Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическая работа Методы исследования

Параметры развития

Продолжительность жизни Климакс

Физическое развитие

Женщины живут дольше, чем
мужчины >
Мужчины намного дольше сохраня
ют способность к репродуктивности

Пространственная визуализация Математическая логика Вербальная логика

Когнитивное развитие

Мужчины продолжают лучше справ ляться с этими заданиями

Мужчины показывают еще более вы
сокие показатели, чем в юности
По большинству показателей выше
женщины __

Социальное развитие

Агрессивность и доминантность

Мужчины характеризуются более высоким уровнем выраженности этих признаков

Дружелюбность и близость

Женщины имеют больше близких друзей, но мужчины проявляют большую склонность к близким отношениям чем в молодости


Окончание Ьпабл. I

Параметры развития

Характер различий

Семейные роли

Женская роль больше связана с заботой о детях и уходом за супругом, даже несмотря, например, на наличие работы

Профессиональные роли

Отношение мужчин к работе продолжает оставаться более прогностичным и продолжительным, а профессиональный статус играет центральную роль в мужской самоидентификации

Эти биологические различия находят своеобразное преломление в общении. Причем отношение к мужчинам и женщинам, взаимоотношения между ними часто определяются не реальностью, а стереотипами, исторически сложившимися в данной стране и передающимися из поколения в поколение. Стереотипы касаются абсолютно всего, начиная с одежды и заканчивая физиологическими и анатомическими особенностями.

Стереотип — это устойчивый и в то же время упрощенный образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях нехватки информации. Стереотип — это как бы уже привычный нам взгляд, штамп, к которому мы обращаемся при взаимодействии с этим явлением. Несмотря на то что стереотипы не всегда точны, они позволяют нам существенно сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания. Таким образом, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой как бы прибор «грубой настройки», позволяющий человеку «экономить» психологические

 


 


 

 

 


 

ресурсы. Каждый стереотип имеет свою сферу социального применения. Например, стереотипы активно используются при оценке групповой, национальной или профессиональной принадлежности человека.

Иногда стереотипы принимают форму мифов, сказок, традиций. Так, например, мужская сексуальность была и остается основой своеобразного мифотворчества представителей сильного пола, А где мифы, там и страхи: а все ли у меня в порядке? В первую очередь тревогу у мужчин вызывают размеры их полового члена. Часть мужчин убеждена, что размеры полового члена зависят от роста и телосложения. Другие полагают, что его длина пропорциональна длине носа, ступни или определяется расовой принадлежностью. Другой миф — будто размеры мужского достоинства крайне важны для женщин. Но лишь 2% американок указали, что самое привлекательное в мужчинах — большой член, 39% соблазнились красивыми ягодицами. За стройность фигуры проголосовали 15% дам, за плоский живот — 13%, а еще 11% признались, что их очаровали глаза партнеров. Российские прелестницы вообще акцентировали внимание на качествах, не имеющих отношения к физической природе, — эмоциональности, заботливости, верности и т. д.

Таблица 2

Типичная женщина

Стереотипные представления о типичных чертах мужчин и женщин

Тактичная Проявляет расположение Нежная Не использует грубых выражений Понимает чувства других Разговорчивая Религиозная Интересуется собственной внешностью Ценит искусство и литературу Сильно нуждается в защите Аккуратная в привычках Спокойная

Типичный мужчина

Агрессивный Предприимчивый Доминирующий Независимый Скрывающий эмоции

Л

Любит математику и науку Обладает деловыми навыками Знает, как осваивать мир

Легко принимает решения Самодостаточен

Свободно говорит о сексе с другими мужчинами


Исследования по выявлению стереотипов восприятия мужчин и женщин очень интересны и проводятся довольно часто. Так, например, когда студентов обоего пола попросили написать список наиболее характерных мужских и женских черт, а затем дали этот список другой группе студентов для оценки личности типичных мужчин и женщин, оказалось, что юноши и девушки одинаково описывают мужественность и женственность. Выделенные показатели, как свидетельствовали и более ранние исследования, действительно являются типичными.

