Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бинауральная терапия, как метод реабилитации тревожных состояний




С появлением новых методов исследования функциональной нервной системы возникла возможность визуализировать работу живого мозга ребенка без хирургического вмешательства. Теперь в ходе электроэнцефалографической диагностики можно с точностью до 90% определить состояние центральной нервной системы человека. Центральная нервная система, как вы все знаете, находится в головном мозге, который состоит из миллиардов нейронов, причем количество нейронов за годы обучения и после не увеличивается, а увеличиваются и совершенствуются только связи между этими нейронами. Психическое и физическое состояние зависят от того, как эти связи формируются, и как они работают. Если нарушений в этих связях нет, то электроэнцефалограмма здорового мозга имеет гармоничный и красивый вид.

Но, к сожалению, многочисленные психофизиологические исследования среднестатистических людей позволяют сделать вывод о том, что только у 20% обследуемых, электроэнцефалограмма имеет такой вид.

Так называемые «мозговые волны» (brainwaves) представляют собой излучаемые мозгом электромагнитные волны малой интенсивности, с частотой от 1 до 40 герц.

Выделяют пять основных групп этих волн:

·   Дельта-волны (0,5-3 Гц): Появляются в период глубокого сна, транса, гипноза.

·   Тета-волны (4-7 Гц): Возникают во время сна, глубокой релаксации и медитации. Увеличивают способности памяти, фокусировку внимания, стимулируют фантазию, способствуют ярким снам. Некоторые люди отмечают, что полчаса тета-волн в день заменяют 4 часа обычного сна.

·   Альфа-волны (8-12 Гц): Фиксируются в состоянии, пограничном между сном и пробуждением, медитации, вызывают положительные эмоции, чувство комфорта и гармонии. Используются в различных «скоростных» методиках аудио / видеообучения, например, на кассетах с курсами по изучению иностранных языков. Даже чтение учебника под тета-волны способствует большему усвоению материала. В альфа-диапазоне лежит также полоса частот, известная как «резонанс Шульмана» (частоты, резонирующие с магнитным полем Земли).

·   Бета-волны (13-30 Гц): Возникают в активном, бодром состоянии. Высокая активность бета-волн всегда соответствует большому выделению стресс-гормонов.

·   Гамма-волны (30 Гц и выше) - идут бок о бок с понятиями «гиперсознание», «гиперреальность». Во всяком случае, так полагает лауреат Нобелевской премии, сэр Фрэнсис Крик и некоторые другие ученые.

Суть рассматриваемой технологии проще пояснить на примере. Пусть нам нужно стимулировать мозг 10-ю герцами. Для этого… Подаем в левое ухо равномерный тон в 500 герц, а в правое - на 510 Гц. Их «микширование» происходит уже в мозге. При этом 510 Гц - 500 Гц дают нам как раз 10 Гц. Эта разница, воспринимаемая мозгом, именуется бинауральным колебанием.

В последнее время, человека сопровождают сильные социогенные стрессы, и мозг не выдерживает такой нагрузки и после 40-50 лет возможны печальные последствия. Не секрет, что инсульты головного мозга в наше время стали распространенной болезнью (пример 2). Если бы оба полушария развивались симметрично, то в стрессовых ситуациях правое полушарие приходило бы на помощь левому, т. к. генетически правое полушарие более сильное и устойчивое. Проведенные эксперименты с головным мозгом подтверждают это. Когда в оба полушария вводят наркоз, то в правом полушарии действие наркоза заканчивается, через 40 сек, а в левом - только через 2-3 мин.

Снижение творческого потенциала и старение у левополушарников наступают также быстрее. Старение особенно заметно у мужчин после 60 лет. Обмен веществ у мужчин и в зрелые годы остаётся интенсивным, а мозг начинает работать медленно (альфа-ритмы в среднем снижаются с 10 до 8 Гц), поэтому процесс старения мужчин старше 60 лет заметнее, чем у женщин, так как у женщин генетически более развито правое полушарие. Таким образом, от однополушарного образования больше страдает сильная половина человечества.

Вторая причина - дисфункция мозга, возникающая в результате снижения качества и количества сна. Во время сна у человека должно регистрироваться сонное веретено, и в том случае наступает глубокий дельта-сон. Во время дельта-сна выделяются гормоны роста и антитела. Но, к сожалению отмечено, что в последние 20 лет продолжительность дельта-сна взрослого человека и особенно детей сокращается. При этом увеличиваются периоды быстрого сна, при котором выделяется гормон стресса - кортизол и ребенок просыпается на следующее утро с головной болью. У детей и взрослых сонные ритмы остаются в лобных участках мозга длительное время, что снижает память, внимание и рост.

