Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По А. Владимирову. Вечером молодой пастух Гришка Ефимов... Проблема выбора – убить или отказаться от убийства




(1)Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун. (2)Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую антилопу.

– (3)Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! – недоверчиво отмахивались от него. – (4)Откуда в наших местах антилопы?

– (5)Да я лично видел! (6)Она в лощине паслась!

– (7)Так, может, это не антилопа, а северный олень или мамонт?! – вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде. (8)Смеясь, мужики стали расходиться. (9)Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин. (10)Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его:

– (11)Ты точно антилопу видел?

– (12)Точно! (13)Видел! (14)Мамой клянусь! – пастух неуклюже перекрестился. – (15)А зачем тебе, Колёк, антилопа? (16)Лето ведь – мясо испортится!

– (17)Мне не мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! (18)Дочка у меня сильно хворает, уже третий год.

(19)Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину. (20)Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. (21)Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов антилопы. (22)Он знал, что ничего не найдёт. (23)Так уж, видно, суждено. (24)Суждено видеть стеклянные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль. (25)Боль, похожая на большую чёрную кошку.

(26)Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. (27)Нужно было возвращаться назад. (28)Савушкин спустился с холма и заплакал. (29)По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу… (30)Она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет. (31)И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли.

(32)Вдруг Савушкин замер. (33)В овражке, прорытом вешними водами, стояла антилопа. (34)Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати. (35)Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. (36)Антилопа смотрела на него, но почему-то не убегала.

– (37)Стой, стой, миленькая, стой! – шёпотом уговаривал её Савушкин. (38)Он шагнул влево и увидел рядом с антилопой детёныша. (39)Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморённый жарой, устало смотрел куда-то в сторону. (40)Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца. (41)Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. (42)Савушкин вздохнул и попятился назад...

(43)Солнце жгло прокалённую землю. (44)Дочка сидела на крыльце
и ела землянику, которую он нарвал в овраге перед самым селом.

– (45)Вкусно, миленькая?

– (46)Вкусно!

(47)Савушкин наклонился и погладил её мягкие волосы. (48)На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень.

(По А. Владимирову*)

* Александр ПавловичВладимиров – современный писатель-прозаик.

Проблема родительской любви, проблема нравственного отношения человека к природе; проблема нравственного выбора – убить или отказаться от убийства?

Авт. позиция: (1) нельзя убить одного ребёнка ради счастья другого: 2) всё живое связано нитями общей любви, общего родительского долга)

Сочинение

Есть в мире вечные проблемы. Мне кажется, одна из них - проблема нравственного выбора. Она рано или встаёт перед каждым человеком. На мой взгляд, эта проблема (проблема выбора – убить или отказаться от убийства), является центральной в отрывке

А. Владимирова. Здесь она поставлена ещё более остро, трагично: убить живое существо ради спасения жизни своего ребёнка или, помня о том, что всё живое связано нитями общей судьбы, отказаться от убийства.

А. П. Владимиров рисует драматичную историю, в которой такой нравственный выбор необходимо сделать отцу больного ребёнка. Он узнаёт, что где-то самым фантастическим образом появилась антилопа. Из её рогов можно сделать лекарство для тяжело больной дочери. Савушкин находит антилопу, он готов её убить, но вдруг рядом с животным появляется детёныш, которого оберегает мать: «Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца». Не смог выстрелить охотник…

Автор не даёт нам готового решения на поставленный вопрос, но мы приходим к выводу, который он нам подсказывает: нельзя убить одного ребёнка ради спасения другого. Даже родительская любовь не даёт права на убийство. Почему я решила, что именно такова авторская позиция? Дважды Владимиров повторяет один и тот же образ: на голове детёныша антилопы лежала «прохладная тень, будто фиолетовое покрывало»; когда Савушкин наклонился над дочерью, «на голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень». Всё живое на земле связано единой нитью!

Невозможно не согласиться с авторским решением проблемы: нельзя оправдать убийство высокими целями. Вспомним Раскольникова, героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Ведь он хотел убить старуху-процентщицу, чтобы помочь бедным, страдающим людям, но после одного убийства последовало другое. Раскольников убивает Лизавету, а она как раз из категории тех людей, которых убийца хотел облагодетельствовать. Не случайно Достоевский показывает, какие нравственные муки ждут человека, нарушившего христианскую заповедь: не убий!»

