Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оккупация.. Освобождение и восстановление.




Оккупация.

После начала Великой Отечественной войны деятельность завода «…продолжалась в прежнем виде – испытания торпед. …В сентябре 1941 г. 2-ое ГУ НКСП ставит задачу руководству станции готовить ее к эвакуации ввиду приближения линии фронта. …». [6].

В условиях военного времени удалось эвакуировать значительную часть оборудования завода № 238 (Русский Уайтхед) и людей. Естественно, в тех условиях конечные пункты эвакуации оказались различными.

Часть завода прибыла в город Уральск, куда также были эвакуированы из Ленинграда заводы №№ 181 и 231(на базе которого, вместе с другими предприятиями, в 1943 году будет создан НИИ-400). Там «... Объединенный завод работал под № 231. » [2].

Часть людей удалось эвакуировать в город Каспийск на завод № 182, что отмечает также [1]: «…завод был эвакуирован в г. Каспийск. 310 рабочих завода вступили в истребительный батальон, затем партизанили … большинство из них погибло в бою у с. Лесное. Оставшиеся в живых служили в Советской Армии. 3 ноября 1941 года поселок был оккупирован фашистскими захватчиками. Гитлеровцы использовали бухту как перевалочную базу для доставки по морю вооружения и снаряжения. 29. 12. 1941 года у Феодосии был высажен советский десант, но продержаться ему удалось недолго. 12 января немцы провели в районе поселка карательную операцию. Всех жителей выгнали из домов и они разошлись по ближайшим деревням. В балке у поселка (в районе, где сейчас находится остановка маршрутного автобуса) каратели расстреливали моряков-десантников. Возле завода была оборудована база немецких торпедных катеров, которую прикрывали зенитные батареи».

 По рассказам старожилов, которые автор слышал, когда в 1953 году жил в поселке, карательная операция против жителей, о которой упомянуто выше, началась с того, что их всех загнали в море и там сколько-то времени так держали.

В этих рассказах также упоминалось немецкое орудие, установленное на вершине Киик-Атлама, говорили о матросах, которые еще сколько-то времени скрывались среди гор над поселком.

Помнятся также некоторые сотрудники завода, вернувшиеся живыми с фронта, и из эвакуации.

 

Освобождение и восстановление.

«13 апреля 1944 года поселок был освобожден Советской Армией. Жители возвратились домой. Началось восстановление разрушенных домов и строительство новых, Строили их военнопленные немцы. Были построены: бараки для школы, клуб, столовая, детский сад и магазин. …В 1951-1952 годах была построена новая средняя школа «№ 6, которая существует и сейчас». [1].

« Сразу же после освобождения Феодосии…. на завод прибыла комиссия 2-го ГУ НКСП во главе с начальником Главка т. Лебедевым П. Н. » [6] 

Завод и поселок немцами при отступлении были уничтожены практически полностью. Был сделан вывод: «Восстановление завода нецелесообразно» [6].

Однако это решение вскоре было пересмотрено и в Феодосию был командирован бывший главный инженер завода Попов Василий Власович…, а в октябре 1944 года в помощь Попову был направлен бывший начальник ТО завода Ткаченко В. В…. со всех сторон стали сходиться и съезжаться бывшие работники завода. Транспорта не было, жилья тоже. Каждый устраивался, как мог….. Завод в этот период являлся испытательной базой НИИ-400. С 1946 г. он приобретает самостоятельность. Директором назначают Слуцкого Илью Моисеевича, главным инженером Ткаченко Виталия Васильевича. Так началась вторая жизнь нашего завода и поселка. …С марта 1948 года завод начал выпускать серийную продукцию, т. е. вступил в строй действующих предприятий страны».

Т. е. завод начал обеспечивать пристрелку серийных торпед изготавливаемых в Ленинграде на заводе № 181.

На моей памяти завод на двуякорной имел № 183. (? ), однако в некоторых воспоминаниях, например [7], сообщается, что «…этот завод уже под № 832, а еще позже под названием «Гидроприбор» функционировал вплоть до 1992 года. Именно тут осуществлялась доводка и сдача флоту всех новейших торпед …».   

Термин «Гидроприбор» завод, очевидно, получил в 1969 году, когда «…НИИ-400 с филиалами и ЦКБ-145 был преобразован в ЦНИИ «Гидроприбор». [11].

Пристрелку торпед, изготавливаемых Алма-Атинским заводом № 175 (этот номер он получил от довоенного завода в Б. Токмаке) обеспечивал полигон, построенный в 1943 г. на Озере Иссык-Куль. [3].

Автор весной 1948 года заканчивал 3 курс «торпедного» факультета ЛКИ. В июне 1948 года, в составе группы студентов под руководством преподавателя А. Н. Сухова, отправился на практику на пристрелочный полигон, только не Феодосийский, который только что вошел в строй действующих предприятий страны, а в Каспийск на завод № 182, где проходил практику на заводском пристрелочном павильоне, под названием  «Тамара».

 Павильон «Тамара» в то время обеспечивал пристрелку торпед, изготавливаемых заводом № 182.

Позже «Тамара» (в 1966 году) была закрыта из-за обмеления Каспийского моря, вследствие чего пристрелку изготавливаемых торпед начали производить со спец. корабля и переносить на черноморский пристрелочный полигон, на завод № 832.

Хорошо помню, что кроме практики на «Тамаре» по пристрелке серийных торпед, изготавливаемых заводом № 182, мы, студенты, также участвовали в испытаниях опытных торпед, проводимых на акватории под руководством Г. И. Портнова.

 

 

Мне представляется очевидным, что в 1948 году завод и поселок Орджоникидзе еще просто были не в состоянии принимать на практику студенческую группу, обеспечивать их жильем и питанием.

Вид поселка Орджоникидзе в 1946 году и завода в 1948:

 

(Фотографии получены из [6]. )

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...