Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешняя политика: сущность, субъекты, средства, функции и методы.

ЛЕКЦИЯ № 13

Тема: Международная политика и мировой политический процесс

Цель:. раскрыть понятие, сущность международных отношений, охарактеризовать институты международной власти. Проанализировать субъекты, средства, функции и методы международной политики. Охарактеризовать основные тенденции современных международных отношений.

 

Тип занятия: лекция.

 

План

1. Международные отношения: понятие, сущность, ин­ституты международной власти.

2. Внешняя политика: сущность, субъекты, средства, функции и методы.

2. Тенденции современных междуна­родных отношений.

 

1. Международные отношения: понятие, сущность, ин­ституты международной власти.

С глубокой древности и до наших дней международ­ные отношения государств занимают важное место в политической жизни человечества. Сегодня миро­вой порядок зависит от поведения на международной аре­не около 200 государств, находящихся на разных уровнях исторического, социально-экономического и культурного развития. В политической науке существует немало различных подходовк пониманию природы и сущности международ­ных отношений. Так, на Западе весьма распространен би­ологический подход. Его сторонники исходят из "инстин­ктивной агрессивности", вытекающей из врожденного эгоизма людей. Тем самым объясняется "естественность" и "неизбежность" политической агрессивности государств в прошлом и настоящем. Сторонники другого, психологического подхода утвер­ждают, что международные отношения и сопутствующие им военные конфликты определяются эмоциональным состоя­нием руководящих кругов и общественности, энергией "жажды стресса", мечтой о национальном величии.

Как показывает практика, все же в принятии полити­ческих решений в сфере международных отношений верх берут объективные интересы. Политические действия вызываются не столько эмоциями, сколько жизненно важ­ными потребностями государства, его народа, социальных групп. Междуна­родные отношения – это сово­купность политических, экономических, социальных, дипломатических, правовых, военных и гуманитарных связей и отношений между основными субъектами миро­вого сообщества.

Главными субъектами международных отношений яв­ляются государства; международные (межправительствен­ные и неправительственные) организации; многочис­ленные ассоциации, движения, объединения, возникшие для реализации политических, экономических, социаль­ных, правовых, военных, гуманитарных и других от­ношений; конкретные личности и индивиды, которые оказывают заметное влияние на развитие международных отношений.

Международными отношениями движет международная политическая власть. Институты международной власти – это правительственные,а также неп­равительственныеобщественно-политические организа­ции, которые способны по своему международному стату­су принимать решения, обязательные длявсех членов сообщества (например, Совет Безопасности ООН) или же решения рекомендательного характера.

 

Внешняя политика: сущность, субъекты, средства, функции и методы.

Различают внутрен­нюю и внешнююполитику, хотя это различие в известной мере условно. В конечном счете и внешняя и внутренняя по­литика призваны решать одну задачу – обеспечивать сох­ранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. Вместе с тем как внутренняя, так и внешняя политика имеют свою специфику. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней. Внешняя политикарегулирует отношения данного го­сударства с другими государствами и народами, обеспечивает реализацию их потребностей и интересов па международ­ной арене.

Внешняя политика это деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших или присвоивших право от имени всего народа выражать и за­щищать национальные интересы на международной арене,
избирать адекватные средства и методы их реализации.
Что же такое национальные интересы? В основе внешней политики любого государства лежат интересы нации. Все цивилизованные страны независимо
от их государственного устройства своими национальны­ми приоритетами считают повышение материального и ду­ховного уровня жизни населения; обеспечение безопас­ности государства, национального суверенитета,
территориальной целостности; недопустимость вмеша­тельства во внутренние дела извне; защиту определенных политических и экономических позиций во внешнем мире. Следовательно, национальный интерес есть адекват­ность внешней политики государства потребностям общества. Внешнеполитическая деятельность, не выражающая или неадекватно выражающая национальные интересы, неизбежно пробуксовывает.

Ложно понятые и превратно сформулированные наци­ональные интересы могут стать причиной реальных кон­фликтов на международпой арене. Так обстояло дело при принятии руководством СССР решения о введении совет­ских войск в Афганистан в декабре 1979г. Подобная пози­ция нередко просматривается во внешнеполитическом курсе США, которые зоной своих "жизненных интересов" способны объявить любую территорию Земного шара.

Функции внешней политики:

1. Охранительная функция внешней политики связана с обеспечением сохранения и упрочения существующей в рамках данного государства системы общественных отно­шений от посягательств извне, защитой прав и интересов данной страны и ее граждан в международных делах.

