Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подходы к развитию словаря дошкольников




 

В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

По данным В.С. Мухиной и Л.А. Венгера, у старших дошкольников, когда они пытаются что-то рассказать, появляется типичная для их возраста речевая конструкция: ребенок сначала вводит местоимение ("она", "он"), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: "она (девочка) пошла", "она (корова) забодала", "он (волк) напал", "он (шар) покатился" и т.д. Это существенный этап в речевом развитии ребенка. Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника. Вопросы по поводу содержания рассказа вызывают на этом этапе речевого развития желание ответить более подробно и понятно. На этой основе возникают интеллектуальные функции речи, выражающиеся во "внутреннем монологе", при котором происходит как бы разговор с самим собой.

По данным А.М. Леушиной, по мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Это свидетельствует о ведущем значении усвоения грамматических форм родного языка. Данная форма речи характеризуется тем, что ее содержание раскрывается в самом контексте и тем самым становится понятным для слушателя, вне зависимости от учета им той или иной ситуации. Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. На занятиях в детском саду детям приходится излагать более отвлеченное содержание, чем в ситуативной речи, у них появляется потребность в новых речевых средствах.

Для успешного последующего школьного обучения у шестилетнего ребенка должен быть сформирован определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями.

Такая тщательная работа, которая нацелена на то, чтобы эмоционально воздействовать на дошкольника в процессе обучения поведенческим правилам, приведет и к тому, что он «наберется» выразительности от поэтической речи и перенесет ее в речь бытовую.

Обучение детей конструкциям комплимента, извинения, просьбы, благодарности не только попутно вводит их в словарь детей. Необходимо читать детям художественные произведения, рассказывать сказки, предлагать пересказать тот или иной текст. Например, известный рассказ В.А. Осеевой «Волшебное слово», в котором Павлик узнал о силе слова пожалуйста, закрепляет и доброе отношение к этому слову, и потребность обращаться к нему. С детьми можно обсудить и то, как часто следует прибегать к слову пожалуйста, чтобы оно не стало манипулятором в отношениях ребенка с людьми. Кроме того, следует предложить детям пересказать рассказ, составить на ту же тему свой рассказ. Такая работа ведет к употреблению детьми многосложных предложений, к научению пересказывать произведения, а также составлять собственные рассказы и сказки. Особое место занимают занятия по обучению отгадыванию загадок. Особая ценность этих занятий для решения задач словарной работы заключается не только в том, что на них осуществляется закрепление знаний об особенностях предметов, явлений, отношений и соответствующего словаря, но и в том, что они помогают ребенку проникнуть в образный строй русской речи. Каждая загадка представляет собой картинное, образное описание предмета, его характерных особенностей. При этом часто такое описание дается через другой предмет. Поэтому, чтобы отгадать загадку, ребенок должен знать особенности предметов, уметь сравнивать предметы, видеть в них общее. Вот почему занятия с загадками вводятся после ознакомления детей с особенностями предметов.

Занятия, посвященные отгадыванию загадок, как правило, состоят из двух частей. В первой части организуется беседа с вычленением лишь тех признаков отношений и явлений, которые отражены в загадке. При этом используются элементы загадки для описания, обозначения характерных особенностей. Вторая часть занятия посвящается отгадыванию загадок. Здесь после отгадывания воспитатель спрашивает, как ребенок догадался.

Занятия по обучению детей придумыванию загадок па первых порах тесно связаны с беседами. Кому-нибудь из детей предлагается описать вежливое слово, не называя его, остальные узнают его по описанию. На первых порах для всех детей требуется наглядность, которая затем может быть снята.

Все это требует умения увидеть характерные детали, особенности данного предмета в сравнении с другими, точно обозначить их словом при описании.

Со временем становятся возможны задания описать предмет через сопоставление с другим, что способствует введению в речь детей образных выражений.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка.

Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) литературные произведения передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

Значительную помощь детям оказывали правильно подобранные картинки, обложки книги, отражающие сюжет произведения.

Одним из этапов работы над книгой - это игра-драматизация. С.Я. Маршак говорил, что произведение детской литературы может лишь тогда считаться художественным, если его «можно разыгрывать как пьесу или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней все новые и новые продолжения». Именно эту особенность подлинного художественного произведения используют в работе с дошкольниками. Художественная литература, и особенно сказки, является для детей-дошкольников особой формой действительности - это реальность человеческих эмоций, чувств в особых сказочных условиях. Игры, связанные с сюжетами литературных произведений, появляются у детей под влиянием взрослого и самих произведений, в которых доступно и ярко описаны люди, их взаимоотношения и их деятельность.

