Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

СТАСЕЕВ Евгений Евгеньевич, Генеральный директор Юридической фирмы ЗАО «Компания Лоурент».




Необходимость принятия данного законопроекта не вызывает сомнений. Вместе с тем, к тексту законопроекта имеются следующие замечания:

 

1. Одна из ключевых норм законопроекта – введение понятия «место проведения спортивного соревнования». Однако, вводимое законопроектом определение понятия «место проведения спортивных соревнований» неверно сформулировано: оно дублирует определение понятия «объекты спорта». Согласно Закону о спорте понятие «объект спорта» уже включает в себя спортивные сооружения. Кроме того, не совсем понятно, к какому из дополнений предложения относится словосочетание «перечень которых утверждается …» – к видам спорта (перечень которых утверждается) или к объектам спорта, сооружениям (перечень которых утверждается).

Вместе с этим, если исключить из определения понятия «место проведения спортивных соревнований» дублирующие слова, относящиеся к определению понятия «объекты спорта», то понятие «место проведения спортивных соревнований» следует читать как: место проведения спортивных соревнований – объекты спорта по видам спорта, перечень которых утверждает федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта. В таком контексте понятие «место проведения спортивных соревнований» вступает в противоречие с понятием «объекты спорта», поскольку все объекты спорта являются местом проведения спортивных соревнований, а не только утвержденные соответствующим государственным органом.

Исходя из смысла законопроекта, призванного регулировать общественные отношения, возникающие на официальных спортивных соревнованиях, исходя из имеющихся в законопроекте словосочетаний «места проведения официальных спортивных соревнований», возможно предложить следующее понятие - «место проведения официального спортивного соревнования» - объекты спорта, перечень которых утверждает федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

Возможно вообще исключить данное понятие из законопроекта, и использовать понятие «объект спорта».

 

2. Исходя из неясности понятия «место проведения спортивного соревнования» становится неясным определение понятия «зрители». Согласно законопроекту – это лица, находящиеся в месте проведения спортивного соревнования. Помимо всего прочего, неясность возникает при определении момента возникновения у физического лица статуса зритель и связанных с этим прав и обязанностей. Статус зрителя возникает у физического лица либо при любом времени нахождения физического лица на спортивном объекте, либо при нахождении только во время проведения на таком объекте спортивного соревнования (конкретный промежуток времени от начала соревнования до его окончания)?

Законопроект обязан давать четкий и конкретный ответ на вопрос, в какой момент времени (при каком событии) физическое лицо становится зрителем и соответственно, утрачивает такой статус?

Возможно дополнить определение понятия зритель фразой «во время проведения спортивного соревнования». Тогда понятие (с учетом замечаний выше) могло бы выглядеть следующим образом: «зрители– физические лица, находящееся во время проведения спортивного соревнования на объектах спорта, и при это не задействованные в проведении такого соревнования …»

 

3. В связи с неясным определением понятия «место проведения спортивного соревнования» необходимо исключить из поправки, предложенной частью 3 статьи 1 законопроекта слова «в местах проведения спортивных соревнований», сохранив имеющуюся норму - «на объектах спорта».

 

4. В абзаце 4 пункта б) части 4 статьи 1 законопроекта, с учетом вышеприведенных замечаний, следует заменить слова «места проведения спортивных соревнований» на «объекты спорта»; в абзаце 5 пункта б) части 4 статьи 1 законопроекта заменить слова «место проведения спортивных соревнований» на «объект спорта»; в абзаце 7 пункта б) части 4 статьи 1 законопроекта заменить слова «в местах» на «на объектах спорта».

 

5. Не совсем понятно, для чего предлагаются изменения в часть 5 статьи 37.1 Закона о спорте. Предлагаемая норма вступает в противоречие с действующим определением официального физкультурного мероприятия и спортивного мероприятия, а также исключает из понятия официальных спортивных и физкультурных мероприятий те, которые включены в календарный план муниципальных образований.

 

6. Изменения, предлагаемые к внесению в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, требуют доработки с учетом уточнения понятия «место проведения спортивного соревнования».

 

7. В законопроекте не указан порядок и способ исполнения постановления об административном запрете посещать места проведения спортивных соревнований. Согласно ч. 3 ст. 3.2 КоАП РФ административные наказания устанавливаются только настоящим Кодексом. Согласно ч. 1 ст. 31.4 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации. Из изложенного следует, что в законопроекте следует, по меньшей мере, предусмотреть, каким нормативно-правовым актом будет определяться порядок исполнения постановлений о запрете посещать места проведения спортивных соревнований.

Возможно, путем внесения изменений в КоАП РФ, предусмотреть формирование и ведение уполномоченным органом реестра лиц, в отношении которых применяется указанное наказание.

Необходимо предусмотреть, что при продаже билета, дающего право на посещение спортивного мероприятия, уполномоченное лицо обязано проверить информацию о наличии соответствующего запрета для физического лица в органе, ведущем реестр лиц, в отношении которых применяется наказание.

