Понятие административного права
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Понятие административного права. Государственная служба. Поступление, прохождение и прекращение государственной службы. Административные процедуры. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятия, признаки и состав административных правонарушений. Административные взыскания: понятие и виды. Освобождение от административной ответственности. Основы административного процесса
Понятие административного права Административное право – это самостоятельная отрасль права, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации решений органов исполнительной власти. Предметом правового регулирования административного права являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности органов исполнительной власти во внутриорганизационной деятельности иных государственных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями внештатных управленческих функций. Методом правового регулирования административного права являются совокупность юр. средств, приемов и способов, с помощью которых регулируются общественные отношения, складывающиеся в сфере гос. управления. Административно-правовому регулированию свойственен, в основном, императивный метод (четкое предписание). Данный метод регулирует отношения, одним из участников которых выступает гос. орган, наделенный властными полномочиями. Императивный метод закрепляет отношения субординации. Системой органов административного права является совокупность административно-правовых норм, институтов и отношений, которые объединены предметом и методом правового регулирования.
Система административного права включает общую и особенную часть. В общую часть включаются правовые нормы, действующие одинаково во всех сферах организации и функционирования управления. К ним относятся нормы права, определяющие основные понятия, принципы, источники административного права, правовое положение субъекта административного права, формы и методы деятельности органов гос. управления, способы и порядок обеспечения законности, закрепляющие основы административно-процессуальных действий. Особенная часть объединяет нормы, регулирующие общественные отношения в конкретных отраслях гос. управления. К ним относятся: · нормы, регулирующие управление в административно-политической области; · нормы, регулирующие управление в промышленной области; · нормы, регулирующие управление в социально-культурной области; · нормы, регулирующие межотраслевое управление; Принципы административного права: – законность; – демократизм нормотворчества и реализации права; – равенство граждан перед законом и правоприменителем; – взаимная ответственность государства и личности; – гуманизм. Источниками административного права являются: Ø Конституция РБ; Ø Кодекс РБ «Об административных правонарушениях» (КоАП, ПИКоАП РБ); Ø Законы РБ в сфере административного права; Ø Указы и декреты Президента РБ; Ø Постановления Правительства РБ; Ø Межгосударственные соглашения и т.д. Административные правовые нормы – это правила поведения общего характера, установленные компетентными гос. органами и охраняемые от нарушений гос. принуждением, целью которых является регулирование общественных отношений. Административно-правовые нормы можно классифицировать по различным основаниям: · по функциям права: – регулятивные; – правоохранительные;
· в зависимости от метода воздействия на участников управления: – обязывающие; – уполномочивающие (дозволительные); – запрещающие (запретительные); – стимулирующие (поощрительные). Административные правоотношения – это урегулированные административно-правовой нормой общественные отношения управленческого характера, в которых стороны выступают носителями взаимных юр. прав и обязанностей, установленных и обеспеченных указанной нормой. Правоотношения возникают в конкретном случае между конкретными субъектами, как правило, в процессе применения административно-правовых норм, т.е. как следствие издания уполномоченными органами гос. управления индивидуального акта.
2. Государственная служба. Поступление, прохождение и прекращение государственной службы Государственная служба – это, прежде всего, деятельность публичного характера, осуществляемая в рамках полномочий от имени и по поручению государства. Гос. служба является профессией для гос. служащих, которая требует специальных теоретических знаний и практических навыков. Гос. служба является связующим звеном между государством и гражданином. Основной задачей гос. службы является защита прав и свобод человека и гражданина, создание необходимых условий для развития личности, укрепление основ гражданского общества. В ходе государственной службы реализуются задачи и функции гос. органов. Этот вид социальной деятельности носит государственно-властный характер и осуществляется гражданами, которые называются гос. служащими. Гос. служащие – это лица, занимающие в установленном порядке ту или иную должность в гос. органе. Гос. служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики гос. деятельности. Для всех видов службы характерно наличие специального законодательства, регулирующего службу. Принципы гос. службы: v законность; v верховенство Конституции над иными нормативно-правовыми актами при исполнении гос. службами должностных обязанностей; v принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина; v принцип разделения властей; v принцип равного доступа граждан к гос. службе; v принцип обязательности для гос. служб принятых вышестоящими гос. органами решений;
v принцип профессионализма и компетентности; v принцип гласности; v ответственности гос. служащих за подготавливаемые и принимаемые решения; v единства основных требований, предъявляемых к гос. службе; v правовой, социальной и экономической защиты служащих; v стабильности гос. службы. Поступление, прохождение и прекращение гос. службы регулируется законом РБ «О государственной службе в РБ» от 14 июня 2003 г. № 204-З в редакции от 14 июля 2014 года № 190-З.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|