Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнительный анализ ответов мальчиков




 

Области риска

Восприятие

Тип высказыв.

  А Б В Г Д Е опасн плата РИСК потеря приоб
Кол 56 12 4 13 2 4 44 19 28 81 10
%% 62 13 4,4 14,3 2,2 4,4 48,3 20,9 30,8 89 11

 

Существенных отличий в восприятии риска мальчиками и девочками не выявлено. Однако можно заметить, что

- количество ситуаций, названных девочками, больше, чем у мальчиков,

-   мальчики назвали больше ситуаций, связанных с риском для жизни (62% по сравнению с 46%), а девочки назвали больше ситуаций, связанных со статусом (27% в сравнении с 13%).

Можно предположить, что это связано со спецификой взросления: возрастное развитие девочек опережает возрастное развитие мальчиков, и, соответственно, у девочек более развита чувствительность к риску, диапазон осознаваемых рисков шире.

Была проведена процедура выделения собственно ситуаций риска (Приложение 4) и дальнейший анализ по областям. Были получены следующие результаты: зоны актуального риска («Ради чего рискуют?)

- отношения со сверстниками

- статус

- социальные нормы

- отношения с родителями

- образ взрослости

6- деньги, выигрыш

7 - другое

 

Таблица 10

Зоны актуального риска подростков («Ради чего рискуют?)

  1 2 3 4 5 6 7
Количество Всего = 67 15 13 9 3 15 6 6
%% 22,3 19,4 13,4 4,5 22,4 8,9 8,9

Таким образом, наиболее актуальными областями, где подростки пробуют себя, можно считать 3 области:

- образ взрослости - 22,4%,

-   отношения со сверстниками - 22%,

    статус - 19 %

Однако не менее важными для подростка ценностями являются и другие области. Данные области воспринимаются подростками как области уже освоенных ценностей, однако они не менее ценны. Это подтверждают результаты исследования в контексте «Чем рискуют подростки?» (см таблицу 11), где риск в большинстве случаев связывают с утратой именно этих ценностей.

 

Таблица 11

Области актуального риска подростков («Чем рискуют подростки?»)

  здоровье, жизнь статус деньги отношения с родител отношения со сверстн выбор
Колич-во Всего - 67 18 27 6 9 6 3
%% 26 39 8,7 13 8,7 4,35

1. Статус - 39%,

2. Здоровье, жизнь - 26%,

.   Отношения с родителями - 13%,

.   Отношения со сверстниками - 8,7%,

.   Деньги, имущество - 8,7%

 

Выводы:

Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:

Основными зонами актуального риска в младшем подростковом возрасте являются отношения со сверстниками, освоение образа взрослости.

Анализ категории «риск как плата, цена» и анализ в контексте «Чем рискуют подростки?» позволяет сделать следующие выводы: неактуальными, освоенными областями ценностей для младших подростков выступают области - здоровья и жизни, статуса и отношения с родителями. Это те «платы», которыми подростки готовы платить за более актуальные ценности.

Качественный анализ ответов показал, что большинство подростков воспринимают риск как нечто опасное, негативное, что может произойти извне вне зависимости от собственной активности, опасность, которую несет окружающая среда, некие случайности, и, естественно, что они воспринимают риск как нечто нежелательное, негативное, рисковые ситуации воспринимаются, прежде всего, как ситуации возможной потери.

Можно сказать, что в младшем подростковом возрасте нет существенных отличий в представлениях мальчиков и девочек относительно зон актуального риска.

Таким образом, первоначальные гипотезы подтвердились.

Необходимо отметить также, что подростки младшего школьного возраста уже выделяют ситуации, связанные с осознанием и принятием на себя ответственности за собственный выбор.

Также основными результатами исследования стали:

v выделенные группы восприятия риска подростками и взаимосвязи между данными группами, восприятием риска с точки зрения возможности потери или приобретения и областями риска,

v выявленные ситуации риска, актуальные для младшего подросткового возраста и классификация их по областям (Приложение 4).

Гипотетически можно предположить, что чувствительность к риску в какой-то мере характеризует возрастное развитие, а, значит, необходимо проследить динамику ее становления по возрастам, что является предпосылкой для дальнейших исследований в данной области.

 


Список литературы

 

1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

.   Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке.// Псих. ж. № 6, 1991.

.   Возрастная и педагогическая психология. // Под ред. А.В. Петровского. М., 1980.

5. Задорожнюк. И.Е.,. Зозулюк А.В. Феномен риска и его современные экономико-психологические интерпретации // Психологический журнал том,№, 1994г.

6. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Возрастная психология. // Вопр. психологии. 1998. №5.

.   Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. - М., 1991.

.   Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: «Просвещение», 1982.

.   Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений: Учебное пособие для вузов/ Т.В. Корнилова. - М., Аспект Пресс, 2003г.

10. Материалы фокус-группы «Исследование представлений о риске в подростковом возрасте», проведенной в 9,10 классах

11. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: ИЦ «Академия», 2002.

12. Обухова Л.Ф. возрастная психология. Учеб. Пос. - М.:Педагогическое общество России, 2000,

13. Петровский В.А. Активность субъекта в условиях риска. Автореф. на соискание уч. ст. канд. псих. наук. М., 1977

14. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: «Политиздат», 1990.

. Практикум по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. А.И. Щербакова. - М.: «Просвещение», 1987.

16. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития. / Вопросы психологии

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989,

18. Тюменева Ю.А., Хасан Б.И. Выявление групп риска наркозасисимости в старшем подростковом возрасте. - Красноярск, 2001г.

19. Федоренко Е.Ю. Выявление риска зависимости на ранних этапах развития. Красноярск, 2001г.

20. Хасан Б.И., Дюндик И.Н., Федоренко Е.Ю., Кухаренко И.А., Привалихина Т.И. Профилактика несвободы. Орг.-мет. Пособие, - М: Бонфи, 2003,

21. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров - М.: МИРОС, 2001,

.   Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. - Москва-Рига, 1995,

23. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: «Педагогика», 1989.

24. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...