Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные компоненты мировоззрения




Характеристика способов формирования мировоззрения подростков в учебно-воспитательном процессе

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

. Пояснительная записка

Определение мировоззрения

Основные компоненты мировоззрения

Становление мировоззрения личности подростка

Формирование мировоззрения

Способы формирования мировоззрения

Заключение

Список литературы

мировоззрение воспитание личность социализация


ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование мировоззрения является одной из задач воспитания, неотъемлемой частью целенаправленного организованного процесса формирования и социализации личности. Интенсивное формирование личности в подростковом возрасте делает этот процесс достаточно благоприятным для овладения диалектико-материалистической концепцией мира. Изучая систематические курсы основ наук, подростки совершают более глубокий анализ предметов и явлений реальной действительности, находят в них черты сходства и различия, взаимной связи и причинной обусловленности, устанавливают закономерности и движущие силы исторического процесса, приходят к самостоятельным мировоззренческим выводам и обобщениям.

Актуальная потребность подросткового возраста - стремление к самоутверждению, поиск своего места в мире. Удовлетворение этой потребности расширяет круг общения подростка, выводит его за пределы своего индивидуального опыта, дает толчок формированию идеалов и жизненных установок. Вместе с тем для подростков характерны неустойчивость суждений, взглядов, неадекватная самооценка, преувеличенная склонность к подражанию. В этих условиях важно побуждать учащихся к самостоятельной и обоснованной оценке явлений.

Проблема формирования мировоззрения рассматривалась в работах

В.В. Воронов, В.Н. Мощанский, И. Я. Лернер, Г. Е. Залесский, И. В. Сысоенко, В. М. Щуревич, Е.И.Кукушкина, Е.Б. Логунова, В.П.Иванов,А. С.Макаренко, В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев и др.

Целью данной работы является изучение различных способов формирования мировоззрения и установление их эффективности.

Предметом исследования являются способы формирования мировоззрения подростков

Объектом исследования является мировоззрение подростков задачи:

) рассмотреть понятие мировоззрения;

) выявить особенности формирования мировоззрения подростков

) обосновать педагогические условия формирования мировоззрения подростков.

В процессе исследования будут использоваться следующие методы:

1) Изучение литературы по изучаемой теме

2) Изучение и обобщение педагогического опыта

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Определение мировоззрения

 

Существует множество точек зрения на то, что такое мировоззрение, какое место в структуре личности оно занимает. Мы попытаемся дать несколько, на наш взгляд, взаимодополняющих определений этого понятия.

В терминах философии, определение мировоззрения может быть следующим:

Мировоззрение - это система взглядов, принципов, ценностей, идеалов, и убеждений, определяемых как отношение к действительности, общее понимание мира, так и позиции программы деятельности людей. Субъектом, носителем мировоззрения является как отдельный человек, так и социальные/профессиональные группы, этнонациональные/религиозные общности, и классы, и общество в целом..[7, c.58]

Мировоззрение-это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации..

И, наконец, мировоззрение - это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. В обществе издавна существовало и сознательное стремление выработать целостное и обоснованное мировоззрение, в рамках которого была бы осмысленна вся история человечества, его познавательная и преобразовательная деятельность, его культура и нравственные ориентиры. Эта задача, конечно, не по силам одному, даже гениальному человеку. Она решается многими людьми, часто разных поколений, в русле определенной традиции, той или иной философии. Сознательное стремление выработать такого рода мировоззрение проявляют различные социальные группы людей, политические партии, которые видят в нем основу не только духовного единения, но и программ конкретных действий по преобразованию общества.

В любом обществе всегда есть много разнообразных философских доктрин, которые по-разному осмысливают современную культуру, всю историю человечества и будущее. Они дают не только разные решения обсуждаемых проблем, но и по-разному решают вопрос об их выделении, по-разному определяют области своей компетенции..[7, c.14]

Каждый человек свободен в выборе своего мировоззрения, однако он не может быть свободным от общественных отношений. В мировоззрении человека всегда проявляются черты определенного соответствующего времени, которые определяют общие жизненные ориентации людей, их стиль мышления, представления о реальности. Здесь уместно говорить о мировоззрении эпохи.

