Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа




Постановление Правительства РФ от 21 августа 2012 г. № 847 “О федеральной целевой программе «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы»

30 августа 2012

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы».

2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации подготовить до 1 апреля 2013 г. предложения по корректировке (с учетом проведенных проектно-изыскательских работ) объемов финансового обеспечения мероприятий по ликвидации и утилизации накопленных отходов в результате деятельности открытого акционерного общества «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат».

3. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период включать Программу, утвержденную настоящим постановлением, в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.

Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев

Приложение
к постановлению Правительства РФ
от 21 августа 2012 г. № 847

Федеральная целевая программа
«Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы»
(утв. постановлением Правительства РФ от 21 августа 2012 г. № 847)

Паспорт
Федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы»

Наименование Программы - федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы»
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения - распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 1274-р
Государственные заказчики Программы - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по рыболовству, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Государственный заказчик - координатор Программы - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Основной разработчик Программы - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Цели Программы - охрана озера Байкал и защита Байкальской природной территории от негативного воздействия антропогенных, техногенных и природных факторов
Задачи Программы - сокращение сбросов загрязняющих веществ в водные объекты Байкальской природной территории; снижение уровня загрязненности отходами Байкальской природной территории, в том числе обеспечение восстановления территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению; повышение эффективности использования рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий; сохранение и воспроизводство биологических ресурсов Байкальской природной территории; развитие государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал; развитие системы защиты берегов озера Байкал, рек и иных водоемов Байкальской природной территории
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы - сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории (процентов); снижение общей площади территории Байкальской природной территории, подвергшейся высокому и экстремально высокому загрязнению (процентов); сокращение объемов непереработанных и не размещенных на полигонах отходов (процентов); отношение количества посещений особо охраняемых природных территорий к их рекреационной емкости (процентов); отношение площади особо охраняемых природных территорий, пройденной пожарами, к количеству пожаров (гектаров); доля видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и сохраняемых на особо охраняемых природных территориях, в общем количестве видов растений и животных в Красной книге Российской Федерации (процентов); изменение запасов ценных видов рыб в озере Байкал (процентов); охват Байкальской природной территории государственным экологическим мониторингом, обеспечивающим высокую достоверность, оперативность и полноту сведений за счет использования информации уполномоченных государственных органов (процентов); доля протяженности построенных сооружений инженерной защиты в общей протяженности берегов, нуждающихся в строительстве таких сооружений (процентов)
Сроки и этапы реализации Программы - 2012 - 2020 годы: первый этап - 2012 - 2015 годы; второй этап - 2016 - 2020 годы
Объемы и источники финансирования Программы - общий объем финансирования Программы на 2012 - 2020 годы в ценах соответствующих лет составляет 58158,5 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 48381,1 млн. рублей (83,2 процента), из них: капитальные вложения - 33513 млн. рублей; научно-исследовательские работы - 464,1 млн. рублей; прочие нужды - 14404 млн. рублей; за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 8374,9 млн. рублей (14,4 процента); за счет средств внебюджетных источников - 1402,5 млн. рублей (2,4 процента)
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности - существенное сокращение поступления в акваторию озера Байкал загрязненных сточных вод - до 68,4 процента к 2020 году по сравнению с 2010 годом; реабилитация 80 процентов Байкальской природной территории, подвергшейся высокому и экстремально высокому загрязнению; решение проблемы нерегулируемого накопления отходов - до 80 процентов отходов к 2020 году будет перерабатываться и размещаться на оборудованных полигонах; повышение вклада системы особо охраняемых природных территорий в сохранение природного потенциала Байкальской природной территории и оптимизация рекреационной нагрузки на природные системы; повышение эффективности противопожарных мероприятий на Байкальской природной территории;
    сохранение доли видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и сохраняемых на особо охраняемых природных территориях Байкальской природной территории, в общем количестве видов растений и животных в Красной книге Российской Федерации на уровне 13,6 процента; увеличение запасов ценных видов рыб в озере Байкал на 43,6 процента; обеспечение защиты территории и населения от чрезвычайных ситуаций; совершенствование государственного экологического мониторинга, обеспечивающего высокую достоверность, оперативность и полноту сведений

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Анализ основных показателей, характеризующих антропогенное воздействие на Байкальскую природную территорию в целом и непосредственно на озеро Байкал, свидетельствует об усилении негативного антропогенного воздействия на уникальный природный комплекс.

