Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стихотворный размер (метр)

Основные теоретико-литературные понятия

Знать: • образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные теоретико-литературные понятия.

Уметь: • воспринимать и анализировать художественный текст;

выражать свое отношение к прочитанному;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Художественная литература как искусство слова

Художественная литература наряду с музыкой, живописью и т. п. являет­ся одним из видов искусства. Слово «искусство» многозначно, в данном слу­чае им названа собственно художественная деятельность и то, что является ее результатом (произведение). В разных видах искусства действует один и тот же закон: бессодержательный материал организуется художником в жизнепо­добную форму, выражающую определенное идейно-эстетическое содержание. При этом каждый вид искусства использует «свой» материал: музыка — звук, живопись — краски, архитектура — камень, дерево, металл и т. д. Специфика художественной литературы заключается в том, что в качестве единственного материала используются слова и конструкции человеческого языка. Таким об­разом, литература — это искусство слова.

Вряд ли можно преувеличить влияние литературы на формирование лично­сти. Искусство слова давно уже стало частью той социальной и культурной сре­ды, в которой развивается каждый человек. Литература сохраняет и передает из поколения в поколение общечеловеческие духовные ценности, обращаясь на­прямую к сознанию человека. Взаимосвязь речи и мышления изучается давно и не вызывает сомнений: слово — результат мысли и ее инструмент. С помощью слов мы не только выражаем то, что думаем: сам мыслительный процесс имеет вербальную (словесную) основу и невозможен вне речи. И если слово формирует мысль, значит, искусство слова способно повлиять на образ мысли. В истории литературы можно найти множество примеров, подтверждающих это. Нередко искусство слова напрямую использовалось как мощное идеологическое оружие, литературные произведения становились инструментом агитации и пропаганды (например, произведения советской литературы). Безусловно, это крайние про­явления, но литература напрямую не претендует на роль агитатора и наставни­ка, она доносит до человека представления об определенных нормах, правилах, лишь предлагает ему определенный способ видения мира, формирует его отно­шение к той информации, которую человек получает ежедневно.

 

Художественный образ

Все виды искусства отражают представления создающего их — художника, музыканта, поэта — о мире.

У каждого вида искусства свои средства для создания этой отраженной картины. В живописи это линия, цвет, форма. В музыке — звук, тон, ритм. В танце — жест, пластика, мимика, поза. В литературе — слово. Но есть понятие, объединяющее все виды искусства, — художественный образ.

По словам Л. И. Тимофеева, «художественный образ — это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение».

Образ появляется в результате осмысления художником жизни. Это не копирование жизненных явлений, процессов или личностей, а их суть, тайный смысл, выраженный в форме, присущей тому или иному виду искусства.

В единичном, частном, преходящем образ раскрывает вечное. Он говорит с читателем, слушателем, зрителем на языке метафор, символов, абстракций.

Например, в стихотворении А. С. Пушкина «Узник» изображается не просто орел, «грустный товарищ» пленника, сидящий на цепи за окном, а птица — символ свободы, вольной жизни. Этот образ выражает идею стихотворения о преодолении неволи, о стремлении человека к свободе.

С помощью своей фантазии автор преобразует действительность, а не только копирует ее, стремится передать самое важное и существенное в изображаемом мире.

Художественный образ, по мысли немецкого философа Г. Гегеля, — результат «очищения» явления от всего случайного, затемняющего сущность, результат его «идеализации».

Можно выделить несколько черт понятия «художественный образ»:

В образе заключено обобщение или типизация явления. Художественные образы — яркие воплощения общего, существенного в индивидуальном. Так, собственные имена литературных героев становятся нарицательными. Например, Митрофанушка из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» или Плюшкин из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Художественный образ экспрессивен, он выражает идейно-эмоциональное отношение автора к изображаемому предмету.

