Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические и личностные особенности учащихся среднего звена ОСОШ




В последнее десятилетие контингент основной школы (учащиеся 6 - 9 классов) ОСОШ №94 - это, в подавляющем большинстве случаев, дети со школьной, социальной дезадаптацией или из групп риска. Для завершения обучения в общеобразовательной школе они нуждаются в психолого-педагогической поддержке.

Проблемы в обучении имеются у всех учащихся. 73% учащихся, принимающих участие в эксперименте, имеют сниженную учебную мотивацию. Большинство учащихся нуждается в наблюдении учителя, помощи и контроле с его стороны на уроке. Всем, без исключения, учащимся требуется адаптация учебного материала.

По данным специалистов центра диагностики и консультирования "Развитие", ежегодно выявляющих особенности познавательной и личностной сфер учащихся 6-9 классов ОСОШ №94, большинство учащихся характеризуется недостаточным развитием основных познавательных функций (внимания, памяти, мышления).

Слабо развито произвольное внимание, достаточно долгим является период "врабатываемости". "Коллективное внимание" - менее 7 минут.

Память учащихся является неразвитой, они не владеют приёмами опосредованного запоминания, преобладает механическое запоминание. Память учащихся характеризуется доминированием зрительной памяти. Долговременная память у всех учащихся не развита, имеет очень низкий уровень.

У всех учащихся выявлена недостаточная сформированность сложных форм мыслительных операций. Преобладает наглядно-образное мышление, а не словесно-логическое. Наиболее страдает словесно-логическое мышление. Нарушены операции анализа, синтеза, классификации и обобщения. Мышление ситуативно и конкретно. Наиболее доступные действия - по аналогии (воспроизводят с недостатками). Психологи и дефектологи зафиксировали низкую устойчивость внимания, высокое стремление к отвлечению. Недостаточный уровень сосредоточенности значительно снижает объём памяти учащихся. Данные диагностики показали, что он не соответствует возрастной норме.

Учащиеся характеризуются низким уровнем самоконтроля и воли. Доминантой коллектива класса часто становится демонстрация негативной установки к выполнению школьных требований.

Данные нейропсихологического диагностирования говорят о существенной функциональной недостаточности их психофизиологического развития.

Мы воспользуемся обобщенными данными, предоставленными специалистами Центра диагностики и консультирования "Развитие"

С целью выявления особенностей развития учащихся ОСОШ было проведено обследование контингента учащихся. Обследование проходило в несколько этапов: первым был сбор анамнестических данных через анализ документов учащихся (медицинская карта, характеристики, справки, заключения ПМПК). Более подробные и точный сбор данных предполагал беседу с родителями учащегося и изучение поликлинической медицинской карты, но был исключен по причине трудности привлечения родителей детей и подростков к сотрудничеству. Данный этап необходим для общей оценки глубины учащегося в сфере обучения, в семье и проблем в процессе социализации, а также времени начала развития проблематики. На первом этапе изучались документы учащихся 7-9 классов. Вторым этапом было непосредственно экспериментально-психологическое обследование познавательной и эмоциональной сферы учащихся.

Из всего объема информации, отраженной в документации, была выделена та, которая, как нам кажется, имеет значение в картине формирования и развития проблематики в образовательной сфере и сфере социализации. Т.к. большое значение имеет своевременность выявления проблематики развития ребенка и оказание соответствующей помощи, нами учитывалась информация о посещении ребенком ДОУ и получения им специальной коррекционной помощи в рамках данного учреждения. К сожалению, в документах имеет место отсутствие данной информации или неполное отражение (не указывается, посещал ли ребенок ДОУ, или не указывается №ДОУ). В результате нами были получены неполные данные. Данные показывают, что часть учащихся не были охвачены дошкольными образовательными учреждениями. Данный фактор рассматривается как неблагоприятный, т.к. домашнее воспитание может рассматриваться как благо при условии социального и психологического благополучия в семье, воспитывающей ребенка, и достаточно высоком уровне компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения ребенка. Это нельзя утверждать о подавляющем большинстве семей учащихся ОСОШ. Непосещение ДОУ ребенком из такой семьи способствует развитию социально-педагогической запущенности. Кроме того, существует вероятность того, что в результате непосещения ДОУ у ребенка не была вовремя выявлена проблематика в психологической, логопедической либо дефектологической сфере и не оказана своевременная коррекционная помощь.

Психологи и дефектологи помогли провести экспериментально-психологического обследования учащихся [38]. Диагностика проводилась с применением тестов Люшера, Розенцвейга, рисуночных тестов; методик, исследующих особенности мышления: "Выявление общих понятий", "Исключение понятий", "Сложные ассоциации". В результате обработки и анализа полученных данных нами был составлен психологический портрет типичный ученика ОСОШ.

Особенностью данной категории учащихся является дефицитарность развития интеллектуальной сферы, большинство результатов выполнения тестов соответствует нижней границе возрастной нормы. Ситуация осложняется отсутствием навыков учебной деятельности в результате педагогической запущенности. Исследование эмоционально-личностной сферы выявило следующие особенности: эмоциональную неустойчивость, неконструктивность реагирования в конфликтной ситуации, повышенную агрессивность, высокую степень тревожности, низкую самооценку, инфантильность в поведении и эмоциональной сфере. Особенно тревожным фактором является отсутствие у подавляющего большинства учащихся учебной мотивации. Среди обследуемых выделяется группа учащихся с относительной сохранностью интеллектуальной сферы, но со значительными отклонениями в поведенческой и эмоциональной сферах: высокой агрессивностью, неприятием общепринятых норм поведения, высокой склонности к деликвентному поведению, неадекватным эмоциональным реагированием в общении с окружающими, стремлением занять лидерские позиции в группе. Обучение данной категории учеников представляет сложность уже не в силу проблем в интеллектуальной сфере, сколько в силу проблем в сфере социализации.

В силу вышеперечисленных особенностей контингента учащихся требуется особая организация образовательного процесса. В частности, для увеличения результативности обучения за счет усиления контролирующей функции учителя рекомендуется обучение в малых группах. Малая наполняемость класса позволит так же осуществлять индивидуальный и уровневый подход в обучении.

Т.о. учащиеся ОСОШ в большинстве имеют когнитивные и эмоциональные нарушения, требующие учета и особой организации процесса обучения. [38].


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...