Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Клиент-центрированный подход К. Роджерса




Американский психолог К. Роджерс в книге «Клиент-центрированная терапия: современная практика, смысл и теория» обосновал принципиально новый недирективный подход к работе с клиентом.

Согласно взглядам К. Роджерса индивид взаимодействует с реальностью, руководствуясь врожденной тенденцией организма к развитию своих возможностей, обеспечивающих его усложнение и сохранение. Человек обладает всей необходимой компетентностью, чтобы решать возникающие перед ним проблемы и направлять свое поведение должным образом. Однако эта способность может развиться только в контексте социальных ценностей, в котором человек получает возможность устанавливать положительные связи.

Основные понятия клиент-центрированного подхода

«Поле опыта», «самость», «Я»-реальное, «Я»-идеальное, «тенденция к самоактуализации».

Поле опыта – то, что потенциально доступно сознанию, воспринимаемая часть внутреннего мира (используемые слова, символы, отражающие реальность). Поле опыта – это «карта» территории, которой является реальность. Таким образом, очень большое значение имеет то, что осознается поскольку человек воспринимает внешнюю реальность через свой внутренний мир, через свое поле опыта, которое может ограничивать его восприятие реальности (внешнего мира).

«Самость» – центральное понятие в концепции К. Роджерса. «Самость» – это целостность, включающая в себя телесный (на уровне организма) и символический, духовный (на уровне сознания) опыт. По Роджерсу, когда все переживания ассимилируются по отношению к «самости» и становятся частью ее структуры, появляется тенденция к уменьшению того, что можно назвать самосознанием. Поведение становится более спонтанным, выражение отношений – менее охраняемым, так как «самость» принимает эти отношения и само поведение как часть себя. Таким образом, «самость» -это система внутренних отношений, феноменологически связанных с внешним миром и явленных человеку в его «Я».

«Я»-реальное – система представлений о самом себе, которая формируется на основе опыта общения человека с другими и их поведения по отношению к нему и изменяется в соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями в них.

«Я»-идеальное – представление о себе как об идеале, о таком, каким бы человеку хотелось стать в результате реализации своих возможностей.

К «Я»-идеальному стремится приблизиться «Я»-реальное Степень различия между «Я»-реальным и «Я»-идеальным определяет степень дискомфорта личности и личностный рост Если степень различия невелика, то она выступает двигателем личностного роста. Согласно К. Роджерсу, принятие себя таким, каким ты являешься в действительности -признак душевного здоровья. Высокая степень различия, когда «Я»-идеальное выражает обостренное самолюбие и повышенную амбициозность, может стать причиной невротического срыва.

По мнению К. Роджерса, человек, с одной стороны, стремится привести в соответствие со своим реальным «Я» как можно больше своих внешних переживаний, а с другой – пытается сблизить представление о самом себе с теми глубинными переживаниями, которые составляют его идеальное «Я» и соответствуют тому, чем он хотел бы быть. Таким образом, реальное «Я» может так и не достичь соответствия идеальному «Я» либо из-за того, что под давлением внешних обстоятельств человек вынужден отказывать себе в определенном жизненном опыте, либо потому, что он навязывает себе такие чувства, ценности или установки, которые только отдаляют его реальное «Я» от идеального «Я». Тревога и нарушение психологической адаптации могут быть результатом несоответствия между реальным «Я» и жизненным опытом, с одной стороны, и между реальным «Я» и тем идеальным образом, который сложился у человека о себе самом, с другой стороны.

Тенденция к самоактуализации – один из фундаментальных аспектов человеческой природы, понимается как движение к более реалистичному функционированию.

 

9. Значение понимания источника, движущих сил и условий развития в культурно-исторической концепции для возрастно-психологического консультирования.

10. Экзистенциальные проблемы в психологическом консультировании.

11. Критерии эффективности в разных направлениях консультирования.

12. Профессиональные и личностные характеристики консультанта, повышающие эффективность психологического консультирования.

13. Особенности взаимодействия между психологом и клиентом, влияющие на эффективность консультирования.

14. Структура возрастно-психологического консультирования.

1-й этап - Первичный прием - на данном этапе консультант выслушивает запрос обратившегося за психологической помощью лица и выясняет содержание проблемы. 2-й этап - Диагностический этап - осуществляется анализ обоснованности запроса. 3-й этап - Этап разработки системы психолого-педагогических рекомендаций по профилактике и коррекции психического развития ребенка. При необходимости на данном этапе может быть осуществлена коррекция развития ребенка и/или коррекция родительских установок, психологическое просвещение родителей.

15. Этап первичного приема в возрастно-психологическом консультировании.

Основными задачами первичного приема являются:
■ создание доверительных, откровенных отношений;
■ уточнение запроса (запросом в психологическом консультировании называется конкретизация формы ожидаемой клиентом помощи от консультации) [25].
■ уточнение истории развития ребенка;
■ предварительное выяснение родительской позиции и воспитательских установок;
■ «заключение договора» о содержании совместной работы;
■ осуществление психологической коррекции - достижение «терапевтического эффекта», т. е. освобождение родителей от тяжелых чувств, обращение их внимания на позитивные стороны проблемы и на активный поиск возможных ее решений.