Художественный образ самодостаточен. Он является основной формой выражения содержания в искусстве. Самодостаточность художественного образа объясняет возможность различных его пониманий. Образ многозначен, в нем заложена возможность различных его интерпретаций. Так, произведения, признанные классикой литературы, в различные эпохи имеют различное прочтение и толкование. Например, трагедия У. Шекспира «Гамлет» или роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

На разных этапах развития человечества художественный образ принимает различные формы. Способы изображения меняются вместе с изменением самого понятия красоты и истины в искусстве.

Художественный образ эпохи античности отличается от образов, создаваемых в эпоху Возрождения или Просвещения.

Каждое последующее художественное направление формирует свою эстетику и свое понимание художественного образа (классицизм, сентиментализм, роман­тизм, реализм и т. д.).

В то же время словесное искусство за века своего существования выработало следующие средства создания образов, характерные для литературы всех времен:

Речевая характеристика героя:

диалог — разговор двух или более лиц;

монолог — речь одного человека;

внутренний монолог — высказывания одного человека, принимающие форму внутренней речи.

Авторская характеристика — оценочное отношение автора к рассказывае­мому.

Подтекст — невысказанное напрямую, но угадываемое отношение автора к изображаемому, неявный, потаенный смысл.

Портрет — изображение внешности героя как средство его характеристики.

Деталь — выразительная подробность в произведении, несущая значитель­ную смысловую и эмоциональную нагрузку.

Символ — образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме.

Интерьер — внутренняя обстановка помещения, среда обитания людей.

Фольклор. Жанры фольклора

Фольклор — устное народное творчество, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь. Фольклор возник до появления письменности. Самая важная его черта в том, что фольклор является искусством устного слова. Имен­но это отличает его от литературы и других видов искусства. Еще одна важная характеристика — коллективность творчества.

В фольклоре существует три рода произведений: эпические, лирические и драматические. Эпические жанры имеют стихотворную и прозаическую фор­му (в литературе эпический род представлен только прозаическими произведе­ниями). В русском фольклоре к эпическим жанрам относятся былины, истори­ческие песни, сказки, предания, легенды, пословицы, поговорки, сказы.

Лирические фольклорные жанры — это обрядовые, колыбельные, семейные и любовные песни, причитания, частушки.

К драматическим жанрам относятся народные драмы. Многие фольклорные жанры вошли в литературу: песня, сказка, легенда (например, легенды М. Горь­кого и сказки А. С. Пушкина).

Жанры фольклора

Жанр Определение Примеры
Сказка Древнейший жанр устного народно­поэтического творчества. Эпическое, преимущественно прозаическое произ­ведение волшебного, авантюрного или бытового характера. Большинство ска­зочных сюжетов встречается у многих народов мира  
Волшебная сказка Повествует о том, как главный герой сталкивается с какой-то бедой или трудностями и как он их преодолевает. Сказки волшебного типа включают в се­бя волшебные, приключенческие, герои­ческие. В основе таких сказок лежит чудесный мир «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Иван-царевич и серый волк»
Сказка о живот­ных В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного «Волк и Лиса», «Рукавичка», «Лиса и Журавль»
Бытовая сказка Воспроизводит обыденную жизнь. Кон­фликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоят тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть) «Мудрая дева», «Каша из топора», «Хитрый мужик»
Народная песня Небольшое словесно-музыкальное фольк­лорное произведение, которое отражает национальный характер народа, обычаи, исторические события; своеобразна по жанровой структуре и языку. Народные песни делятся на обрядовые и необрядовые. Календарные обряды со­провождали колядки, масленичные пес­ни, веснянки, жатвенные песни. Главное назначение календарных песен — ока­зать желаемое воздействие на природу, вызвать хороший урожай. Необрядовые песни исполнялись в самых различных условиях, в любое время года «Во поле береза стояла...», «Дубинушка», «Два веселых гуся», «Черный ворон»
Былина Жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. От песен былины отличаются торжественностью, а от сказок — грандиозностью сюжетного действия «Илья Муромец и Соло­вей-разбойник», «Вольга и Микула», «Добрыня и Змей», «Садко»
Предание Созданный устно, имеющий установку на достоверность рассказ об исторических событиях и деяниях реальных лиц, а также о происхождении тех или иных названий Предания «Повести временных лет»: «О белгородском киселе», «О мести княгини Ольги древлянам»; предания о Петре Первом
Сказ Жанр фольклора, повествование о современных событиях или недавнем прошлом; в отличие от легенды, обычно не содержит фантастического элемента. Форма эпического повествования, основанная на имитации речевой манеры обособленного от автора персонажа — рассказчика; лексически, синтаксически, интонационно ориентирован на устную речь «Еремеево слово», «Артемов ключ»
Пословица Фольклорный жанр, афористически сжатое, образное, ритмически организованное изречение с поучительным смыслом Что посеешь, то и по­жнешь. Бодливой корове бог рог не дает. После драки кулаками не машут. Лес рубят — щепки летят.
Поговорка Фольклорный жанр, вошедшее в повседневную речь образное выражение, определяющее какое-либо явление жизни. В отличие от пословицы, в поговорке нет законченного суждения, она лишь часть его. «Поговорка — это складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» (В. И. Даль) Семь пятниц на неделе. Положить зубы на полку. Свалился как снег на голову. Надоел хуже горькой редьки.

