Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

35. Акт применения права: понятие, признаки, виды. Отличие актов применения права от нормативно-правовых актов




1. Акт применения права — это официальное решение компетентного государственного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений. Требования к содержанию актов: законность обоснованность, а иногда и справедливость (например, приговор суда). Требования к форме актов устанавливаются законом и подзаконными актами. Письменные акты подписываются должностным лицом их утвердившим, с проставлением даты.. В акте должно быть ясно существо принятого решения. Акт содержит 4 части: вводную описательную, мотивировочную и резолютивную (где содержится властное веление с указанием на норму права). Если закон допускает издание немотивированного постановления (или иного акта), оно состоит только из вводной и резолютивной частей. Акт может состоять и из «голой» резолюции на тексте какого-либо документа (например, исполнительная надпись нотариуса).

Признаки акта применения права: 1) содержит властное веление, т. е. он обязателен для лиц и организаций, которым адресован; 2) принят уполномоченным органом или должностным лицом в пределах его компетенции; 3) принят на основании рассмотрения конкретного дела (т. е. установлены факты, имеющие значение, и норма права, подлежащая применению); 4) имеет установленную форму; 5) содержит не нормы права, а индивидуальное предписание.

Виды правоприменительных актов. В зависимости от субъекта, который принимает акт, выделяют следующие акты: Представительных органов; Исполнительных органов; Судебных органов; Контрольно-надзорных органов; Негосударственных организаций; Органов местного самоуправления и др. С точки зрения числа субъектов выделяют следующие акты: Единоличные (индивидуальные); Коллективные. С точки зрения отрасли права или предмета правового регулирования различают акты: Гражданские; Трудовые; Финансовые; Административные; Процессуального права и др. По содержанию акты бывают: Регламентирующие, уточняющие права и обязанности (должностные инструкции); Регистрационные (удостоверение нотариусом тех или иных действий); Разрешительные (например, разрешение на приобретение/ношение оружия); Запретительные (например, отказ в разрешении приобретения оружия); Ограничительные (подписка о невыезде); Восстанавливающие право (решение суда о восстановлении в должности незаконно уволенного работника); О признании (решение суда о признании отцовства) и др.   По времени действия акты бывают: Однократные (протокол о наложении административного взыскания в виде штрафа); Длительного действия (приговор суда, устанавливающий уголовное наказание в виде лишения свободы на какой-либо срок). С точки зрения юридического значения различают акты: Основные - завершенное решение по делу (приговор суда); Вспомогательные - способствующие вынести решение по основному акту (постановление о привлечении лица) и т. д.

2. Нормативный акт – это предписание органов государственной власти, которое устанавливает, отменяет или же изменяет нормы права. Они издаются уполномоченным на это государственным органом, обладающим законодательной властью для осуществления регулирования общественных отношений.

Система нормативных актов в РФ состоит: 1) из правовых актов общефедеральных органов; 2) актов субъектов Российской Федерации; 3) актов местного самоуправления; 4) актов прямого народного волеизъявления. В зависимости от субъекта правотворчества нормативные акты делят: 1) на нормативные акты законодательных (представительных) органов; 2) нормативные акты исполнительных органов; 3) нормативные акты правоохранительных органов; 4) нормативные акты контрольно-надзорных органов и т. д.

Основными отличиями нормативного правового акта от акта применения права являются следующие:

1) если нормативный правовой акт носит общий характер, то акт применения права имеет индивидуальный;

2) нормативный правовой акт призван регулировать определенный вид общественных отношений, в то же время акт применения права регулирует конкретные жизненные отношения;

3) нормативный правовой акт может применяться неоднократно, а акт применения права носит лишь разовый характер;

4) нормативный правовой акт не персонифицируется, он направлен на неопределенное количество лиц, которые оказались в подобных жизненных ситуациях, а акт применения права сориентирован на конкретных лиц, потому что служит для разрешения конкретной ситуации;

5) нормативный правовой акт является нормативной базой правового регулирования и, таким образом, устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, а акт применения права осуществляет эти нормы, проводя общеобязательные нормативные установки в область определенных ситуаций;

6) нормативный правовой акт может действовать до тех пор, пока его не отменят, а акт применения права должен прекратить свое действие после его непосредственной реализации;

7) нормативный правовой акт определяет правовые предписания, а акт применения права лишь применяет заключающуюся в нем норму права.

36) Пробелы в праве: понятие, объективные и субъективные причины. Способы восполнения пробелов в праве.

 Пробел в праве— это полное или частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел.

Выделяют объективные - «неизбежное отставание законодательства от более динамично развивающихся общественных отношений» - и субъективные причины, т. е. упущения законодателя, среди которых: недосмотр; отсылка к актам, которые не приняты; неурегулированность порядка применения закона и намеренные упущения.

Объективные причины обусловлены появлением новых общественных отношений в условиях трансформации политической, экономической и социальной жизни страны. Субъективные причины связаны с низким уровнем законотворческой культуры, нарушением логики языкового изложения, игнорированием правил русского языка и неправильным использованием соответствующих понятий.

Стоит заметить, что законодатель каждого государства должен стремиться к сведению к минимуму субъективных причин, тем самым способствуя усовершенствованию правовой системы государства. Ведь, как справедливо заметил Жан-Жак Руссо, «мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества».

. Формы восполнения пробелов в праве

В теории права и юриспруденции различают два вида аналогии: аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона представляет собой принятие решения на основе правовой нормы, регулирующей сходное отношение. Такое отношение является близким, родственным (например, договор купли-продажи сходен с договором мены, завещанием).

Аналогия права — принятие решения по конкретному делу на основе общих принципов права. Аналогия права применяется тогда, когда подобрать сходную норму невозможно.

Применение права по аналогии в условиях правового государства ограничено. Оно полностью исключается в уголовном праве, где установлены наиболее серьезные правоограничения. Крайне ограничено оно в процессуальных отраслях права, поскольку процедура производства по гражданским и уголовным делам нуждается в строгой регламентации и не допускает не предусмотренных законом исключений из правил.

В теории права существуют определенные требования к использованию аналогий в праве/.

• решение по аналогии допустимо только в случае полного отсутствия или неполноты правовых норм;

• необходимо наличие сходства в существенных в юридическом отношении признаках анализируемых обстоятельств и обстоятельств, предусмотренных имеющейся нормой;

• выводы по аналогии недопустимы, если она прямо запрещена законом (например, в уголовном праве);

• выработанное в ходе использования аналогии предположение не должно противоречить ни одному действующему закону;

• решение по аналогии предполагает поиск нормы первоначально в актах одноименной отрасли, и лишь затем, при отсутствии, возможно обращение к законодательству в целом.

37) Толкование правовых норм: понятие, назначение, виды. Акты толкования права.

Под толкованием норм права понимается интеллектуальная деятельность органов государства, должностных лиц, общественных организаций, отдельных граждан, направленная на установление и раскрытие действительного смысла правовых норм, который придал им законодатель, в целях их реализации и совершенствования.

Назначение и сущность толкования наиболее наглядно проявляются в ходе применения права. Толкование влечет юридические последствия и в других сферах реализации права, например для граждан, так как незнание или заблуждение по поводу официально опубликованного закона нс освобождает от ответственности.

Толкование правовых норм имеет место при научном или учебном анализе, при пропаганде права. Таким образом, толкование может предприниматься в различных юридических целях и имеет значение для всех сторон правовой деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...