Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Хухлаева О.В. BBEДEHИE. Особенности младшего школьного возраста. Младший школьный возраст. Формирование самосознаний




О. В. Хухлаева

 

Уроки психологии в начальной школе (1-4)


Хухлаева О. В.

Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). - М.: «Генезис», 2006. - 303 с.

В книге представлены сценарии групповых психологи­ческих занятий с учениками 1-4-х классов. Основная цель программы — помочь младшим школьникам научиться по­нимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителя­ми и родителями, найти свое место в школьной жизни.

Издание предназначено для психологов, учителей млад­ших классов, студентов психологических и педагогических факультетов вузов.

© Издательство «Генезис», 2004.


BBEДEHИE

Давайте вспомним день, когда вы сами первый раз по­шли в школу. Кто вас туда повел? Как вы были тогда оде­ты? Какие картинки всплывают в памяти? Букеты цветов, громкая музыка, взволнованные, почему-то бегающие туда-сюда родители. И вы чувствуете себя одновременно и очень гордым, и немного испуганным. А потом вас ставят в строй таких же нарядных детей, уводят в класс, украшенный ша­риками и красивыми картинками. А дальше... Дальше начи­нается школьная жизнь. И если начало ее у всех одинако­вое, то дальше пути расходятся. Кому-то удастся встать на путь успеха, которому будут сопутствовать радость, приоб­ретение уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое. А кому-то будет трудно учиться, и тогда непремен­ными спутниками станут страх и обида, за ними последует чувство собственной неполноценности, ущербности, нежела­ние учиться.

Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые сосредоточивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывают, что ребенок в школе не только чи­тает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размыш­ляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и ра­достным.

Чтобы помочь каждому ребенку найти правильную дорогу в школе, можно использовать материалы для групповых заня­тий, предложенные в настоящей книге. Эти материалы про­шли долгий путь, видоизменялись и дополнялись. Последние изменения нам помогли сделать ученики и психологи Ломоно­совской школы г. Москвы и УВК № 1687, а также студенты МГППУ. Хочется поблагодарить их, а также выразить при­знательность всем учащимся, психологам, студентам МПГУ и МОСУ, взаимодействие с которыми легло в основу первого издания данной книги.

 

ЧАСТЬ I.

Особенности младшего школьного возраста

Младший школьный возраст

Начало обучения в школе — один из наиболее значимых моментов в жизни человека. Дети обычно долго ждут этого события, ждут одновременно с радостью и волнением.

Ты помнишь, как первый раз пошел в школу? Какие
у тебя были чувства?

У меня такие... взволнованные были чувства. Меня там еще до школы учили, как надо цветы давать. Я вмес­то цветов брал зонт. И я маме давал как учительнице. У
меня все не получалось. Я так взволновался, что всю ночь
не спал.

Ты всю ночь думал, как цветы подарить?

Да, думал, как я вообще в школу пойду. Я представ­лял, что там будут большие ребята, больше меня. А учи­тельница, мне казалось, будет строгая. Сильно строгая. С указкой ходит там и за ухо будет всех поднимать.

(С Антоном восьми лет беседовала Чекунова Н. )

 

В древности начало систематического обучения считалось периодом качественного изменения состояния, своеобразной точкой перехода к новому состоянию. Помимо начала учени­чества, такими точками являлись рождение, взросление, же­нитьба (замужество), смерть. Простое сопоставление собы­тий, которые находятся в одном ряду с началом учения, под­черкивает то значение, которое придавалось последнему в традиционной культуре.

Сегодня же, на наш взгляд, многие педагоги и родители недооценивают качественные изменения, происходящие в ре­бенке в период обучения в начальной школе. Гораздо больше внимания уделяют количественному накоплению знаний и умений детей. Однако именно качественные изменения очень важны для ребенка, они могут сыграть как позитивную, так и негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье или же нарушить его. И если пробелы в знаниях можно впос­ледствии легко восполнить, то возникшие психологические на­рушения могут иметь стойкий характер, с трудом поддаваться коррекции.

Формирование самосознаний

Наиболее существенные изменения происходят в сфере самосознания младших школьников. Согласно концепции B. C. Мухиной, самосознание — это некое единство, психоло­гическая структура, состоящая из, различных звеньев: имя человека, его физическая сущность; потребность в социаль­ном признании; психологическое время личности (ее про­шлое, настоящее и будущее); социальное пространство лично­сти (права и обязанности); половая идентификация. В млад­шем школьном возрасте, как правило, наиболее интенсивно развиваются три звена самосознания: потребность в призна­нии, осознание прав и обязанностей, осознание времени. Раскроем условия и динамику их развития.

