Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психоистория. Ревизионизм. Режимы историчности




Психоистория

Желая расшифровать ментальный универсум прошедших эпох, основатели «Анналов» предприняли соединение истории с еще одной дисциплиной, что привело к появлению психоистории, или исторической психологии. Этот новый союз двух


дисциплин являлся, с точки зрения Люсьена Февра, главным средством избежать психологического анахронизма, «самого худшего, коварного и опасного из всех», проецирующего на людей прошлого психологию людей XX в. Союз истории с психологией призван был помочь воссоздать ментальные структуры, свойственные каждой исторической эпохе, и положить конец концепции неизменной природы человека. Опираясь на введенное им понятие «ментального инструментария», Люсьен Февр в целом ряде книг рассматривал отдельных индивидов (Лютера, Рабле, Маргариту Наваррскую) на фоне ментально-психологического универсума тех эпох, в которые они жили. При этом обращение к психологии у него всегда сочеталось с изучением взаимодействия между индивидом и обществом, так как «индивид всегда есть лишь то, чем ему позволяют быть его эпоха и его социальная среда».

Вместе с тем во французской историографии 1960-1970-х гг. история ментальностей и историческая антропология были обязаны своим успехом не столько наследию исторической психологии Люсьена Февра, сколько путям, намеченным Марком Блоком, который, в отличие от своего друга, был более внимателен к бессознательным коллективным представлениям и в своих подходах опирался преимущественно на социологию Дюркгейма и был более близок к структурализму. Среди самых известных историков ментальностей только Робер


Мандру остался по-настоящему верен исходному направлению Люсьена Февра. Впоследствии термин «психоистория» отчасти вышел из употребления, хотя программа исследований в области истории чувств и эмоциональной жизни (истории любви, жалости, жестокости, радости и т. д. ) так и осталась невыполненной. Эстафету отчасти приняла современная история чувств.

Анахронизм, Историческая антропология, Ментальностъ/История ментальностей, Чувства/ История чувств


р

Ревизионизм

Ревизионизмом могут называть любую позицию или установку, направленную на пересмотр казавшихся твердо установленными фактов или доктрин. Так, говорят о ревизионизме немецких социалистов конца XIX в., Бернштейна и его сторонников, пытавшихся приспособить свою доктрину к требованиям времени. В области изучения бывших коммунистических стран Восточной Европы этим термином называют историографическое течение, критикующее концепцию тоталитаризма. Он используется также для обозначения сочинений, авторы которых преуменьшают или отрицают геноцид евреев в годы Второй мировой войны. Но лучше называть их не ревизионистами, а нега-ционистами, так как в данном случае речь идет не о ревизии, представляющей собой вполне законную критическую процедуру, а об обмане, преследующем сугубо идеологические, в основном профашистские и антисемитские цели.

Негационизм, Тоталитаризм/Ревизионистское направление

Режимы историчности

«Это понятие, на первый взгляд, кажется неудачно сформулированным, но, если вдуматься, оно


очень точно выражает суть дела. Оно обозначает различные способы проводить границы и устанавливать связь между прошлым, настоящим и будущим, т. е. различные типы бытия во времени» (Роже Шартье). Оно возникло под влиянием трудов Райнхарта Козеллека и было введено с целью выявить многообразие типов восприятия времени и бытия во времени, свойственных разным обществам. Разные режимы историчности соответствуют свойственным различным культурам способам конструировать свои представления о времени, их особым отношениям с прошлым, настоящим и будущим.

В книге «Режимы историчности. Презен-тизм и восприятие времени» {Hartog F. Regimes cThistoricite. Presentisme et Г experience du temps. P., 2003) французский историк Франсуа Артог разъяснил употребление этого понятия, обратив внимание на моменты, когда наступает кризис восприятия времени и связи между тремя универсальными категориями прошлого, настоящего и будущего утрачивают прежнюю очевидность; выразителями таких кризисов могут выступать, например, Улисс или Шатобриан. Сначала Франсуа Артог описывает режим историчности, свойственный Древнему миру, когда считалось, что история - это magistra vitae, наставница жизни и будущее можно понять через прошлое. Согласно долго сохранявшимся представлениям, корни которых в западном обществе


уходят в древность, настоящее и будущее полны примерами из прошлого, люди в настоящем и будущем способны лишь подражать этим примерам и повторять их, обычно в испорченном виде. Но после грандиозного разрыва, произведенного Французской революцией 1789 г. и подготовленного во второй половине XVIII в., постепенно установился футуристский режим историчности, отмеченный ускорением исторического времени и неуклонной устремленностью в будущее, воспринимаемое через понятие прогресса. Так утвердился режим историчности Нового времени с присущим ему отрывом настоящего от традиции прошлого, и история осветилась новым светом обетованного будущего.

Современный кризис наших горизонтов ожидания и неясность нашего будущего означают, по мнению Франсуа Артога, что общество переживает новый кризис восприятия времени и рождение нового режима историчности, который он назвал пре-зентизмом. Самодостаточное, мощное, всепоглощающее и вездесущее настоящее само ежедневно создает такое прошлое и будущее, какое ему нужно. Новый режим историчности включает увековечение памяти о событии в само событие, как это было 11 сентября 2001 г. Два главных симптома свидетельствуют, по мнению историка, об этом всепоглощающем присутствии настоящего: повсеместное проникновение памяти, превратившейся в признак идентичности, объект исследований и форму исто-


риописания, а также одержимость сохранением наследия, преобразующая памятник в мемориал. В своем отношении к времени мы, таким образом, перешли от футуризма к презентизму - к такому настоящему, которое само является своим собственным горизонтом и открывает перед историками возможности написания истории памяти и истории современности.

Горизонт ожидания, Новейшее время/История новейшего времени, Память, Поле опыта

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...