Качества истинно мужественного мужчины воспеты в многочисленных боевиках, где главных героев отличает активность, властность, сдержанность в проявлении эмоций, в словах и действиях. Мужчину отличают твердый характер, несгибаемая воля, настойчивость и упорство. Он надежен, и на него можно положиться. Кроме того, мужественность предполагает великодушие, объективность в оценке самого себя и других, организованность, логичность мышления.

«Настоящий мужчина» видится как мощная опора, о которой обычно вздыхают представительницы слабого пола. Однако есть ли в реальной жизни такие мужчины, на которых можно опереться, полностью положиться? Или это некий идеал, к которому неосознанно стремятся все женщины?

Авиценна, которого считают разумом таджикского народа, высоко оценивал роль женщины в семье. По его мнению, она должна обладать следующими качествами:

• разумностью;

• стыдливостью;

• проницательностью и сметливостью;

• быть любящей;

» быть способной рожать детей и заботиться о них;

• чистосердечием и веселостью;» не злословить за спиной мужа;

• иметь чувство собственного достоинства;

• быть скромной и не перечить мужу;

• улучшать свой характер;

• степенностью;

• приумножать достаток в семье;

• устранять грусть или печаль на сердце мужа ровным и мягким обращением, а если он расстроен или гневен, лаской и податливостью успокоить его.


Примеры подлинной женственности воспеты также многими русскими писателями. Вспомните хотя бы жен декабристов. Настоящую женщину отличают тонкость чувств, нежность, гибкость, богатая эмоциональность, обостренная восприимчивость к прекрасному, отзывчивость, мягкость, доброта, высокая способность к пониманию других и сопереживанию, самоотверженность, способность к перевоплощению. С давних пор женщины были более пассивными, зависимыми, боялись перемен, неизвестности. Они более осторожны и осмотрительны» так как на них лежит ответственность материнства. Им свойственны верность, терпеливость, устойчивость к повторяющимся будничным заботам.

В исследовании Эллис Игли было показано, что большинству людей «женщины» нравятся больше, чем «мужчины», причем реакция идет как бы на «инстинктивном» уровне. Женщины заранее воспринимаются как более понимающие, добрые и помогающие. Таким образом, благоприятный стереотип, который Игли именует «эффектом прекрасных женщин», имеет результатом благожелательную установку.

Мужчины хотят от женщины очень и очень многого: верности, нежности, внимания, ухода за собой, обустройства быта, приготовления пищи, рождения жизнеспособного потомства. Многие женщины покорно идут на все это, требуя взамен лишь одного — обеспечения им хотя бы чувства защищенности, надежности.

Большинство опрошенных считают, что женщины в большей степени склонны к сопереживанию, эмпатии, они лучше способны понять чувства других — радоваться с теми, кто радуется, и плакать с теми, кто плачет.

Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Именно благодаря эмпатии мы, читая книгу или смотря фильм, чувствуем то же, что чувствует человек, попавший в различные жизненные обстоятельства. Эмпатия будет тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих разных точек зрения. Вероятно, поэтому эмпатические способности человека возрастают с ростом жизненного опыта.

Женщины более склонны плакать и говорить о своем огорчении в ответ на огорчения других. И это объясняет, почему дружба именно с женщиной, а не с мужчиной может быть названа близкой и с точки зрения мужчин, и с точки зрения женщин. Нуждаясь


в ком-то, с кем можно поделиться радостью и горем, и мужчины и женщины обычно обращаются к женщине. Возможно, именно поэтому в профессиях, связанных с опекой и заботой (например, социальные работники, учителя, воспитатели, сиделки), большинство составляют женщины, а не мужчины. Среди студентов-первокурсников 5 из 10 мужчин и 7 из 10 женщин считают очень важным «помогать другим людям, попавшим в беду».

Это ведет к существенным различиям и в моральном поведении. В исследованиях К. Джиллиган было показано, что моральное развитие женщин базируется на стандарте «забота о других», в то время как мужчины основывают свои рассуждения на стандарте «справедливость».

