Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8 вопрос Возможности инклюзии детей с ОВЗ.




Идеи психолого-педагогического сопровождения, активно

развиваются в работах Л. В. Байбородовой, Н. Г. Битяновой, О. С. Газмана,

И. В. Дубровиной, С. В. Дудчик, Е. И. Казаковой, Н. В. Клюевой, и др. В

наиболее общем смысле сопровождение характеризуют как помощь

ребенку в преодолении возникающих трудностей, в поиске путей решения

актуальных противоречий, встречающихся при организации

образовательного процесса, как непрерывный процесс изучения,

формирования и создания условий для принятия субъектом оптимальных

решений в различных ситуациях жизненного выбора, обеспеченных

командной работой специалистов различных профилей. Идеи психолого-

педагогического сопровождения соответствуют прогрессивным идеям

зарубежной гуманистической психологии (Г. Олпорт, А. Маслоу, К.

Роджерс, Дж. Мид, М. Кун, И. Блумер), отечественной психологии (Е. В.

Бондаревская, Р. Л. Кричевский, С. В. Кульневич, И. А. Якиманская и др. ),

педагогики сотрудничества (Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков и др. )

(приводится поЛ. Н. Харавинина).

В качестве основных характеристик сопровождения, в первую очередь

по отношению к сопровождению ребенка с ОВЗ, выступают его

процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность

в реальную ситуацию человека, особость отношений между участниками,

приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта

(«педагогика успеха»), право субъекта самостоятельно совершать выбор и

нести за него ответственность. М. Р. Битянова определяет сопровождение

ребенка или группы детей с ограниченными возможностями адаптации в

образовательном процессе как одно из приоритетных направлений

деятельности инклюзивного образовательного учреждения, может быть

определена как «... система профессиональной деятельности, направленная

на создание социально-психологических условий для успешного обучения

и психологического развития ребенка в ситуации школьного

взаимодействия». Само понятие «сопровождение» следует распространять

не только непосредственно на ребенка с ОВЗ, ребенка с инвалидностью, но

и на других субъектов инклюзивного образовательного пространства -

других детей класса, группы, родителей всех детей, но и на членов

педагогического коллектива, реализующего это образование. В первую

очередь содержание сопровождения должно быть распространено на

защиту прав детей в части сохранения «позитивного здоровья», которое

нарушаются, в том числе, и в виде перегрузок образовательных программ,

несоответствия образовательной среды потенциальным возможностям

детей, эмоциональных перегрузок, а также эмоционального насилия.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение как

реализация защиты прав ребенка (в наиболее широком смысле),

реализация индивидуальной образовательной программы в данном случае

должно осуществляться как адаптация образовательных и иных социально-

психологических нагрузок. Таким образом, рассматривая любого ребенка с

ограниченными возможностями адаптации как основного субъекта

инклюзивной образовательной среды, можно конкретизировать цели и

задачи сопровождения: непрерывное поддержание силами всех

специалистов - субъектов образовательного процесса равновесной

ситуации между реальными возможностями ребенка по амплификации

образовательных воздействий (определяемых, в первую очередь,

закономерностями индивидуального развития ребенка) и объемом,

динамическими показателями этих образовательных воздействий, со

стороны педагогов, родителей, других субъектов образовательного

процесса.

Структура и базовые компоненты психолого-педагогического

сопровождения определяться следующими тремя основными

взаимосвязанными компонентами:

1. Систематическим отслеживанием психолого-педагогического

статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе

обучения.

2. Созданием социально-психологических условий для развития

личности каждого ребенка, успешности его обучения.

3. Созданием специальных социально-психологических и

образовательных условий для сопровождения и помощи в обучении и

развитии детей с ОВЗ (в образовательной парадигме - особыми

образовательными потребностями).

В соответствии с этими компонентами процесса сопровождения

определяются конкретные формы и содержание работы специалистов

сопровождения: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная

деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей,

других участников образовательного процесса, деятельность по

определению и корректировке компонентов индивидуальной

образовательной программы (в структуре реализации индивидуального

образовательного маршрута). Каждое направление включается в единый

процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное

содержательное наполнение. В тоже время реализация подобных целей и

задач, определение форм и содержательное наполнение деятельности

субъектов образовательного пространства требует определения критериев

создания и поддержания оптимальности и эффективности сопровождения

как равноценной составляющей инклюзивного образовательного процесса

в целом. В качестве критериев необходимо определить такие показатели

существования ребенка (всех детей) в инклюзивном образовательном

пространстве, которые отражают ситуацию равновесия между

образовательными воздействиями со стороны среды и эффективностью

обучения и развития ребенка в целом, проявляющие себя в оптимальном

включении этих образовательных воздействий в психические структуры. В

отечественной психологической науке этот процесс получил название

амплификация. Таким образом, с одной стороны образовательные

воздействия должны быть индивидуально максимально-оптимальными, с

другой — индивидуально допустимыми, то есть не превышать пределов

индивидуальных адаптационных возможностей ребенка, группы детей в

целом.

Одной из первостепенных задач сопровождения является определение

критериев максимально-оптимально допустимых образовательных

воздействий (как в количественной, так и качественной представленности).

Одной из возможных дефиниций понятия «сопровождение ребенка в

образовательной среде» является создание ситуации как путем

оптимальной организации этой образовательной среды с приспособлением

ее к возможностям ребенка, так и специально организованного

 «доразвития» (в рамках индивидуально-ориентированного обучения и

реализации коррекционно-развивающих программ компонента ИОП). В

этом случае силами основных участников образовательного процесса -

педагогов и специалистов сопровождения создается оптимальное для

ребенка с ОВЗ равновесие между образовательными воздействиями

(адаптацией образовательной программы, характером и организацией

межличностного взаимодействия, в том числе мотивационных

воздействий, структурно-топологической организацией образовательного

пространства, тьюторским сопровождением ребенка и т. п. ) и его (ребенка)

индивидуальными амплификационными возможностями.

Таким образом, одним из качественных критериев эффективности

психолого-педагогического сопровождения ребенка является

«нахождение» ребенка в индивидуально-адаптивной зоне уровня

образовательных воздействий и динамический контроль изменения

показателей адаптации для «недопущения» сдвига этих показателей в

пограничную и, тем более, дизадаптивную зону, что может достигаться как

за счет индивидуально-специфической для каждого ребенка организации

образовательной среды в целом (индивидуализация образовательной, в том

числе коррекционной программ), так и в результате поддержания

амплификационных возможностей ребенка развивающими и/или

коррекционными средствами всеми специалистами, включенными в

сопровождение. Исходя из этого, определяется весь «веер» психолого-

педагогических технологий, используемых специалистами психолого-

медико-педагогического консилиума, а также и разработка основного

компонента индивидуальной образовательной программы —

адаптированного учебного материала, который и будет составлять

содержание учебного процесса. При этом нельзя забывать и об еще одном

компоненте ИОП - социализации включаемого ребенка. Причем

социализацию включаемого ребенка нельзя рассматривать в отрыве от

социализации всех остальных детей класса, группы. По И. В. Вачкову

фактически это полисубъектный процесс, следовательно, ориентирован, по

крайней мере, на двух субъектов сопровождения: ребенка с ОВЗ и других

детей, окружающих его в образовательном пространстве.

Все специальные образовательные условия для этой категории детей с

ОВЗ можно условно разделить на блоки: организационное обеспечение,

материально-техническое обеспечение общеобразовательного учреждения,

психолого-педагогическое обеспечение, психолого-педагогическое

сопровождение, кадровое обеспечение образовательного процесса

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...