Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Моделирование диалогов воспитательного воздействия.




Учитель ставит двойку отличнице, которая отказалась отвечать на уроке из солидарности с остальными учениками класса. Возмущенный отец (мать0 приходит в школу и требует разъяснений у учителя.

Смоделируйте диалоги в системах: «учитель – отец(мать)»; «учитель - ученица».

3. Составить конспект и дать критический анализ:

Маркова А К Воспитанность и воспитуемость школьников/ Маркова А.К. Психология труда учителя. -М.: Просвещение, 1993, с. 67-75.

Бодина Е. Педагогическое воздействие ученика на учителя// Воспитание школьников. 2002. № 1. С. 9 - 14

Давыдов В.В. Психологические вопросы корригирования поведения «трудных детей». В учебн. Возрастная и педагогическая психология/ В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова и др./ под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение,1979, с.243 - 247

Недосека О. Характеристика способов взаимодействия// Дошкольное воспитание. 2009. № 4. С. 34 – 36

Горностаев П. Проблемы воспитания в педагогической системе Л.В. Занкова// Воспитание школьников. 2002. № 3. С. 54 – 58

 

СЕМИНАР № 3.

Тема: Учитель как субъект педагогической деятельности.

Цель: рассмотреть и проанализировать психологические особенности личности учителя.

Основные понятия: педагогическая направленность, педа­гогические способности, педагогическая компетентность, профессиональное самосознание.

Вопросы для обсуждения:

1. Структура профессионально значи­мых качеств личности педагога (по Н.В.Кузьминой):

¾ характеристика направленности личности педагога

¾ педагогические способности учителя

¾ профессиональная компетентность педагога

2. Характеристика личности пе­дагога:

- профессиональное педагогическое самосознание

- креативность как творческий потенциал педаго­га

3. Профессионально значимые качества лично­сти педагога

работающего с детьми разного возраста

Задание на СРС:

1. Написать мини-сочинение «Современный учитель - это...»

2. Анализ природы синдрома «сгорания» педагога

Познакомь­тесь со следующим материалом и выделите факторы, играющие су­щественную роль в возникновении данного синдрома. В чем, с вашей точки зрения, может заключаться профессиональная психологическая помощь педагогу при эмоциональных проблемах?

Синдром сгорания

Синдром выражается в депрессивном состоянии, чувстве устало­сти и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате спо­собности видеть положительные результаты своего труда, отрица­тельной установке по отношению к работе и жизни в целом.

Можно выделить наиболее часто встречающиеся причины «син­дрома сгорания»:

- напряженность и конфликты в профессиональном окружении, не­достаточная поддержка со стороны коллег;

- нехватка условий для самовыражения, экспериментирования и но­ваций;

- однообразие и неумение творчески подойти к выполняемой ра­боте;

- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недо­статочном признании и отсутствии положительной оценки;

- работа без перспективы невозможности выстроить профессио­нальную карьеру;

- немотивированность учащихся, результаты работы с которыми «невидимы»;

- неразрешенные личностные конфликты.

3. Ознакомится с понятием «педагогическая направленность» и раскрыть его содержание на занятии

Иерархическая структура педагогической направленности учителя может быть представлена следующим образом:

1) направленность на ребенка (и других людей), связанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности;

2) направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда;

3) направленность на предметную сторону профессии учителя (содержание учебного предмета).

Литература:

1. Крысько В.Г. Психология. Курс лекций: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник: ИНФА – М, 2013 – 251 с.

2. Мандель Б.Р. Педагогическая психология: учебное пособие. – М.: КУРС: ИНФА – М, 2013 – 368 с.

3. Островский Э.В. Основы психологии: Учеб. Пособие. – М.: Вузовский учебник: ИНФА – М, 2012 – 268 с.

4. Парфенов В.Н. Психология: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2013 – 480 с.

5. Рапохин Н.П. Прикладная психология: учебное пособие /Н.П.Рапохин. – М.: Форум: ИНФА – М, 2013 – 432 с.

6. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2013. – 592 с.

7. Кравченко А.К. Психология и педагогика: Учебник. – М.: ИНФА – М, 2013. – 400 с.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1.

Тема: Педагогическое общение и конфликты в пед. взаимодействии.

Цель: рассмотреть психологические особенности понятия «педагогическое общение» и конфликты в пед. взаимодействии; ознакомиться с методикой изучения компетентности в общении, с тестовой картой коммуникативной деятельности, выявить модель педагогического общения (пользуясь методикой И. М. Юсупова), оценить самоконтроль в общении и коммуникативные умения, а также познакомиться с психогимнастическими упражнениями, направленными на развитие навыков педагогического общения

Основные понятия: общение, педагогическое общение, стили педагогического общения, коммуникативность, вербальная и невербальная коммуникация, конфликт, педагогический конфликт, педагоги­ческая ситуация

Вопросы дляобсуждения:

1. Основные области затруднений в педагогическом взаимодействии

2. Типы конфликтов в педагогической деятельности и их разрешения

ЛИТЕРАТУРА:

1. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. -М, 1987.

2. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. -М, 1989.

3. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на-Дону, 1997.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...