Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статья 4: ВЫПОЛНЕНИЕ ХОДОВ




THE FIDE Laws of Chess


ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ

Статья 1: ХАРАКТЕР И ЦЕЛИ ИГРЫ В ШАХМАТЫ

 

1.1. В шахматы играют два партнера, которые по очереди перемещают свои фигуры на квадратной доске, называемой “шахматной”. Игрок, имеющий белые фигуры, начинает партию. Шахматист получает право хода, только после того, как его партнер завершил ход (см. пункт 6.7).

 

1.2. Цель каждого игрока состоит в нападении на короля противника таким образом, чтобы король противника не имел никакого спасения. Считается, что игрок, который достигает этой цели, «заматовал» короля соперника и выиграл партию. Партнер, король которого заматован, проиграл партию. Оставлять своего короля под нападением и подвергать его нападению не разрешается. Взятие короля противника запрещено.

 

1.3. Если позиция такова, что никто из партнеров не может поставить мат, партия заканчивается вничью.

 

Статья 2: НАЧАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ФИГУР НА

ШАХМАТНОЙ ДОСКЕ

2.1. Шахматная доска состоит из 64-х равных квадратов (8х8), поочередно светлых (“белые” поля) и темных (“черные” поля). Она располагается между игроками так, чтобы ближайшее угловое поле справа от игрока было белым.

 

2.2. В начале партии один игрок имеет 16 светлых фигур (“белые”);

другой – 16 темных фигур (“черные”).

 

Эти фигуры, обычно обозначаемые соответствующими символами, следующие:

 

Белый король  
Белый ферзь  
Две белые ладьи  
Два белых слона  
Два белых коня  
Восемь белых пешек  
Черный король  
Черный ферзь  
Две черные ладьи  
Два черных слона  
Два черных коня  
Восемь черных пешек  

 

2.3. Начальная позиция фигур на шахматной доске такова:

 

 

2.4. Восемь вертикальных рядов квадратов называются “вертикалями”. Восемь горизонтальных рядов квадратов называются “горизонталями”. Прямые линии квадратов одного и того же цвета, проходящие от края доски к соседнему краю, называются “диагоналями”.

Статья 3: ХОДЫ ФИГУР

 

3.1. Не разрешается делать ход фигурой на поле, занятое фигурой того же цвета. Если фигура ходит на поле, занимаемое фигурой партнера, последняя берется и снимается с шахматной доски, как часть того же самого хода. О фигуре говорят, что она атакует фигуру партнера, если эта фигура может произвести взятие на этом поле, согласно Статьям 3.2 - 3.8: Фигура нападает на поле, даже если она не может пойти на это поле, так как, король того же цвета окажется под ударом.

 

3.2. Слон может ходить на любое поле по диагонали, на которой он стоит.

 

 

3.3. Ладья может ходить на любое поле по вертикали или горизонтали, на которых она стоит.

 

3.4. Ферзь может ходить на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит.


3.5. Когда делаются эти ходы, ферзь, ладья или слон не могут перемещаться через поле, занятое другой фигурой.

 

3.6. Конь может ходить на одно из ближайших полей от того, на котором он стоит, но не на той же самой вертикали, горизонтали или диагонали.


 

3.7. Пешка может ходить только вперед:

(a) на свободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали;

(b) с исходной позиции, как в 3.7а - на одно поле или на два поля по той же самой вертикали, если оба эти поля не заняты;

(c) на поле, занимаемое фигурой партнера, расположенное перед ней по диагонали на соседней вертикали, одновременно забирая эту фигуру.


 

(d) Пешка, атакующая поле, которое пересекла пешка партнера, продвинутая с исходной позиции сразу на два поля, может взять эту продвинутую пешку, как если бы последний ее ход былтолько на одно поле. Это взятие может быть сделано только очередным ходом и называется взятием “на проходе”.


 

(e) Пешка, которая достигает последней горизонтали от своей исходной позиции, должна быть

заменена на той же клетке ферзем, ладьей, слоном или конем цвета пешки, это является

частью хода. Эта замена пешки называется “превращением”, действие новой фигуры

начинается сразу. Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были уже взяты

раньше.

 

3.8. Существует два различных способа делать ход королем:

(a) ходить на любое соседнее поле, которое не атаковано одной или более фигурами партнера.

