Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

19. Поняття й основні ознаки віктимності. (смотри вопросы 6, 11)




19. Поняття й основні ознаки віктимності. (СМОТРИ ВОПРОСЫ 6, 11)

Виктимность, по мнению одного из авторов исследователей советского периода бывшего Союза Л. В. Франка, – это «повышенная способность человека» в силу его социальной роли и ряда физических и духовных качеств при определенных обстоятельствах «становиться потерпевшим».

Конечно, не все так просто с виктимностью. Американские психологи считают, что в ее основе лежат психологические травмы детства. Никто не будет отрицать пагубную роль авторитарных родителей в становлении личности ребенка. Многое кроется и в заниженной самооценке, иногда имеющей реальные, но не менее часто ложные основания, что особенно свойственно девушкам. Во всяком случае, в числе ваших знакомых почти наверняка найдется девчонка с взглядом «полным тоски и надежды» или, вообще, опустившая глаза долу. Но проверьте себя, есть ли у вас признаки виктимности: ощущение незащищенности, боязнь общения, неприятие открытого или замкнутого пространства, навязчивое желание уюта и покоя. К ним можно отнести и вегетативные реакции: потливость ладоней, чувство усталости, или, может быть, вас бросает в краску при публичном выступлении перед коллегами или студенческой аудиторией? Самая известная фрейдистская максима учит, что осознать комплекс – это уже почти избавиться от него.

Виктимность [от лат. victima — жертва] — достаточно устойчивое личностное качество, характеризующее объектную характеристику индивида становиться жертвой внешних обстоятельств и активности социального окружения, своего рода личностная предрасположенность оказываться жертвой в тех условиях взаимодействия с другими и воздействия этих других, которые в этом плане оказываются нейтральными, " не опасными" для других личностей

20. ? Віктимізація та її криміногенне значення. (СМОТРИ ВОПРОС 9)

Теоретической основой и методологическим принципом изучения криминогенности виктимности является общефилософское понимание преступности и виктимности как продуктов общества, обладающих относительной самостоятельностью, собственными закономерностями

развития и взаимодействия, а также способностью обратного воздействия на породившую их социальную среду.

Ранее уже обращалось внимание на то, что взаимодействие преступности и виктимности осуществляется на трех уровнях социального взаимодействия. Отсюда и характеристики криминогенности виктимности могут быть рассмотрены именно в таком контексте.

На макроуровне изучению подлежат способствующие порождению преступности закономерности относительно устойчивых для данного временного интервала состояния общественного развития взаимосвязей преступности и виктимности как социальных процессов реализации различных по направленности форм девиантности. При этом криминогенное значение виктимности может быть рассмотрено:

- во-первых, сквозь призму влияния особенностей реализации виктимности как массовой формы отклоняющегося поведения и ее обратного влияния на формирование количества совершаемых преступлений (описание типичных связей и взаимозависимостей между различными типами отклоняющегося поведения в рамках теории этиологии преступности);

- во-вторых, посредством описания прямых и косвенных расходов общества на ликвидацию негативных последствий взаимосвязей < преступность-виктимность> (обращение с жертвами преступлений, реституция и компенсация) и на формирование криминогенности общест

венных отношений;

- в-третьих, с помощью анализа непосредственно связанного с состоянием виктимности страха населения перед преступностью и его влияния на типичные виктимные перцепции, опосредуемые ними ощущения социальной безопасности, соответствующие им реакции граждан, определяющие состояние уголовной политики в обществе.

Естественно, что криминогенность указанных проявлений виктимности будет проявляться по-разному.

В первом случае речь идет о прямых генетических и детерминационных зависимостях преступности и виктимности на энергетическом, информа-ционном и материальном уровнях в конкретно-исторических условиях.

Во втором - об опосредованных воздействиях виктимности и виктимных перцепций и реакций на экономическое состояние общества.

В третьем - о влиянии страха перед преступностью на формирование защитной реакции граждан, состояния аномии и определения направлений уголовной политики, криминализации и декриминализации определенных деяний.

На уровне малых социальных групп и сообществ криминогенное значение виктимности должно изучаться через исследование совокупности социально-психологических переменных (социальный опыт, нормы, установки, обычаи, традиции, верования, суеверия) и процессов, которые:

- повышают виктимность отдельных групп населения;

- делают их (по крайней мере, сквозь призму социокультурных установок и стереотипов) более чем других людей быть подверженными риску стать жертвами преступления;

- обучают и стигматизируют определенные группы, дифференцируемые по национальному, религиозному, расовому, социально-ролевому и социально-демографическому критериям на субъектов, которые обладают повышенной виктимностью в данной культуре и тем самым < притягивают> преступность.

В таком контексте подлежит изучению поведение жертв злоупотребления властью, представителей этнических, религиозных меньшинств, статусных жертв, детей, женщин и престарелых.

< Каждое преступление есть, с одной стороны, продукт личности преступника, а с другой - тех общественных условий, под влиянием которых преступник находится в момент совершения преступления, т. е. продукт одного индивидуального и бесчисленных общественных факторов>, - прозорливо отметил Ф. Лист еще в начале ХХ века.

Немудрено, что в составе данных < общественных условий> особая роль отводится поведению и личности жертвы преступления.

В этой связи анализ криминогенного влияния виктимности на микроуровне включает изучение влияния прошлого виктимного опыта и роли в формировании негативных личностных качеств на процесс социального становления личности преступника, а также на процесс совершения преступления.

Особое внимание здесь уделяется криминогенному влиянию возникающих под воздействием первичной и вторичной виктимизации дефектов социализации, отчуждения лица от норм и ценностей общества в целом, социально-психологической дезадаптации, восприятия субъектом заданных обществом нравственных позиций как неприемлемых для него и содействовавших формированию криминальной мотивации.

Учитывая, что криминальная деятельность не может быть объяснена только и исключительно особенностями негативного формирования личности ее носителя (его антиобщественной установкой, направленностью), анализ ситуации совершения преступления и роли статуса и поведения жертвы в механизме ее формирования позволяет нам более предметно увидеть совокупность объективных обстоятельств, породивших у лица желание совершить преступление.

Именно взаимодействие объективных и субъективных характеристик и составляющих мироустройства конкретного человека на вещественном, информационном и энергетическом уровнях порождает преступное поведение.

Указанное обстоятельство подчеркивает также значимость изучения поведения и субъективных характеристик жертвы преступления (индивидуальной или коллективной), ее взаимосвязей с преступником как элемента ситуационных условий конкретного преступления.

Нам особенно важно понять, как и каким образом причины и условия конкретного преступления связаны с возникновением и опредмечиванием потребностей, актуализацией мотивов, целей, принятием решения совершить преступление, какова роль жертвы и ее поведения в их возникновении и развитии.

Анализ процесса формирования преступного намерения и его осуществления во взаимодействии с жертвой позволяет нам глубже разобраться в причинном комплексе индивидуального преступного поведения, в психологических истоках преступления. При этом анализ м

отивов, механизмов преступного поведения следует проводить применительно к различным видам человеческой деятельности, к специфичным формам взаимосвязи преступного и виктимного поведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...