Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок возбуждения надзорного производства




Порядок возбуждения надзорного производства

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам

1. лиц, участвующих в деле, и

2. других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Право на обращение в Президиум Верховного Суда РФ с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор РФ и его заместители.

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд в течение 3 месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.

После поступления в суд надзорной инстанции надзорные жалоба, представление изучаются судьей ВС РФ

· по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо

· по материалам истребованного дела.

В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:

1. об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;

2. о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Основания отмены (изменения) судебных постановлений в порядке надзора

Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

1. права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;

2. права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

3. единообразие в толковании и применении судами норм права.

 

20. Исполнительное производство: общая характеристика

Исполнительное производство является одним из видов административных производств, составляющих административный процесс.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве не содержит нормативного определения понятия «исполнительное производство», ограничиваясь лишь указанием на общие положения.

Однако, исходя из признаков, которыми оно обладает, а также тех задач, которые решаются в ходе его осуществления можно дать следующее определение.

Исполнительное производство — это деятельность судебных приставов-исполнителей и других участников правоотношений, складывающихся в процессе реализации судебных исполнительных листов и иных исполнительных документов, указанных в ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» посредством государственного принуждения, и осуществляемая в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Данное определение носит универсальный характер, поскольку оно определяет круг лиц, осуществляющих производство, обозначает его содержание и раскрывает цели производства.

В самом общем виде исполнительное производство - это тот механизм, который позволяет в принудительном порядке восстановить нарушенную законность, права и интересы различных субъектов. Недостаточно вынести решение суда - важно исполнить требования, содержащиеся в соответствующих документах. Поэтому от проработанности правового механизма исполнительного производства и от квалифицированности судебных приставов-исполнителей зависит эффективность исполнения актов различных органов.

Под целями исполнительного производства понимается защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Для наиболее эффективного достижения указанных целей законодательство об исполнительном производстве ставит задачи, которые объединены в ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и сводятся к следующим положениям:

· правильному исполнению судебных и иных актов, предусмотренных действующим законодательством;

· своевременному исполнению судебных и иных актов, предусмотренных действующим законодательством.

Правильное исполнение заключается в исполнении судебных и иных актов в строгом соответствии с законодательством об исполнительном производстве, с соблюдением прав не только граждан и организаций, являющихся сторонами исполнительного производства, но и иных заинтересованных лиц.

Под своевременным исполнением судебных и иных актов понимается исполнение указанных актов в предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве» сроки.

Защита нарушенных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций в порядке гражданского судопроизводства является важнейшим средством реализации прав и свобод. Охрану этих прав осуществляют, в том числе и органы принудительного исполнения.

Основным нормативным правовым актом, детально регулирующим всю процедуру принудительного исполнения службой судебных приставов судебных и иных актов, а также порядок исполнения исполнительных документов другими органами (банками, лицами, выплачивающими должнику- гражданину периодические платежи, и др. ), является Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Среди других федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, законодателем не случайно выделен Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах».

Данный Федеральный закон определяет задачи судебных приставов, их правовой статус, основы организации деятельности службы судебных приставов, права и обязанности судебных приставов, гарантии их правовой и социальной защиты и др.

К источникам исполнительного производства относятся нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, в частности: Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 980 «О передаче функций Федерального долгового центра при Правительстве Российской Федерации Российскому фонду федерального имущества»; Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» и др.

Статья 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» определяет следующие виды исполнительных документов:

1. исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;

2. судебные приказы;

3. нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;

4. удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;

5. акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций о полном или частичном неисполнении требований о взыскании в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя;

6. судебные акты, постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

7. постановления судебного пристава - исполнителя;

8. акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке судом, другим органом или должностным лицом, принявшим соответствующий акт.

Характерной особенностью рассматриваемого вида административного производства является основной субъект исполнительных правоотношений - орган принудительного исполнения. Органами принудительного исполнения судебных актов и актов других органов являются Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации, службы судебных приставов субъектов Российской Федерации и их территориальные подразделения.

Федеральную службу судебных приставов возглавляет Главный судебный пристав РФ, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «О судебных приставах» существуют две группы должностных лиц, состоящих на государственной службе судебных приставов.

Первую группу образуют судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов. Вторую - судебные приставы- исполнители, обеспечивающие принудительное исполнение судебных актов.

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав - исполнитель:

· принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

· предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

· рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

· обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...