В романе Ч. Айтматова «Плаха» показана страшная трагедия: один из героев убьёт собственного сына. Синеглазая волчица Акбара и волк – воплощение родительской заботы о потомстве. Это самая настоящая забота о детях на человеческом уровне. Но люди не раз лишат волков детёнышей. В столкновении с волками погибнет Базарбай, убивший волчат, погибнет Бостон, который хотел вернуть их матери, будет убит случайным выстрелом отца невинный ребёнок. Накануне своей гибели Акбара встретит сына Бостона, и ей откроется, что это такой же детеныш, как и любой из ее волчат, только человеческий. Волчица унесет малыша с собой, но не в логово, а туда, откуда не возвращаются… Прозвучат два выстрела, сделанные Бостоном против воли.

Вспоминаются слова ещё одного героя литературы, Егора Полушкина из повести

Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», говорившего, что человек не царь природы, он её старший сын. Нельзя убивать безнаказанно!

Сложным был нравственный выбор героя А. Владимирова, но добро победило зло! Ах, как хочется, чтобы так было всегда…

 

С. Качалкову. Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой…

(1)Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой, как обычно, в половине девятого. (2)Он работал в сервисной мастерской, в самом центре города. (3)Чтобы оправдать горючее, по дороге домой он делал остановку возле центрального рынка и подхватывал, если, конечно, повезёт, попутчика. (4)Сегодня ему несказанно повезло, душа от радости пела, и он, едва разувшись, даже не помыв руки, сразу же помчался на кухню рассказывать об удивительном происшествии.

(5)Жена стояла возле раковины и мыла посуду. (6)Дочь с недовольным видом допивала чай и, капризно оттопырив нижнюю губу, спрашивала:

(7)–Мам, а почему нельзя?

(8)–Потому что… – раздражённо отвечала мать. (9)–Вон у отца отпрашивайся!

(10)Плетёнкин нетерпеливо махнул рукой, прося тишины, и, взвизгивая от радости, чем всегда раздражал жену, начал рассказывать.

(11)–Представляете, еду я сегодня мимо центрального рынка, тормозит меня какая-то женщина… (12)Просит, чтобы я её подвёз до заводоуправления. (13)Я гляжу: кожаное пальто, сапожки стильные, ну, и на лицо такая, видно, что ухоженная… (14)Я сразу ей: триста!.. (15)Она даже рот открыла. (16)Ну, ничего, села, довёз я её до управления. (17)Она выходит и даёт мне пятьсот рублей… (18)Я такой: «Так, а вот сдачи-то у меня нет!» (19)Она посмотрела на меня, пожала плечиками и говорит: «Ладно, сдачу оставьте себе!» (20)Представляешь, как повезло!

(21)–Да-а! (22)Были бы все пассажиры такие! – протянула жена.
(23)–Ты иди мой руки и давай садись ужинать…

(24)Плетёнкин закрылся в ванной и начал намыливать руки, вновь и вновь прокручивая подробности всего происшедшего. (25)Густые чёрные волосы, тонкие пальцы с обручальным кольцом, слегка отрешённый взгляд… (26)Такой взгляд бывает у людей, которые что-то потеряли, а теперь смотрят туда, где должна бы лежать пропавшая вещь, прекрасно зная, что там её
не найдут.

(27)И вдруг он вспомнил её! (28)Это была Наташа Абросимова, она училась в параллельном классе. (29)Конечно, она изменилась: была невидной дурнушкой, а теперь стала настоящей дамой, но тоскливое разочарование в глазах осталось. (30)Однажды в одиннадцатом классе он вызвался проводить её, вёл тихими улочками, чтобы их не видели вместе. (31)У неё глаза светились от счастья, и, когда он попросил написать за него сочинение на конкурс «Ты и твой город», она тут же согласилась. (32)Плетёнкин занял первое место, получил бесплатную путёвку в Петербург, а после этого уже не обращал внимания на очкастую дурнушку. (33)И только на выпускном балу, выпив шампанского, он в порыве слезливой сентиментальности попытался ей что-то объяснить, а она смотрела на него с той же усталой тоской, с какой смотрела и сегодня.