На протяжении многих тысячелетий в духовной жизни первобытного общества господствовало мифологическое мировоззрение. В мифе отражалось единство рода. В нем закреплялись все нормы поведения людей. Чужой миф, в который не могли быть посвящены члены рода, не мог иметь для них никакого значения. Отражая традиции рода, миф не нуждался в проверке. Индивидуальный опыт был не в состоянии как-то влиять на него. Вне рода человек существовать не мог. Поэтому традиционность мифологического имела жизненно важное значение для первобытного общества.

По мере распада мифологической культуры мировоззренческие аспекты духовной жизни общества стали концентрироваться в возникающей в это время особой форме мировоззрения- философии. И с тех пор систематически развитое и обосновываемое мировоззрение стало создаваться на ее основе. Это вовсе не значит, что в других сферах культуры, таких, как наука, литература, искусство, религия, не приобреталось мировоззренчески ценное знание. Однако в них оно возникало в контексте специальных задач соответствующих видов человеческой деятельности, в их языке. И, конечно, оно не могло быть ни систематизированным, ни в достаточной мере обоснованным.

В истории европейской культуры стремление к рационально обоснованному мировоззрению выявилось наиболее четко в Древней Греции. Здесь родилась философия как вид теоретического, доказательного и систематизированного размышления над мировоззренческими проблемами.

Современный мир буквально создан на основе науки. Быт просто немыслимы без использования научных знаний. В развитых странах получило широкое развитие всеобщее среднее образование и около половины выпускников средних школ продолжают учебу в высших учебных заведениях. Активно реализуется непрерывное обучение.

Современные представления о мире сложились по сути дела целиком на основе достижений науки 20 века. Теория относительности радикально изменила наше понимание пространственно-временных отношений, квантовая механика - причинно-следственных связей и т.д.

Сегодня существует огромное многообразие философских построений. Однако немногие из них претендуют на создание целостного мировоззрения, ограничиваясь рассмотрением лишь отдельных, хотя и важных проблем бытия.

Однако как бы не были сегодня многообразны мировоззренческие ориентации людей, для нашего времени характерно признание гуманных ценностей и прав человека, его экономической и политической свободы, свободы совести и выбора мировоззрения.

Из определений видно, что субъектом мировоззрения может быть как просто человек, так и группа и общество в целом. Нас же будет интересовать личность как субъект мировоззрения.

Индивид, как субъект мировоззрения всегда в собственном переживании соотносит себя с “представлением о человеке вообще” и с “образом мира”, который формируется у него в результате усвоения культурного опыта и приобретения индивидуального опыта бытия в мире. Мир при этом выступает как бытие, ориентированное на утверждение субъективности, как "мир для человека".

Личность, как субъект мировоззрения обладает мировоззренческим сознанием. Важной особенностью мировоззренческого сознания является его феноменальность: на поверхности общественной жизни оно проявляется как уже нечто застывшее, не зависимое от отдельных индивидов, включающихся в систему бытующего мировоззрения как феномен. В качестве такого объективно-идеального феномена мировоззрение функционирует как содержательная система сознания, в котором все вопросы, относительно внешнего и внутреннего бытия субъекта уже получили ответы, где все проблемы определенным образом уже решены.

Актуальное мировоззрение не задает новых вопросов, а предполагает ответы на все возможные вопросы. Это скорее система имеющих некоторую предпосылку уже проверенных убеждений, а не активно разворачивающаяся система поиска новых содержаний.

Исходя из всего выше сказанного мировоззрение можно определить как духовно-практический способ общественного самосознания и самоопределения человека в мире, всегда реализуемый в конкретном мироотношении.

Основные компоненты мировоззрения

 

В основе мировоззрения лежит миропонимание, то есть совокупность определенных знаний о мире. Эти знания и представления относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему. Они скрепляют в единое целое духовный мир людей. На основе таких знаний и представлений возникали, формировались и развивались традиции во всех сферах человеческой деятельности.

Миропонимание - понятийный аспект мировоззрения, система обобщенных знаний о природе, обществе, месте человека в мире. Мировоззрение включает умение пользоваться этими знаниями для познания и преобразования мира, убежденность в истинности их как инструмента деятельности, основные идеалы, принципы и готовность к реализации и защите убеждений и идеалов.

