Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и классификация инноваций.




 

На инновационной стадии развития информация и знания становятся предметами и средствами труда для креативного мышления, продуктом которого являются новые идеи, имеющие большой социально-экономический эффект. При этом при переходе на новую стадию все достижения предыдущих стадий сохраняются и развиваются на более высоком уровне.

В широком смысле инновации – это все виды нововведений, повышающие эффективность социально-экономических процессов во всех областях и на всех уровня общества: в экономике, политике, социальной сфере, науке, технике, искусстве, образовании и др.

В более узком смысле инновации – это создаваемые и осваиваемые новые или усовершенствованные технологии, товары и услуги, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товаров и услуг на рынок.

По уровню новизны инновации делятся на:

1. Базисные (радикальные) – реализуют открытия и изобретения, открывающие новые направления развития науки, техники, технологии, продукции и др.

2. Крупные – реализуют изобретения, которые формируют новые поколения техники, технологии, продукции в рамках известного направления.

3. Средние – создают новые модели объектов в рамках существующих поколений.

4. Мелкие – улучшают отдельные показатели объектов.

5. Организационно-технические мероприятия – направлены на улучшение качества и снижения затрат на производство продукции.

Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов, а процессные означают новые методы организации производства. Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия.

По типу новизны для рынка инновации делятся на:

а) новые для отрасли в мире;

б) новые для отрасли в стране;

в) новые для данного предприятия (группы предприятий).

По месту инноваций в системе (на предприятии) можно выделить:

а) инновации «на входе» предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

б) инновации «на выходе» предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

в) инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

а) радикальные (базовые);

б) улучшающие;

в) модификационные (частные).

Научно-исследовательским институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на:

1) технологические; 2) производственные; 3) экономические; 4) торговые; 5) социальные; 6) в области управления.

Известна классификация инноваций, предложенная А.И. Пригожиным, включающая разделение инноваций по пяти группам на основе критериев:

1. Распространенности (единичные и диффузные).

2. Места в производственном цикле (сырьевые, обеспечивающие (связывающие) и продуктовые).

3. Преемственности (замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие и ретровведения).

4. Охвата ожидаемой доли рынка (локальные, системные и стратегические).

5. Инновационного потенциала и степени новизны (радикальные, комбинаторные и совершенствующие).

Четвертое и пятое деления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, а также интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.

С.Д. Ильенкова справедливо отмечает, что выдающееся инновационное исследование было выполнено в 20-х гг. ушедшего века российским ученым Н.Д. Кондратьевым – автором теории больших циклов хозяйственной конъюнктуры. Он обосновал идею множественности циклов и разработал модели циклических коротких (продолжительность 3–3,5 года), торгово-промышленных (средних) циклов (7–11 лет), больших циклов (48–55 лет).

Концепция больших циклов Н.Д. Кондратьева состоит из следующих основных частей: эмпирическое доказательство «большой модели цикла», некоторые эмпирически установленные закономерности, сопровождающие длительные колебания конъюнктуры, их теоретическое объяснение, или теория больших циклов конъюнктуры.

Для обоснования больших циклов им проанализирован обширный фактический материал – статистические данные четырех ведущих капиталистических стран: Англии, Франции, Германии, США. Исследовалась динамика цен, процент на капитал, заработная плата, объем внешней торговли, а также производство основных видов продукции промышленности по индексам общемирового производства. В результате проведенные по данным, охватывавшим период 140 лет, исследования показали наличие циклических волн продолжительностью 48–55 лет.

Наиболее важной задачей для экономики является разработка базисных и крупных идей, обеспечивающих опережающее и прорывное развитие страны, регионов, отраслей, производственных предприятий, продукции и технологий.

Объектами инновационного развития являются экономика, политика, социальная сфера страны, ее регионы, отрасли, предприятия, продукция, услуги, технологии, образование, бизнес, культура, искусство и все общество в целом.

В основе инноваций первого и второго уровней должны лежать изобретения. Такие инновации должны обладать следующими характеристиками:

Креативной силой – высокой новизной и полезностью.

Стратегией – обеспечивать конкурентные преимущества и успешную корпоративную деятельность на рынке в долгосрочном периоде.

Реализацией – быть реализуемыми в виде конкретных процессов, товаров и услуг.

Прибыльностью – повышать до максимума ценность конечного продукта для потребителей, предприятия и общества.

 

 

Инновационная программа, являющаяся сложной комбинацией проектов (мультипроекты и мегапроекты), как объект управления сильно отличается от отдельного проекта или совокупности слабо связанных между собой проектов, выполняемых организацией и ее соисполнителями.

Программа представляет собой сложный объект, в котором проекты взаимосвязаны функционально, а также по срокам, исполнителям и ресурсам. Теперь предмет управления выступает как сеть проектов.

Программам требуется единое руководство, централизованное по функциям стратегического планирования, финансирования, мониторинга, координации, правового обеспечения.

Примерами инновационных программ могут быть создание научно-технического комплекса, технологический прорыв в новом направлении и повышение научно-технического престижа национальной экономики, конверсия военного производства, техническое перевооружение отрасли, улучшение экологической обстановки и др. Сформировать и реализовать программу в силах только крупное объединение организаций, например финансово-промышленная группа (ФПГ), консорциум крупных корпораций, регион или мегаполис, федеральные органы, межгосударственные альянсы.

 

Инновационная стратегия развития предприятия - это комплекс целей и установок, правил принятия решений и способов перевода предприятия (фирмы) из старого (существующего) положения в новое (целевое) состояние на основе внедрения инноваций - технологических, продуктовых, организационных, управленческих, экономических, социальных - и позиционирования предприятия на конкурентных рынках товаров и услуг.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...