Считается, что фигуры партнера атакуют поле, даже, если они не могут ходить.

 

(b) делать “рокировку”. Это перемещение короля и одной из ладей того же цвета по

ближайшей к игроку горизонтали, выполняется следующим образом: король перемещается с его исходного поля на два поля по направлению к ладье, стоящей на первоначальном поле, затем ладья переставляется через короля на следующее за ним поле.

Слева внизу - положение перед рокировкой белых на королевский фланг и рокировкой черных на ферзевый фланг.

Справа внизу - положение после рокировки белых на королевский фланг и рокировки черных на ферзевый

фланг.

 

Слева вверху – положение перед рокировкой белых на ферзевый фланг и рокировкой черных на королевский фланг.

Справа вверху - положение после рокировки белых на ферзевый фланг и рокировки черных на королевский фланг

(1) Рокировка невозможна:

a) если король уже двигался с исходного места,

b) с той ладьей, которая уже двигалась с исходного места.

(2) Рокировка временно невозможна:

a) если атаковано одной из фигур партнера поле, на котором стоит король, или которое он должен пересечь, или которое он должен занять;

b) если между королем и ладьей, с которой может быть произведена рокировка, находится какая-то фигура.

 

3.9 Король находится “под шахом”, если он атакован одной или несколькими фигурами партнера, даже если такие фигуры не могут двигаться.

 

Ни одна из фигур не может сделать ход, который ставит или оставляет своего короля под шахом.

 

Статья 4: ВЫПОЛНЕНИЕ ХОДОВ

4.1. Каждый ход должен делаться только одной рукой.

 

4.2. При своем ходе игрок может поправить одну или несколько фигур на их полях, при условии, что он сначала предупредит о своем намерении (например, сказав “поправляю”)

 

4.3. Если игрок, который должен делать ход, намеренно касается на шахматной доске (кроме

случаев, приведенных в Статье 4.2):

(а) одной или несколько своих фигур, он должен сделать ход первой фигурой, до которой дотронулся, если такой ход возможен,

(б) одной или несколько фигур партнера, он должен взять первую фигуру, до которой дотронулся, взятие которой возможно.

(с) одной фигуры каждого цвета, он должен взять фигуру партнера своей фигурой или, если это невозможно, пойти или взять первую тронутую фигуру партнера другой своей фигурой. Если нельзя установить, какая фигура была тронута первой, считается, что это фигура игрока, за которым очередь хода, а не его партнера.

 

4.4. Если игрок, чья очередь хода намеренно:

(а) касается своего короля и ладьи, он должен рокировать в сторону этой ладьи, если такой ход возможен.

(b) касается ладьи, а затем короля, рокировка не разрешается, и должна быть применена Статья 4.3(а).

(с) Если игрок, который хочет сделать рокировку, касается короля, но рокировка в эту сторону невозможна, игрок должен сделать ход королем, включая рокировку в другую сторону. Если король не имеет хода, игрок может сделать любой возможный ход.

(д) Если игрок превращает пешку, выбор фигуры завершен, когда эта фигура коснулась поля превращения.

 

4.5. Если ни одна из тронутых фигур не может пойти или быть взятой, игрок может сделать любой возможный ход.

 

4.6. Если фигура поставлена на поле, как возможный ход или часть возможного хода, она не может пойти на другое поле на этом ходу. Если ход невозможен, вместо него должен быть сделан другой ход, согласно пункту 4.5.

 

Ход считается сделанным, когда все требования Статьи 3 полностью выполнены в случае:

(а) взятия, когда взятая фигура снята с доски и игрок, поставив свою фигуру на это поле, отпустил руку,

(б) рокировки, когда игрок отпустил руку от ладьи на поле, пересеченном королем. Если игрок отпустил руку от короля, ход еще не сделан, но игрок не имеет права сделать другой ход, кроме рокировки в эту сторону, если это возможно,

(с) превращения пешки, когда она снята с доски и игрок отпустил руку от новой фигуры,

поставленной им на поле превращения. Если игрок отпустил руку от пешки, которая достигла поля превращения, то ход еще не сделан, при этом игрок не имеет права пойти пешкой на другое поле.

 

4.7. Игрок теряет право заявлять о нарушении партнером Статьи 4, как только он намеренно коснется фигуры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...