарском занятии или на консультации.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...