Литературные роды и жанры

РОД
Эпос Лирика Драма
1. Род литературы, определяющим признаком которого является описание тех или иных событий, явлений, характеров. 2. Этим термином называют нередко и героические сказания, былины, сказы в народном творчестве Род литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. Чувства, переживания неописываются, а выражаются. В центре художественного внимания — образ переживание. Характерные особенности лирики — стихотворная форма, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер, ясное отражение переживаний лирического героя. Самый субъективный род литературы 1. Род литературы, определяющий произведения, пред назначенные для сценического воплощения. Отличается от эпоса тем, что имеет не повествовательную, а диалогическую форму; от лирики — тем, что воспроизводит внешний по отношению к автору мир. Подразделяется на жанры: трагедия, комедия, а также собственно драма. 2. Драмой также называют драматическое произведение, не имеющее четких жанровых признаков, соединяющее в себе приемы разных жанров; иногда такое произведение именуют просто пьесой
  ЖАНРЫ  
Эпические: • басня; • былина; • баллада; • миф; • новелла; • повесть; • рассказ; • роман; • роман-эпопея; • сказка; • эпопея Лирические: * ода; • послание; • стансы; • элегия; • эпиграмма; • сонет; • мадригал Лиро-эпические: • баллада; • поэма Драматические: • драма; • комедия; • трагедия; • водевиль

 

Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм

Классицизм

Классицизм (от латинского classicis — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как выс­шему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство класси­цизма отражало идеи гармоничного устройства общества. Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложно­сти искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.

