Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнения учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией




Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимают культура и техника речи учителя. Грамотная, логичная, лексически и интонационно богатая, живая и образная речь учителя на уроке и вне его, обращенная к детям, родителям и коллегам, позволяет решать многие важные учебно-воспитательные задачи.

I. Воспитание речевого голоса учителя

Первая группа упражнений

Цель упражнений – выработка правильной рефлекторности речевого выдоха с активизацией и ощущением работы мышц брюшного пресса, а также межреберных и поясничных мышц.

Правильный выдох должен:

1) происходить без толчков, ровной выдыхаемой струей;

2) обладать гибкостью и эластичностью;

3) производиться с одинаковой легкостью при различных положениях тела (стоя, сидя, лежа).

1. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Произвести медленный выдох с сопротивлением в губах, через маленькое отверстие между ними, мысленно читая небольшой текст:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

2. То же самое – во время ходьбы.

3. То же самое – во время бега на месте.

4. То же самое, воспроизводя движения, имитирующие такие виды работ, которые помогают правильному регулированию дыхания, правильному его использованию: косьба, работа с рубанком, подметание метлой и т.п.

Вторая группа упражнений

Цель упражнений – выработка правильной рефлекторности речевого вдоха с активизацией мышц брюшного пресса при вдохе и выдохе, тренировка ритма дыхания и удлиненного выдоха со звуком в статическом положении и движении.

Для освоения правильного вдоха необходимо:

· подтянуть нижнебрюшные мышцы внутрь и вверх, вдохнуть;

· последующие вдохи производить одновременно с подтягиванием нижнебрюшных мышц.

5. Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки на поясе, медленный полунаклон корпуса вперед (спина прямая) – вдох; возвращаясь в исходное положение – выдох (протяжно тянуть: ГМ-М-М …..), при этом ритмично ходить.

6. Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки опущены. Медленный полунаклон корпуса вперед (спина прямая), разведя руки в стороны и сгибая их за головой, – вдох; возвращаясь в исходное положение, – выдох (протяжно тянуть ГН-Н-Н …), при этом ритмично ходить.

7. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Высоко поднимая колени, поочередно сгибать их – вдох и опускать в исходное положение – выдох; на выдохе читать стихотворный текст, при этом ритмично ходить.

Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон,

В заботах суетного света

Он молодушно погружен;

Молчит его святая лира;

Душа вкушает хладный сон,

И меж детей ничтожных мира,

Быть может, всех ничтожней он.

Третья группа упражнений

Цель упражнений – освободить во время произнесения текста речевой аппарат от мышечного напряжения, выявить центральное речевое звучание и ощущение вибрации в полостях резонаторного пространства (переднем костяке лица).

8. Прочесть небольшую фразу артикуляционно-фонетическим способом (вслух произносятся только согласные звуки, а гласные – беззвучно – протяжно, как бы «хочу сказать, но не могу»)

Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

9. Произнести небольшую фразу артикуляционно-фонетическим способом. Во время беззвучного произнесения гласного звука – наклон головы вперед до соприкосновения подбородка с грудью, наклон головы назад до соприкосновения её с позвоночником, наклон головы то к правому, то к левому плечу.

В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

10. Сделать вдох, нос зажать пальцами, громко и медленно читать любой тест. Вдох производить через нос там, где логические и грамматические паузы позволяют брать дыхание. Упражнение делать стоя, сидя, лежа и во время ходьбы.

Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Массаж для снятия мышечного напряжения в области артикуляционно-резонаторного аппарата (гигиенический массаж) и ощущения звука в позиции резонаторов (вибрационный массаж с произнесением звуков М, Н, Л, Р, З, В, Ж)

Гигиенический массаж:

Поглаживайте кончиками пальцев в следующих направлениях:

· От середины лба к вискам и далее вокруг глаз до переносицы;

· От переносицы к околоушной впадине;

· От кончика носа по его спинке вверх и обратно;

· Винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу.

Массаж нижней челюсти и подбородка:

· От подбородка к околоушной впадине, далее к затылку тыльными сторонами кистей и в обратном направлении – ладонями.

Вибрационный массаж с произнесением текста:

· Слегка поколачивать пальцами по спинке носа от его кончика к переносице, туда и обратно, от переносицы – вокруг глаз и снова к кончику носа.

