Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы великой отечественной войны 1941 – 1945 гг. В тылу




РЕФЕРАТ

 

ПРЕДМЕТ: ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА

ТЕМА: КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 – 1945

 

Выполнила:

Белякова С.Н.

Студент 5 курса

Группа Сервис

Направление подготовки бакалавров:

Проверил:

Никифорова Е.А.

 

Тверь, 2017.

СОДЕРЖАНИЕ   Введение……………………………………………...……………………………3 1. Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. в тылу…………………………………4 2.Организация культурно-досуговой деятельности на фронтах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг…………………………………………11 Заключение……………………………………………………………………….15 Список использованных источников…………….……………………………..17

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной работы состоит в том, что исследование культурно-досуговой деятельности в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. позволяет не только наиболее полно воспроизвести картины того времени, но и сформировать в человеке гражданские качества, пробудить чувство уважения к культурным традициям своего народа и посодействовать развитию исторической памяти.

Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. в тылу освещена в следующих изданиях: Андриченко Ф.П. Учреждении культуры и искусства Москвы и Подмосковья в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. [1]; Беседина, Е. О. Психолого-педагогические особенности клубной работы [2]; Гагчин, В.Н. Культура России: Досуговая культура [4]; Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности [6].

Организация культурно-досуговой деятельности на фронтах в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. расмотренна в следующих изданиях: Витебский, Л.Я. Встреча: культурно-просветительская работа [3]; Ерасова, Б.Н. Социальная культурология [5]; Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга [7].

Цель данной работы: рассмотреть культурно-досуговую деятельность в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

В связи с целью были поставлены следующие задачи:

- проанализировать деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. в тылу;

- рассмотреть организацию культурно-досуговой деятельности на фронтах в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 – 1945 ГГ. В ТЫЛУ

 

Великая Отечественная война, длившаяся 1418 бесконечных дней и ночей и унесшая почти 27 миллионов жизней советских лю­дей, была огромным испытанием и для культурно-досуговых учре­ждений.

С началом войны резко сократились ассигнования на содер­жание клубов, библиотек, домов культуры, уменьшилась их сеть. Уже во второй половине 1941 г. количество клубных учреждений и библиотек уменьшилось наполовину по сравнению с предвоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры.

Многие учреждения культуры стали базой военных госпита­лей, воинских частей и эвакуированного населения.

Перестройка исполнительской и хозяйственной деятельности страны на военный лад под лозунгом «Все для фронта! Все для победы!» коснулась и учреждений культуры. Деятельность каждого из них была подчинена организации масс на защиту Родины, на решение насущных народнохозяйственных задач военного времени.

Перестройка работы культурно-досуговых учреждений в соответствии с требованиями военного времени осуществлялась на основе приказа Наркомпроса РСФСР «о работе политико-просветительных учреждений в военное время».

Основным содержанием работы домов культуры, клубов, биб­лиотек, музеев, изб-читален на основе перестройки стало разъясне­ние характера и цели войны, освещение ее хода, ознакомление с международным и внутренним положением Советского Союза. Уч­реждения культуры пропагандировали героические подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема патриотизма стала ведущей в их деятельности.

Несмотря на все трудности военного времени значительно расширилась сфера влияния клубов, библиотек, музеев, их работа была перенесена в цеха, красные утолки домоуправлений, полевые станы, бомбоубежища, метро, агитпункты вокзалов, в воинские час­ти, госпитали, на призывные пункты военкоматов по месту жительства.

Коренным образом изменились и условия работы с началом воины. Люди с утра до вечера находились на производстве, был увеличен рабочий день, продлена рабочая неделя, отменены отпус­ка. В этих условиях учреждения культуры вынуждены были отказаться от привычных форм и методов работы. Фактически остались в прошлом массовые формы клубной работы: вечера, смотры художественной самодеятельности, праздники. Проводилась групповая и индивидуальная работа с населением: беседы, читки газет, небольшие концерты в перерывах между сменами, встречи с фронтовиками, прибывшими в краткосрочный отпуск по ранению. Работа культурно-досуговых учреждений стала носить пере­движной характер.

Были созданы самые разнообразные передвижные учреждения культуры – походные клубы, агитэскадрильи, агиткатера (на фрон­те), библиотеки-передвижки, агитпоезда, агитмашины, агитповозки, агитсани, агитпункты. В полной мере использовался опыт передвижной работы времен гражданской войны.

Победу над немецко-фашистскими захватчиками наша страна добывала единым напряжением сил фронта и тыла. Успехи на фронте зависели от слаженной работы тыла, бесперебойного снаб­жения армии и флота вооружением, боеприпасами и продовольст­вием. Вот почему состояние морального духа работников тыла было так же важно, как и боевой дух сражающихся на фронте. Значение культурно-досуговой работы в тылу, на фабриках, заводах, колхозах неизмеримо возросло.

