Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика авторитарного и коллективного стиля руководства




ОСНОВЫ УПРАВДЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ

Методологические основы менеджмента

Понятие «менеджмент» - аналог понятия «управление», широко используется применительно к разнообразным социально-экономическим процессам, осуществляемым в организациях, действующих в рыночных условиях.

Понятие «менеджмент» можно рассматривать в трех аспектах как науку управления организациями, как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в организациях, и как аппарат управления организациями.

Менеджмент как наука управления базируется на теоретических положениях общей науки управления.

Понятие «управление» распространяется на все виды систем (технические, биологические, социально-экономические). Современное понятие «менеджмент» распространяется лишь на социально-экономические системы, т.е. организации, обязательным элементом которых является человек и его целенаправленная деятельность.

Менеджмент как вид практической деятельности и процесс принятия управленческих решений представляет собой совокупность процедур, составляющих общую технологическую схему управления организациями. Эта совокупность состоит из отдельных направлений управленческой деятельности, часто называемых функциями менеджмента. Выполнение каждой из задач управления или осуществление отдельной функции менеджмента неизменно связано с принятием определенных управленческих решений. Этот наиболее ответственный элемент менеджмента составляет основное содержание деятельности менеджера в организации. Менеджмент предусматривает установление определенных требований к уровню обоснованности управленческих решении, методам и процедурам их подготовки, принятия и реализации. Как вид практической деятельности менеджмент предполагает распределение задач и закрепление процедур за конкретными их исполнителями - руководителями разного уровня.

Менеджмент как аппарат управления организациями предполагает структурное оформление определенной сферы практической деятельности:

• система управления, обладающая иерархической структурой и состоящая из специализированных органов управления;

• институт менеджеров - руководителей различных уровней, являющихся субъектами управления, наделенных определенными полномочиями в принятии и реализации управленческих решений и обладающих определенной ответственностью за результаты функционирования организации.

Содержание менеджмента определяется составом функций и процессов управления, осуществляемых в организации.

Под функциями менеджмент понимаются такие задачи управления, состав и содержание которых в минимальной степени зависят от специфики деятельности, но составляют содержание любого процесса управления.

Можно выделить три группы функций менеджмента: предметные, процессуальные и социально-психологические, которые, взаимно дополняя друг друга (рис. 4.1).

Предметные (основные) функции менеджмента являются наиболее общими для всех видов и любых условий деятельности организаций. Успешный менеджмент в любой организационной системе должен предусматривать осуществление следующих предметных функций: формирование целей, планирование, организация и контроль.

Процесс управления начинается с формирования системы целей и задач, деятельности организации на определенный период времени.

Цель в менеджменте — это требуемое или желаемое состояние организационной системы в планируемом периоде, выраженное совокупностью характеристик. Цель организации или деятельности должна устанавливать определенные ориентиры их развития на заданные периоды времени. Таким образом, цель организации является, с одной стороны, результатом прогнозов и оценки ситуации, а с другой - ограничением для планируемых мероприятий.

 

 

 

Рис. 4.1. Система функций менеджмента в организации

Планирование как предметная (основная) функция менеджмента заключается в обоснованном формировании основных направлений в деятельности организации в соответствии с установленными целями развития, возможностями ресурсного обеспечения и имеющимся спросом на рынках. В ходе плановых расчетов обеспечиваются детализация установленных целей деятельности организации и доведение их до отдельных структурных звеньев. Реализация плановых заданий требует организации их согласованной деятельности.

Функция организации производственных процессов заключается в обеспечении выполнения установленных плановых заданий с целью реализации принятой стратегии развития предприятия. Для этого следует установить состав необходимых ресурсов и исполнителей, распределить задания, скоординировать работу исполнителей во времени, наладить кооперацию участников, обеспечить контроль ивзаимную информацию и пр. Эти задачи осуществляется путем создания организационной структуры предприятия, установления характера взаимоотношений между ее элементами.

Организация процессов является средством исполнения плановых заданий и определяет условия, в которых они будут осуществляться. Последнее положение является очень важным, так как требует гибкой организации и динамичного ее изменения в зависимости от содержания и масштабов деятельности.

Контроль и регулирование как предметная функция менеджмента завершает управленческий цикл и, таким образом, гарантирует эффективность осуществления всех остальных функций. Сущность этой функции менеджмента состоит в обеспечении выполнения установленных плановых заданий, направленных на безусловное достижение принятых целей развития в заданных организационных условиях.

Задачами контроля и регулирования являются:

• сбор и систематизация информации о состоянии инновационной деятельности;

• оценка состояния и полученных результатов деятельности;

• анализ причин отклонений и факторов, влияющих на результаты деятельности;

• подготовка решений, направленных на достижение намеченных целей развития.

В системном представлении контроль и регулирование выполняют функцию обратной связи в процессе управления: информационные потоки направлены от объекта к субъекту управления. Наличие обратной связи - обязательное условие завершенности системы управления. Контроль и регулирование в ней формируются как целостная подсистема, имеющая организационное построение, исполнительные органы, методы осуществления оценки, анализа и выработки решений, свою информационную базу.

Предметные (основные) функции менеджмента и порядок их осуществления отражают общую технологическую схему управления. Они в одинаковой степени необходимы в рамках и стратегического, и оперативного менеджмента.

Социально-психологические функции менеджмента включают в себя управленческие процессы и инструменты, способствующие эффективному осуществлению предметных функций управления на предприятии. Они связаны в основном с характером производственных отношении в коллективе и содержат две разновидности управленческих воздействий на человека: делегирование и мотивацию.