· Установив пальцы на левой и правой подушечке у спинки носа, производить легкие вибрирующие поколачивания пальцами при выдохе.

· Во время вибрационного массажа протяжный звук М должен произноситься как Г-М-М с закрытым ртом.

 

II. Подготовка речевого аппарата к работе над дикцией

Четвертая группа упражнений

Цель упражнений – подготовить («разогреть») речевой аппарат к работе, снять или предотвратить возможные мышечные зажимы, ощутить звук в резонаторах.

Каждое упражнение повторять 5-10 раз

Носовое дыхание

Вдох носом, обеспечивая полное дыхание, не дает вредной для голоса перегрузки. Кроме того, использование носового дыхания предотвращает скапливание слизи в носоглотке и способствует активизации нервно-мышечных тканей носа, принимающих участие в сложном процессе голосообразования и резонирования звука.

11. А) Рот закрыт. Делается короткий вдох носом, ноздри при этом слегка расширяются; при выдохе средними и указательными пальцами производится легкое похлопывание по ноздрям;

Б) Зажать правую ноздрю пальцем, сделать вдох левой ноздрей, затем зажать левую и, отпустив правую, и выдыхая, производить легкое похлопывание по ноздре. Повторить это упражнение 5-6 раз, зажимая поочередно то одну, то другую ноздрю.

12. Рот открыт. Сделать вдох через нос, слегка расширяя при этом ноздри, затем постепенно, медленно выдыхать воздух через рот (небная занавеска подтянута вверх). Упражнение повторить несколько раз подряд; рот все время остается открытым.

Тренировка мышц нёба и глотки

13. Произнести медленно 3-4 раза подряд согласные К и Г, затем медленно, беззвучно, почти не открывая рта, но хорошо раскрывая полость зева, произнести 3-4 раза подряд гласные А, Э, О.

14. Раскрыть рот (расстояние между зубами два пальца), произнести звукосочетание АММ…АММ…АММ… (звук А – тихим, легким шепотом, звук М – протяжно, звучно). Повторить это упражнение несколько раз.

Упражнения для губ

15. Массаж мышц верхней и нижней губы:

А) поглаживать указательными пальцами обеих рук мышцы верхней губы одновременно с поглаживанием мышц нижней губы средними пальцами (движения от центра губ к уголкам);

Б) произносить сочетания согласных ГЛ, ГН, ВН, подтягивая после каждого сочетания вверх верхнюю губу. Звуки Л, Н, В тянуть.

Упражнения для языка

16. Расслабить мышцы языка, придав ему форму «лопаты», высунуть его вперед (на нижнюю губу) и произнести гласные И, Э, не убирая язык за зубы. Повторить это сочетание 4-6 раз подряд.

17. Тянуть звук М, поглаживая, при закрытом рте, языком слизистую оболочку полости рта (нёба, внутреннюю сторону щек и губ).

Пятая группа упражнений

Дополнительные упражнения для исправления недостатков работы частей речевого аппарата

Цель упражнений – исправить недостатки работы нижней челюсти

18. Произносить сочетания ПАЙ, БАЙ, МАЙ, ГАЙ, ДАЙ, ТАЙ, медленно отклоняя голову назад при каждом сочетании и в то же время пальцами рук удерживая по возможности подбородок в прямом положении. На конечном Й руке «удается» вернуть голову в прямое исходное положение.

19. Открыть рот. Пальцами фиксировать подбородок у передней части шеи, язык опустить вниз, тянуть звук Н, не меняя положения языка.

20. Массаж нижней челюсти энергично поглаживать ладонями обеих рук от околоушной области к подбородку и обратно.

Шестая группа упражнений

Цель упражнений – исправить недостатки работы языка.

21. Положить кончик языка на нижнюю губу и, не убирая его, произнести несколько раз подряд сочетание БЯ.

22. Быстрым движением высунуть язык, затем подтянуть за зубы и произнести сочетание АС. Повторить упражнение несколько раз подряд.

23. Тянуть звук М, поглаживая языком зубы.

Седьмая группа упражнений

Цель упражнений – исправить недостатки работы губ.