(34)–Ну, получается, что я обманул тебя!

(35)–Меня? – она улыбнулась. (36)–Разве ты меня обманул?

(37)–А кого же! – сказал он и глупо ухмыльнулся. (38)Она молча ушла.

(39)…Плетёнкин хмуро намыливал руки. (40)Он подумал, что обязательно встретит её и вернёт ей двести, нет, не двести, а все пятьсот рублей… (41)Но с … понял, что никогда не сделает этого.

(42)–Ты чего там застрял? (43)Всё стынет на столе! – потеряв терпение, крикнула из кухни жена.

(44)«Разве ты меня обманул?» – вновь вспомнилось ему, и он поплёлся есть остывающий суп.

(По С.С. Качалкову*)

* Сергей Семёнович Качалков (род. в 1943 г.)– современный писатель-прозаик.

Сочинение

Ложь, неправда, жульничество, уловка, хитрость, трюк, мошенничество, надувательство… Вот лишь несколько синонимов к слову обман, и мы взяли не самые резкие, есть ещё просторечные слова, характеризующие это неприятное свойство человека лгать, изворачиваться. Обман как жульничество, как мошенничество – вот тема, которой посвятил фрагмент С. С. Качалков. А проблему текста можно обозначить так: какие последствия имеет намеренный обман?

Писатель изображает обычный вечер обычной семьи. Глава семейства вернулся с работы, донельзя довольный тем, что ему удалось «потаксовать» после смены, да ещё так удачно! У хорошо одетой дамы со «слегка отрешённым взглядом» он сначала запросил завышенную цену за проезд, а потом обманул её, сказав, что с пятисот рублей у него нет сдачи. Провёрнутой махинацией доволен он, рада этому жена. Но вдруг в ванной, прокручивая в уме удачно проведённый вечер, он вспоминает, кто это женщина. Это была его одноклассница, которую Плетёнкин обманул, учась в одиннадцатом классе. Наташа Абросимова была дурнушкой, но Плетёнкину так хотелось победить в городском конкурсе сочинения, что он вызвался проводить её и попросил написать сочинение вместо него. Девушка, светясь от счастья, согласилась. Обманщик победил в конкурсе, получил бесплатную путёвку в Петербург. «а после этого уже не обращал внимания на очкастую дурнушку». На выпускном вечере он пытался что-то ей объяснить, говоря: «Ну, получается, что я обманул тебя!» Но девочка оказалась намного мудрее Плетёнкина. «Разве ты меня обманул?» - спросила она улыбаясь.

Это дважды повторённое «разве ты меня обманул?», мне кажется, даёт решение поставленного вопроса. Человек, обманывающий других ради корысти, наказывает в большей степени себя, он обедняет свой духовный мир, делается нищим духом, его божком становится корысть. Этот вывод подтверждается и тем, какая обстановка царит в доме Плетёнкина, и его поступками: его дочь вечно чем-то недовольна, капризна, жену он раздражает, а сам испытывает после радости от обмана какое-то гнетущее чувство («Разве ты меня обманул?» – вновь вспомнилось ему, и он поплёлся есть остывающий суп».)

Да, нас с детства учат, что лгать нехорошо, что обман постыден. Но, положа руку на сердце, признайтесь, кто из вас никогда не врал. Не успел выучить уроки, а тут фильм интересный, и ты на вопрос мамы об уроках, не моргнув глазом врёшь, что всё к школе готово. А завтра – расплата: двойка. Ну, ничего мы ещё раз обманем маму или отца. И одна ложь порождает другую. А бывает ещё хуже: моему товарищу очень хотелось иметь навороченный телефон, и он его… украл. Дома сообщил, что друг ему дал на время. Потом всё выяснилось, и мой товарищ был поставлен на учёт в Комиссию по делам несовершеннолетних.