  Европа Россия
Время возникнове­ния Сформировался в XVII веке во Франции, затем распро­странился по всей Европе Сформировался во второй четверти XVIII века
Исторические обстоятель­ства, способствую­щие возник­новению Появление классицизма связано с установлени­ем и развитием в Европе абсолютных монархий — созданием образцового иерархического общества (в частности, правление во Франции Людовика XIV) Появление и развитие клас­сицизма в России связано с установлением абсолютной монархии, в основном с прав­лением императрицы Екате­рины II
Основные черты ° концепция разумного преобладания долга над человечески­ми чувствами и страстями — основа эстетики классицизма; ° жесткая иерархия жанров, в высоких изображаются траги­ческие и возвышенные характеры, в низких рассматриваются бытовые смешные ситуации; ° используется лексика, соответствующая жанру; ° в произведениях утверждается положительный образец поведения, ценностей и государственного идеала; ° в драматургии классицизма соблюдается правило «трех единств»: места, времени и действия; ° герои делятся на положительных и отрицательных; ° герои трагедий — выдающиеся личности, основной кон­фликт — выбор между чувством и долгом; ° герои комедии имеют четкие амплуа, непременно амплуа резонера, высказывающего авторскую позицию; ° персонажи делятся на главных и второстепенных; ° характеры героев должны быть правдивы — их действия должны быть в строгой подчиненности внутренней логике, так выражается единство характера; ° герои статичны и односторонни
Теоретики Р. Декарт, философ-рационалист; Н. Буало, автор трактата «Поэтическое искусство» Теория классицизма распро­странялась через труды: М. В. Ломоносова (теория «трех штилей», изложенная в «Пре­дисловии о пользе книг цер­ковных в российском языке»), В. К. Тредиаковского (утвер­ждение силлабо-тонической системы стихосложения в «Новом и кратком способе к сложению стихов Россий­ских»), А. П. Сумарокова (эпистола «О стихотворстве» — перело­жение труда Н. Буало)
Представители «Трагики»: П. Корнель, Ж. Расин; комедиограф Ж.-Б. Мольер; баснописец Ж. Лафонтен Поэты: Д. Кантемир, К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин; «трагики»: А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин; комедиограф Д. И. Фонвизин; баснописец И. А. Крылов
Образцы высоких жанров
Жанры Ода, эпическая поэ­ма, трагедия (траге­дии П. Корнеля «Сид», Ж. Расина «Федра») Ода, эпическая поэма, тра­гедия (ода М. В. Ломоносова «На день восшествия на... престол... Елисаветы Петров­ны», оды Г. Р. Державина «Фелица», «Бог»)
Темы и задачи Конфликт между долгом и страстью или эгоистическими желаниями обязательно решался в пользу долга, даже ес­ли герой погибал в неравной борьбе. В трагедии классицист учил зрителя стойкости в жизнен­ной борьбе, пример положительного героя служил образ­цом нравственного поведения. Ода — лирическое произведение, посвященное изображе­нию крупных исторических событий или лиц, говорящее о значительных темах религиозно-философского содержания, насыщенное торжественным тоном, патетическим вооду­шевлением автора, сознающего себя во власти высших сил, органом или божественной воли или всенародного разума
Образцы низких жанров
  Комедия, басня, эпи­грамма, сатира (комедии Ж.-Б. Мольера «Тартюф», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной» и др., басни Ж. Лафонтена) Комедия, басня, эпиграмма, сатира (комедии Д. И. Фон­визина «Недоросль», «Брига­дир», басни И. А. Крылова)
Темы и задачи Конфликт между долгом и страстью или эгоистическими желаниями обязательно решался в пользу долга, даже ес­ли герой погибал в неравной борьбе. В трагедии классицист учил зрителя стойкости в жизнен­ной борьбе, пример положительного героя служил образ­цом нравственного поведения. Ода — лирическое произведение, посвященное изображе­нию крупных исторических событий или лиц, говорящее о значительных темах религиозно-философского содержания, насыщенное торжественным тоном, патетическим вооду­шевлением автора, сознающего себя во власти высших сил, органом или божественной воли или всенародного разума

Сентиментализм

Сентиментализм (от французского sentiment — чувство) — направление в ли­тературе и искусстве Европы и России второй половины XVIII века, отличавшее­ся повышенным интересом к человеческим чувствам и обостренно эмоциональ­ным отношением к окружающему миру. Новаторство сентиментализма — в исключительном внимании к душевному состоянию личности и обращении к переживаниям простого, незнатного человека. Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают упор на читательское восприятие, то есть на чувствительность, возникающую при их прочтении. Ге­рой в сентиментализме индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.