24. Произвести массаж губ:

А) протяжно тянуть согласный В, постукивая кончиками пальцев (вибрационный массаж) по верхней губе от центра к уголкам губ;

Б) протяжно тянуть звук З, оттягивая вниз губу и массируя её.

25. Произнести М (губы сомкнуты), произнести В (верхняя губа приподнята), произнести З (нижняя губа опущена).

Для выработки быстрого, четкого произношения необходимо повторять систематизированный материал в стихотворной форме:

П-Б

ПАРА БАРАБАНО,

ПАРА БАРАБАНО,

ПАРА БАРАБАНО,

БИЛА

БУРЮ.

ПАРА БАРАБАНО,

ПАРА БАРАБАНО,

ПАРА БАРАБАНО,

БИЛА

БОЙ.

Т-Д

СЯДУ Я ЗА СТОЛ-

ДА ПОДУМАЮ:

КАК НА СВЕТЕ ЖИТЬ

ОДИНОКОМУ?

НЕТ У МОЛОДЦА

МОЛОДОЙ ЖЕНЫ,

НЕТ У МОЛОДЦА

ДРУГА ВЕРНОГО.

М-Н-Л

НА ЛУНУ ПОРА СЛЕТАТЬ!

ДО НЕЁ – РУКОЙ ПОДАТЬ!

ЖДИ, ЛУНА, К СЕБЕ ГОСТЕЙ-

РОДНОЙ ЗЕМЛИ ОТВАЖНЫХ СЫНОВЕЙ!

ЖДИ ЛУНА СВОИХ ГОСТЕЙ-

СТРАНЫ СОВЕТСКОЙ ВЕРНЫХ СЫНОВЕЙ!

Р

ШВЕД, РУССКИЙ- КОЛЕТ, РУБИТ, РЕЖЕТ,

БОЙ БАРАБАННЫЙ, КРИКИ, СКРЕЖЕТ,

ГРОМ ПУШЕК, ТОПОТ, РЖАНЬЕ, СТОН,

И СМЕРТЬ, И АД СО ВСЕХ СТОРОН.

С-З

ЗОЛОТЫЕ НИВЫ,

ГЛАДЬ И БЛЕСК ОЗЕР,

СВЕТЛЫЕ ЗАЛИВЫ,

БЕЗ КОНЦА ПРОСТОР,

ЗВЕЗДЫ НАД ПОЛЯМИ,

ГЛАДЬ ДА КАМЫШИ…

ТАК И ЛЬЮТСЯ САМИ

ЗВУКИ ИЗ ДУШИ.

Восьмая группа упражнений

Цель упражнений – тренировка свободного звучания голоса при любых физических действиях (одновременная тренировка звучания и движения).

26. Наклонить корпус туловища вниз, ходить и искать на полу воображаемый потерянный предмет. При этом действии произносить текст:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой,

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

27. Вальсируя, одновременно говорить текст:

Во поле березонька стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли, Люли, стояла,

Люли, Люли, стояла,

В чистом кудрява бушевала,

В тереме девица горевала,

Люли, Люли горевала,

Люли, Люли горевала.

Девицу с милым разлучают,

Девицу с постылым обручают,

Люли, Люли обручают,

Люли, Люли обручают.

Девятая группа упражнений

Цель упражнений – развить диапазон и силу голоса.

28. «Повышение голоса по строчкам». Повышая голос с каждой новой строчкой стихотворения, рассчитайте свой диапазон, начав с удобного низкого уровня и заканчивая на удобном верхнем звуке.

Видел я оперу, слышал я пение Вьетти и Сальви.

Чудно природа устроила звучную арфу их груди:

Чистые, полные, сладкие звуки льются свободно,

Льются и вьются, летят и кружатся, и снова

В брызгах, в лучах ниспадают блестящею яркою трелью!

Слышал я плески и лож, и партера, и самого Рая!

Видел: букеты цветов, и венки на счастливцев летели!

Видел и слышал я все и дивился и пенью и слуху –

Тонкому слуху судьей, под холодным родившихся небом!

Только последнему, правду сказать, не совсем – то я верю!

Знаю: мы, Русские, тоже певучий народ от природы;

Знаю, однако, и то, что природа дала нам – простую

И заунывную песнь, а не эти скачки и рулады!