Стили реагирования мужчин и женщин на вызванный сложными обстоятельствами стресс отчетливее всего проявляются в способах, к которым они прибегают, чтобы справиться со своими негативными переживаниями. Женщина, испытывая подавленность, стремится думать о возможных причинах своего состояния. Мужчина, наоборот, пытается отгородиться от депрессивных эмоций, концентрируясь на чем-либо другом или вовлекаясь в физическую активность, чтобы таким способом вывести себя из текущего негативного состояния. Кроме того, женщины склонны «тщательно обдумать» происшедшее, что ведет- к навязчивому фокусирова-нию на проблеме, увеличивает женскую уязвимость по отношению к депрессии.

Еще одним важным различием между мужчиной и женщиной некоторые психологи считают повышенную активность и агрессивность мужчин. Под «агрессией» психологи понимают поведение, цель которого — причинение вреда. Во всем мире охота, борьба с опасностью или с неприятелем является в основном мужской прерогативой.

Различия в агрессии нередко объясняют генетическими факторами. Согласно этой точке зрения, для мужчин характерен более высокий уровень физической агрессии/потому что в прошлом подобное поведение давало им возможность передавать свои гены следующему поколению. Ученые, стоящие на этой точке зрения, утверждают, что агрессия помогала нашим предкам, ищущим самку для спаривания, побеждать соперников и тем самым увеличивала их возможность «увековечить» свои гены в будущих поколениях. Результатом такого естественного отбора, связанного с в^С' производством, явилось то, что нынешние мужчины более склонны к физической агрессии, а также к демонстрации силы.


Исследования показали, что женщины в отличие от мужчин считают склонность к лидерству у своего возможного супруга весьма привлекательной чертой. Полученные данные лишь косвенно Свидетельствуют о том, что напористое или агрессивное поведение может действительно помогать мужчинам передавать свои гены последующему поколению, но прямые доказательства остаются недоступными для проверки.

Отсюда понятны бытующие у многих народов предположения, что женщины в отличие от мужчин более общественные создания — для них должно быть характерно дружелюбие, беспокойство за других, эмоциональность. От мужчин же, напротив, ожидается демонстрация силы — независимости, уверенности в себе, хозяйственности. Согласно теории социальных ролей, различия в агрессии порождаются в основном тем обстоятельством, что в большинстве культур считается, что мужчины в широком диапазоне ситуаций должны вести себя более агрессивно, нежели женщины.

Для проверки этих предположений психологи просили испытуемых оценить степень пагубности агрессии, а также чувство тревоги или вины, которое они ощутили бы, действуя подобным образом. Кроме того, испытуемые также отвечали на вопрос, почему средний человек выбирает агрессивное поведение. Полученные результаты показали, во-первых, что женщины в большей степени воспринимают эти поступки как пагубные и порождающие чувство вины или тревоги. Во-вторых, представители обоих подов подчеркнули, что мужчины более склонны прибегать к подобным действиям, нежели женщины. Эти данные свидетельствуют о том, что семейные роли предписывают различные уровни агрессии для мужчин и женщин. Но возможно, самое главное то, что разница в оценках, выставленных испытуемыми мужского и женского пола, полностью соответствует их реальному проявлению агрессии.

Оказалось, что мужчины более терпимы к агрессии, нежели женщины. В специально поставленных лабораторных экспериментах было показано, что мужчины действительно демонстрируют больше физической агрессивности. Так, например, во время одного их экспериментов предлагалось за ошибки «наказывать» партнера ударом электрического тока. На самом деле никакого наказания не было. В качестве партнера в опытах участвовал профессиональный артист, который очень правдоподобно изображал боль и страдание. И чем выше был ток, тем громче были его


крики. Мужчины, по сравнению с женщинами, чаще применяли (как они полагали) очень сильный ток.

Показателем агрессии также может служить количество преступлений, совершенных представителями разных полов. По статистике в Канаде соотношение арестов мужчин и женщин составляет соответственно 11:1 за убийство и 8:1 за угрозу или попытку насилия. В Соединенных Штатах Америки соотношение за те же преступления составляет 10:1 и 5:1. Близкое соотношение и в России: на 20 заключенных-мужчин приходится 1 заключенная-женщина. Количество убийств в течение года сильно колеблется в зависимости от страны или региона. И все же везде мужчины в 20 раз более склонны к убийству мужчин, чем женщины — к убийству женщин. При этом нельзя сказать, что женщины сдержаннее мужчин в иных формах агрессии — с равной вероятностью они могут, скажем, ударить кого-либо, из своей семьи или оскорбить словесно.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что различия в агрессии, подобно различиям во многих других видах поведения, порождаются, хотя бы отчасти, противоположностью половых ролей и стереотипами, имеющими место во многих/куль-турах.