Делегирование подразумевает комплекс управленческих решений, направленныхна рациональное распределение работ по управлению деловыми процессами и ответственности за их осуществление между сотрудниками аппарата управления.

Мотивация предусматривает создание системы моральных и материальных стимулов для эффективного и производительного индивидуального и коллективного труда сотрудников организации, а также планирование, организацию и обеспечение повышения профессионального уровня и возможности карьерного роста сотрудников организации.

Процессуальные функции менеджмента включают в себя два вида деятельности, составляющих содержание труда менеджера - решения и коммуникации. По существу процессуальные функции менеджмента являются основными средствами реализации предметных и социально-психологических его функций.

Роль менеджера в организации находит выражение в управленческих решениях, которые являются основной формой осуществления управленческих идей. Ответственность последствий принимаемых управленческих решений требуют выработки менеджерами строгой последовательности действий и обоснований их подготовки и реализации. Совокупность таких правил, и их соблюдение составляют содержание процессуальной функции решений в менеджменте.

Функция коммуникации в менеджменте заключается в подготовке, получении, переработке и передаче информации для успешного продвижения управленческих решений. Практически вся текущая деятельность менеджера в организации связана с осуществлением коммуникационной функции - сбором и обработкой управленческой информации, передачей её выше и нижестоящим сотрудникам организации, установлением контактов и распределением заданий исполнителям, координацией их деятельности.

Выполнение каждой функции и процедуры менеджмента предусматривает использование разнообразных специфических приемов и методов, обеспечивающих обоснование и принятие рациональных управленческих решений.

Методы менеджмента - это система правил и процедур выполнения различных задач управления с целью выработки рациональных управленческих решений. Методы менеджмента способствуют определенной упорядоченности, обоснованности и эффективной организации систем управления на предприятии. Менеджмент использует как общие методы менеджмента, применяемые во всех сферах деятельности, так и специальные, отражающие специфику определенной (например, инновационной) сферы. Фундаментальной основой современного менеджмента являются использование научного подхода, системная ориентация и моделирование производственных процессов. Системная ориентация менеджмента предусматривает рассмотрение предприятия как сложной открытой системы, состоящей из взаимосвязанных элементов и активно взаимодействующей с окружающей средой.

Социально-психологический климат на предприятии и состав используемых методов менеджмента в значительной степени зависят от господствующего на нем стиля руководства - от видов и способов выполнения менеджером управленческих функций. Понятие стиля руководства связано с категорией лидерства в управлении - способности руководителя влиять на отдельных лиц или их групп, побуждая их к деятельности, направленной на достижение целей организации.

Характеристика стилей руководства представлена, табл.4.1.

Таблица 4.1.

Характеристика авторитарного и коллективного стиля руководства

Характеристика Авторитарный Коллективный
Принцип Руководитель=распорядитель Руководитель=подчиненный Руководитель=координатор Руководитель=партнер
Авторитет По должности По работе
Форма организации Детальная организация исполнения работы Общие организационные рамки исполнения работы
Вид решений Единоличные Коллегиальные
Вид распоряжений Приказ Просьба
Делегирование Делегируются исполнительские задачи и ответственность за них Делегируются общая постановка задачи и общая ответственность
Вид контроля Контроль исполнения Контроль результата
 

Прогрессивные формы руководства в менеджменте все более приобретают признаки демократичного стиля, обеспечивающего значительный простор для инициативы каждого участника инноваций и групповых решений.

Передовой опыт ведущих фирм мира, позволил выработать ряд общих правил эффективного ситуационного менеджмента:

• интеграция всех хозяйственных, социальных задач как фундаментальной основы повышенияконкурентоспособности предприятия в единую стратегическую концепцию:

1)все сотрудники понимают принятую инновационную концепцию развития предприятия и придерживаются этой концепции;

2)все сферы деятельности предприятия эффективно взаимодействуют и согласованно развиваются в рамках этой концепции;

3)все проблемы ориентированы на удовлетворение спроса в ограниченных сегментах рынка;

4)производственный потенциал сосредоточен в ограниченной сфере;

• создание и стимулирование творческого климата на предприятии:

1)развитие чувства карьеры и готовности к риску у менеджера и сотрудников;

2)развитие междисциплинарного и вневедомственного мышления у разработчиков;

3)развитие критичного отношения к достигнутым результатам;

4)стимулирование творческой активности на предприятии;

5)развитие и углубление кооперации с другими предприятиями;

6)использование неординарных организационных решений: организация инноваций как фундаментальная основа деятельности предприятия; развитие гибких инновационных структур;

• разработка и применение эффективных методов принятия управленческих решений:

1)фундаментальная информационная подготовка;

2)качественная проработка вариантов решений;

3)объективная оценка и экономическое обоснование решений;

4)строгий контроль за исполнением проектов;

• глубокая подготовка производства ипродвижения на рынки
инновационной продукции:

1)осуществление опытной и технической подготовки серийного производства инновационной продукции в соответствии с долгосрочными оценками спроса в выбранных сегментах рынков;

2)подготовка выбранных сегментов рынков к инновационному продукту;

3)построение системы сбыта инновационного продукта;

4)подготовка системы сервисного обслуживания потребителей;

• обеспечение высокой эффективности производственных процессов:

1)сокращение длительности и снижение затрат на производство;

2)обеспечение возможно высокого уровня удовлетворения спроса;

3)осуществление упреждающих инноваций в конкуренции;

4)постоянная идентификация высших достижений иориентация на их использование.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...