Основными направлениями деятельности клубов, библиотек и других учреждений культуры в тылу в годы войны стали: агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа, проведение ши­рокой справочной работы, участие учреждений культуры в подго­товке для народного хозяйства рабочих массовых профессий в усло­виях, когда мужчин на производстве заменили женщины и подрост­ки, а также развитие новых форм художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с фашистами и организации отдыха и досуга людей в условиях тяжелого труда.

В июне 1941 г. было создано Совинформбюро, сводки которо­го широко использовались клубами и библиотеками для информации о положении на фронте, ибо война пришла в каждый дом, в ка­ждую семью. Культработники организовывали коллективное слу­шание сводок Совинформбюро, шли в цеха, в поле, на фермы и там зачитывали и разъясняли их. Проводились также беседы и доклады о текущем моменте, о международном и внутреннем положении страны, а также чтение газетных статей и очерков. Среди известных авторов особой популярностью пользовались писатели-фронтовики: Н. Тихонов, К. Симонов, М. Шолохов, И. Эренбург и др. Большое эмоциональное впечатление на слушателей оказывали встречи ра­ботников тыла с фронтовиками, которые организовывали клубные работники.

Культурно-досуговые учреждения широко использовали на­глядные материалы, в том числе плакаты, фотовитрины, специально выпускали «листовки-молнии», «боевые листки» по опыту армей­ских политработников, освещали успехи на фронте, трудовые дос­тижения в тылу.

Все эти формы широкой разъяснительной работы в условиях военного времени были доступными и понятными для людей, равно как и справочная работа, которую вели работники культуры города и деревни: писали письма на фронт, наводили справки о судьбе близких и родных, пропавших без вести, подбирали материал по из­готовлению пищевых суррогатов, борьбе с последствиями голода­ния, например в условиях блокады Ленинграда.

Женщины и подростки, которые заменили мужчин на произ­водстве, требовали к себе особого внимания. Война отняла детство у детей и подростков. Культурно-досуговые учреждения устраивали для них специальные вечера, беседы, новогодние елки, «молодежные субботы» и т.п.

Значительную работу с населением проводили музеи. Государственный исторический музей (Москва) развернул в 1941 г. 38 выставок-передвижек в рабочих клубах и красных уголках предпри­ятий, в Доме Союзов, в парке культуры и отдыха им. Горького, в музеях страны. Сотрудники свердловского музея в 1941-42 гг. про­вели 180 лекций, на которых присутствовало около 200 тыс. слушателей.

Бесценным делом было спасение культурных ценностей, исторических, художественных и литературных памятников русского, украинского, белорусского и других народов нашей страны. Спасе­ние и охрану культурных ценностей народ рассматривал как свой высокий патриотический долг. Работники библиотек, картинных га­лерей и музеев совершили героический подвиг, организуя эвакуа­цию культурных ценностей, порой рискуя собственной жизнью.

В музеях, библиотеках, художественных галереях хранились памятники культуры мирового значения. Работая днем и ночью, ра­ботники учреждений культуры отбирали, тщательно упаковывали и отправляли в глубокий тыл все, что представляло большую цен­ность. Были вывезены экспозиции ряда музеев, около 700 тыс. еди­ниц фондов рукописей и книг Государственной библиотеки им. В.И. Ленина, свыше 18 тыс. экспонатов Третьяковской галереи. Шла ог­ромная и кропотливая работа по спасению и эвакуации памятников культуры Ростова, Киева, Севастополя и др. городов. Все это осуще­ствлялось при участии рядовых работников учреждений культуры, имена которых навсегда останутся в памяти народа.

Следует особо сказать о работе клубов и библиотек в госпита­лях, куда работники культуры шли не только с концертной программой, но и читали раненым вслух книги и газеты, проводили бе­седы, обзоры литературы, писали письма родным и близким.

Сельские учреждения культуры проводили работу по сбору теплых вещей для фронтовиков, организовывали вечера-посиделки, на которых женщины пряли шерсть, вязали теплые носки и варежки для воинов, а в это же время кто-нибудь рассказывал о положении на фронте, читал статьи или рассказы о воинах-героях. Читались вслух также письма с фронта. Деревенские вдовы и солдатки совер­шили во время войны беспримерный подвиг, в горе не опускали руки и самоотверженно трудились на полях. Поддержка их морально­го духа, уверенности в победе было также делом работников сельских культурно-досуговых учреждений.

В суровое военное время особое место в деятельности культурно-досуговых учреждений занимала художественная самодеятельность.