Об омерзительности лжи предупреждают нас классики. Вспомним Молчалина из комедии

А. С. Грибоедова «Горе от ума». Он влюблён в Лизаньку, служанку Софьи, а из выгоды ухаживает за Софьей. Когда обман раскрывается, плохо всем: и Софье, и Чацкому, и Фамусову, и Лизаньке…

Классический тип лгуна – Чичиков, герой поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Этот лжёт всем: и государству, проворачивая аферу с «мёртвыми душами», и каждому из помещиков, и всему городу. Особенно отвратительным выглядит его поведение, когда Гоголь рассказывает историю становления героя. Строя свою карьеру, подлец-приобретатель не гнушается ничем: обманывает примерным поведением и прилежанием учителя, бессовестно лжет своему начальнику, притворяясь женихом его некрасивой дочери-перестарка… Даже беззастенчивый враль Ноздрёв выглядит пристойнее отъявленного мошенника Чичикова.

Так какой же вывод можно сделать из размышлений над проблемой последствий лжи? Она, ложь, отвратительна во всех проявлениях, влечёт за собой ещё целую череду обманов, делает нас беднее в духовном плане. А посему старайтесь не лгать!

С. Соловейчик. Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью… Проблема истинного содержания духовности

(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью – значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. ( 2)Но вот в «Пророке»:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился…

(3)Чего же не хватало пушкинскому герою – споров, театров и выставок? (4) Что это значит – духовная жажда?

(5 )Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7) Интеллигентность – не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10) Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. ( 13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17) Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21) Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные – назовём их стремлениями: «священный сéрдца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…

(С. Соловейчик)

Сочинение

Остро и полемично начинает С. Соловейчик свои размышления о духовности: «Даже самые развитые люди … глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью – значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни». Он сразу вступает в полемику с этой точкой зрения, отсылая читателя к пушкинскому «Пророку», цитируя его и задаваясь вопросом: «Что это значит – духовная жажда?». Позволю себе предположить, что именно этот вопрос, вопрос содержания понятия духовности, является центрально проблемой для С. Соловейчика.

Он сразу предлагает нам не путать духовность с культурой поведения, образованностью, интеллигентностью. Стремление прочесть больше книг, посещение театров, умение спорить о высоких материях вовсе не свидетельствует о насыщенной духовной жизни. Такие люди «бывают порой негодными людьми». Но «есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними». И их тоже не назовёшь духовными людьми, они просто хорошие люди.

По крупицам, по отдельным высказываниям определила я для себя то, что включает понятие духовность в понимании С. Соловейчика. Духовная жизнь человека - это его собственное стремление к прекрасному, к правде и добру, причем стремление это бесконечно.

С таким определением понятия духовности невозможно не согласиться. Мы хотим претендовать на то, чтобы прослыть духовными, нравственными людьми, но порой уверены, что можем стать таким, щегольнув где надо и не надо красивой цитатой, рассказом о новой премьере, хвастовством о посещении музея. Но если это не является потребностью твоей души, то о какой духовности тут говорить?

Примеров высоконравственных, стремящихся к прекрасному можно привести достаточно много. Разве не духовны Д. С. Лихачёв, А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын. Эти люди никогда не поступались своей совестью, стремились стать лучше сами, хотели, чтобы и другие думали над своим духовным ростом. Среди моих современников меня восхищает актриса театра и кино Чулпан Хаматова. Вот уж кому свойственно постоянное стремление к правде и добру. Она прекрасная актриса, мама троих детей, соучредитель одной из самых известных благотворительных организаций России «Подари жизнь».

А если обратиться к классике, сразу вспоминаешь героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Андрея Болконского и Пьера Безухова. Говоря о них, мы постоянно употребляем словосочетание «духовные искания». Пьер говорил об Андрее Болконском: «Он так всеми силами души всегда искал одного: быть вполне хорошим…» Эти слова с полным основанием можно отнести к обоим героям. Они прошли трудный жизненный пут, шли по нему по-разному, ошибались, мучились, но стремились к правде, добру и простоте.

Пусть каждый из нас помнит прекрасные пушкинские слова о духовной жажде, пусть они станут девизом нашей жизни. Тогда каждый из нас и всё наше общество станет лучше, духовнее.

По К. Паустовскому. Жизнь Гайдара была продолжением, а иногда и началом его книг… Какой человек заслуживает уважение окружающих, за какие качества его можно назвать «большим, добрым, талантливым»?