В 2008 году объем негативного воздействия на Байкальскую природную территорию субъектами Российской Федерации характеризовался следующими показателями:

Иркутская область - выбросы составили 391,5 тыс. тонн, сбросы - 30,1 млн. куб. метров, образование отходов - 275,7 тыс. тонн;

Республика Бурятия - выбросы составили 117,6 тыс. тонн, сбросы - 495,4 млн. куб. метров, образование отходов - 11712 тыс. тонн;

Забайкальский край - выбросы составили 10,9 тыс. тонн, сбросы - 1,3 млн. куб. метров, образование отходов - 366,6 тыс. тонн.

В 2008 году темпы прироста указанных показателей (по сравнению с 2007 годом) резко возросли и составили:

выбросы - 17,9 процента;

сбросы - 17,5 процента;

образование отходов - 4,5 процента.

Ситуация в сфере обращения с отходами производства и потребления на Байкальской природной территории характеризуется образованием и накоплением значительного объема отходов. При этом остро стоит проблема их размещения: отсутствуют полигоны для размещения отходов или такие полигоны находятся в неудовлетворительном состоянии.

Только небольшая часть накапливающихся отходов производства подвергается утилизации. Так, к концу 2008 года на территории г. Улан-Удэ образовалось 366,78 тыс. тонн отходов (в 2007 году - 342,573 тыс. тонн), из них утилизировано 2,402 тыс. тонн (в 2007 году - 51,213 тыс. тонн).

Серьезную угрозу экологической безопасности озера Байкал представляют как текущая хозяйственная деятельность промышленных предприятий, так и промышленные отходы, оставшиеся после ликвидации ряда производств.

Вдоль побережья озера Байкал находится большое количество локальных участков массового туризма и отдыха, характеризующихся постоянно растущим потоком туристов. Рекреационное использование озера Байкал с учетом природоохранных требований обусловливает необходимость развития инфраструктуры организованного туризма и отдыха на побережье озера.

Увеличение антропогенной нагрузки на Байкальскую природную территорию требует комплекса неотложных мер по обеспечению сохранения на особо охраняемых природных территориях находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, а также воспроизводства эндемичных видов животных и растений.

Система государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал не обеспечивает получения полной, своевременной и достоверной информации о состоянии компонентов природной среды.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, в качестве основных приоритетов социальной и экономической политики Российской Федерации в сфере экологической безопасности выделяются улучшение состояния окружающей среды, повышение экологических стандартов, повышение обеспеченности населения качественной питьевой водой, создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления.

Задача сохранения уникального озера, являющегося объектом всемирного природного наследия ЮНЕСКО, при достижении показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в рамках устойчивого развития Байкальского региона полностью соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации.

Существующие проблемы на Байкальской природной территории требуют комплексного решения. Это решение будет достигнуто с использованием программно-целевого метода, обеспечивающего взаимосвязь целей и задач, комплексный характер и единые подходы к решению имеющихся проблем.

Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы» (далее - Программа) предусматривает комплекс мер по проведению оценки экологического состояния территорий, разработке и реализации механизмов государственной поддержки работ по сокращению и ликвидации экологического ущерба, нанесенного в результате прошлой хозяйственной деятельности, а также по развитию системы особо охраняемых природных территорий федерального значения и др.

Сохранение уникальной экосистемы озера Байкал, безусловно, является государственной задачей, поэтому основной объем финансирования Программы предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

При выборе программного механизма государственного финансирования для обеспечения охраны озера Байкал и Байкальской природной территории были рассмотрены 2 сценария достижения цели, предусматривающие различную степень охвата программными мероприятиями решаемых задач:

реализация наиболее значимых проектов на Байкальской природной территории;

осуществление большого комплекса мероприятий, различных по значимости, но более полно охватывающих проблемную область.

Анализ преимуществ и недостатков различных вариантов реализации Программы и ее финансового обеспечения выявил целесообразность выбора первого сценария, предполагающего меньший объем затрат на реализацию природоохранных мероприятий при сохранении высоких показателей эффективности Программы.

При этом к основным рискам реализации программных мероприятий следует отнести риски исполнения бюджетами субъектов Российской Федерации принимаемых в рамках Программы расходных обязательств, а также степень готовности реализации отдельных проектов к установленным срокам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...