Начнем с потребности в признании. Ребенок в школе впервые попадает в ситуацию социально оцениваемой дея­тельности. Он должен соответствовать установленным в об­ществе для детей данного возраста нормам чтения, письма, счета. Он впервые получает возможность объективного срав­нения своей деятельности с другими через систему оценок, принятую в школе.

Когда мы вошли в здание школы, Катюша выбежала нам навстречу с криком: «А у меня сегодня три звездочки! »

Когда я поинтересовалась, что они означают, Катя с важ­ным видом принялась растолковывать систему оценок, при­думанную находчивой учительницей: «Если в тетрадке все чисто и ошибок нет, то это звездочка, если ошибка или помарка — квадратик, если их много — треугольник, ну а если совсем плохо — то палочка». Потом мы отправились в раздевалку. Катя продолжала посвящать меня в школь­ную жизнь: «Видишь, девочка в синей куртке — это моя подруга Маша. Она очень красиво пишет. И у нее в тет­радках одни звездочки».

(С Катей семи лет беседовала Еремян Ж. )

Вследствие этого некоторые дети неизбежно впервые осоз­нают свое «невсемогущество». А значит, возрастает зависи­мость от оценок взрослых, и в первую очередь учителей. Осо­бенно важно, что самосознание и самооценка ребенка впервые получают жесткие основания для своего развития, поскольку появляются четкие критерии успеваемости и поведения в шко­ле. Дети начинают оценивать самих себя с «официальных» по­зиций.

«Я хороший мальчик. Я не бегаю на перемене, помогаю дежурным убрать класс».

«Я пишу красиво. Я думаю, что я хорошая».

«Я хорошая, потому что очень хорошо читаю, хорошо решаю задачи и пишу их красиво».

У ребенка формируется высокая самооценка, когда его школьная успешность соответствует внешним официальным критериям, то есть когда он получает частые похвалы учителя и родителей.

Мне нравится учиться в школе — меня хвалит Надеж­да Борисовна, у меня получается лучше других. И когда мама была на собрании, меня тоже хвалили. И мама при­шла домой очень счастливая. Моя учительница очень хоро­шая. Никогда на меня не кричит. Я ее люблю.

(С Антоном семи лет беседовала Мататова П. )

 

У нас такая хорошая учительница по рисованию, Оль­га Ивановна. Она говорит, что у меня лучше всех получа­ется. А на конкурсе рисунков я второе место заняла. Оль­га Ивановна меня очень хвалила. Даже маме позвонила и поздравила.

(С Лизой девяти лет беседовала Махрова И. )

Через призму собственного «у меня получается» ребенок выстраивает свое отношение к отдельным урокам и к школе в целом.

В школе мне нравится заниматься математикой. Я быстрее всех в классе решаю примеры. Правда, во втором классе мне не нравилось, но когда я стал ходить на про­дленку, то быстро научился все-все решать. Мне даже учитель говорит, что стану знаменитым математиком.

(Сергей девяти лет записал, беседовала Морева А. )

 

Тебе нравится учиться?

Мне нравится учиться, потому что все получается
и учительница хвалит.

(С Настей восьми лет беседовала Морева А. )

 

Мне не нравится английский, потому что ничего не понятно.

(С Ирой девяти лет беседовала Арбузова Н. )

Ребенку очень важно хотя бы в чем-то, в каких-то учеб­ных действиях быть одним из лучших, знать, что он что-то может делать хорошо. Тогда он ощущает себя состоятельным, у него возникает чувство уверенности в своих силах и воз­можностях.

Но не все дети в школе попадают в ситуацию успеха в силу того, что набор критериев, по которым оцениваются действия детей, ограничен. А длительный неуспех обычно приводит к значительному снижению самооценки детей. Ребенок воспринимает свои школьные неудачи как неумение «быть хорошим».

«Я не люблю себя, потому что плохо учусь»

«Я плохо читаю. Я плохой, но я могу исправиться».

Хотя поначалу у ребенка сохраняется вера, что он смо­жет стать хорошим в будущем, постепенно эта вера пропадает: «Я — плохой и исправиться не могу».