(1)… Жизнь Гайдара была продолжением, а иногда и началом его книг. (2)Года за два до того, как вышел «Тимур и его команда», Гайдар зашёл как-то ко мне. (3)У меня был трудно болен сын, и мы сбились с ног в поисках одного редкого лекарства. (4)Его нигде не было.

(5)Гайдар подошёл к телефону и позвонил к себе домой.

– (6)Пришлите сейчас же ко мне, – сказал он, – всех мальчиков нашего двора. (7)Я жду.

(8)Он повесил трубку. (9)Через десять минут раздался отчаянный звонок у двери. (10)Гайдар вышел в переднюю. (11)На площадке за дверью стояло человек десять мальчиков, очень взволнованных и запыхавшихся.

– (12)Вот что, – сказал им Гайдар. – (13)Тяжело болен мальчик. (14)Нужно лекарство. (15)Я вам запишу каждому его название на бумажке. (16)Сейчас же – во все аптеки: на юг, на восток, на север, на запад. (17)Из аптек звонить мне сюда. (18)Всё понятно?

– (19)Понятно, Аркадий Петрович! – закричали мальчики и понеслись вниз по лестнице.

(20)Вскоре начались звонки.

– (21)Аркадий Петрович! – кричал в трубку взволнованный детский голос. – (22)В аптеке на Маросейке нету.

– (23)Поезжай дальше. (24)На Разгуляй.

(25)Гайдар сидел у телефона, как капитан на мостике корабля. (26)Через сорок минут восторженный детский голос прокричал в трубку:

– (27)Аркадий Петрович, есть! (28)Я достал!

– (29)Где?

– (30)В Марьиной роще!

– (31)Вези сюда. (32)Немедленно.

(33)Лекарство было привезено, и сыну вскоре стало легче.

(34)Благодарить его было нельзя. (35) Он очень сердился, когда его благодарили за помощь. (36 )Он считал помощь человеку таким же … делом, как, скажем, приветствие. (37)Никого же не благодарят за то, что он с вами поздоровался.

(38)Однажды мы с Гайдаром шли по улице и услышали встревоженные голоса. (39)Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. (40)Сильная струя воды била прямо в кусты роз и сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и вот-вот могла уничтожить весь сад. (41)Люди бросились вверх по улице, чтобы закрыть какой-то кран.

(42)Гайдар подбежал к трубе, примерился и зажал трубу ладонью. (43)Поток воды остановился. (44)По лицу Гайдара я видел, что он сдерживает давление воды изо всех сил и ему невыносимо больно. (45)Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не перекрыли воду.

(46)Потом Гайдар долго тяжело дышал. (47)Ладонь у него была окровавлена. (48)Но он был очень радостно настроен – не потому, конечно, что проверил свою силу, а потому, что ему удалось спасти маленький чудный сад.

(49) Мне очень не хватает Гайдара – большого, доброго, талантливого человека.

(По К. Паустовскому)

Сочинение

Гайдар. Известный детский писатель. Так мы привыкли его называть. А К. Г. Паустовский с большим уважением рассказывает нам об А. П. Гайдаре-человеке, вернее, о нескольких эпизодах из его жизни.

Мы узнаём, что «жизнь Гайдара была продолжением, а иногда и началом его книг, знакомимся с эпизодом, когда мальчишки, друзья писателя, помогают в многочисленных аптеках Москвы найти лекарство для больного сына Паустовского. Мы видим Гайдара, спасающего «маленький чудный сад, слышим искренние слова автора о том, что ему «очень не хватает Гайдара – большого, доброго, талантливого человека». За этим рассказом не просто повествование о чудесном человеке, за ним – большая и очень важная проблема.

Так как же мы сформулируем её? Какой человек заслуживает уважение окружающих, за какие качества его можно назвать «большим, добрым, талантливым»? Вот вопросы, над которыми заставляет нас задуматься Паустовский. Он не даёт нам готового ответа, позицию автора, мы должны додумать сами. И она вытекает из того, что мы узнаём о Гайдаре.