Ты нам родная; а это…одна лишь заморская роскошь!!!

Десятая группа упражнений

Цель упражнений – снять физическое напряжение в области шеи и корпуса.

29. Повернуть голову к левому плечу, затем плавно, опуская голову к груди, повернуть к правому плечу. Зафиксировать на 2-3 секунды движение головы, затем, опуская голову к правому плечу, также медленно, плавно опуская на грудь, перенести к левому плечу, назад, вправо и поднять голову перед собой.

Одиннадцатая группа упражнений

Цель упражнений – снять напряжение окологлоточной мускулатуры.

30. Поворот головы влево, одновременно глаза смотрят влево – вдох, в исходное положение – выдох.

31. Запрокинуть голову назад – вдох, одновременно глаза поднимаются вверх, опустить голову на грудь – выдох, одновременно глаза опускаются вниз.

32. Наклонить голову на правое плече – вдох, в исходное положение – выдох. То же движение головы в левую сторону.

Двенадцатая группа упражнений

Цель упражнений – тренировка дыхательной мускулатуры со звуком.

33. Руки на нижнебрюшных мышцах, произносить текст, подталкивая на ударных слогах руки вперед.

Звезды блещут дальние

В беспредельной мгле;

Глуше и печальнее

Стало на Земле.

Тринадцатая группа упражнений

Цель упражнений – расслабление (позы отдыха).

34. Сбросить тело вниз при наклоне – плечи, руки, шея свободны.

35. Стоя, поникшая голова, плечи опущены (поза усталости).

36. Развалиться на стуле, откинув голову, рот открыт.

37. Сидя, свесить голову вниз, руки мягко лежат на коленях.

38. Лежа на спине, расслабиться. Проверить свободу шеи, плеч, рук, ног.

39. Сидя, опереться лбом о стол, повернуть мягко голову вправо, затем влево, во время поворотов тянуть звуки М и Н.

Рекомендуемая литература

1. Великанова Л.К., Гуминский А.А., Загорская В.Н. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене: Учебное пособие для студентов педагогических вузов.– М., 1992.

2. Внеклассная и внешкольная работа с детьми. Рекомендательный библиографический указатель. – Красноярск, 2000.

3. Воровщиков С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: теория, технологии. Учебное пособие. – М., 2005.

4. Гутник И.Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении. – СПб, 2005.

5. Иванов И.П. Энциклопедия КТД. – М., 1989.

6. Китаева М.В. Успешный учитель – успешный ученик. Практическое пособие для педагогов. – Ростов н/Д., 2003.

7. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М., 2003.

8. Ксензова Г.Ю. Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководителя. - М., 2004.

9. Кучма В.Р. Медико–профилактические основы обучения и воспитания детей: руководство для медицинских и педагогических работников образовательных и лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологической службы.– М., 2005.

10. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. - М., 2002.

11. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обуче­нии.- М., 1972.

12. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М., 2000.

13. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 1996.

14. Планирование воспитательной работы в классе. - М., 2000.

15. Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дуброви­ной. - М., 1997.

16. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М., 2002.

17. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высшего учебного заведения. – М., 2000.

18. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М, 1991.

19. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов педагогических институтов.– М., 1990.

20. Щуркова Н.Е. Игровые методики. – М., 2004.

21. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М., 1998.

Internet-ресурсы

1. Виртуальная школа: http://www.vschool.ru/

2. Поколение.ru: http://pokoleniye.ru/

3. Учитель.ru: http://www.teacher.fio.ru/

4. Родитель.ru: http://parent.fio.ru/

5. Московский центр Федерации Интернет Образования: http://center.fio.ru/som На сайте действует сетевое объединение методистов по всем предметам школьного курса.

6. Teen.ru: http://www.teen.fio.ru/

7. Школьник: http://www.school.mos.ru Коллекция ссылок по школьным предметам для каждого класса, методикам преподавания, дистанционному образованию и экстернату, программному обеспечению, досугу подростков.

8. Рубрикон: http://www.rubricon.ru/ Информационно-энциклопедический проект. Здесь молено получить свободный доступ к полным электронным версиям важнейших энциклопедий и словарей, изданных за последние сто лет в России.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...