ПЕСКОВ Анатолий Николаевич, Начальник Управления безопасности Российского Международного Олимпийского Университета, автор учебной программы «Спорт и безопасность», кандидат юридических наук, член комитета по безопасности спорта “Международной Ассоциации Спортивного Права”.

Общая оценка.

Как представляется, подготовленный Минспорта РФ законопроект является шагом в правильном направлении по пути совершенствования правового регулирования деятельности, связанной с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных мероприятий.

Актуальность законопроектов в этой сфере не вызывает сомнений, особенно в связи с участившими случаями массовых беспорядков фанатов при проведении спортивных мероприятий, а также - необходимостью обеспечить необходимый уровень общественной безопасности и порядка при проведении зимних Олимпийских игр 2014 года и Чемпионатом мира по футболу 2018 года.

Хотелось бы также отметить, что в течение продолжительного времени эта деятельность не регламентировалась специальными федеральными законодательными актами. Находилась в сфере регулирования общих норм гражданского, административного, уголовного и иного законодательства; правовых актов, принимаемые региональными или муниципальными органами власти; а также межведомственных подзаконных актов, сохранившихся еще с советских времен.

Попытка же МВД РФ подготовить на федеральном уровне комплексный правовой акт по данной проблеме, на наш взгляд, оказалось неудачной. В частности, разработанный МВД РФ законопроект “Об обеспечении безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в Российской Федерации” в настоящее время находится в законодательных органах без какого-либо движения, как представляется, морально устарел и не соответствует во многом международным стандартам безопасности в сфере спорта.[4]

В этой связи весьма своевременными представляются законодательные предложения Министерства спорта России, подготовленные с учетом имеющегося зарубежного законодательного и правоприменительного опыта, направленные на повышение ответственности зрителей и организаторов спортивных соревнований в сфере безопасности спорта в Российской Федерации.

В частности, следует приветствовать законодательные предложения, связанные с определением полномочий контролеров (распорядителей)[5] при проведении официальных спортивных мероприятий; введением практики продажи билетов на спортивные мероприятия по документам, удостоверяющим личность; установлением административной ответственности организаторов официальных спортивных соревнований и зрителей за нарушения установленных правил и стандартов безопасности. В частности, давно назрела необходимость введения в Российской Федерации судебных запретов на посещение официальных спортивных соревнований для зрителей, систематически или грубо нарушающих общественный порядок.

В то же время следует признать, что представленный законопроект, по нашему мнению, оставил вне сферы правового регулирования многие другие важные проблемы обеспечения безопасности спортивных мероприятий. В частности,не определяет и не разграничивает ответственность федеральных, региональных и муниципальных органов управления за обеспечение общественной безопасности проведения официальных спортивных мероприятий; не содержит норм, определяющих полномочия и действия субъектов безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций; не устанавливает порядок сертификации безопасности спортивных объектов; не в полной мере и объеме учитывает и уже сложившуюся международную практику борьбы и сотрудничества в указанной сфере деятельности.

Кроме того, законопроект не предлагает полного финансово-экономического обоснования возможных затрат на обеспечение безопасности спортивных мероприятий. В пояснительной записке к законопроекту, в частности, лишь указывается, что законопроект будет исполняться за счет бюджетных ассигнований, выделенных Минспорту РФ с привлечением внебюджетных источников. Однако не понятно за счет каких средств будет осуществляться, например, финансирование системы контроля органов внутренних дел за выполнением судебных запретов на посещение спортивных мероприятий, дополнительныезатраты, связанные с административным и судебным производствоми т.п.

Как представляется, данные пробелы в правовом и финансовом регулировании обеспечения общественной безопасности в спорте не будут способствовать эффективному применению и предлагаемых в законопроекте правовых мер.

Например, продажа билетов по документам, удостоверяющим личность, не принесет должного эффекта, если, в частности, не будут созданы иные условия для идентификации правонарушителей, прежде всего футбольных хулиганов, в частности, не решены проблемы приобретения и установки качественных систем видеонаблюдения на стадионах;не создана единая электронная база данных о судебных решениях, связанных с запретом посещения спортивных мероприятий; не унифицированы характеристики именных билетов и т. п.

По нашему мнению, есть два путирешения проблемы деятельности по обеспечению общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований.Первый путь связан с подготовкой нового законопроекта по всему комплексу проблем обеспечения общественной безопасности в спорте на базе уже подготовленного МВД РФ проекта федерального закона “Об обеспечении безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий в Российской Федерации”.

Второй путь предполагает разработку серии самостоятельных законодательных актов в этом направлении, как например, это было сделано в Великобритании. Это обуславливает необходимость наличия плана издания соответствующих правовых актов в сфере обеспечения безопасности в спорте, привлечения к их подготовке межведомственных групп специалистов, научных консультантов и т.п.

Если будет выбран второй путь, то рассматриваемый законопроект мог бы быть первым такого рода законодательным актомв череде последующих законодательных предложений по проблемам обеспечения общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований Российской Федерации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...