Человек, готовый не задумываясь прийти на помощь тому, кто в ней нуждается, человек, который может терпеть боль ради того, чтобы спасти что-то прекрасное, нужное людям, достоин уважения. Вот оно, видение настоящего Человека Паустовским.

Я не могу не согласиться с таким ответом на поставленный вопрос. Милосердие, сострадание, доброта важны в жизни каждого из нас. Тому мы можем найти множество примеров и в жизни, и в литературе.

На память мне приходит подвиг майора Солнечникова. Во время учений солдат, проходящий военную службу по призыву, неудачно бросил гранату. Боеприпас попал в край переднего бруствера, ограждавшего огневую позицию, срикошетил и отлетел в зону поражения сослуживцев. Майор мгновенно осознал произошедшее, оттолкнул растерявшегося солдата и накрыл собой гранату. Через полтора часа майор скончался на операционном столе от полученных ранений, несовместимых с жизнью. Указом Президента Российской Федерации майору Солнечникову С. А. за героизм, мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

В Ленинградской области пожарный Дмитрий Тихомиров спас 30 человек, но сам выбраться из горящего здания не смог.

Выдающийся русский писатель Б. Васильев в повести «Летят мои кони» рассказал про доктора Янсена. Он погиб, спасая детей, провалившихся в канализационную яму. Человека, которого и при жизни почитали как святого, хоронил весь город.

Есть и другие примеры добрых поступков во имя спасения других. Так, в новелле «Последний лист»

О. Генри рассказывается о художнике, спасшем жизнь больной девочке. Джонси тяжело заболела пневмонией. Часами она смотрела в окно, на плющ, который рос на стене дома во дворе, считала листья, которые опадали с плюща: Джонси казалось, что, когда последний лист опадет, она умрет. Старый художник, который жил на первом этаже, под холодным дождем ночью нарисовал на стене лист плюща вместо того, который сорвал ветер. Лист, который не подчиняется холодным ветрам и остается на плюще, возбудил у Джонси волю к жизни, и она выздоровела. А старый Берман заболел пневмонией и умер.

Великий философ древности Конфуций говорил: «Кто преисполнен милосердием, непременно владеет мужеством». Умейте творить добро, будьте готовыми прийти на помощь людям, и вы заслужите уважение окружающих.

По Г.Н. Бочарову. Однажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей…

(1)Однажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей к зрителям: пострадавшему человеку срочно требовалась донорская кровь.

(2)Люди сидели в тёплых уютных квартирах, никто не знал о делах друг друга, никто не собирался, да и не мог контролировать человеческие поступки. (3)Любой человек мог потом сказать: я не смотрел телевизор, я обращения не слышал. (4)Но контролёр всё же у большинства был. (5) Высший нравственный контролёр – совесть. (6)Но ведь и только! (7)Да, и только. (8)Но это «только», эта единственная избирательность и оказывалась главной в последующие минуты, когда человек начинал действовать. (9)На трамваях, на автобусах, на такси (!) люди добирались до больницы. (10)Дежурные медсёстры выходили их встречать. (11)За 30 минут в больницу приехало 320 человек. (12)Пострадавший был спасён.

(13)Я захотел встретиться хотя бы с некоторыми из этих людей. (14)Я заходил в их дома, разговаривал, выясняя мотивы поступка, мучительно подыскивал слова и ощущал, как не хватает этих слов не только мне, но и самим донорам… (15)Я до сих пор чувствую неловкость тех бесед, выяснений. (16)Главное ведь было в ином. (17) Главное заключалось и заключается в том, что люди эти действовали исходя из своих привычных представлений о нравственном долге. (18)У них не было других мотивов. (19)Нравственный долг – их главный мотив. (20)Поступок этих людей – не яркая вспышка, а норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо.

(21)На самом деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу, обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства долга, подобную отзывчивость. (22)Это действительно необходимо, ибо важно, чтобы проявление гуманных свойств человеческой души стало для каждого естественной потребностью. (23)Для каждого!