Интересно, что с возрастом картина меняется. Женщины становятся более напористыми и уверенными в себе, а мужчины — более эмпатичными и менее доминантными. Гормональные изменения — одно из возможных объяснений сглаживания половых различий. Другое объяснение подчеркивает значение ролевых требований. Некоторые считают, что во время ухаживания и в первые годы после рождения ребенка социальные ожидания заставляют представителей обоих полов подчеркивать черты, присущие их ролям. В период ухаживания, когда необходимо продемонстрировать свою способность защитить и обеспечить партнершу, все мужчины проявляют свои бойцовские качества и подавляют свою потребность во взаимной поддержке и заботе о детях. В период ухаживания, равно как и во время заботы о малышах, женщины подавляют свои импульсы, побуждающие их быть напористыми и независимыми.

Большие споры идут относительно интеллектуального превосходства одного из полов. Психологами установлен факт, что уровень задатков и способностей к активности и интеллектуальной деятельности (по усредненным показателям) не различается у взрослых мужчин и женщин. Однако мужчины


отличаются большим разбросом показателей общего интеллекта по сравнению с женщинами, т. е. среди мужчин больше как высокоодаренных, так и менее способных. При этом высокоодаренным мужчинам общество представляет больше, чем женщинам, возможностей для реализации их задатков и чаще поощряет их достижения. Кроме того, процесс социализации, формирующий модели поведения, начинается очень рано и не может не сказаться на развитии интеллектуальных способностей мужчин и женщин. Пожалуй, только превосходство женщин в развитии вербальных способностей, а мужчин в решении зрительно-пространственных задач в настоящее время общепризнано в психологии.

Однако и в этой сфере велика роль сложившихся стереотипов. В своем исследовании Филип Голдберг давал студентам колледжа несколько коротких статей и просил дать оценку каждой. В одних случаях авторство статьи приписывалось мужчине, а в других — женщине. В целом ценность статьи снижалась, если автором была женщина. В данном случае отчетливо выступает исторически сложившийся признак подавления'— самоуничижение: женщины с предубеждением относились

к женщинам.

Не менее распространен взгляд, что женщины говорят больше мужчин. Для проверки этого было проведено специальное исследование развития речи в разном возрасте. Ученые показали отсутствие различий в скорости структурного развития речи среди мальчиков и девочек в младенчестве и детском возрасте. Различия в языковых способностях в пользу девочек выявились по таким показателям, как словарный запас, речевая активность и ясность речи.

В подростковом возрасте девушки опережают юношей по способностям артикуляции, т. е. по четкости произношения звуков. Эти различия могут быть объяснены более ранним физическим созреванием девочек, которые, таким образом, раньше становятся «биологически готовыми» для развития речевых навыков. Однако возможно и другое объяснение, основанное на признании влияния стереотипов. Так, Майкл Льюис показал, что матери чаще говорят со своими дочерьми, чем с сыновьями. Возможно, что от атмосферы в семье, созданной родителями, также зависит в некоторой степени и уровень сформированное™ языковых навыков детей.

Различается и тематика разговоров. В своих беседах мужчины чаще обсуждают стоящие перед ними задачи, стремятся получить


информацию, женщин же больше интересуют отношения между людьми, им важнее поделиться с подругами, получить помощь или оказать поддержку.

Свойственный мужчинам стиль общения позволяет им завоевывать и поддерживать авторитет в обществе. Мужчины в большей степени, чем женщины, придают значение победам, превосходству и доминированию над другими. Даже в незнакомых ситуациях, где нет жесткого распределения ролей, мужчины склонны к авторитарности, а женщины — к демократичности. Мужчинам намного легче дается директивный, проблемно-ориентированный стиль руководства, а женщинам — стиль социального лидера, создающего «дух команды». Если в организации принят демократический стиль руководства, женщины в качестве лидеров ценятся столь же высоко, как и мужчины. При авторитарном стиле оценка женщин-лидеров ниже. Люди охотнее воспринимают «сильное и напористое» мужское руководство, нежели «навязчивое и агрессивное» женское.