Третья причина заключается в том, что медленные ритмы в лобных участках усиливаются при просмотре телевизионных программ или при играх с компьютером. Причем, исследования показывают, что постоянные медленные сонные ритмы регистрируются у 70% школьников и 80% студентов. Если учитывать, что лобные участки мозга играют очень важную роль, то поведение школьников, особенно в старших классах, становится понятным. Поскольку лобные доли мозга покрыты сонными (медленными) ритмами, серотонин - гормон радости, вырабатываемый гипоталамусом мозга, выделяется недостаточно. В лобных участках мозга также находятся центры творчества и инициативы.

Человеческий мозг устроен так, что он пытается восстановить гомеостаз мозга своими силами. И в выше указанных случаях школьники, студенты и взрослые люди пытаются, интуитивно активизировать участки мозга, которые медленно работают. Они пытаются разбудить мозг своими силами. У детей дошкольного возраста это проявляется как гиперактивность (СДВГ), эти дети начинают активно двигаться.

Взрослым на помощь приходит крепкий чай, кофе, никотин, пиво, рок музыка в некоторых случаях и наркотики. Но все эти средства действуют временно и имеют нежелательные последствия. Проведенные опыты с обезьянами подтверждают выше сказанное. Когда обезьянам удаляли лобные участки мозга, после операции у них появилось странное поведение. Обезьяны утратили страх, перестали бояться змей, они как будто перестали отличать хорошую пищу от плохой, не различали своих партнеров, сексуальная активность повысилась.

Подобный комплекс нарушений наблюдался и у больных с повреждениями височных долей мозга. Он получил название синдром «Клювера» в честь ученого, который определил важность работы височных и лобных отделов мозга. Синдром «Клювера» наблюдается и у школьников и студентов, у которых были зарегистрированы медленные волны в лобных участках с потенциалом свыше 200 мкВ.

Суть изобретения заключается в том, что вначале проводится электроэнцефалографическая диагностика головного мозга. При этом определяется состояние центральной нервной системы. т.е. с помощью специальной компьютерной программы определяются частотные характеристики правильных доминирующих ритмов головного мозга для каждого ребенка или взрослого человека. Мозговые ритмы у каждого человека разные, подобно ритмам сердца. После определения частоты мозговых ритмов, и создается коррекционная программа, которая записывается на СД-дисках с фоновой музыкой. В итоге записанные индивидуальные ритмы мозга подаются через наушники ребенку или взрослому. Буквально через 4-5 мин. ребенок так же и взрослый человек начинают расслабляться, так как альфа-ритмы активизируют парасимпатическую нервную систему. Многие испытуемые после 10-15 мин. засыпают. После сеанса через 30-40 мин. они просыпаются, с ощущением словно проспали всю ночь.

Что же происходит с головным мозгом во время коррекции. Доминирующие альфа ритмы затылка начинают резонировать правильные ритмы и через некоторые время патологические и молчащие ритмы начинают принимать импульсы с тех нейронов-пейсмейкеров (их называют ритмоводителями).

Благодаря чему через полчаса активизируются десятки тысяч молчащих нейронов мозга. В последующих сеансах этот процесс продолжается. Коррекцию желательно проводить каждый день перед сном. Это очень удобно. Пациент успокаивается или засыпает крепким сном. Когда человек спит под влиянием своих правильных ритмов у него выделяется антитела и гормоны роста. Через 10 сеансов коррекций поведение детей и взрослых меняется в лучшую сторону, поскольку лобный участок мозга освобождается от патологически медленных волн.

У человека появляется радость, гипоталамус начинает активно вырабатывать гормон радости. Организм сам начинает вырабатывать естественный эндорфин, главное условие для этого - баланс в головном мозге.

Затылочные доли мозга должны работать медленно, а лобные участки быстро. В ходе коррекции восстанавливается межполушарная связь мозга, правое полушарие начинает работать активнее. Ребенок становится эмоциональным, ведь правое полушарие отвечает за эмоции. Восстанавливается и улучшается его психосоматика.

Предложенный способ эффективен для снижения депрессивных состояний человека, тревожности, компьютерной и игровой зависимостей, коррекции эмоционального выгорания, возрастных отклонений психического развития детей и взрослых.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...