(24)С особой ясностью я помню лица моих давних собеседников в моменты, когда их поступок многими журналистами характеризовался как подвиг. (25)Нет, эти люди хорошо знали, что подвиг – одно, а выполнение нравственного долга – другое. (26)Журналисту тоже следовало это знать. (27)Как и то, что каждый из этих людей, вообще каждый человек, способный преступить личное благополучие ради помощи другому человеку, способен и на гораздо большее. (28)Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта между личным интересом и интересом общественным.

(29)Одно берёт начало в другом. (30)Большое – в малом, великое – в большом.

(По Г.Н. Бочарову*)

*Бочаров Геннадий Николаевич (родился в 1935 г.) – журналист, публицист, политический обозреватель, автор более 20 книг, член Союза писателей России.

Сочинение

Как-то, «гуляя» по бескрайним просторам Интернета, наткнулась вот на эти стихи (не знаю, чьи они):

Твори добро- пусть не поймут...

Дари добро - пусть не вернётся!

Посей добро и там, и тут...

Пусть каждого оно коснётся!

Твори добро не для чего-то...

А от сердечной чистоты!

И если злом отплатит кто-то...

Пред БОГОМ чист не он - а ты…

Они тронули меня до глубины души, а сейчас, когда я прочла статью Г. Н. Бочарова, вдруг подумалось, что эти строки созвучны его мыслям.

Мне кажется, что Бочаров пытается понять вопрос: что заставляет людей откликаться на чужую беду, творить добро, даже не зная того, кому оно адресовано. Он вспоминает, как однажды сотни людей мгновенно откликнулись на обращение врачей к зрителям с телевизионных экранов о необходимости донорской крови пострадавшему. Автору захотелось встретиться с несколькими из этих людей, чтобы понять, что заставило их из тёплых уютных квартир ехать на пункт переливания крови. И он испытывал неловкость, беседуя с этими людьми, потому что его вопросы вызывали недоумение: люди не видели в своём поступке ничего необычного. И это позволило Бочарову сделать свой вывод.

Автор понял, что в желании помочь другому люди действуют «исходя из своих привычных представлений о нравственном долге», а «высший нравственный контролёр – совесть». Журналист испытывает удовлетворение от того, что таких людей немало.

Такое представление о стремлении творить добро близко и понятно мне. Очень часто, увы, в нашей жизни случаются беды. И многие люди, забывая о своих делах и проблемах, бросаются на помощь тем, кто в ней нуждается.

Бывало в моём маленьком селе такое: человек попал в аварию, ему сделали срочную операцию. Нужна кровь. Родные обращаются к близким, к друзьям, чтобы те с утра были на донорском пункте. А утром оказывается, что прибыло людей гораздо больше, чем надо. И ведь никто не разворачивается, не возвращается домой. Не нужна кровь односельчанину, понадобится другому. Или другой пример. Смотрю программу «Время». Рассказывают о ребёнке, которому нужна огромная сумму на лекарства или лечение за границей, предлагают всего-навсего прислать СМС на 50- 70 рублей. А в конце программы вдруг оказывается, что уже собрали сумму, превышающую ту, что нужна. Она пойдёт на лечение других детей.

Много примеров бескорыстной помощи можно найти в литературе. Вспомним Наташу Ростову и её семью. Когда Наполеон вступал в Москву, жители покидали столицу. Семья Ростовых была в их числе. Старшие пытались спасти хоть какое-то имущество семьи. Но когда Наташа прибежала к родителям с просьбой отдать телеги раненым под Бородино, мать и отец согласились.

Переживший невыносимые страдания, потерявший на войне всех своих близких, Андрей Соколов, герой рассказа Шолохова «Судьба человека», находит в своём сердце место для сироты Ванюшки, малыша, тоже обожжённого войной.

Как это здорово, что в эпоху, когда СМИ обрушивают на нас столько негатива, когда многие перестают верить в порядочность людей, находится человек, напоминающий нам, что добрый «поступок этих людей – не яркая вспышка, а норма поведения». Спасибо Вам, Геннадий Николаевич Бочаров!

