Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коррекционно-развивающая техника «Скорая помощь».




Коррекционно-развивающая техника «Скорая помощь».

Цель:

— элиминация эмоционального напряжения;

— развитие межполушарных связей;

— развитие внимания, самоконтроля;

— улучшение работоспособности.
Инструкция.


Верхняя буква каждой строки проговаривается вслух. Ниж­няя буква обозначает движение руками: Л—левая рука подни-


мается в левую сторону; П — правая рука поднимается в пра­вую сторону, В — обе руки поднимаются вверх.

Упражнение выполняется в последовательности от пер­вой буквы к последней, а затем от последней буквы к пер­вой. Можно изготовить плакат или индивидуальные карточ­ки с буквами:

 

А Б в г д Е . ж и
Л П П в л в л П в
К Л м н П р с т
Л л П л л П в П л
  У ф X ц ч ш я  
  П в л в в П л  

ПРОГРАММА

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ

ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ

И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

 

Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов, а так­же родителей), работающих с гиперактивными детьми. Программа состоит из 16 занятий. При соблюдении режи­ма проведения — 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 2 месяца. Время проведения — 50—60 минут. Оптимальное число участников группы — 4—6 человек, возраст — 6—12 лет. Занятия могут проходить индивидуально. В сложных случаях возможно увеличение числа занятий до полной кор­рекции СДВГ.

В программе используются упражнения, разработанные Б. А. Архиповым, Е. А. Воробьевой, И. Г. Выгс некой, Т. Г. Го­рячевой, В. И. Зуевым, П. Деннисоном, Ю. В. Касаткиной, Н. В. Клюевой, Л. В. Константиновой, Е. К. Лютовой, Г. Б. Мониной, Е. В. Пеллингер, А. Ремеевой, А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк, А. С. Султановой, Л. П. Успенской, К. Фоп-пелем и др.

Структура занятия:

— растяжка — 4—5 минут;

— дыхательное упражнение — 3—4 минут;

— глазодвигательное упражнение — 3—4 минуты;

— упражнения для развития мелкой моторики рук — 10 минут;

— функциональные упражнения (развитие внимания,
произвольности, самоконтроля), коммуникативные и ког­
нитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии — 20—
25 минут;

— релаксация — 4—5 минут.


Занятие 1

1. Растяжка «Половинка». Цель: оптимизация тонуса
мышц.
И. п. — сидя на полу. Общее напряжение тела. Рас­
слабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-
низ (напряжение верхней половины тела, напряжение
нижней половины тела), левостороннее и правосторон­
нее (напряжение правой и затем левой половин тела),
напряжение л свой руки и правой ноги, а затем правой руки
и левой ноги.

2. Дыхательное упражнение. Цель: развитие произвольнос­
ти и самоконтроля, ритмирование организма.
И. п. — сидя на
полу. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота,
начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного
цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания).
Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно силь­
нее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой
и с шумом «пьют» Bоздух.

3. Глазодвигательное упражнение. И. п. — сидя на полу.
Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой.
Начинается отработка движений глаз по четырем основным
(вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным
направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру.
Каждое из движении производится сначала на расстоянии
вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около
переносицы. Движенияия совершаются в медленном темпе (от
3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем
удержание должно быть равным по длительности предше­
ствующему движению. При отработке глазодвигательных уп­
ражнений для привлечения внимания ребенка рекоменду­
ется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие
игрушки и т. д. В начале освоения этих упражнений ребе­
нок должен следить за предметом, перемещаемым взрослым,
а затем передвигать его самостоятельно, держа сначала в
правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе.
Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «со-


скальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержа­ние не станет устойчивым.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Цель: развитие межполушарного взаимодействия. И. п. — сидя на полу.

• «Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим паль­цем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизин-цу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) по­рядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдель­но, затем вместе.

• «Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три по­ложения руки на плоскости пола, последовательно сменя­ющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в ку­лак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ла­донь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8—10 повторе­ний моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами


(«кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.


5. Функциональное упражнение «Послушать тишину». Цель:
формирование произвольной регуляция собственной деятельно­
сти, развитие аудиального гнозиса.
И. п. — сидя на полу. Зак­
рыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за
окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.

6. Функциональное упражнение с правилами «Костер». Цель:
формирование внимания и произвольной регуляции собствен­
ной деятельности.
Дети садятся на ковер вокруг «костра» и
выполняют соответствующую команду инструктора. По
команде (словесной инструкции) «жарко» дети должны ото­
двинуться от «костра», по команде «руки замерзли» — про­
тянуть руки к «костру», по команде «ой, какой большой
костер» — встать и махать руками, по команде «искры поле-
гели» —хлопать в ладоши, по команде «костер принес дружбу
и веселье» — взяться за руки и ходить вокруг «костра». За-
гем игра выполняется с ведущим ребенком.

7. Функциональное упражнение «Море волнуется... ». Цель:
развитие концентрации внимания и двигательного контроля,
миминация импульсивности.
Детям предлагается интенсив­
но двигаться по комнате, принимая различные позы. Инст­
руктор произносит считалку:


Море волнуется — раз! ,  ,
Море волнуется — два!          *

Море волнуется — три! , < -     ,

Морская фигура — замри!

t\r>    ' v, 11 •, T», " rVi" " д - "

Дети замирают в одной из поз. По команде инструктора «отомри! » упражнение продолжается.

8. Релаксация «Поза покоя». Цель: освоение и закрепле-ниелозымокоя и расслабления мышц рук. Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить*н" а колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, ти хим голосом, с длительными паузами.

- *                   V I              ^                                                                   I,                <                                                            I

Всё умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать, Но пока не все умеют Расслабляться, отдыхать. > -Есть у нас игра такая —., . •" " Очень ^легкая; простая, -— Замедляется движенье, Исчезает напряженье... И становится понятно — Расслабление приятно!

.                                             1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...