2. Представительно-информационная функция заклю­чается в деятельности представительных органов и инсти­тутов государства за рубежом по изучению внешнеполити­ческих процессов; накоплению, обработке и анализу достоверной информации о состоянии международных дел; доведению этой информации до своего правительства с выдачей конкретных рекомендаций по ее исполнению.

3. Идеологическая функция внешней политики состоит в пропаганде философских, политических, экономических, социальных преимуществ своей системы и образа жизни на международной арене.

4. Координиция усилий государств по решению многих сложных проблем, имеющих общечеловеческий, глобаль­ный характер . Глобальные проблемы — это проблемы, затрагивающие жизненные интересы всего человечества, включая его будущее. К ним относятся проблемы войны и ми­ра, взаимодействия человека и природы, преодоления эко­номической отсталости населения 2/3 земного шара, борьбы с голодом и нищетой, охраны здоровья людей, роста народонаселения планеты, энергии и природных ре­сурсов, взаимоотношения человека и общества.

5. Торгово-организаторская функция внешней политики, через которую раскрывается взаимосвязь внутренней и внешней политики. Суть этой функции заключается в инициативных органи­заторских действиях государства, направленных на повы­шение международной конкурентоспособности промышленной и сельскохозяйственной продукции, расширение экспорта товаров, поиск выгодных торговых сделок, кон­тактов, создание других благоприятных внешнеполити­ческих условий деятельности.

Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется с помощью целого ком­плекса средств и методов. К ним относятся информацион­но-пропагандистские, политические, экономические, во­енные. Средства массовой информации, пропаганды, агитации играют важную роль в усилении международных позиций государства, помогают укреплять его безопасность, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров, получению материальной и моральной поддержки с их стороны в критические моменты, формиру­ют у международной общественности симпатию и дружелю­бие по отношению к данному государству, а в случае необходимости — гнев, осуждение, возмущение и т.п. Пропагандистские средства внешней политики способ­ствуют завуалированию истинных интересов и намерений государства. Примеров тому история знает множество, в частности ложные заверения нацистов в начале второй ми­ровой войны.

Дипломатия — это официальная деятельность госу­дарств и правительств, служб министерств иностранных дел дипломатических представительств за рубежом. Наи­более распространенными дипломатическими средствами и методами являются визиты и переговоры, дипломатичес­кие конференции, совещания и встречи, подготовка и зак­лючение двух- и многосторонних международных догово­ров и других дипломатических документов, участие в работе международных организаций и их органов пред­ставительства государств за границей, дипломатическая переписка, публикация дипломатических документов.

Политические средства внешней политики тесно взаи­мосвязаны с экономическими. Под экономическими средствами внешней политики подразумевают использование экономического потенциа­ла данной страны для достижения внешнеполитических целей. Государства, обладающие сильной экономикой, финансовой мощью, имеют и прочные международные по­зиции. Эффективными эконо­мическими средствами внешней политики являются эмбарго или режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление лицензий, инвестиций, креди­тов, займов, другой экономической помощи или отказ от ее предоставления.

Военным средством внешней политики принято счи­тать военную мощь государства, которая включает в себя наличие армии с учетом ее численности, качества воору­жения, боеготовности, морального состояния; наличие во­енных баз, ядерного оружия. Военные средства могут быть использованы для оказа­ния как прямого давления на иные страны, так и косвенно­го. Формами прямого давления могут быть война, интер­венция, блокада; косвенного — учения, парады, маневры, испытания новых видов оружия.

Официальными субъектами внешней политики являются государствов лице его представительных учреждений и исполнитель­но-распорядительных органов, а также должностных лиц: главы государства, парламента, правительства.

Внешнеполитическая деятельность осуществляется через специально созданный механизм — систему органов внешних сношений. Современная система органов внешних сношений, как правило, состоит из двух групп: внутригосударственных и зарубежных. К внутригосударственным органам относят­ся президент, парламент, правительство, специализированные учреждения (министерства иностранных дел и др.). Зарубежные органы делятся на постоянные (кон­сульства, посольства, постоянное представительство в международных организациях) и временные (участие в международных конференциях, совещаниях, симпозиу­мах и др.). Рассмотренные структура, функции, методы внешней политики, система органов внешних сношений, нацио­нальные интересы в комплексе обеспечивают функциони­рование внешнеполитического механизма любого государ­ства.