Но ребенок еще хочет быть хорошим.

«Я плохой мальчик, потому что надоел учительнице и ребятам. Я хоть и самый большой в классе, а ума у меня нет. Я стараюсь исправиться, но мне не удается. Я хочу быть послушным мальчиком»

«Я нехороший. Я не могу стать хорошим, потому что не умею решать задачи».

В ситуации стойкого длительного неуспеха ребенок может не только осознать свою неспособность «стать хорошим», но уже потерять к этому стремление: «Я плохой. Но мне это безразлично».

Депривация потребности в признании может вызвать у младших школьников не только снижение самооценки, но и появление неадекватных защитных реакций. При активном типе поведения защита оборачивается агрессией к одушевлен­ным и неодушевленным предметам, компенсацией в других видах деятельности. При пассивном типе появляются неуве­ренность в себе, стеснительность, лень, апатия, уход в фанта­зии или болезни — реальные или симулированные. Иногда ребенок начинает скучать по детскому саду.

В воскресенье к нам в гости приехали наши друзья с се­милетним внуком Мишей. Я стала расспрашивать его о се­мье, о том, чем он увлекается. Он очень эмоционально и увлеченно рассказывал мне, что любит играть в компью­терные игры, описал подробно каждую из них, приглашал в гости поиграть вместе. Но когда я спросила, нравится ли   ему в школе, он весь сжался и буркнул: «Нет». Я спросила: «А что тебе там не нравится? '» «Не нравится и все», — ответил ребенок, еще больше зажимаясь. «А в садике было лучше? » — спросила я. «Да! Там была такая здоровская воспитательница. И мы играли. И она давала нам рисо­вать то, что мы хотим. Она давала нам сколько угодно бумаги, карандашей, фломастеров, и все такое яркое. Од­нажды мой рисунок даже на стенку повесила! » расска­зывал он. По мере рассказа Миша все более воодушевлял­ся, начал улыбаться и снова потянулся ко мне. «Ты, навер­ное, очень старался, когда рисовал? » — спросила я. «Да не очень. А она повесила и сказала, что очень красиво. На меня все ребята смотрели, некоторые просили подарить им рисунок. Но я подарил его воспитательнице. Она очень обрадовалась». «Тебе бы хотелось вернуться в детский сад? » «Да! »

(С Мишей семи лет беседовала Трошина Е. )

 

Кроме того, если ребенок воспринимает результаты учебы как единственные критерии собственной ценности, он приоб­ретает «ограниченную идентичность» (по Э. Эриксону: «Я есть только то, что я могу делать»). Малейшее снижение ре­зультатов учебы приводит к чувству неполноценности, которое может негативно повлиять на актуальную ситуацию ребенка и сформировать неблагоприятный жизненный сценарий.

Я все три года учился на одни пятерки и был одним из лучших. Но в прошлой четверти получил сразу две четвер­ки. Это очень плохо. Я боюсь, что меня разлюбит учи­тельница. И ребята не будут уже так слушаться. И в иг­рах я уже не буду главным. Ведь у меня есть две четвер­ки, значит, я уже не самый лучший. Я буду стараться, чтобы в этой четверти у меня были все «пять».

(С Юрой девяти лет беседовала Канахина М. )

 

Рассмотрим особенности прав и обязанностей младших школьников. У детей появляется сразу множество обязанностей: не опаздывать, сидеть спокойно, не разговаривать, не иг­рать на уроках, не бегать, не кричать, выполнять домашние задания и т. п. Чтобы ребенка считали хорошим, он должен беспрекословно выполнять свои обязанности. При этом о сво­их правах ребенок осведомлен гораздо меньше.

А что ты можешь делать в школе, на что имеешь
права, что тебе разрешают?

Ага. Что я могу. Нам разрешают не пить воду из-под крана. А еще разрешают помогать ловить первокласс­ников, чтобы не бегали. Позволяют шутить, приносить игрушки в школу.

(С Аней десяти лет беседовала Олейник М. )

 

Большинство школьных обязанностей, как правило, на­правлены на воспитание послушания и на сдерживание есте­ственных потребностей в игре, в движении, в общении. Обя­занности, касающиеся отношений между людьми, обычно осознаются значительно меньше. Получается, что обязаннос­ти в представлении детей связываются в основном со школой и семьей, а права — с улицей. Впоследствии это может при­вести к формированию стойкого негативного отношения к школе в сочетании с потребностью полностью «раскрепощать­ся» на улице.