 

  Европа Россия
Время возникновения Сформировался во второй половине XVTII века в Анг­лии, затем распростра­нился по всей Европе Сформировался во второй половине XVIII — первой четверти XIX века
Исторические обстоятельства, способствующие возникновению Появление сентиментализма связано с эпохой Просвещения, оно отразило рост демократических настроений в обществе Появление и развитие сентиментализма в России связано с проникновением и распространением идей Просвещения в русском обществе
Основные черты внимание уделяется душевному миру человека, на первом месте стоят чувства, а не великие идеи; мир отражается с позиции чувства, а не разума;
Основные черты • для сентиментализма характерен культ частной жизни, сельского существования и даже первобытности и дикар­ства; • главным героем сентиментализма становится «есте­ственный» человек; • используется лексика, характерная для разговорной речи; • интерес к фольклору как форме наиболее непосредствен­ного проявления чувств; • герой может совершать как дурные, так и добрые поступки, испытывать как благородные, так и низкие чувства; • отсутствие жестких эстетических канонов и форм
 
Писатели и произведения Англия: Л. Стерн «Сентиментальное путешествие», Дж. Томсон «Зима», «Лето», Т. Грей «Сельское клад­бище», С. Ричардсон «Памела», «Кларисса Гарло», «Сэр Чарльз Грандисон» Франция: Аббат Прево «Манон Лес­ко», Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» Н. М. Карамзин «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника», А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
 
 
 
 
Жанры Письма Роман-путешествие Мемуары Повесть Элегия Роман  

 

Романтизм

Романтизм (от французского romantisme (средневекового фр. Romant) — ро­ман) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображе­нием сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворенной и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли все странное, фантастиче­ское, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

 

  Европа Россия
Время возникновения Сформировался в XVIII веке в Германии и Англии, затем распространился по всей Европе Сформировался в конце XVIII — начале XIX века
Исторические обстоятельства, способствующие возникновению Предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе. Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом. Романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. Романтики изображают необычного человека в необычных обстоятельствах, они противостояли прогрессивной цивилизации. Категория возвышенного, центральная для романтизма, сформулирована И. Кантом в работе «Критика способности суждения» В России романтизм впервые появляется в поэзии В. А. Жуковского. Историю русского романтизма принято делить на два периода. Он достиг своей вершины в творчестве А. С. Пушкина. Свобода, в том числе и от деспотических политических режимов, — одна из основных тем произведений этого периода. После восстания декабристов противопоставление лирического героя и общества становится роковым. Утверждается трагическая невозможность найти гармонию в обществе. Вершиной этого периода стало творчество М. Ю. Лермонтова
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Основные черты Центр художественной системы романтизма — личность, а главный конфликт — между личностью и обществом. Неприятие общественного устройства, угрожающего природе человека и его личностной свободе, протест против бездуховности и эгоизма. Просветительской идее прогресса и тенденции отбросить все «устаревшее и отжившее» романтизм противопоставляет интерес к фольклору, мифу, сказке, к простому человеку, возвращение к корням и к природе. С воспеванием возвышенного связан интерес романтизма к злу, его облагораживание и диалектика добра и зла. Романтизм зиждется на идеях свободы и поиске идеала, абсолюта. В романтизме появляется свобода от классических услов­ностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значе­нии поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека. В эпоху романтизма происходит открытие культуры Средневековья. Яркие картины природы, жизнь, быт и нравы далеких стран и народов также вдохновляли романтиков. Они искали черты, составляющие первооснову национального духа
Теоретики Братья Шлегели (Август Вильгельм и Фридрих), Новалис, Гельдерлин
Представители Германия: круг писателей и философов «йенской школы»: братья В. и Я. Гримм, Э. Т. А. Гофман, Г. Гейне. Англия: поэты «озерной школы»: У. Вордсворт, С. Т. Кольридж. Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Дж. Ките, У. Блейк, В. Скотт. Франция: писатели Ф.-Р. Шатобриан, П. Мериме, Жорж Санд. Польша: поэты А. Мицкевич, Ю. Словацкий. США: писатели В. Ирвинг, Ф. Купер, Э. По, Г. Лонгфелло В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин (творчество периода южной ссылки), К. Ф. Рылеев М. Ю. Лермонтов
Жанры Романтическая поэма Баллада Элегия Исторический роман Поэмы: А. С. Пушкин «Кав­казский пленник», «Цыганы», «Бахчиса­райский фонтан», М. Ю. Лермонтов «Мцыри», «Демон» и др. Баллады: В. А. Жуковский «Светлана» и др. Элегии: А. С. Пушкин «Погас­ло дневное светило...», М. Ю. Лермонтов «Дума» и др.