В составе мировоззрения выделяют несколько уровней обобщенности идей. К самому высокому относят те из них, которые составляют содержание философской системы бытия.

Следующий уровень - знания, составляющие основы естественно - научной картины мира и социальной картины общества и его развития.

В мировоззрение входит также и мировосприятие, которое выражено в определенных идеалах, моделях и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии. Понимание того, что хорошо или плохо в обществе и как оно должно быть устроено нередко задается примерами из реальной жизни или из мира, создаваемого искусством и литературой.

Мировоззрение всегда связано с убеждением. У каждого человека его мировоззренческие взгляды складываются в результате длительной, сложной, часто мучительной интеллектуальной работы. Такие взгляды становятся фундаментом его духовной культуры, сущностью его "Я", определяют жизненные позиции. [ 15, c.194]

Мировоззрение всегда насыщено чувственными отношениями. Это может быть ощущение гармонии с миром или разлада с ним, удовлетворенность или неудовлетворенность реальностью. Мировоззренчески важные аспекты действительности могут рассматриваться личностью с чувством радости, стыда, тревоги. Восприятие ожидаемого будущего может быть оптимистичным, пессимистичным или даже трагичным.

В сфере миропереживания, то есть там, где общепринятые социальные нормы подвергаются личностной интерпретации через непосредственное соотнесение их с индивидуальным жизненным опытом человека и содержится, то есть постоянно воспроизводится в самосознании и модифицируется сообразно изменяющимся условиям, мировоззренческий идеал культуры.

Это понятие служит для раскрытия необходимой связи между мировоззрением как духовно практическим способом утверждения человека в мире и его практическим утверждением в собственной жизнедеятельности (в соответствии с исторически выработанным мировоззренческим идеалом культуры). Оно отражает соотношение определенного уровня развития мировоззрения личности и его образа жизни.

Мировоззренческая культура- это воплощаемое в образе жизни человека, мировоззрение особого качества, мировоззрение, идеально санкционирующее именно культурный образ жизни.

Мировоззренческое сознание личности неоднородно и представляет собой сложную иерархию его слоев, в которой отражается опыт самоопределения человека.

Структура научного мировоззрения:

1) объективный компонент

Это знания, то есть образцы свойств, процессов, отношений действительности, сохраняющиеся в памяти индивида в форме понятий, представлений, чувств, отношений. Основу мировоззрения составляют знания о природе, обществе и человеке, мышлении. Для того, что б знания стали убеждениями и вошли в общую сумму ценностных ориентаций, они должны проникнуть в сферу чувств и воли личности, приобрести субъективный смысл. Научное мировоззрение формируется в результате последовательного овладения научно-философскими знаниями, современными научными достижениями, а так же суммой общих методов познания действительности

) субъективный компонент

Это взгляды, принятые человеком в качестве достоверных идей знания, теоретические концепции, предположения, которые объясняют явления природы и общества, служат ориентирами в поведении, деятельности и отношении. Взгляды имеют огромное значение для мировоззрения.

) убеждения

Качественно более высокое состояние взглядов, также знания идей, концепций, теории, гипотезы, в которые человек верит как в истину и считает их реализацию в жизнь необходимым для людей благом, поэтому эмоционально отстаивает их, готов за них пострадать, стремиться увлечь ими других людей, предпринимает волевые усилия и практические действия в целях их осуществлениях. В качестве убеждения могут выступать общественно-политические, нравственно-эстетические идеи.

) интеллект, чувства

Радость познания, вера в неограниченность истины, эстетическое наслаждение, преданность своим убеждениям. Чувства, этоорганичное свойство убеждений, поэтому отстаивание, защита своих убеждений всегда связана с эмоциональными переживаниями.

) воля

Важный элемент мировоззрения, который позволяет объедениться теоретическому сознанию (как основа мировоззрения) и с ктитическим сознанием и волевым действием.

) теоретическое мышление

Это развитая способность человека к творческому осмыслению знаний, явлений действительности, совершенствование мировоззрения и направления воли на реализацию убеждений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...