Время младшего школьника становится более структури­рованным, и неизбежно меняется осознание времени. Ребе­нок, как и в дошкольном возрасте, устремлен в будущее, но оно для него довольно абстрактно и не побуждает к конкрет­ным действиям, не влияет на его поведение. Например, мечты о будущей профессии и т. п., как правило, не подкрепляются никакими усилиями в этом направлении.

Когда я вырасту, у меня будут длинные волосы. Я буду высокая, буду носить костюм и папку с документа­ми. Как моя двоюродная сестра Анжела. Я буду работать юристом и ездить по странам. В квартире у меня будет как во дворце; большие картины, золотые люстры, краси­вые ковры.

(С Дашей семи лет беседовала Волокова О. )

 

Я когда вырасту, то буду банкиром и буду зарабаты­вать много денег.

(С Костей восьми лет беседовала Иванова М. )

 

Когда я буду взрослым, у меня будет много машин.
Тань, а у тебя есть машина?

Нет.

Не расстраивайся. Когда я буду взрослым, я зарабо­таю денег и куплю тебе. Какую ты хочешь машину?

(С Димой семи лет беседовала Юдина Т. )

Я беседовала со второклассниками о том, кто кем хо­чет быть. Дети рассказывали поочередно. Начал Коля:

Я хочу быть водителем трамвая

Почему?

Это интересно возить людей.

Как ты себе представляешь водителя трамвая?

— Он в оранжевой жилетке. Обязательно в форме.
Тут в разговор вмешался Толя:

Ты что! Тоже мне водитель. Ты же там в трамвае замерзнешь. И там мало платят.

А где платят много?

Ну, это смотря какая работа. Если будешь стома­тологом, там много. А если водителем трамвая, то он с го­лоду помрет.

... Дети продолжали рассказывать. Наконец, когда до То­лика дошла очередь, он рассказал:

Я буду бензозаправщиком.

Почему?

Ты ничего не делаешь и получаешь большие деньги.

Ты думаешь, что это легко?

Конечно. Да там делать нечего. Стоишь и бензин за­ливаешь. Это же не то, что глупый водитель трамвая.

В разговор вступил Коля:

— Ну, ты чё меня оскорбляешь? А у тебя бензин вдруг прольется и взорвется. А ты убежать не успеешь. Ха-ха-ха!

(С детьми семи лет беседовала Юшваева И. )

 

Однако в 1-м классе может наблюдаться и ориентация на прошлое. Часть детей испытывает желание вернуться в дет­ство.

«Хочу быть маленьким, послушать, как меня мама ус­покаивает».

«В детском саду было лучше, там много играли». «В детстве меня мама много-много целовала».

Появление подобных ностальгических настроений свиде­тельствует о нарушении адаптации к настоящему. Интересно, что ориентация на прошлое также свойственна старшим школьникам в период адаптации к новым условиям жизни, нередко она проявляется в период кризиса «середины жиз­ни», в пожилом возрасте — при нарушении адаптации к ста­рости.

Если младший школьник по каким-либо причинам сталки­вается с ситуацией смерти близких людей, то у него может сформироваться страх собственной смерти, который внешне открыто не проявляется, но будет заметен при углубленном диагностическом обследовании.

У меня есть бабушка, которую я очень люблю, ее зовут баба Галя. У нее всегда очень вкусные пирожки, и она лю­бит нас с мамой. Но сейчас она болеет и лежит в больни­це. Мы с мамой ее навещаем. Мама говорит, что бабы Гали может скоро не стать. Как же так? Получается, что и мамы может не стать, и меня? А если нас всех не будет, кто же останется? И зачем тогда все надо, если никого не будет?

(С Наташей семи лет беседовала Морозова Н. )

 

Важным в этот период является и процесс осознания ре­бенком своего имени, достаточно вспомнить, какое значение имени человека придавалось в традиционной культуре. В со­временной школе ребенка чаще всего называют по фамилии, что негативно сказывается на его отношении к самому себе.

Завершая обсуждение структуры самосознания младших школьников, хотелось бы подчеркнуть, что систематические ситуации неуспеха приводят к появлению у детей тревожнос­ти, агрессивности, трудностям в общении со взрослыми и сверстниками, формированию других негативных личностных новообразований.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...