16. Работа с жалобой и запросом ходе возрастно-психологического консультирования.

17. Этап индивидуального психологического обследования клиента в возрастно-психологическом консультировании.

18. Комплексность этапа психологического обследования клиента и правила подбора диагностических методик в возрастно-психологическом консультировании.

Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Подробно рассмотренный в трудах Д.Б.Эльконина, И.В. Дубровиной и др., этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.

Названный принцип реализуется в двух аспектах.

Во-первых, началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап прицельного комплексного диагностического обследования, на его основании составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Эффективная коррекционная работа может быть построена лишь на основе предварительного тщательного психологического обследования. В то же время "самые точные, глубокие диагностические данные бессмысленны, если они не сопровождаются продуманной системой психолого-педагогических коррекционных мероприятий" (Д.Б. Эльконин, 1989).

 

 

Во-вторых, реализация коррекционно-развивающей деятельности психолога требует постоянного контроля динамики изменений личности, поведения, деятельности, динамики эмоциональных состояний клиента, его чувств и переживаний в процессе коррекционной работы. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы в задачи самой программы, вовремя изменить и дополнить методы и средства психологического воздействия на клиента. Таким образом, контроль динамики хода эффективности коррекции, в свою очередь, требует осуществления диагностических процедур, пронизывающих весь процесс коррекционной работы и предоставляющих психологу необходимую информацию и обратную связь.

 

19. Возможные процедуры этапа психологического обследования клиента в возрастно-психологическом консультировании.

20. Аналитический этап в возрастно-психологическом консультировании.

Аналитический этап. Реализация задач данного этапа предполагает обработку психологом всей совокупности полученных данных, постановку психологического диагноза, составление условно-вариативного прогноза и разработку рекомендаций для программы психокоррекционной работы. Как отмечает И. В. Дубровина, психологический диагноз - центральный момент диагностико-коррекционной работы [21, с. 43]. Он производится не только по результатам психологического обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности ребенка проявляются в жизненных ситуациях. Большое значение при постановке диагноза имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
Как известно, психологический диагноз представляет собой основную цель психологической диагностики и является конечным результатом деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей обследования. Под предметом психологического диагноза понимается установление индивидуально-психологических различий, как в норме, так и в патологии

21. Этап разработки рекомендаций в возрастно-психологическом консультировании.

22. Правила составления заключения по итогам возрастно-психологического консультирования.

23. Заключительный этап в возрастно-психологическом консультировании.

Заключительный этап консультирования. Основное его содержание: подведение итогов консультирования, обсуждение вопросов, касающихся дальнейших возможных контактов, прощание с клиентом.

24. Особенности, цели и задачи консультативной беседы.

25. Разные типы вопросов в возрастно-психологическом консультировании.

26. Сопротивление, отрицание, перенос и контрперенос в консультативной беседе.

27. Метод сбора анамнеза и реконструкции психического развития ребенка.

28. Структура и содержание психологического анамнеза.

29. Схема сбора анамнеза в возрастно-психологическом консультировании.

30. Представление о семье как системе в возрастно-психологическом консультировании.

Существует 2 основных закона, которым семья как система подчиняется:

  1. Закон гомеостаза
  2. Закон развития

Оба эти закона существуют и действуют одновременно

Закон гомеостаза - любая система стремится сохранить существующее положение любым путём. Причем этот закон относится как к функциональным семьям, так и для дисфункциональных семей. Положение в семье мучительное, но она стремится сохранить это положение и делает его стабильным. Любые перемены пугают семью. Она считает, что перемены хуже чем существующее положение. Закон гомеостаза делает понятным, почему в семье многие годы могут сохраняться проблемы.

Закон развития - любая открытая система стремится развиваться и пройти свой путь от 0 до завершения. Источник творческих сил заложен внутри семьи. На уровне семьи закон развития проявляется в том, что семья как система должна прожить свой жизненный цикл, который представляет собой последовательную смену основных событий или стадий.

 

31. Основные параметры семейной системы.

Выделяют шесть основных параметров семейной системы:

  1. Стереотипы взаимодействия
  2. Семейные правила
  3. Семейные мифы
  4. Границы семьи
  5. Стабилизаторы семьи
  6. Семейная история

 

32. Консультирование по проблемам отношений.

33. Понятие, признаки и функции симптоматического поведения.

Симптомом называют признак болезни, болезненные проявления. Симптоматическое поведение ребенка – это сигнал тревоги, который предупреждает своеобразным образом, что сложившаяся ситуация больше невыносима для ребенка (пример: рвота или тошнота как отражение неприятной, болезненной ситуации в семье).

Данное поведение у ребенка характеризуется следующими признаками:


· нарушения поведения ребенка возникают непроизвольно и не поддаются контролю;

· нарушения поведения малыша оказывают сильное негативное психологическое влияние на других людей.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...