Являясь одной из форм сюжетно-ролевой игры, игра-драматизация по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. Сам процесс усвоения, восприятия художественного произведения является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в результате ее в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения.

 Вернейшим путем к тому, чтобы те или другие слова или выражения были восприняты ребенком, является частое и надлежащее употребление их воспитателем в своей собственной речи и еще больше - живые образцы литературной, художественной речи, в которой они встречаются.

Хорошо после прочитанного рассказа при случае спросить детей, с какими новыми словами они познакомились, поговорить со старшими детьми о том, зачем нужно обогащать свою речь новыми словами, поощрять их, спрашивать о значении непонятных слов.

Таким образом, анализ методической литературы показал, что существует множество приемов, которые можно использовать для развития и обогащения словаря дошкольников. Особенно пристального внимания, на наш взгляд, заслуживает пересказ и игры-драматизации, которые не только дают детям образцы литературных речевых конструктов, но и тренируют детей в их произнесении путем многократного повторения, что позволяет перевести эти формулы в активный словарь дошкольника.

 


Заключение

 

Словарь - один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря - один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.

Наша работа была ориентирована на поиск методов обогащения словаря детей дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы. С помощью литературных произведений можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал данного вида творчества.

Проведенная работа позволила нам сделать следующие выводы:

·   Главной особенностью детской литературы, дающей ей право считаться самостоятельной областью словесного искусства, является органическое слияние законов искусства и педагогических требований. При этом под педагогическими требованиями понимается учет возрастных особенностей, интересов и познавательных возможностей детей. В дошкольном возрасте художественная литература выполняет расширяет знания ребенка об окружающем мире, воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи, владеть речевыми формулами.

·   Сущность понятия «формула речевого этикета» сводится к стандартным фразам приветствия, расставания, просьбы, комплимента, извинения, которые приняты при построении доброжелательных отношений.

·   Существует множество приемов, способствующих обогащению словаря дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой. Наиболее важное значение имеют те приемы, которые помогают закреплять в речи детей требуемые речевые конструкты, но не сводить их к речевым штампам, а учить использовать творчески, соблюдая нормы родного языка.


Список литературы:

 

1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1997. - 400

. Введенская Л.А. Культура речи / Л.А. Введенская. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 448 с.

. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. Соч. в 6-ти томах. Т. 2, 4. - М.: Педагогика, 1982. - 428 с.

. Грехнёв В.С. Культура педагогического общения / В.С. Грехнёв. - М.: Просвещение, 1990. - 144 с.

. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1995. - 365 с.

. Жукова Ю.М. Формирование речи у дошкольников / Ю.М. Жукова. - М.: Просвещение, 1985. - 238 с.

. Ишханян Н.Б. Лингвистические основы формирования в языковом педагогическом ВУЗе лингвосоциокультурной компетенции // Иностранные языки в школе. - 1995. - № 3-4. - С.69-73.

. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.

. Курочкина И. Дошкольник и этикет / И. Курочкина // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 3. - С. 12 - 17.

. Лазуренко Е.Ю. Коммуникативные особенности поведения / Е.Ю. Лазуренко // Культура общения и ее формирование. Вып. 7. - Воронеж, 2000. - 114 с.

. Левшина Н.И. Речевой этикет дошкольника / Н.И. Левшина, М. В. Полякова. - Магнитогорск: МаГУ, 2008. - 61 с.

. Леонтьев А. Н. Основы теории речевой деятельности / А.Н. Леонтьев. - М., 1974. - 314 с.

13. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М., 1999. - 256 с.

14. Лисина М.И. Общение с взрослыми у детей первых семи лет жизни: проблемы общие, возрастной и педагогической психологии / М.И. Лисина. - М.,1978. - 325 с.

. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения / А.А. Лобанов. - М.: Академия. - 2002. - 192 с.

. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии / Методологические проблемы социальной психики. - М.: Просвещение, 1976. - 327 с.

. Лурия Р. А. Развитие речи и формирование психологических процессов / Р.А. Лурия. - М.: Просвещение, 1960 г. - 248 с.

. Максаков А.И. Развитие правильное речи ребенка в семье. Пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика - Синтез, 2005. - 112 с.

. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева.- М.: Просвещение, 1998. - 240 с.

. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы.- М., 1998, -143 с.

. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 Т. / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - Т.2. - 328с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...