По И. Новикову. Это был один из тех осенних дней…

(1) Это был один из тех осенних дней, когда изнуряющая тоска давит сердце, когда промозглая сырость проникает в душу и там, как в погребе, становится темно и холодно. (2)Порывисто дул ветер, и неподвижно-тяжёлая вода в лужах начинала покрываться чёрными пупырышками. (3)Белые льдинки, похожие на обглоданные рыбьи кости, тоненько звенели о края асфальта. (4)Провисшее небо цементного цвета, озябшие осины, обмотанные грязно-серыми бинтами утренней изморози, выбеленные ночным холодом скулы зданий… (5)В такие дни кажется, что никогда больше не появится солнце, что навсегда померк свет, что наша жизнь будет безрадостно тлеть среди этого одуряюще-серого, радикулитного сумрака…

(6)Я ждал автобуса на остановке, возвращаясь из служебной командировки: в маленьком волжском городке я инспектировал безопасность газового оборудования городской котельной. (7)В моём портфеле лежала целая кипа предписаний, и кому-то эта проверка грозила увольнением с работы. (8)Вот почему меня встречали и провожали с обречённо-кислой полуулыбкой, как будто я был бациллой сибирской язвы, от которой никак невозможно спастись. (9)Мне робко пытались вручить пакет с сувениром и приглашали на якобы случайно совпавший с моим приездом семейный праздник, но я категорично отказался. (10)Хотя все свои проверки я проводил в точном соответствии с должностными инструкциями, на душе лежал камень.

(11)Люди на остановке, будто связанные по рукам и ногам пленники, застыли на месте и апатично смотрели в ту сторону, откуда должен был появиться опаздывающий автобус. (12)Ни раздражительного слова, ни весёлой шутки, ни смеха… (13) Мы все стали неотъемлемой частью тоскливого ненастья.

(14)Вдруг откуда-то из переулка вышел высокий, полный мужчина, который вёл за руки двух круглолицых девочек. (15)Они кружили подле отца, хлопали одна другую по плечам и самозабвенно смеялись. (16)Отец смеялся вместе с ними, поправляя девочкам капюшоны, то и дело сползающие на глаза. (17)Эта весело гомонящая троица подошла к остановке. (18)Отбиваясь от детей, отец посмотрел на расписание, потом бегло глянул на часы и, видимо поняв, что у него ещё есть время, целиком отдался игре. (19)Они шумно бегали друг за другом, с топотом кружа вокруг сваленных в кучу бетонных плит. (20)Дети смеялись так, что порой останавливались и, согнувшись, хватались за отца, чтобы не упасть. (21)Тот, большой и толстый, с широким мясистым лицом, торопливо, почти взахлёб, говорил им что-то смешное, и они, всплёскивая руками, начинали хохотать ещё сильнее.

(22)Пожилая женщина, пряча лицо от ветра, искоса глядела на это ликующее семейство и укоризненно качала головой:

(23) – Ну разве так можно?!

(24) А я смотрел на них и завидовал. (25) Так завидуешь людям, живущим в уютной и тёплой деревушке, мимо огоньков которой ты мчишься на поезде в морозную зимнюю ночь…

(26)Подошёл автобус, одна из девочек, прочитав табличку на ветровом стекле, радостно махнула рукой вопросительно кивнувшему отцу:

(27) – Не наш! (28)Играем!

(29) Мы угрюмо сели в автобус и поехали, а они остались, с блаженным визгом гоняясь друг за другом по опустевшей остановке.

(По И. Новикову)

Сочинение

Промозглый осенний день, небо цементного цвета, ледяной ветер… Такой безрадостный пейзаж возникает перед нами, когда мы попадаем в мир, изображённый И. Новиковым. И под стать этому пейзажу настроение людей, ожидающих автобуса на остановке: «В такие дни кажется, что никогда больше не появится солнце, что навсегда померк свет, что наша жизнь будет безрадостно тлеть среди этого одуряюще-серого, радикулитного сумрака…» Люди будто стали частью тоскливого ненастья. Но вдруг откуда-то-то из переулка появляется мужчина с двумя девочками. Они самозабвенно смеются, бегают друг за другом, играют, причём отец участвует в веселье детей на равных. И вот это противопоставление унылого пейзажа, безрадостного настроения с бьющим из маленькой семьи веселья и помогает нам понять, с какой целью дана эта сцена. Что делает одних людей несчастными, а других счастливыми? Что помогает радоваться жизни? Вот они, основные вопросы,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...