Военные условия требовали создания мобильных групп, фронтовых бригад, способных выступать в любых условиях фронта и тыла. Изменился репертуар: в нем преобладала политическая на­правленность, концертные номера и одноактные пьесы посвящались героической борьбе Красной Армии, трудовым подвигам в тылу, действиям партизан и подполья в тылу врага. Значительное место отводилось и лирической теме.

В концертах и тематических программах фронтовых бригад разоблачалась сущность фашизма, воспитывались патриотические чувства, звучал призыв к защите Родины, но в условиях удлиненно­го рабочего дня и изнурительного труда художественная самодеятельность являлась неизменным средством организации досуга миллионов людей.

Характерные процессы военного времени повлекли за собой сокращение коллективов художественной самодеятельности, кадров профессиональных руководителей. В мирное время сформировались практически все жанры художественной самодеятельности – музы­кальный, театральный, хореографический и др. В военное время все; жанры были сконцентрированы в агитбригаде, концертной бригаде.

Первые в стране фронтовые бригады самодеятельных арти­стов Дворца культуры Московского автозавода (директор Л. А. Хайло) и Московского дома культуры им. Горького (директор В.В. Симбуховский) стали действовать уже в 1941 г. Особый интерес в их программах проявлялся к произведениям малых форм: скетчам, отдельным сценкам, стихам, песням, частушкам. Из классических произведений использовались главным образом те, в которых отра­жалось героическое прошлое русского народа.

В коллективах художественной самодеятельности до минимума сократилась учебная работа, и увеличилось количество кон­цертных выступлений. В 1942 г. силами художественной самодея­тельности профсоюзов было проведено около 20 тыс. спектаклей и концертов и обслужено около 500 тыс. человек, а в 1944 г. – около 50 тыс. концертов и спектаклей и обслужено 12487968 человек.

Художественная самодеятельность сыграла не последнюю роль в укреплении морального духа воинов и работников тыла. Ра­дость и наслаждение доставляли людям выступления артистов-профессионалов, концертных бригад из Москвы, Ленинграда, Киева и других городов.

Фронтовые концертные бригады были сформированы арти­стами театров – Малого, Художественного и им. Е. Вахтангова; В. Пашенная, В. Рыжова, И. Москвин, А. Тарасова, В. Качалов, Л. Рус­ланова, К. Шульженко провели тысячи выступлений, в тылу и на фронте.

В партизанских отрядах также была своя художественная самодеятельность; так, в соединениях белорусских партизан большой популярностью пользовались ансамбль песни и пляски партизан­ской бригады «Неуловимые» Витебской области, лидский агиттеатр Барановической области, агитбригада при штабе минского парти­занского соединения, агитотряд им. Горького Вилейской области.

Агитотряд им. Горького состоял из группы пропагандистов, ансамбля песни и пляски, боевого и хозяйственного взвода, имел свой штаб. Численный состав отряда насчитывал 70 чел. Он был са­мым крупным коллективом партизанской художественной самодея­тельности, провел 150 концертов, на которых побывало 80 тыс. че­ловек.

Искусство помогало патриотическому воспитанию народа, подъему его морального духа, учило стойко преодолевать трудно­сти.

В 1943 – 44 гг. был проведен Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности, в котором участвовало 500 тыс. человек. В репертуаре сельских коллективов были любимые народ­ные песни, частушки, песни «Катюша», «Вечер на рейде» В. Захаро­ва, «В лесу прифронтовом» Б. Мокроусова, «Землянка» К. Листова.

В 1945 г. был второй Всероссийский смотр сельской художе­ственной самодеятельности. Он закончился в начале мая 1945 г.; в нем участвовало около 900 тыс. человек. С успехом прошел смотр в областях, освобожденных от немецко-фашистских захватчиков: Брянской, Курской, Ленинградской, Новгородской, Псковской и др.

Нет сомнения, что художественная самодеятельность в годы войны сыграла весьма важную роль в организации досуга населения тыла и воинов фронта.

Победа в войне завоевывалась не только на фронте, она ковалась и в тылу. Поднятие боевого духа народа было одной из задач работы культурных учреждений в военное время. Культурные учреждения работали в разных направлениях, они занимались агитацией и пропагандой, организовывали оборонно-массовую и справочную работу, поднимали боевой дух посредством лекций, бесед, тематических вечеров. Работники культуры делали все, чтобы сохранить культурные богатства страны, порой даже рисковали жизнью ради этого. Их труд так же можно назвать героическим, на их плечах лежала ответственность за моральную сторону жизни людей. Они вкладывали часть души в работу с фронтовиками, ранеными, вдовами. Организация массовых акций, таких как сбор теплых вещей для фронтовиков, также была задачей культурно-досуговых учреждений, с которой они, конечно же, справлялись. Здесь нельзя не отметить коллективного духа русского народа: те, кто жил в тылу, понимали тяжесть положения фронтовиков и были готовы помочь всем, чем только могли.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...