 

Реализм

Реализм (от латинского realis — действительный, вещественный) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре XIX ве­ка. Характеризуется утверждением объективного взгляда на действительность, стремлением к психологичному изображению характеров героев, к анализу об­стоятельств, формирующих тип личности, пониманию закономерностей разви­тия событий и отношений. Цель — точное и полное воспроизведение объектив­ной действительности в ее типических чертах.

  Европа Россия
Время возникновения   Начало реализму как форме художественного сознания было положено, по мнению разных исследователей, либо в эпоху Возрождения («ренессансный реализм»), либо в эпоху Просвещения («просветительский реализм»). В 30-х годах XIX века в искусстве Европы и России возникло художественное направление («собственно реализм»), которое было распространено во всех видах искусства до XX века   Первыми выдающимися образцами русской литературы реализма стали произведения А. С. Пушкина, основоположника этого направления, время создания которых начинает отсчет с 1825 года: историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман «Евгений Онегин». Большую роль в идейно-эстетической эволюции поэта сыграло его сближе­ние с декабристами во время южной ссылки
Историче­ские обстоя­тельства, способ­ствующие возникнове­нию Развитие капитализма в Европе и России, кризис романтизма. В 40-е годы возникает уче­ние, оказавшее влияние на формирование нового литера­турного направления, — уче­ние К. Маркса и Ф. Энгельса, соединивших диалектику Г. Гегеля с материализмом Л. Фейербаха Становление реалистиче­ского метода — особенно в самый начальный пери­од — выглядит прежде всего как становление индивиду­альных творческих мето­дов. Поэтому знакомиться со спецификой реализма первой половины XIX века целесообразнее на примере его корифеев
Основные черты Художественное изображение жизни в образах, соответ­ствующее сути явлений самой жизни. Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира. Типизация образов достигается через правдивость деталей в конкретных условиях. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверж­дающее. Реализму присуще стремление рассматривать действи­тельность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отно­шений. Объективное отображение существенных сторон жизни в со­четании с высотой и истинностью авторского идеала. Воспроизведение типичных характеров, конфликтов, си­туаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей). Предпочтение в способах изображения «форм самой жизни». Преобладающий интерес к проблеме «личность и общество»
Теоретики Г.-Э. Лессинг — выдающийся немецкий писатель, критик, теоретик реализма в литературе и искусстве. Литературным манифестом реализма стало предисловие О. Бальзака в «Человеческой комедии» В России Д. Писарев был первым, кто широко ввел в публицистику и критику термин «реализм»; до этого времени термин «реализм» употреблялся А. Герценым в философском значении, в качестве синонима понятия «материализм» (1846 год)
Представители Франция: Стендаль, О. Бальзак, Г. де Мопассан, Г.Флобер, Р. Роллан; Англия: Ч. Диккенс, У. Теккерей; США: М. Твен, У. Фолкнер; Германия: Т. Манн А. С. Пушкин «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Маленькие трагедии», «Капитанская дочка», «Повести Белкина»; М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»; Н. В. Гоголь «Петербургские повести», «Мертвые души»; И. С. Тургенев «Записки охотника», «Отцы и дети»; Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др.; А. Н. Островский «Бесприданница», «Гроза» и др.; М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» и др.; Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье» и др.; А. П. Чехов «Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка», рассказы; И. А. Бунин «Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи» и др.; А. И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся» и др.  