Мужской стиль общения выдает заботу о независимости, а женский — о взаимной зависимости. Мужчины более склонны к действиям, характерным для людей, облеченных властью, — они говорят с нажимом, перебивают собеседника, касаются его руками, тверже смотрят в глаза, реже улыбаются. Женщины же (особенно в разнополых группах) предпочитают менее прямые способы воздействия на собеседника, соответствующие женскому пониманию отношений между людьми, — они меньше перебивают, более тактичны и вежливы, менее самоуверенны.

Как отметил психолог О'Лири, в основе многих стереотипов лежат взгляды, согласно которым у женщин отсутствуют черты, связанные с логикой, компетентностью, соревновательностью, независимостью и т. д. Чтобы успешно работать в «мужском» обществе, женщины вынуждены принимать мужские способы поведения. Вам наверняка встречались женщины, добившиеся успеха в своей работе. Но вспомните, много ли в них осталось женского.

Низкую продуктивность женщин нередко связывают с влиянием таких факторов, как заниженная самооценка и неуверенность в себе. Более того, еще в середине 60-х гг. К. Корнер был открыт очень интересный феномен, свойственный только женщинам; он получил название мотив «страха успеха», или «боязнь успеха», и заключается в том, что женщинам присуща не «боязнь


щпо *<.ии.П1 ии.^рл /жу^л^юы.пч^п, 11ГП1>..1^п.с1|<;,/.оп^1Г1 М..П

мужчин; их социальное отвержение, неприятие являются как бы «платой» за успех.

Возможно, из-за этого мужчины и женщины рассматриваются как разные социальные группы. Мужчинам отводится роль высокостатусной социальной группы, для которой характерны компетентность и экономический успех. Женщины же — это группа, занимающая более низкое положение в обществе, и их доброта, теплота и другие качества являются платой за отсутствие значимых достижений и успехов. И если женщина добивается успеха в «мужском» обществе, то мужчины объясняют это отсутствием у нее женских качеств или тем, что за нею стоят определенные силы, поддерживающие ее карьеру.

Психологи выделяют несколько причин, мешающих женщинам поверить в свои возможности участия в активной жизни общества: 1) культурные ожидания, определенные традицией, которые усваиваются ребенком в процессе взаимодействия с окружающим миром; они влияют на его мотивацию, систему ценностей, уровень тревожности, уверенность в себе, на выбор карьеры и т. д.; 2) особенности социализации; социокультурное пространство ребенка организовано так, что с раннего возраста ему внушаются стереотипы разных половых ролей. Дети получают разные игрушки, от них ожидают различного поведения, поэтому они приобретают различный опыт, развивают различные способности, интересы. У них формируется разный образ «Я» — мужской или женский. Эти стереотипы поддерживаются представлениями о том, что естественно для каждого из полов, а что — нет; 3) тип отношений родителей с детьми разного пола. У девочек, как правило, эти взаимоотношения складываются по типу гиперопеки, что препятствует развитию их самостоятельности. Отношения мальчиков с родителями обычно более дистанцированы, в силу чего им приходится сталкиваться с более широким кругом жизненных явлений, стимулирующих в итоге их жизненную

активность.

Интересно, что большинство женщин отрицают у себя чувство обиды, неполноценности, ощущения, будто лично они являются объектами дискриминации. Среди детей во всем мире, не учившихся в школе, две трети составляют девочки. Количество неграмотных женщин во всем мире (600 миллионов)


превышает количество неграмотных мужчин (350 миллионов) на 70%.

В Саудовской Аравии женщинам не разрешается управлять автомобилем. В Судане им запрещено покидать пределы страны без разрешения мужа, отца или брата. В Южной Корее мальчиков рождается на 14% больше, а в Китае — на 18%.

С другой стороны, как заметил еще Хемингуэй, «мужчины без женщин» — это своего рода вещь в себе, мир суровый, своеобразный, но замкнутый. Только «лучшая половина человечества» способна придать сюжету его существования гармоничный, осмысленный и законченный характер.

Практическая работа Методы исследования

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...