Внешняя политика осуществляется строго определен­ными государственными структурами. Субъектами международных отношений (мирового политического процесса) являются государства, международные правительственные и неправительственные организации, общественные движения, транснациональные корпорации, религиозные объединения, народы, этносы, политические и общественные лидеры.

Ведущая роль политики в международных отношениях обусловлена такими факторами:

1. Субъекты мировой политики владеют колоссальными ресурсами и возможностями влияния не только на собственно политические, но и на экономические и другие международные процессы. Убедительным примером являются годы «холодной войны» в XXст., когда по политическим соображениям над созданием оружия массового уничтожения людей работало большинство наилучших умов ученых и технической интеллигенции планеты.

2. Международные отношения имеют ярко выраженную тенденцию к глобализации, осложнению и расширению, что нуждается в усовершенствовании международных политических механизмов для их регуляции.

3. Международные политические отношения существенно влияют на формирование международного порядка, то есть обеспечение нормального функционирования государства и других международных институтов.

4. Сегодня как никогда остро встают вопросы безопасности всего человечества, проблемы его выживания. Именно в этом направлении концентрируется внимание мировой политики.

5. Посредством мировой политики возможно наиболее эффективно решать сложные проблемы мирового розвития, которые связаны с противоречием между тенденциями к розширению взаимоотношений народов и государств, с одной стороны, и разнообразием политических и социально-экономических систем – с другой.

 

3. Основные тенденциисовременных междуна­родных отношений.

1. Доминантой международного полити­ческого процесса последнего десятилетия является укрепле­ние международной безопасности, так как международные отношения и сегодня во многом остаются сферой несовпа­дающих интересов, соперничества и даже противоборства и насилия.

2. Рост взаимозависимости государств и интеграционных процессов. Он наблюдается особенно там, где созданы бла­гоприятные условия для международных инвестиций, коопе­рирования производства и кредитно-финансовых связей.

3. Возрастание роли научно-технических и социокуль­турных факторов во взаимодействии государств.

Основной тенденцией мировой политики является проблема глобализации. Глобализация – процесс планетарного объединения всех сфер человеческой деятельности, который охватывает производство, технологию, торговлю, культуру, политические и государственные институты. К глобальным изменениям принадлежат: ускорение темпов экономического и технического прогресса не только в развитых странах, но и в государствах, которые развиваются; усиление взаимосвязей и взаимозависимости континентов и стран; превращение мира на целостную систему. Невзирая на то, что человеческое общество состоит из 200 государств, которые отличаются общественным строем, традициями, верованиями, уровнем экономического и культурного развития, национальными и государственными интересами, они представляют собой взаимозависимую целостность. Между странами происходит активный обмен продукцией, сырьем, культурным достоянием. Ускорение развития современных стран во многом обусловлено усилением всесторонних контактов, взаимосвязей.

Самой важной глобальной проблемой является предотвращенипе войны. В связи с этим актуализируются другие проблемы, решение которых касается всего мирового сообщества: прекращение гонки вооружений, разоружение, применение мирных средств решения межнациональных, государственных, региональных и других конфликтов.

Не менее важной является экологическая проблема, обусловленная генным ухудшением природной среды. Екологическая проблема связана с невиданным ускорением экономического и технического развития, следствием чего является усиление уничтожения природных ресурсов, разрушения гармоничных природних связей, отравление природной среды. Опасным является колоссальный разрыв в уровне экономического и социально-культурного развития между развитыми и отсталыми странами.

Требует решение и продовольственная проблема. По разным данным в мире голодает 435—600 млн. лиц. При росте населения (в настоящее время оно составляет почти 6 млрд чел. а до 2030г. достигнет 8-9 млрд.) эта проблема может заостриться. К тому же в странах, которые розвиваются (проблема голода там актуальнее всего), население растет быстрыми темпами, а экономически развитые стран находятся в состоянии демографического кризиса. Так, в 1966-1988 гг. населения Африки выросло в 2,14 раза, а в Европе — менее чем на 12 %.

Среди проблем глобального масштаба — борьба со СПИДом, международный терроризм, наркомания.

В последние десятилетия становятся заметнее изменения в отношениях между государствами, внешняя деятельность которых в первую очередь формирует «мировую политику». Наблюдается переход от методов принуждения к методам регулирования и согласование при решении конфликтов, поиск компромиссных решений. Пробивают себе дорогую тенденции к углублению демократизации, гуманизации международных отношений.

Таким образом, международные отношения — это сложная система, охватывающая все международные яв­ления, события и процессы. Это — механизм корректи­ровки государственных и надгосударственных интересов, их защиты и реализации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...