1.6. Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор- повествователь, литературный герой, лирический герой

Форма и содержание литературного произведения

Понятие Формулировка Пример
Тема (греч. thema — нечто, положенное в основу) Предмет изображаемого в литературном произведении, основной замысел, основное звучание произведения. Целостный образ мира, который определяет поэтическое мировосприятие художника. У всякого художника своя тема, свой образ мира М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: тема произведения — изображение типических черт поколения 30-х годов XIX века, воплощенных в образе Печорина
Идея Выражение авторского отношения к изображаемому, главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание художественного произведения М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: идея произведения — показать бесплодие и бездуховность жизни «героя времени», осуждение крайнего эгоизма, трагизм жизни героя
Проблематика (греч. ргоЫета — нечто, брошенное вперед) Основной вопрос, поставленный писателем в литературном произведении М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: автор стремится проанализировать причины появления такого типа личности в данную историческую эпоху, соотнести проявление воли героя и его «судьбы», предназначения
 
Фабула и сюжет Фабулой называется сово­купность событий, связан­ных между собой, о которых сообщается в произведении. Сюжет — те же события, но в их изложении в том поряд­ке, в каком они сообщены в произведении, в той связи, в какой даны в произведе­нии сообщения о них. Система событий в художественном произведении, представленная в определен­ной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: фабула — новеллы в хронологическом порядке («Тамань», Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч»); сюжет — «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»
Композиция Расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произ­ведения, служащее наиболее полному воплощению за­мысла художника, приемы, создающие общий рисунок произведения. Сущность композиционных приемов сводится к созданию неко­торого сложного единства, сложного целого М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: расположение новелл, составляющих роман именно в таком порядке, обнаруживает авторский замысел — постепенное углубление в психологию героя, изменение «ракурса» изображения
Конфликт Образное отражение в художественном произведении борьбы интересов, страстей, идей, характеров, политических устремлений (как личностных, так и общественных). Конфликт придает остроту сюжету М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: конфликт в произведе­нии — противоречие ме­жду устремлениями героя и его поступками, между героем и обществом, геро­ем и ценностями, приня­тыми в обществе, а также нормами поведения и по­нимания смысла и цели жизни
       

 

Стадии развития действия

Понятие Формулировка Пример
Экспозиция Непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения У. Шекспир «Ромео и Джульетта» — первые сцены пьесы, изображающие вражду семей Монтекки и Капулетти
Завязка Событие, которое определяет возникновение конфликта литературного произведения. Иногда она совпадает с началом произведения У. Шекспир «Ромео и Джульетта» — сцена праздника в доме Капулетти, встреча Ромео и Джульетты
Кульминация В литературном произведении сцена, событие, эпизод, где коллизия достигает наивысшего напряжения и происходит решающее столкновение между характерами и устремлениями героев, после чего в сюжете начинается переход к развязке У. Шекспир «Ромео и Джульетта» — поединок Ромео и Тибальта, гибель Меркуцио, Тибальта, а затем Ромео и Джульетты
Развязка Завершающая часть развития коллизии или интриги, где разрешается, приходит к логическому образному завершению конфликт произведения У. Шекспир «Ромео и Джульетта» — обнаружение братом Лоренцо погибших героев, выявление истины для родителей героев, семей Монтекки и Капулетти
Эпилог Заключение, сделанное автором после изложения повествования и завершения его развязкой — для объяснения замысла сообщением о дальнейшей судьбе героев, утверждающей последствия описанного в произведении явления У. Шекспир «Ромео и Джульетта» — речь герцога Вероны над гробом героев, осуждение вражды семей, приведшей к гибели их детей
Лирическое отступле­ние «Вклинивание» в текст «голоса» автора, его рассуждения о предметах, напрямую не относящихся к сюжету, общему течению событий Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» — описание степи

 

Система образов в произведении

Понятие Формулировка
Образ автора Это не простой субъект речи, чаще всего он даже не назван в структуре художественного произведения. Это воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем, рассказчиком или рассказчиками и через них являющееся идейно-стилистическим средоточием, фокусом целого
Литератур­ный герой Персонаж, действующее лицо литературного произведения
Лирический герой  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...